По алфавиту:

Указатель категорий Культурология Духовная культура и духовные потребности человека и общества

Духовная культура и духовные потребности человека и общества

Тип работы: Контрольная работа
Предмет: Культурология
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2010
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Реферат

Выдержка из работы.

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

Волгоградский филиал ГОУ ВПО

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА» 

Кафедра «Социально-гуманитарные дисциплины» 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

по дисциплине «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ»

по теме: Духовная культура и духовные потребности человека и общества 
 
 
 
 
 

Студент            Чикалов Н.В.

Группа                        НЗС-72 
 

Преподаватель      Фокина О.А.

Дата  сдачи  _______________

Оценка  ________________ 
 
 
 
 

    Волгоград  2010

 

Содержание 

 

Введение

 

     Любое существо, живущее на земле, будь то растение или животное, полноценно живет или существует только при  соблюдении им определенных условий. Эти  условия создают консенсус, который ощущается как удовлетворение, поэтому имеет место говорить о границе потребления, таком состоянии всех людей, при котором их потребности максимально насыщены.

     Уже много миллионов лет назад, во время существования человека умелого, граница потребления начала расширяться. Но по-прежнему она носила физиологический характер. В процессе эволюции эта граница зашла за предел чисто физиологической потребности. И в современное время потребности в красивой одежде, изысканной еде, в погоне за модой и престижем актуальны, и от них зависят занятость на рынке труда, развитие как крупного, так и малого бизнеса.

     Удовлетворение  потребностей - это цель любой деятельности человека. Он работает, чтобы обеспечить себе питание, одежду, отдых, развлечения. Человек без потребностей - мертвый человек.

     Миллионы  лет эволюции можно свести к нескольким годам развития человека, и тем  самым упростить понимание отличия  высших и низших потребностей (вторичных  и первичных). Во многих научных источниках это отличие определено как понятие для автоматического понимания, т.е. даны две категории, различие в которых человеческий мозг улавливает довольно быстро. Но в чем же все-таки их отличие? Эти понятия отличает то, что отличает человека от животного, то есть разум. При рождении человек испытывает только первичные потребности. Проходят миллионы лет эволюции или считанные годы социализации человека и существо с низким уровнем развития превращается в высокоорганизованное. Одним из основных признаков этого превращения является появление на определенном этапе высших потребностей.

 

1 Духовная  культура

 

     Слово cultura ведет свое происхождение от латинского глагола colo, который означает "обрабатывать", "возделывать  почву". Первоначально слово культура обозначало процесс очеловечивания природы как среды обитания. Однако постепенно, как и многие другие слова языка, оно изменило свой смысл.

     В современном языке понятие культура употребляется в основном в двух значениях - "широком" и "узком".

     В узком смысле, говоря о культуре, обычно подразумевают те области творческой деятельности, которые связаны с искусством.

     В широком же смысле культурой общества принято называть совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в  поколение при помощи определенных знаковых систем (языковых и неязыковых), а также путем обучения и подражания.

     Несмотря  на различные оценки влияния культуры на жизнь людей, практически все  мыслители признавали что:

     1) духовная культура играет важную  роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного человечеством опыта;

     2) что культура является особой  человеческой формой бытия, которая  имеет свои пространственно-временные  границы;

     3) культура служит одной из важнейших  характеристик жизнедеятельности, как отдельной личности, так и конкретного общества в целом.

     Традиционно культуру принято подразделять на материальную и духовную.

     Под материальной культурой понимают технику, производственный опыт, а также те материальные ценности, которые в своей совокупности составляют искусственную среду обитания человека. Подвидами материально-культурных феноменов являются:

     1) природные объекты, которые подверглись  некоторому воздействию со стороны  человека и изменили свою первозданную  форму (рубило первобытного человека);

     2) искусственно-природные объекты,  которые сохраняют свою природную  форму, но существуют так, как  не встречаются в естественных  условиях (японский сад камней);

     3) синтетически-природные объекты,  т.е. такие объекты, которые  синтезированы из встречающихся в природе материалов (пластмассы);

     4) социально-культурные объекты, сооружение  которых предполагает использование  природных и искусственных материалов (шоссейные дороги);

     5) социально-материальные объекты,  обслуживающие общество в производственной сфере (компьютеры, машины).

     К духовной культуре обычно относят науку, искусство, религию, мораль, политику и  право. Говоря о духовной культуре, следует различать ее форму, которая  материальна, и содержание, которое  идеально. Форма характеризует то, в чем воплощены феномены данного вида культуры, а содержание - то, что они значат для личности и общества.

     Духовную  культуру можно классифицировать так  же, как и материальную, т.е. на основании  степени творчески-преобразующей  деятельности создавшего ее человека. Исходя из этого критерия выделяют следующие подвиды духовной культуры:

     1) произведения монументального искусства,  обладающие материальной формой, которую придал художник естественно-природным  или искусственным материалам (скульптура, объекты архитектуры);

     2) театральное искусство (театральные  образы);

     3) произведение изобразительного  искусства (живопись, графика);

     4) музыкальное искусство (музыкальные  образы);

     5) различные формы общественного  сознания (идеологические теории, философские, эстетические, нравственные и др. знания, научные концепции и гипотезы и т.д.);

     6) общественно-психологические явления  (общественное мнение, идеалы, ценности, социальные привычки и обычаи, и т.д.).

     Относительная самостоятельность материальной и  духовной сфер общественной жизни в отношении друг друга иногда приводит к переоценке роли и места материальной культуры общества и недооценке его духовной культуры. В противовес подобному подходу в последние годы в социологии получает все большее распространение понятие социокультурной сферы жизни общества.

     Социокулътурная сфера понимается как ведущая  сфера развития общества, аккумулирующая опыт предшествующих поколений и  обеспечивающая социальную стабильность в течение достаточно длительного  исторического периода.

     Ученые вычленяют следующие функции данной сферы:

     а) трансляционную (передача социальных ценностей из прошлого в настоящее, а из настоящего - в будущее);

     б) селекционную (оценка и классификация  унаследованных ценностей, определение  их места и роли в решении проблем общества на данном этапе);

     в) инновационную (обновление социальных ценностей и норм).

     Накопленные российским обществом в XX веке социальные ценности и нормы сегодня подвергаются серьезному пересмотру. В связи с  этим можно отметить ряд позитивных и негативных процессов, происходящих в социокультурной сфере.

 

2. Понятие духовных потребностей и их место в потребностях человека

 

     Плюрализм потребностей определяется многогранностью  человеческой природы, а также многообразием  условий (природных и социальных), в которых они проявляются.

     Трудность и неопределенность выделения устойчивых групп потребностей не останавливает  многочисленных исследователей искать наиболее адекватную классификацию  потребностей. Но мотивы и основания, с которыми походят различные  авторы к классификации, совершенно разные. Так, например польский психолог Обуховский К. насчитал 120 классификаций. Сколько авторов, столько и классификаций.

     В данной работе я остановлюсь на довольно обобщенной классификации так называемых базовых потребностей. Базовые потребности: это всеобщие потребности, присущие всем людям. К базовым потребностям относятся: биологические, материальные, социальные, духовные потребности.

     Важным  аспектом анализа потребностей является их иерархия. Условием возникновения  интеллектуальных и духовных потребностей, по мнению многих авторов, является функционирование физиологических систем человеческого организма, т.е. удовлетворение биологических и материальных потребностей. Однако многие авторы эту зависимость абсолютизируют.

     Хотя некоторая последовательность в удовлетворении потребностей, несомненно, существует, однако ее нельзя считать одинаковой для всех людей. Известны факты, когда потребность в творчестве и духовном совершенствовании становилась доминирующей не после удовлетворения всех остальных потребностей (биологических, безопасности, признания и т. д.), а, по существу, на грани выживания, когда еще не удовлетворены были основные потребности в пище, жилье и безопасности.

     Любая из обозначенных выше потребностей характеризуется направленностью на какой-либо предмет, побуждает человека к овладению этим предметом.

     Биологическая потребность побуждает человека к овладению всеобщими жизненными ресурсами, материальная потребность  имеет своим предметом материальные средства удовлетворения всех потребностей, социальная потребность побуждает человека к овладению формами общения и связи с другими людьми. Предметом духовной потребности является духовность. Но что такое духовность?

     Духовность  и сознательность - понятия однопорядковые. Но не всякая сознательность духовна. Например, рабочий, совершающий операции на заводском конвейере, проделывает их со знанием дела. Но эти действия технологичны, бездуховны. Алкоголик совершает сознательный выбор спиртных напитков, а также выбор пищи в качестве закуски. Но он не осознает разумной границы употребления спиртных напитков, не способен в силу порабощения страстью подняться выше ее и впадает в животное состояние. Главная причина такого падения - бездуховность.

     Обладая духовными способностями, человек имеет духовные потребности. Уже в ранние годы детства замечаются в ребенке проблески духовной жизни - страх, гнев, удовольствие. В лета юности, молодости и зрелого возраста, при благоприятных условиях, духовное развитие человека расширяется, утончается, совершенствуется, с наступлением старости - приостанавливается на достигнутой высоте и затем, по мере ослабления организма, все более и более ослабевает. Духовная жизнь, соответственно своему развитию, состоянию, влиянию материального организма и внешней среды, создает человеку духовные потребности. Сначала появляются более простые, более грубые, главным образом отвечающие стремлению к удовлетворению наиболее сильных материальных потребностей, а потом выступают более тонкие и более сложные.

     За  свою долгую жизнь человечество уже определило ведущие духовные потребности. Они еще называются высшими или общечеловеческими ценностями, т.к. являются важными в той или иной степени для большинства людей. К общечеловеческим ценностям относятся, к примеру, категории Любви, Счастья, Дружбы - подразумевается духовная и физическая близость с любимым человеком, любовь к детям, счастливая семейная жизнь, наличие верных друзей. Этот список можно продолжить: физическое и психическое Здоровье, возможность заниматься Творчеством, наслаждаться Красотой природы и искусства, иметь Интересную работу, и, в целом, вести Активную деятельную жизнь. К духовным потребностям относятся Свобода воли, как независимость в своих поступках и действиях и Уверенность в себе, как свобода от внутренних противоречий.

     Для объяснения феномена духовности Н.М. Бережной («Человек и его потребности») использует понятие трансцендентности. Многогранный смысл этого понятия широко раскрыт  в философии И. Канта. Но нас интересует трансцендентность лишь применительно к духовности.

     Трансцендентность есть выход за пределы повседневного  естественного бытия человека, за пределы достигнутого человеком  понимания мира. Трансцендировать - значит преодолевать рамки своего эмпирического  бытия, преодолевать себя, стремиться стать выше, выйти на новый виток свободы.

     Духовность - трансценденция сознания за пределы  повседневного бытия до высоты религиозного чувства, эстетического миропереживания, всеобъемлющего философского постижения мира.

     Таким образом, духовность - это стремление преодолеть себя в своем сознании, достичь высоких целей, следовать личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность проявляется также в стремлении к прекрасному, к созерцанию природы, к классическим произведениям литературы и искусства. Культура - субстанция духовности, в ней - квинтэссенция духовного опыта человечества.

     Существует  такое понятие: "твердость духа". Так говорят о человеке, последовательно  осуществляющем однажды избранный  идеал, превратив достижение его  в смысл всей своей жизни.

     Человек, обладающий твердостью духа, не спасует  перед трудностями, не впадет в панику перед сложным» жизненными ситуациями, не впадет в соблазн перед денежными  посулами взамен его чести и достоинства  не будет менять своих убеждений  по конъюнктурным соображениям. Все свои поступки он будет совершать по критериям чести, справедливости, истины Нет более благородной задачи для молодежи, чем воспитание в себе твердости духа, ибо это наиболее верный путь к обретение смысла жизни, к преодолению жизненных невзгод и племенных неудач. Духовность - самое ценное богатство человека, его нельзя ни купить, ни взять взаймы у кого-либо, его можно только формировать собственными лилиями. Только духовно богатый человек способен на истинную бескорыстную дружбу, на прочную любовь, связующую мужчину и женщину брачными узами.

     Характеристика  духовности не ограничивается сферой сознания, она может реализовываться  в индивидуальной жизни лишь при  наличии развитых волевых качеств  индивида, его способности направлять свою жизненную энергию в определенном направлении, а бездуховный человек - это, прежде всего, безвольный, бесхарактерный человек. Хотя сами по себе развитые волевые качества не сродни духовности.

     Резюмируя, духовность - не просто средоточие функций  сознания, она - функция деятельной сущности человека. Накапливая знания о себе и внешнем мир, человек обогащает свое сознание внутренней энергией, которая стремится выразить себя в духе.

     Духовные  потребности есть стремление приобрести и обогатить свою духовность. Бесконечно многообразен арсенал духовности: знания о мире, обществе и человеке, искусство, литература, философия, музыка, художественное творчество, религия.

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru