По алфавиту:

Указатель категорий Культурология Буддизм

Буддизм

Тип работы: Реферат
Предмет: Культурология
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

возникновение, распространение и влияние на культуру

Выдержка из работы.

  1. Понятие о материальной культуре

 

  1. Буддизм: возникновение, распространение  и влияние на культуру

          Возникновение буддизма и личность его основателя

          Буддизм возник первоначально как проявление религиозного свободомыслия в борьбе с окостеневшей брахманской ортодоксией  и внешним ритуализмом. Буддизм  отверг как брахманское учение о  сакральности сословно-варновой системы, так и авторитет священных  Вед, утверждая, что любой человек  может стать святым – архатом  или буддой. Между тем, буддизм  является «только повторением философии  упанишад (заключительной части Вед)»  с новым ударением. Безразличие  к авторитету Вед и обрядовая  набожность, вера в закон кармы, перерождение и возможность достижения мокши  или нирваны, доктрина о непостоянстве  мира и индивидуальном – все это  является общим для упанишад и  Будды. Таким образом буддизм  явился очищением истоков религии («замутнились источники вод»). И  как оказалось Будда не только очистил «источник», но и создал универсальное, живое учение способное  к «самоочищению», к постоянному  обновлению.

          Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама, известный миру под именем Будды  – Просветленного.

          Сын царя из племени шакья (каста кшатриев – воинов), Сиддхартха Гаутама родился  около 567 г. до н.э. в городе Капилавасту. Согласно общепринятой биографической схеме царь, чтобы не исполнилось  предсказание знаменитого аскета Асита  Девалы об аскетической карьере единственного  наследника, окружает его роскошью и делает все, чтобы принц не знал никаких забот. Он хочет оградить юношу от печалей и горестей мира. Но Сиддхартхе все-таки удается выбраться  за пределы дворца, и там происходят три встречи с реальностью: с  больным, стариком и похоронной процессией. Так беззаботный царский отпрыск  узнает, что в мире есть болезнь, старость и смерть. По некоторым  версиям, он встречает еще и отшельника, что наводит его на мысль о возможности найти выход из круговорота страданий этого мира. Потрясенный своими открытиями, будущий Будда принимает решение искать этот выход. Он бежит из дворца и в возрасте 29 лет присоединяется к бродячим отшельникам, с которыми проводит шесть лет.

          Попав в сообщество аскетов, Будда быстро овладевает разными техническими приемами йогического самоограничения и  легко входит в самые сложные  йогические состояния, но его постоянно  преследует мысль, что таким способом он не познает истину. После очередной  неудачной попытки достичь просветления путем уменьшения рациона и задержки дыхания (близок к смерти) отшельник  Гаутама приходит к окончательному убеждению, что ему надо искать иной путь. Он занялся размышлением и  молитвами.

          Сидя  под деревом бо (индийской смоковницей) Гаутама постоянно и неподвижно смотрел на восток, и его ум был  устремлен к одной цели: «Я не сдвинусь с места, пока не достигну высшего и абсолютного знания». Он провел под деревом семь недель. Однажды, когда он все еще был  предан глубоким размышлениям, отдыхая  под деревом, которому его приверженцы  дали имя Бодхинанды, или трон разума, он переживает состояние бодхи –  «просветления», или «пробуждения». Он овладел тем, чего искал. После  этого начинается его проповедническая деятельность.

          Число учеников Будды постепенно увеличивалось. Они объединялись в буддийские общины – сангхи (первая была основана самим  Буддой), которые затем развились  в буддийские монастыри. По всем направлениям были разосланы миссионеры для обучения новому учению. Целый ряд брахманов  обращается в буддизм. Многие люди стали  мирскими учениками Будды; нескольким женщинам было разрешено создать  орден буддистских монахинь.

          Когда после миссионерской деятельности, продолжавшейся примерно сорок лет, Будда понял, что приближается время  для него отказаться от своего тела и достигнуть паринирваны – окончательного освобождения, он потратил последние  часы жизни на советы и наставления  собравшимся монахам. Последними его  словами были: «Все составные части  бытия преходящи; прилежно трудитесь  ради вашего спасения». Передают, что  он умер в возрасте восьмидесяти лет. Будда известен под несколькими  именами, в том числе Шакьямуни  – мудрец из Шакьев и Татхагата  – достигший истины.

          Борхес, анализируя легенду о Будде в  своем эссе «Версии одной легенды», делает интересное замечание: «В конце XIX века Оскар Уайльд предложил свою версию [легенды]: Счастливый Принц [герой  одноименной сказки] умирает во дворце в заточении, так и не открыв для  себя горестей этого мира, но его  посмертное изваяние внимает земным скорбям с высоты пьедестала». 

     Распространение буддизма  

     Так как буддизм в качестве последней  инстанции признает только индивидуальный опыт, он призывает не относиться к  Учению как к догме. Будда призывает  применять положения его учения на практике, и если они не выдерживают  такой проверки, отбрасывать их.

     «Вы изучали Учение, слушая слова Владыки  Будды, и заучивали их наизусть. Почему же вы не учились из своих собственных  глубин, внимая звучанию лишь вам присущей Дхармы (учению), почему не воплотили  ее в своей жизни посредством  последующего размышления?»

     Кроме того, сам Будда рассматривал свое учение как плот, с помощью которого можно переплыть океан сансары (несовершенного, изменчивого бытия) и достичь противоположного берега – нирваны. На берегу плот больше не нужен. Поэтому достигший нирваны оставляет учение. Его дальнейший путь лежит за пределами мыслей и слов.

     После смерти основателя его учение передавалось из уст в уста, которое было записано к I в н.э. и составило буддийский канон – Трипитака (Три Корзины), состоящий из трех частей. Это сутры, считающиеся изложением подлинных  проповедей Будды, виная – тексты, посвященные нормам монашеского  общежития и монашеской дисциплине, и абхидхарма – тексты, посвященные  изложению философской и психологической  проблематике буддизма.

     В буддийских сутрах много несоответствий, что связано не только с размыванием  и развитием основ учения с  течением времени, но и с тем, что  слова Будды всегда были предназначены  для определенного человека, слушающем  его учение в определенное время  и в определенном месте. Главной  целью Будды было не создать учение, а направить данного конкретного  человека к освобождению. Поэтому  учение Будды со временем дало начало множеству буддийских школ, развивающих  те или иные положения раннего  буддизма.

     «Буддийское учение,— пишет английский исследователь  М. Вильямс, становилось то отрицательным, то положительным, то агностическим, то гностическим, от явного материализма и атеизма оно переходило к  деизму, политеизму и спиритуализму. То оно выражается пессимизмом, то чистейшей  филантропией, то монашеской жизнью, то высоконравственными предписаниями, то материалистической философией, то простою демонологией, то смесью всяких суеверий с колдовством, волшебством, идолопоклонством и фетишизмом включительно. В иной своей форме буддизм  почти совпадает с какой-нибудь другой религией и вообще делает заимствования  почти из всех вероучений».

     Все же основа всех разнообразных ответвлений  учения Будды – четыре благородные  истины и благородный восьмеричный путь. «Подобно тому как воды океана имеют только один вкус – вкус соли, так и мое учение имеет только один вкус – вкус спасения», – говорит  Будда.

     Постепенно  в буддизме формируются два основных направления: Хинаяна – малая  колесница, самоназвание – тхеравада (учение старейших) и Махаяна –  великая колесница. Первое из этих направлений  называют также южным буддизмом, поскольку оно получило распространение  в странах южной и юго-восточной  Азии, а второе – северным буддизмом  по причине его преимущественного  распространения в странах лежащих  к северу от Индии.

     Религиозным идеалом Хинаяны является архат (достойный), то есть святой, полностью  следующий монашеским обетам и предписаниям и достигший нирваны. Нирвана  достигается индивидуально и  лишь благодаря собственным усилиями. Достичь ее могут только монахи, цель же мирян – забота о сангхе и улучшение своей кармы. Будда  – не божество и не сверхъестественное существо, а просто человек, первоучитель, нашедший благодаря собственным  трудам путь к освобождению и указавший  его другим людям. Он обрел нирвану  и в мире больше никак не присутствует. Поэтому все молитвы и другие формы культа имеют смысл лишь как мемориальные акты, цель которых  отдание почтения памяти учителя  и воспоминание о нем как о  примере для подражания.

     Ориентация  Хинаяны почти исключительно  на монашескую среду обусловили ее ограниченное распространение в  странах традиционно связанных  с Индией.

     Идеалом Махаяны, напротив, является бодхисаттва (тот, чья сущность – просветление), то есть святой, достигший высшего  пробуждения и обретший состояние  будды, но отказавшийся от вступления в окончательную нирвану (паринирвану) во имя спасения всех живых существ. Бодхисаттвы дают обет не вступать в нирвану до тех пор пока ее не обретут все живые существа. Главные качества бодхисаттвы – премудрость, то есть способность постигать истинную реальность, и великое сострадание, выражающееся в умении спасать различные типы живых существ.

     Первоначально бодхисаттвой называется любой верующий, стремящийся к осуществлению  такой альтруистической миссии. Позднее  это слово стало применяться  преимущественно лишь к великим  святым, наделенным сверхъестественным могуществом, превосходящим мощь богов  старой ведической религии и руководимым  в своей деятельности великим  сострадание. Такие бодхисаттвы  как Авалокитешвара, Тара, Маньджушри, Самантабхадра и др., стали популярнейшими объектами культа, надежд и благоговейного почитания миллионов верующих. Культ  бодхисаттв настолько важен для  Махаяны, что ее часто даже называют Бодхисаттваяной – колесницей Бодхисаттв.

     Будда (в Махаяне) в строгом смысле этого  слова – вечная и изначально пробужденная природа сознания, истинная реальность, как она есть, иногда приобретавшая  в поздних текстах черты бескачественного абсолюта наподобие Брахмана адвайта-веданты. Пта подлинная сущность Будды  называется в Махаяне Телом Дхармы (дхармакая). По своему великому состраданию  этот вечный Будда являет себя еще  в двух формах или «телах»: на уровне мира форм как «тело наслаждения» (самбхогакая), в котором Будда  общается с бодхисаттвами и наставляет их, а также наслаждается блаженством  нирваны, и на уровне мира желаний  как «превращенное» или «магически созданное тело» (нирманакая)., в  котором Будда принимает вид  человека – наставника и учителя  истины. Именно «превращенным телом» и был, согласно Махаяне, исторический Будда Шакьямуни. Если тело Дхармы является общим и единым для всех Будд, то остальные «тела» у всех Будд свои. Махаяна также учит, что каждое живое существо изначально наделено природой Будды и является Буддой как бы потенциально. Следуя путем бодхисатвы, человек может реализовать эту природу, достичь «совершенного и полного пробуждения» и стать Буддой.

     В отличие от Хинаяны, Махаяна уделяет  внимание не только монахам, но и всем верующим, стремясь максимально привлечь к религиозной практике как можно  больше людей. При этом Махаяна утверждает, что достичь состояния будды  могут не только монахи, но и отдельные  благочестивые и мудрые миряне. Распространяясь  за пределами Индии, Махаяна проявила исключительную гибкость в приспособлении к новым условиям и характеру  иных культур и цивилизаций (в  частности синтез китайский традиционных учений и положений Махаяны породил  одну из самых замечательных школ Буддизма – Чань-буддизм), что и  позволило ей сделать буддизм  мировой религией.  

     Влияние буддизма на культуру  

     Влияние буддизма на культуру Индии и других стран чрезвычайно широко и многообразно и поэтому заслуживает отдельного исследования. Здесь же мы ограничимся  общими замечаниями.

     Появление и распространение буддизма явилось  катализатором всех творческих сил  Дальнего Востока. Как пишет В.С. Поликарпов: «Весь Дальний Восток обязан Индии буддизмом, который  способствовал формированию своеобразных культур Китая, Кореи, Японии и Тибета». Буддизм способствовал обновлению традиционных религий стран Востока  – ведической религии в Индии, которая затем вытеснила буддизм; даосизма и конфуцианства в Китае, вскоре составившими с буддизмом  единое мировоззрение китайцев; синтоизма  в Японии, который также неразрывно связан с буддизмом.

     Прежде  всего, буддизм оказал огромное влияние  на восточную архитектуру, скульптуру, живопись, музыку, танец, театр.

     С распространением буддизма создавались  многочисленные буддийские храмы и  монастыри, величественные пещерные и  скальные комплексы. Строились буддийские пагоды – многоярусные сооружения, символизирующие буддийские небеса. Буддийской архитектура придавала  национальной архитектуре стран  Дальнего Востока новые черты, которые  сейчас считаются традиционными.

     Под воздействием идей буддизма расцвело садовое искусство. Никакая другая религия не была так тесно связана  с растительным миром, с красотой природы, как буддизм. Буддийские монахи разводили вокруг своих монастырей целые рощи. Для этого у них  было достаточно досуга, и жили они  в окружении мирной природы, столь  благоприятствующей душевному покою. Вот почему садовое искусство  того времени тесно связано с  храмами и монастырями. Из Индии  буддийский храмовый сад перекочевал  в другие страны, в Китае, Корее, Японии дал жизнь садам нового типа. (В  Японии – знаменитый «сад камней»).

     Развитие  скульптуры проявилось прежде всего  в создании для храмов и монастырей величественных и изящных скульптур  Будд и Бодхисаттв. Эти скульптуры также стали традиционными для  Индии, Китая, Японии и др. стран.

     Буддийские  монастыри веками были одними из главных  центров культуры стран Дальнего Востока. Здесь проводили свое время, искали вдохновения и творили  поколения поэтов, художников, ученых и философов. В архивах и библиотеках  монастырей накоплены бесценные  сокровища письменной культуры, регулярно  копировавшиеся и умножавшиеся усилиями многих поколений трудолюбивых монахов  – переводчиков, компиляторов, переписчиков.

     Вместе  с буддизмом в Японию пришла китайская  «азбука».

     Китайские буддийские монахи изобрели искусство  ксилографии, т.е. книгопечатания. Размножения  текста с помощью матриц – досок  с вырезанными на них зеркальными  иероглифами.

     Искусство чаепития впервые возникло в буддийских монастырях, как бодрящее средство для многочасовых медитаций.

     Буддизм оказал глубокое влияние на становление  принципов традиционного восточного искусства. Прежде всего следует  отметить тесную связь между незавершенностью в восточном искусстве и философско-религиозным  сознанием Востока. Именно буддизм  с его учением о вечно изменяющемся чувственном мире дал художнику  важный методологический принцип, позволивший  ему создать неповторимый мир  образов восточного искусства. Суть художественного творчества в дальневосточном  регионе прекрасно выражает афоризм  Су Ши: «Когда рисуешь дерево, нужно  чувствовать, как оно растет». Благодаря  буддизму на Востоке незавершенность  есть универсальный принцип, пронизывающий  как традиционное, так и современное  искусство, причем художники исходят  из принципа «природа – мера красоты» в противоположность европейскому «человек – мера красоты».

     В буддизме особенно ярко проявляется  изначальное значение образного  слова, которое придает его философско-этическим  абстракциям эмоциональную убедительность и «достоверность». И вообще для  буддизма характерно тяготение к  притчам, к образной метафоре и сравнению. Доминирующее значение образного слова  в буддизме неизбежно требовало  его реализации в действии, поэтому  он очень активно использует различные  формы национальных, народных художественных традиций, в том числе театр. Например, в Японии буддизм почти полностью  ассимилировал древний театр  «Но», наполнив его своим содержанием.

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru