По алфавиту:

Указатель категорий Криминалистика Психологические и тактические основы допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых на предварительном следствии

Психологические и тактические основы допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых на предварительном следствии

Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Криминалистика
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2010
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Введение
Глава I. Общие положения следственного действия – допроса
1. Уголовно-процессуальная форма производства допроса
Глава II. Психологические, педагогические, этические основы допроса несовершеннолетних
1. Психологические основы допроса несовершеннолетних
2. Этические основы допроса несовершеннолетних
3. Педагогические основы допроса несовершеннолетних
Глава III Тактика допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых на предварительном следствии
1. Тактические приемы производства допроса несовершеннолетних
2. Фиксация и оценка показаний несовершеннолетних
3. Основы допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых на предварительном следствии
Заключение
Список литературы

Выдержка из работы.

Федеральное агентство по образованию

Байкальский Государственный  Университет Экономики  и Права

Факультет судебно-следственный

Кафедра уголовного процесса и криминалистики 
 
 

Курсовая  работа

по  криминалистике  

Психологические и тактические  основы допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых на предварительном следствии 
 
 
 
 
 
 
 
 

                             Студент:

                                                 группа ЮС – 06 – 3

                                             Портнягина Э. Г.

                                                                   Руководитель:   Егерева О. А. 
 
 
 
 

Иркутск 2010г.

Содержание

Введение..................................................................................................................3

Глава I. Общие положения следственного действия – допроса.........................5

1. Уголовно-процессуальная форма производства допроса................................5

Глава II. Психологические, педагогические, этические  основы допроса несовершеннолетних........................................................................................... .10

1. Психологические  основы допроса несовершеннолетних..............................10

2. Этические  основы допроса несовершеннолетних..........................................13

3. Педагогические  основы допроса несовершеннолетних................................14

Глава III Тактика допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых на предварительном следствии............................................................................16

1. Тактические приемы производства допроса несовершеннолетних............16

2. Фиксация и оценка показаний несовершеннолетних....................................22

3. Основы допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых на предварительном следствии.................................................................................25

Заключение.............................................................................................................34

Список  литературы................................................................................................35 

 

Введение

      Органы  дознания, предварительного следствия, суд в процессе расследования  уголовных дел и судебного  рассмотрения встречаются с различного рода последствиями преступного события. Преступные последствия по своей совокупности позволяют следователю, судье представить весь механизм произошедшего события, круг лиц, принимавших в нем участие или наблюдавших его.        Проведение полного, всестороннего и объективного судебного разбирательства по делам несовершеннолетних во многом определяется эффективностью организации и ведения предварительного следствия по данной категории дел.           При рассмотрении каждого дела о преступлении несовершеннолетнего следствием используются тактические научные положения и рекомендации.  Для достижения полного и объективного расследования немаловажное значение имеет такое следственное действие, как допрос. Результаты допроса несовершеннолетних во многом зависят от того, в какой степени следователь учитывает возрастные и умственные особенности несовершеннолетнего, достигает необходимого уровня психологического контакта с допрашиваемыми лицами. Известно, что следственная тактика развивается в тесной связи с психологией и педагогикой, и дальнейшее укрепление этой связи является одним из перспективных направлений развития следственной тактики вообще, и допроса – в частности.      Сущность допроса раскрывается через процессуальные, тактические и психологические основы его производства. Допрос – это регулируемое уголовно-процессуальным законом взаимодействие следователя с допрашиваемым лицом в целях получения информации, имеющей значение для дела, соответственно тому, как она воспринята и сохранена в его памяти1.  А. В. Дулов пишет: «Допрос можно рассматривать как заранее прогнозируемое и планируемое формализованное общение следователя с допрашиваемым, во время которого осуществляется реализуемое законом воздействие на мыслительную и волевую сферу последнего2»    Н.И. Порубов полагает, что допрос можно определить как следственное и судебное действие, заключающееся в получении органом расследования и судом в соответствии с правилами, установленными процессуальным законом, показаний от допрашиваемого об известных ему фактах, входящих в предмет доказывания по делу.        Поскольку полные и правдивые показания несовершеннолетнего получаются с помощью тактических приемов допроса, можно выделить тактические задачи и задачи, выполняемые самими тактическими приемами. К ним можно отнести такие задачи, как тщательная подготовка к проведению допроса, установление психологического контакта, полная фиксация хода и результатов следственного действия, объективная, полная и всесторонняя оценка полученных результатов.         О значительной роли допроса свидетельствует хотя бы то, что на его производство у следователя уходит до 60 % времени, это свидетельствует о том, что допрос занимает центральное место и без его производства не может обходиться ни одно уголовное дело.          Допрос является весьма распространенным и эффективным способом собирания доказательств и достижения истины по делу.     Сложный характер допроса несовершеннолетнего заключается в том, что он как уголовно-процессуальная деятельность по установлению интересующих органы предварительного расследования обстоятельств и фатов включает  в себя процессуальный, тактический, организационный, психологический, педагогический, этический аспекты. Взаимосвязь этих аспектов и соотношение между ними выражается в том,  что тактические приемы используются следователем в строгом соответствии с уголовно-процессуальным законом и  требованиями норм нравственности с учетом возрастно-психологических и индивидуальных особенностей личности несовершеннолетнего.           Целью курсовой работы является более полное рассмотрение вопроса, касающегося тактики допроса несовершеннолетних обвиняемых на предварительном следствии. Для этого необходимо изучить две взаимосвязанные основы производства допроса: следственную и тактическую.            Для написания данной курсовой работы использовались труды таких ученых-криминалистов как Белкин Р.С., Ищенко И.П., Филиппов А.Г. и др.

 

Глава I. Общие положения следственного действия – допроса

1. Уголовно-процессуальная форма производства допроса

      Одну  из важнейших сторон допроса несовершеннолетнего образуют уголовно-процессуальные основы. Под ними следует понимать совокупность требований уголовно-процессуального закона относительно правового положения несовершеннолетнего, порядка, условий и последовательности производства данного следственного действия, круга лиц, могущих принимать в нем участие, предмета допроса, порядка фиксации его результатов, а также процессуальных гарантий личности данного участника уголовного судопроизводства.       Процессуальная форма -  это совокупность установленных законом условий для совершения органами следствия тех действий, которыми они осуществляют свои функции в области расследования уголовных дел, а также для совершения гражданами, участвующими в производстве по уголовному делу тех действий, которыми они осуществляют свои права и выполняют обязанности3.         Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает особый порядок судопроизводства по делам несовершеннолетних, учитывая их возрастные и психологические особенности, недостаточный жизненный опыт, эмоциональную неустойчивость, недооценку общественной опасности своих действий и тяжести их последствий.      Уголовно-процессуальный кодекс не дает понятие допроса, однако его можно обозначить как — следственное действие, заключающееся в получении и фиксации в установленном законом порядке показаний свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, эксперта, специалиста об известных им фактах, значимых для расследуемого уголовного дела.              Статья 425 УПК РФ посвящена особенностям допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Требования, изложенные в данной статье, регламентируют особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления (ст.ст. 110 и 111, ст. 476 УПК РФ).     Особые процессуальные правила допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) призваны: а) обеспечить охрану прав и законных интересов недееспособных лиц; б) обеспечить получение достоверных показаний об обстоятельствах, подлежащих доказыванию; в) сохранить юридическую силу доказательств, полученных при допросе, и избежать возможности признания их недопустимыми; г) создать комфортные условия для всех лиц, участвующих в производстве допроса; д) оградить несовершеннолетнего от неправомерных действий должностных лиц, производящих допрос.           При допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) применяются в полном объеме общие правила производства следственных действий, содержащиеся в ст. ст. 46, 47, 76, 77, 164, 173, 174, 187 — 190 УПК РФ.             Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, за исключением случаев, когда место его нахождения не установлено, а также с момента фактического задержания. При допросе подозреваемый вправе дать показания по поводу имеющегося в отношении него подозрения либо отказаться от дачи показаний (п. 2 ч. 4 ст. 46 УПК РФ).   Обвиняемый, в отношении которого вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого, должен быть допрошен незамедлительно после предъявления обвинения (см. ст. 172 УПК РФ) с соблюдением правил, установленных в ст. ст. 173, 174 и 425 УПК РФ. При этом обвиняемый вправе возражать против обвинения, давать показания по предъявленному обвинению либо отказаться от дачи показаний (п. 3 ч. 4 ст. 47 УПК РФ).

      В статье 425 УПК РФ установлена максимальная продолжительность одного допроса  несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) — в общей сложности  не более четырех часов в день. Допрос не может продолжаться без  перерыва более двух часов. С учетом конкретного возраста несовершеннолетнего и по ходатайству несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) или его защитника общая продолжительность допроса и продолжительность допроса без перерыва по решению следователя или суда может быть сокращена до разумных пределов.     Однако, это не является обязательным для органов и лиц, ведущих процесс. Представляется, что вопрос о продолжительности допроса должен в обязательном порядке обсуждаться с психологом, участие которого обязательно. Иначе необоснованно долгий допрос может приводить к психологическим травмам несовершеннолетнего.      Допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) должен быть прерван в любой час, если его продолжение может угрожать его жизни или здоровью. Обстоятельства, послужившие основанием для прекращения допроса, должны быть удостоверены в протоколе допроса по правилам, установленным в ст. 167 УПК РФ). При наличии медицинских показаний продолжительность допроса подозреваемого (обвиняемого) устанавливается на основании заключения врача (см. ст. 187 УПК РФ).    Повторный допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) по тому же обвинению в случае его отказа от дачи показаний на первом допросе может производиться только по его просьбе (см. ст. 173 УПК РФ).             В ходе допроса любого лица, в том числе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), запрещается задавать наводящие вопросы. В остальном следователь свободен в выборе тактики допроса (см. ст. 189 УПК РФ).             Участие защитника в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) является обязательным (см. ст. 51 УПК РФ). Следователь обязан обеспечить участие защитника по своей инициативе, независимо от волеизъявления несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).   Несоблюдение этих гарантий права несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) на защиту расценивается как нарушение уголовно-процессуального закона. Показания несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), данные при допросе на стадии предварительного расследования в отсутствие защитника и не подтвержденные им в суде, относятся к недопустимым доказательствам: они не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания любого обстоятельства, подлежащего доказыванию по уголовному делу (см. ст. 73 и ст. 75 УПК РФ).  Особенностью допроса несовершеннолетнего обвиняемого является предусмотренная законом возможность участия в допросе педагога и психолога. В соответствии со ст.397 УПК РСФСР в допросе несовершеннолетнего обвиняемого, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, мог участвовать педагог. Это зависело от усмотрения следователя или прокурора, или ходатайства защитника. Участие педагога возможно было и при допросе обвиняемого старше шестнадцати лет, если он был признан умственно отсталым.        Педагог был вправе, с разрешения следователя, задавать вопросы обвиняемому. По окончании допроса педагог имел право ознакомиться с протоколом допроса и сделать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. До начала допроса несовершеннолетнего следователь был обязан разъяснить педагогу его права, о чем должна быть сделана отметка в протоколе допроса (ч.2 ст.397 УПК РСФСР).    Новый УПК РФ правомерно указал, что педагог – это не единственный специалист, который должен участвовать в допросе несовершеннолетнего обвиняемого, подозреваемого. В качестве альтернативы в ст.425 УПК РФ назван еще и психолог. Участие психолога представляется более обоснованным, так как это как раз только он специализируется на установлении психологического контакта следователя с подозреваемым, обвиняемым. Главная задача педагога – это обучение, а не содействие установлению психологических контактов. Поэтому необходимо изменить ст.425 УПК РФ – исключить педагога из числа специалистов, участие которых обязательно. В настоящее время в России достаточно специалистов с психологическим образованием. В любом случае, если участие педагога будет признано необходимым, у следователя всегда есть право привлечь последнего в качестве специалиста по общему правилу4.     В допросе несовершеннолетнего обвиняемого, подозреваемого, признанного умственно отсталым, необходимо предусмотреть в УПК РФ обязательное участие врача-психиатра, так как именно врач является специалистом по патологиям в умственном развитии, а не педагог или психолог5.

 

Глава II. Психологические, педагогические, этические основы допроса несовершеннолетних

1. Психологические основы допроса несовершеннолетних

      Повседневная  работа следователя невозможна без  знания психологии лица, совершившего преступление, анализа его поведения в процессе расследования, без психологического подхода и влияния на всех участников следственных действий6.  Особенно это касается общения с несовершеннолетними в процессе расследования преступлений. И в этом смысле, основным качеством, которым должен обладать следователь, является умение разбираться в психологии подростков; владеть психологическим подходом к несовершеннолетним, умело и в рамках доступности психологически воздействовать на них. Для этого необходимо знание психологии, овладение разработанными криминалистической тактикой  приемами.           Из всей совокупности характеристик структуры личности несовершеннолетнего, необходимо выделить социально-психологическую характеристику, которая включает общие (т.е. типологические черты несовершеннолетних), особенные (индивидуальные черты воспитания), единые (особенности микросреды). В процессе жизнедеятельности несовершеннолетний формируется как личность. Черты и свойства, которые присущи личности, проявляются в его конкретных действиях. Психологическую основу антиобщественного поведения несовершеннолетнего составляют поверхностные и искаженные нравственные и правовые представления и взгляды, отсутствие четких жизненных планов, ограниченность интересов, внутренняя противоречивость интеллектуальных. эмоциональных, волевых свойств личности правонарушителя. Д. М. Лосев отмечает, что личность несовершеннолетнего не есть «уменьшенная модель личности взрослого. Взрослый и несовершеннолетний обвиняемый – качественно различные субъекты допроса»7.             По мнению психологов, ведущим компонентом структуры личности является направленность. В зависимости от направленности личности такие ученые, как Д.И.Фельдштейн, Г.М.Миньковский, А.И.Долгова, выделяют различные типы подростков-правонарушителей:      1) положительно-ситуативный тип, который составил 45% от общего числа изученных по уголовным делам несовершеннолетних обвиняемых. В материалах дела на них имелись положительный характеристики. Отделы по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних не имели информации об этих подростах до совершения ими преступления;   2) ситуативный тип (11%), в котором безнравственные элементы сознания и поведения если и имелись, то выражались незначительно. Такие подростки хотя и не состояли на учете в ОПППН, однако обсуждались в школе за плохое поведение, имели отрицательные характеристики;   3) ситуативно-криминогенный тип, т.е. несовершеннолетние, уже имеющие развитые отрицательные потребности, привычки и опыт мелких правонарушений, состоящие на профилактическом учете, составил также 11% исследуемых лиц;          4) последовательно-криминогенный тип составил 29%. Подростки данного типа нормы морали и права нарушали систематически. Из них ранее судимые составляли 42%, остальные совершали преступления, но уголовные дела в отношении них были прекращены в связи с передачей материалов в комиссию по делам несовершеннолетних.      Выделяют четыре стадии формирования показаний несовершеннолетнего:           1. восприятие            2. сохранение информации

      3. формирование будущих показаний        4. воспроизведение

      Восприятие  зависит от возраста, от уровня внимания человека. В момент совершения преступления лицо может воспринимать информацию через произвольное и непроизвольное внимание. Но преобладающую роль играет непроизвольная память, так как несовершеннолетний обвиняемый чаще всего не ставит перед собой задачи сохранить в памяти свои действия и действия окружающих, поэтому запоминание происходит само собой и не требует волевых усилий. при произвольном запоминании происходящее осмысливается. анализируется и при необходимости даже заучивается. Стадия формирования будущих показаний состоит из двух звеньев и включает в себя осознание целей и планирования. Осознание целей предполагает принятия решения о даче тех или иных показаний, а планирование включает мысленную обработку сохраненной информации для ее изложения в воспринятом виде или измененном.      В процессуальном плане основной стадией является стадия воспроизведения. именно здесь реализуется основная задача допроса – получение от допрашиваемого имеющей значение для дела максимальной и полной информации. 
 
 
 
 

2. Этические основы допроса несовершеннолетнего

      Большое внимание в теории и практике уделяется  этике проведения следственных действий, в том числе и допроса. На основе анализа УПК РФ можно прийти к выводу о том, что некоторые его нормы содержат в себе этические начала. Совокупность нравственных норм поведения следователя и образует следственную этику как учение о нравственных основах профессиональной деятельности.         С точки зрения норм высоконравственного поведения следователя в ходе допроса несовершеннолетнего недопустимы действия, преследующие целью унижение его чести и достоинства. Действия следователя не должны характеризоваться неглубоким продумыванием вопросов, скоропалительными выводами, поспешностью принятия решений, небрежностью, формализмом и другими отрицательными моментами. По мнению Л.Е. Ароцкера, этика допроса включает в себя следующие нравственные правила: непримиримое отношение к любым фактам нарушения требований закона, относящихся к допросу, объективность, принципиальность, отсутствие предвзятости, недоверия и подозрительности, запрет ставить наводящие вопросы, соблюдение чувства такта при допросе,  постановка вопросов в спокойном тоне, запрет в ходе допроса комментировать, оценивать показания допрашиваемого8.     Как нарушение профессиональной этики следует расценивать неуместные шутки следователя в адрес допрашиваемого, фамильярность, использование выражений, употребляемых несовершеннолетними, в целях установления контакта с ними.        Этические основы регламентации процессуального порядка проведения допроса дополняются нравственными правилами. Результативность тактических приемов допроса обуславливается и тактичностью следователя. «Тактичный человек, - пишет Н.И. Порубов, -  всегда подумает, как его слова и поступки будут восприняты, не нанесут ли они незаслуженной обиды, не оскорбят ли они человека и тем самым не приведут ли они к обратному результату»9.            Таким образом, этические основы допроса несовершеннолетнего – это свод нравственных заповедей, обязательных для следователя, практическая реализация которых обеспечивает успешное проведение следственного действия.

Похожие работы:
© 2009-2020 Все права защищены — dipland.ru