По алфавиту:

Указатель категорий Конституционное право Конституционно-правовой статус Президента Республики Беларусь

Конституционно-правовой статус Президента Республики Беларусь

Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Конституционное право
Количество страниц: 82
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Содержание.

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....…3
ГЛАВА 1 ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1.1 Возникновение института Президентства в Республике Беларусь ..…7
1.2 Взаимоотношение Президента Республики Беларусь с иными органа-ми власти………………………………………………………………………….…9
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………..…12
ГЛАВА 3 ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………27
3.1 Основные группы полномочий Президента Республики Беларусь.27
3.2. Полномочия Президента Республики Беларусь в нормотворческой сфере……………………………………………………………………..…………60
3.3. Администрация Президента Республики Беларусь………….……65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....77

Описание.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы дипломного исследования. В современных условиях типичным главой государства с республиканской формой правления является президент. Институт президентства представляет собой неотъемлемый элемент политической системы в 150 странах мира. Он существует во многих странах Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В то же время, каждое из этих государств характеризуется своими специфическими особенностями, сво-ей разновидностью республиканской формы правления, и в зависимости от это-го качественно различными будут статус и полномочия президента в этом госу-дарстве. Термин “президент” происходит от латинского praesidens, что означает “сидящий впереди”, т. е. председательствующий на собрании. Исторически ро-диной президентства были США, где президент в одном лице являлся и главой государства, и главой правительства. Из США институт президентства распро-странился в страны Латинской Америки, а среди европейских стран первыми должность президента ввели одновременно Франция и Швейцария в 1848 г. Но самое широкое распространение этот институт получил в ХХ веке, в период распада колониальных империй и образования множества независимых госу-дарств, большинство из которых выбрали президентскую форму правления. За-рубежная практика свидетельствует об особой значимости института прези-дентства в политической жизни государства. Прерогативы президента позволя-ют ему оказывать огромное влияние на общественно-политические процессы в стране. В демократических странах на него возлагается функция ведущего га-ранта стабильности основ конституционного строя. В соответствии с особым статусом и полномочиями президента, на нем лежит и особая ответственность за сохранение законности и общественного благополучия. Конституция Рес-публики Беларусь установила новую систему органов государственной власти. Была отвергнута американская модель президентской республики, где прези-дент совмещает в одном лице пост главы государства и главы правительства. Выбор был сделан в пользу французской модели смешанной, полупрезидент-ской республики, в которой существует разграничение функций между двумя должностными лицами – главой государства и главой правительства. Таким об-разом, институт призидентства - принципиально новый для Республики Бела-русь государственный институт, который внес значительные изменения в суще-ствовавшую в момент его учреждения прежнюю советскую форму организации власти. Президент Республики Беларусь, выступает как глава государства, глава правительства, лидер, главнокомандующий, ведущий дипломат страны, как главное лицо, ответственное за управление страной в периоды кризисов, а так-же в качестве ведущего координатора экономической и социальной политики Республики Беларусь. Роль главы Республики Беларусь – также имеет огромное значение в новейшей истории нашего государства. Этому способствует наделе-ние Президента Республики Беларусь широкими полномочиями, основанными на мировом опыте демократических стран и закрепленными волей народа. Мы являемся свидетелями достаточно четкого юридического оформления еще од-ной ветви власти – президентской. Она отчасти нормотворчествует, отчасти управляет, отчасти разрешает споры. Но всё это делается в правовых рамках для реализации своих главных задач – поддержания стабильности государст-венной системы, гражданского мира в обществе, охраны конституционного строя, суверенитета и целостности государства. Политическая необходимость такой фигуры как президент вытекает, прежде всего, из потребности обеспе-чить устойчивость системы управления государственными делами. Институты государственной власти, даже при наличии развитой правовой системы, не должны (во всяком случае, на нынешнем витке цивилизации) оставаться без авторитетного арбитра, который, не состоя с этими институтами в отношениях власти – подчинения, тем не менее, обеспечивает согласованное их функциони-рование, оперативно выводит государственную систему из возможных тупико-вых ситуаций, которые не всегда имеют форму правового спора. Тем самым этот арбитр обеспечивает необходимое единство государственной власти в ус-ловиях разделения властей. Говоря по-другому, институт президента призван «цементировать» государство, то есть обеспечивать устойчивость механизма власти. Если остальные государственные структуры законодательствуют, управляют, осуществляют правосудие, то главная задача президента – олице-творять государство внутри страны и вовне. Принципиальное значение, осо-бенно в настоящее время, имеет анализ конституционно - урегулированных взаимоотношений президента с правительством, парламентом, судебными ор-ганами, их сравнения с практикой и определение тенденции их развития. Вме-сте с тем, преждевременно рассматривать институт президента как устоявшую-ся совокупность конституционных норм и сложившейся практики. Со времени создания он постоянно развивается, изменяется и приобретает новые черты. Многие полномочия и функции президента получили необходимую конкрети-зацию в текущем законодательстве. Причем речь идет не о наделении дополни-тельными, полномочиями Президента, а, главным образом, о разграничении компетенции основных органов, осуществляющих государственную власть в Республике Беларусь.
Объектом исследования в дипломной работе является объективная реаль-ность, то есть это те нормативные правовые акты, которые отражают и регули-руют конституционно-правовой статус Президента Республики Беларусь.
Предметом исследования дипломной работы является конституционно-правовой статус Президента Республики Беларусь.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний, правильно и объективно раскрыть сущность темы дипломно-го исследования.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- изложить возникновение института Президентства в Республике Бела-русь;
- охарактеризовать взаимоотношение Президента Республики Беларусь с иными органами власти;
- проанализировать основные этапы подготовки и проведения выборов Президента Республики Беларусь;
- рассмотреть полномочия Президента Республики Беларусь.
Характеристика источников для написания дипломной работы. В основу работы положены, во-первых, Конституция Республики Беларусь и другие нор-мативные правовые акты Республики Беларусь; во-вторых, учебники и учебные пособия. В своей работе я ссылаюсь на труды Г.А. Василевича, М.В. Баглая, В.Г. Тихини, Г.А. Постухова, В.И. Тихомирова, Н. Ермакова и др.
При написании работы и для раскрытия темы дипломной работы исполь-зовались следующие методы: формально-юридический метод, метод системно-го анализа, комплексного исследования, сравнительного правоведения.
Структура дипломной работы включает: титульный лист, содержание, введение, три главы с разделами к ним, заключение, список использованных источников. Дипломная работа выполнена на 82 листах компьютерного текста.

Выдержка из работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Проведя исследование на тему «Конституционно-правовой статус Прези-дента Республики Беларусь», сделаем выводы.
Республика Беларусь - молодая суверенная страна, которая делает первые шаги на пути построения правового демократического государства, основанно-го на базе развитого гражданского общества. Это очень сложный и продолжи-тельный по времени процесс, предусматривающий ломку старой тоталитарной системы, пересмотр ранее действовавшей Конституции и создание новых структур власти. Последнее, по мнению французского ученого Г. Лордейре, яв-ляется одной из наиболее сложных задач, которые встают перед государствен-ными деятелями во время демократических преобразований, поскольку \"даль-нейшее развитие страны во многом будет определяться качеством созданных институтов власти\" Не случайно после приобретения независимости первооче-редной задачей Республики Беларусь, которая \"осознала себя полноправным субъектом мирового сообщества и подтвердила свою приверженность общече-ловеческим ценностям\", явилось принятие Конституции и создание новой структуры власти - института президентства.
Учреждение президентства в Беларуси открыло новый этап в развитии белорусской государственности и свидетельствовало о восприятии государст-венно-политических институтов демократических стран. Однако процесс заим-ствования политических институтов западных демократий не привел к осозна-нию назначения и функций президентства в политической системе общества.
Институт президентства был призван только легитимировать политико-правовой статус правящей номенклатуры, а не стать ведущим государственным органом. Концепция президентской власти была слабо разработана, а ее введе-ние не привело к коренному изменению всего механизма государственного управления. Ведущая роль по-прежнему принадлежала Верховному Совету, что свидетельствовало о приверженности принципам \"социалистической\" демокра-тии и приводило к смещению баланса сил в пользу законодательного собрания. Положение усугублялось тем, что отсутствовал совершенный механизм разре-шения противоречий между основными ветвями власти, что неминуемо приве-ло к кризису всего государственного механизма Республики Беларусь. В сло-жившейся ситуации Президент А.Г. Лукашенко принял единственно правиль-ное решение - вынес на суд белорусского народа, носителя верховной власти, разрешение конфликта. Белорусский народ на референдуме оказал доверие Президенту, поддержав его проект изменений и дополнений к Конституции Беларуси.
Новая редакция Конституции Республики Беларусь, принятая на респуб-ликанском референдуме 24 ноября 1996 года, закрепила иную модель государ-ственного устройства, в которой институту президентства отводится ведущая роль, что отражает мировую тенденцию конца XX века.
Однако новые статус и объем полномочий главы белорусского государст-ва получили неоднозначную оценку со стороны как западных, так и отечест-венных ученых и политических деятелей. Следует отметить, что критические отзывы делаются без проведения глубокого и всестороннего анализа политиче-ской системы Беларуси, учета мирового опыта функционирования института президентства, выявления основных тенденций развития президентства на со-временном этапе. Кроме того, в белорусской научной литературе недостаточно точно определена система правления Республики Беларусь, производными ко-торой являются статус и объем полномочий главы государства.
Таким образом, анализ конституционно-правового положения Президента Беларуси с учетом фактических обстоятельств, складывающихся в процессе ре-ального осуществления им государственного руководства обществом, приобре-тает не только теоретическое, но и важное практическое значение для станов-ления белорусского государства и совершенствования механизма взаимодейст-вия разделенных властей. Следует отметить, что исследование президентства в Беларуси невозможно проводить без учета мирового опыта функционирования этого государственного института. Только анализируя причины возникновения института президентства в мире, факторы, способствующие его эволюции, вы-являя основные тенденции современного развития, можно понять и объяснить процесс усиления президентской власти в нашей стране. А проведение сравни-тельного анализа полномочий президентов Беларуси и стран с различной сис-темой президентской власти позволит определить систему правления Респуб-лики Беларусь.

Список литературы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Международные правовые акты
1. Всеобщая декларация прав человека, одобренная Генеральной Ассамбле-ей ООН 10 декабря 1948 г. Международное публичное право. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Под ред. К. А. Бекяше-ва. / М.: ПБОЮЛ Грачев С. М., 2001. – 640с.
2. Декларация о принципах международного права, касающихся дружест-венных отношений и сотрудничества между государствами в соответст-вии с Уставом Организации Объединенных Наций, от 24 октября 1970г. Действующее международное право. В 3-х томах. Составители: Ю.М. Колосов. Т.1. – М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1996. – 858с.
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных пра-вах от 16 декабря 1966 г. вступил в силу для БССР 3 января 1976г. Основы права: Учебное пособие / С. Г. Дробязко, Т. М. Шамба, Г. А. Васильевич и др.; Под ред. В. А. Витушко, В. Г. Тихини, Г. Б. Шишко. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 754с.
4. Принципы урегулирования споров и положения процедуры СБСЕ по мир-ному урегулированию споров, от 8 февраля 1991г. / Действующее между-народное право. В 3-х томах. Составители: Ю.М. Колосов. Т.1. – М.: Из-дательство Московского независимого института международного права, 1996. – 858с.
5. Устав Организации Объединенных Наций. / Действующее международ-ное право. В 3-х томах. Составители: Ю.М. Колосов. Т.1. – М.: Издатель-ство Московского независимого института международного права, 1996. – 858с.
Нормативно-правовые акты
6. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республикан-ском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 ок-тября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004г.
7. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000г. № 441-З Принят Палатой представителей 3 октября 2000 года. Одобрен Советом Республики 12 октября 2000 года. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 17.11.2000, N 106, рег. № 2/219 от 31.10.2000) (с учетом изменений внесенных Законом РБ от 11.11.2002 № 148-З, рег. № 2/897 от 13.11.2002).
8. Избирательный кодекс Республики Беларусь. (Национальный реестр пра-вовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 25, 2/145)с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 4 июля 2000 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000г., № 64, 2/181).
9. Кодекс Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» от 29 июня 2006 г. № 139-З. Принят Палатой представителей 31 мая 2006 года. Одобрен Советом Республики 16 июня 2006 года. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 12.07.2006, № 107, рег. № 2/1236 от 05.07.2006) (с учетом изменений, внесенных Законом Республики Бела-русь от 30.12.2006 № 198-З, рег. № 2/1292 от 03.01.2007). ЮРИДИЧЕ-СКАЯ БАЗА «ЮСИАС».
10. Трудовой кодекс Республики Беларусь, принят Палатой Представителей 8 июня 1999 года. Одобрен Советом республики 30 июня 1999 года – Мн.: Амалфея 1999. – 240 с.
11. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 де-кабря 1998 г. N 219-З Принят Палатой представителей 11 ноября 1998 го-да. Одобрен Советом Республики 26 ноября 1998 года. (Ведомости На-ционального собрания Республики Беларусь, 1999 г., N 13-14, ст.195) (с учетом изменений, внесенных Законами Республики Беларусь от 30.11.2002 № 153-З, рег. № 2/902 от 03.12.2002; 04.01.2003 № 183-З, рег. № 2/932 от 10.01.2003; 06.08.2004 № 314-З, рег. № 2/1064 от 13.08.2004; 22.12.2005 № 76-З, рег. № 2/1173 от 30.12.2005; 29.06.2006 № 137-З, рег. № 2/1235 от 05.07.2006).
12. Закон Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» от 8 мая 2007 г. № 220-з. Принят Палатой представителей 11 апреля 2007 года одобрен Советом Республики 20 апреля 2007 года (национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 21.05.2007, № 119, рег. № 2/1317 от 15.05.2007).
13. Закон Республики Беларусь от 4 ноября 1998г. № 196-З г. Минск «О ста-тусе депутата Палаты Представителей, члена Совета Республики Нацио-нального собрания Республики Беларусь» Принят Палатой представите-лей 8 октября 1998 года. Одобрен Советом Республики 22 октября 1998 года. (Изменения и дополнения: Закон от 29 июня 2000г. № 405-З (На-циональный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000г., « 64, 2/180); Закон от 4 января 2003г. № 183-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 8, 2/932).
14. Закон Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» от 1 августа 2002 г. № 136-З. Принят Палатой представителей 18 июня 2002 года. Одобрен Советом Республики 28 июня 2002 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 08.08.2002, № 88, рег. № 2/885 от 05.08.2002) (с учетом изменений, внесенных Законом Республи-ки Беларусь от 22.06.2006 № 129-З, рег. № 2/1231 от 05.07.2006).
15. Закон Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Бе-ларусь» 17 июля 2007 г. № 263-З. Принят Палатой представителей 27 ию-ня 2007 года. Одобрен Советом Республики 29 июня 2007 года. (Нацио-нальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 24.07.2007, № 173, рег. № 2/1360 от 18.07.2007).
16. Указ Президента Республики Беларусь «О создании службы судебных ис-полнителей хозяйственных судов в республике Беларусь» от 8 октября 1997г. № 507 (с учетом изменений, внесенных Указом Президента Рес-публики Беларусь от 23.05.2002 № 256) ЮРИДИЧЕСКАЯ БАЗА «ЮСИ-АС».
Специальная литература
17. А.А. Мишин. Конституционное право зарубежных стран. М., 2000.
18. А.В. Якушев. Конституционное право зарубежных стран. Курс лекций. М., «Приор», 2000.
19. Баглай М. В. «Конституционное право Российской Федерации», Москва, 1997 год.
20. Борико С. В. Судоустройство: Учебник. - Мн.: Амалфея, 2000.
21. Бромхед П. Эволюция Британской Конституции. М.: Юридическая лите-ратура, 1978.
22. В.Е. Чиркин. Конституционное право зарубежных стран. М., Юристъ, 1997.
23. Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник. – Мн.: Книжный дом; Интерпрессервис, 2003. – 882с.
24. Демишель А., Демишель Ф., Пикемаль М. Институты и власть во Фран-ции, М.: Прогресс, 1977.
25. Керимов Д.А. Культура и техника законотворчества. М., 1997.
26. Конституционное право зарубежных стран. Под общей ред. члена - корр. РАН, профессора, М.В. Баглая, доктора юридических наук, профессора Ю.И. Лейбо и доктора юридических наук, профессора Л.М. Энтина. М., «Норма», 2000.
27. Конституция Республики Беларусь. Научно-правовой комментарий. Под общей ред. В.Г. Тихини, Г.А. Василевича, М.И. Постухова. - Минск изд. «Беларусь», 1996.
28. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. Ответственный редактор Б.А. Страшун. М., Бек, 2000.
29. Конституции государств европейского союза. М., «Норма», 1999.
30. Конституционное право России. Сборник конституционно-правовых ак-тов / Отв. ред. акад. О.Е. Кутафин; сост. Проф. Н.А. Михалеева. М., 1998.
31. Конституционное право Российской Федерации. Курс лекций. Часть 1. Основы теории конституционного права. / Дмитриев Ю.А., Авдеенкова М.П. - Профессиональное образование, 2002.
32. Конституционное право РФ. Курс лекций. / Скворцова С.А., Угольникова Н.В. - Инфра-М, 2001.
33. Конституционное право современной России. Учебник для вузов. / Ели-сеев В.Н., Габричидзе В.Н. - ДИС, 2001.
34. Конституционное право. / Тадевосян Э.В., Енгибарян Р.В. - Юристъ, 2002.
35. Конституционное право. / Чернявский А.Г., Габричидзе Б.Н. - Проспект, 2003.
36. Конституционное право. Учебник для вузов. Автор Елисеев Б.П., Габри-чидзе Б.Н., Чернявский А.Г., 2001 - 416с.
37. Конституционное право зарубежных стран в вопросах и ответах Учебное пособие. Лапшина И.Е. Издательство: Проспект, ТК Велби 2004г. – 272с.
38. Конституционное право России (конспект лекций в схемах) / Авт.- сост. Якушев А. В. Издательство: ПРИОР 2001 – 160с.
39. Конституционное право России в вопросах и ответах Учебное пособие. Малиновская В.М. Издательство: Проспект, ТК Велби. 2004 - 265с.
40. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Б.Н. То-порнина. - М.: «Юридическая литература», 1994г.
41. Коваленко А.И. Общая теория государства и права (в вопросах и ответах): Учебное пособие. М., ТЕИС, 1996г.
42. К.Н. Кунцев «Конституционное право Республики Беларусь» Минск, Амалфея. – 2000г.
43. Лукьянова Е.А. Демократизация законодательного процесса. - В кн.: Го-сударственно-правовые аспекты демократизации советского общества. М, 1990.
44. Международное публичное право. Учебник. Издание второе, перерабо-танное и дополненное / Под ред. К. А. Бекяшева. – М.: ПБОЮЛ Грачев С. М. , 2001. – 640с.
45. Мишин А.А. Центральные органы власти буржуазных государств. М., 1972.
46. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в юри-дические вузы / Под ред. члена - корреспондента РАН О. Е. Кутафина. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2001. - 447.
47. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 1 Теория государства. - М.: Издательство «Зерцало», 1998. - с. 456
48. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 2 Теория права. - М.: Издательство «Зер-цало», 1998. - с. 656.
49. Общая теория права / Отв. ред. А. С. Пиголкин изд. Юристъ. 1998.
50. Общая теория права. Учебник для юридических вузов под общ. ред. А. С. Пиголкина. М., Издательство МГТУ им. Баумана, 1996г.
51. Общая теория государства и права / Под. ред. В.В. Лазарева. М., 1994.
52. Основы права: Учебное пособие / С. Г. Дробязко, Т. М. Шамба, Г. А. Ва-силевич и др.; Под ред. В. А. Витушко, В. Г. Тихини, Г. Б. Шишко. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 754с.
53. Самощенко И.С. Планирование законодательства в СССР // Советское го-сударство и право. 1968.
54. Рейснер М.А. Государство. Ч. II. Государство и общество. Ч. III. Государ-ственные формы. М., 1912.
55. Судоустройство: Учебник / А.А. Данилевич, Л.Л. Зайцева, И. И. Марти-нович, Е.К. Острога, А.В. Солтанович; Под ред. А. А. Данилевича, И. И. Мартинович. – Мн.: Амалфея, 2002. – 480с.
Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru