По алфавиту:

Указатель категорий Криминалистика Особенности расследования угонов и краж автомобилей или иных транспортных средств

Особенности расследования угонов и краж автомобилей или иных транспортных средств

Тип работы: Реферат
Предмет: Криминалистика
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Методика расследования кражи автотранспортного средства

Выдержка из работы.

Особенности расследования  угонов и краж автомобилей или  иных транспортных средств 

Скибин, С. Н.  

Скибин, С. Н.  
 

Особенности расследования  угонов и краж автомобилей или  иных транспортных средств : Автореферат  диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук 

Общая характеристика работы 

Актуальность  темы исследования. Общеизвестно, что  имущественные преступления, то есть преступления, посягающие на собственность, являются наиболее распространенным видом  преступлений, особенно в крупных  городах, и их число ежегодно росло на протяжении последних двух десятков лет. Сложное экономическое положение в стране не дает оснований полагать, что количество хищений в ближайшее время уменьшится. Из всех имущественных преступлений, совершаемых на территории нашего государства, преобладают кражи чужого имущества, так как кражи (тайное хищение чужого имущества) являются, пожалуй, наиболее легко исполнимыми преступлениями и, вместе с тем, их раскрываемость правоохранительными органами остается на низком уровне. Кражи являются самыми распространенными и интенсивно растущими преступлениями, около 15 % из них составляют кражи транспортных средств и автомобилей. Поскольку в России, как и во всем мире, автомобильный парк увеличивается, то и сохраняется тенденция роста завладения транспортными средствами. Так, в 2005 г. в России было совершено около 58 тыс. краж транспортных средств и около 45 тыс. автомобилей. Всего по базе данных АИПС «Автопоиск» ГИЦ МВД Российской Федерации в розыске значится 263 тыс. автотранспортных средств. В целом же по стране раскрываемость данного вида преступлений остается невысокой и составляет в среднем: кражи всех автотранспортных средств - 26,1 %, автомашин - 20,0 %. 

Практика свидетельствует, что на момент возбуждения уголовного дела, когда местонахождение автотранспортного средства не установлено, далеко не всегда возможно дать правильную квалификацию содеянного - кража или угон, поэтому представляется необходимым разрабатывать единые рекомендации по расследованию данных видов преступлений. 

В ходе изучения уголовных дел по кражам и угонам автомобилей или иных транспортных средств и последующего обобщения  практики расследования и раскрытия  этих преступлений, можно констатировать - профессиональный уровень действий преступников по подготовке, совершению и сокрытию преступлений повышается, увеличивается число деяний, совершаемых преступными группами с разной степенью организованности. Неочевидность совершения краж и угонов автомобилей или иных транспортных средств приводит к значительным трудностям в получении информации об 

3 

обстоятельствах совершения преступления, о личности преступника. Наиболее характерно эта  тенденция проявляется в крупных  городах. 

В то же время  продолжают существовать недостатки в  деятельности органов внутренних дел по расследованию и раскрытию краж и угонов автомобилей или иных транспортных средств, выражающиеся в недостаточно оперативном реагировании органами внутренних дел на событие преступления, а также в неполном и некачественном проведении первоначальных следственных действий, что приводит к отсутствию или неполноте информации о содеянном, особенно на первоначальном этапе расследования, что, в свою очередь, ведёт к неверной оценке складывающейся следственной ситуации. 

Всё это требует  совершенствования методики расследования краж и угонов автомобилей или иных транспортных средств. Такая методика не является разработкой сегодняшнего дня. Этому вопросу уделялось значительное внимание и в предыдущие годы различными авторами, например Л.Г. Аристакесян, Е.Н. Асташкина, Н.Н. Баранов, А.П. Броуна, Н.А. Бурнашёва. В.М. Быкова, Э.Л. Вечернина, Н.С. Дергач, С.А. Елисеева, B.C. Корнелюк, Ф.Х. Кульмашев, Н.Я. Маркова, Н.А. Марочкина, В.П. Петрунёва и др. 

На современном  этапе политического, экономического и социального развития государства, когда многие кризисные явления, возникающие в связи с переходом страны к рынку, не устранены и продолжают усугубляться, а также в связи с изменениями, произошедшими в практике расследования преступлений в свете принятия нового уголовного и уголовно-процессуального законодательства, перед учёными встали новые масштабные задачи, связанные с совершенствованием имеющихся и разработкой новых научно-обоснованных рекомендаций по расследованию краж и угонов автомобилей или иных транспортных средств. 

Изложенные ранее  соображения обусловливают выбор  и актуальность темы диссертационного исследования. 

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие  при расследовании краж и угонов автомобилей или иных транспортных средств. 

Предметом исследования выступают закономерности совершения краж и угонов автомобилей или иных транспортных средств и соответствующие им закономерности их расследования. 

4 

Цель и задачи диссертационного исследования. Цель исследования состоит в разработке комплекса рекомендаций по совершенствованию методики расследования краж и угонов автомобилей или иных транспортных средств. 

Для достижения поставленной цели в диссертационном  исследовании были сформулированы и  решены следующие задачи: 

1. Провести анализ  механизма совершения угонов и краж автомобилей или иных транспортных средств. 

2. Дать характеристику  лиц, совершающих угоны и кражи  автомобилей или иных транспортных  средств. 

3. Раскрыть специфику  возбуждения уголовных дел по  данным категориям преступлений. 

4. Выявить особенности  взаимодействия сотрудников правоохранительных  органов при розыске угнанных  и похищенных автомобилей или  иных транспортных средств. 

5. Определить  алгоритм действий следователя  на первоначальном этапе расследования  в зависимости от складывающихся следственных ситуаций. 

6. Установить  тактические особенности производства  отдельных следственных действий  при расследовании угонов и  краж автомобилей или иных  транспортных средств. 

Методология и  методика исследования. Уголовно-процессуальные, криминалистические и иные аспекты изучаемой проблемы анализировались с позиций общих положений философии и логики. В ходе проведенного исследования применялись методы научного познания: историко-генетический метод анализа, метод логического анализа, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, статистический и системный. 

Нормативную базу исследования составляют Конституция  Российской Федерации, уголовно-процессуальное законодательство России, иные федеральные  законы, межведомственные и ведомственные Нормативные акты, связанные с расследованием и раскрытием краж и угонов автомобилей или иных транспортных средств. 

Теоретической базой исследования являются Труды  ученых: Т.В. Аверьяновой, В.И. Батищева, Р.С. Белкина, В.М. Быкова А.Н. Васильева. А.Ф. Волынского, А.А. Закатова, Г.А. Зорина, П.К. Кривошеина, С.М. Колотушкина, Н.И. Кулагина, A.M. Кустова, В.П. Лаврова, И.М. Лузгина, В.В. Мальцева, В.А. Образцова, Н.И. Пикурова, Д.П. Резвана, 

5 

Б.П. Смагоринского, М.В. Субботиной, А.С. Шаталова, М.А. Шматова, Н.П. Яблокова и др. 

Эмпирическую  базу исследования составили анализ 137 архивных уголовных дел по 181 эпизоду  кражи и угона автомобилей  или иных транспортных средств, совершенных  в Республике Адыгея, Ставропольском и Краснодарском краях, Ростовской, Волгоградской областях, г. Москве (2002-2005 гг.), результаты интервьюирования 174 следователей и дознавателей, 174 оперативных сотрудников. 

Достоверность и обоснованность выводов и предложений  диссертационного исследования обеспечиваются комплексным подходом к анализу проблематики, достаточным количеством и разнообразием источников информации, определяющим репрезентативность их совокупности, корректным применением научных методов и непротиворечивостью полученных результатов. 

Научная новизна  исследования обусловлена изменениями, произошедшими в практике расследования краж и угонов автомобилей или иных транспортных средств в связи с принятием нового уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Проведенный анализ судебной практики позволил сформулировать ряд рекомендаций, направленных на совершенствование методики расследования краж и угонов автомобилей или иных транспортных средств в целях повышения эффективности расследования данных преступлений. 

Теоретическая значимость исследования определяется возможностью пополнить арсенал криминалистических методов и средств борьбы с кражами и угонами автомобилей или иных транспортных средств. 

Практическая  значимость исследования заключается  в повышении эффективности расследования  краж и угонов автомобилей или иных транспортных средств, за счет разработки соответствующей методики. 

Результаты диссертационного исследования могут использоваться при подготовке учебников по криминалистике, в учебных программах по подготовке следователей и оперативных сотрудников, а также в системе профессиональной подготовки сотрудников органов дознания и следствия. 

На защиту выносятся  следующие положения: 

1. Авторское  определение структуры криминалистической  характеристики преступлений, состоящей  из сведений о механизме совершения преступления (информация по данному элементу известна следователю на  

6 

момент возбуждения  дела) и сведений о личности возможного преступника (то, что следователю  необходимо установить в процессе расследования). 

2. Механизм совершения  краж и угонов автомобилей или иных транспортных средств, на основе анализа которого определен ряд обстоятельств, позволяющих следователю уже на момент возбуждения уголовного дела выдвинуть обоснованные версии об умысле преступника. 

3. Характеристика  личности возможного преступника, позволяющая следователю определить пути его поиска. 

4. Следственные  ситуации, возникающие при возбуждении  уголовного дела по факту кражи  либо угона автомобиля или  иного транспортного средства, определяющие  формулируемые следователем версии  и алгоритмы по их проверке. 

5. Направления  совместной работы следователя,  оперуполномоченного уголовного  розыска и сотрудников ГИБДД  по розыску похищенной (угнанной) автомашины. 

6. Следственные  ситуации, возникающие на первоначальном  этапе расследования кражи либо угона автомобиля или иного транспортного средства, определяющие алгоритмы действий следователя. 

7. Тактические  особенности производства отдельных  следственных действий. 

Апробация и  внедрение результатов исследования. Теоретические положения, выводы и рекомендации, разработанные и сформулированные в ходе диссертационного исследования, получили отражение в 7 публикациях автора, обсуждались на заседаниях кафедры криминалистики Краснодарского университета МВД России, докладывались на международной научно-практической конференции «Защита субъективных прав: история и современные проблемы» (Волжский гуманитарный институт, 2006 г.), всероссийской научно-практической конференции «Вопросы теории и практики расследования преступлений» (ВА МВД России, 2006 г.) и межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы трасологической и судебно-баллистической экспертиз» (ВА МВД России, 2006 г.). 

Подготовленные  по результатам исследования методические рекомендации по расследованию и  раскрытию краж и угонов автомобилей или иных транспортных средств используются в практической деятельности следственных подразделений при ГУВД Краснодарского края. 

7 

Положения, содержащиеся в диссертации, применяются в  учебном процессе по курсу криминалистики в Краснодарском университете МВД России, Волгоградской академии МВД России и Кубанском государственном аграрном университете. 

Структура диссертации  обусловлена кругом исследуемых  проблем и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Диссертация выполнена в объеме, соответствующем требованиям, предъявляемым ВАК России. 

Основное содержание работы 

Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяются ее объект, предмет, цели и задачи исследования, характеризуются  методологические основы работы, ее теоретическая и эмпирическая база, формулируются основные положения, выносимые на защиту, раскрывается научная новизна диссертации, ее теоретическое и практическое значение, приводятся сведения об апробации и внедрении научных результатов. 

В первой главе  «Криминалистическая характеристика угонов и краж автомобилей или  иных транспортных средств» диссертант рассмотрел особенности механизма  совершения угонов и краж автомобилей  или иных транспортных средств и  характеристику лиц, совершающих преступления данной группы. 

В первом параграфе  «Особенности механизма совершения угонов и краж автомобилей или  иных транспортных средств» автор проанализировал  сущность понятий «криминалистическая  характеристика преступлений» и  «механизм преступления», а также дал характеристику механизму совершения краж и угонов автомобилей или иных транспортных средств. 

На основе сравнительного анализа понятий «криминалистическая  характеристика преступлений» и  «механизм преступления» диссертант сделал вывод, что криминалистическая характеристика преступлений по объему содержащейся в ней криминалистически значимой информации шире, чем механизм преступления, и более приспособлена для нужд практики, поскольку позволяет ориентировать следователей на выдвижение обоснованных версий. 

Поскольку в  механизм преступления не включаются сведения личностного характера, то, на взгляд автора, правильнее было бы говорить не о механизме преступления в  целом, а о механизме совершения преступления, как  

8 

о комплексе  действий преступника, обусловленных предметом преступного посягательства, условиями обстановки и действиями потерпевшего. При таком подходе механизм совершения преступления выступает в качестве структурного элемента криминалистической характеристики преступлений. 

Диссертант отмечает, что на момент возбуждения уголовного дела сведения о механизме совершения преступления и о личности потерпевшего становятся известны следователю практически  в полном объеме. Именно исходя из этих сведений, следователь выдвигает  версии о лице, совершившем конкретное преступление, естественно с учетом сведений из криминалистической характеристики о личности возможного преступника. Таким образом, криминалистическая характеристика преступлений, фактически, состоит из двух разных по степени значимости для процесса расследования взаимозависимых блоков информации: того, что следователю уже известно, и того, что ему необходимо установить. 

На взгляд автора, структуру криминалистической характеристики преступлений можно представить  в следующем виде: 

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru