По алфавиту:

Указатель категорий История Беларуси Воспитание дворянина (в Беларуси)

Воспитание дворянина (в Беларуси)

Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Беларуси
Количество страниц: 30
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2009
Cкачиваний: 1
Последнее скачивание: 2011-04-24

Содержание.

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВЫ ДВОРЯНСТВА И ВОСПИТАНИЯ ДВОРЯНИНА 5
2. БЕЛОРУССКИЕ ДВОРЯНЕ: ШЛЯХТА 8
3. ПРОБЛЕМЫ БЕЛОРУССКОГО ДВОРЯНСТВА В СОСТАВЕ ЦАРСКОЙ РОССИИ 12
4. ДРЕВНИЙ БЕЛОСУССКИЙ РОД: ОСНОВА БЕЛОРУССКОГО ДВОРЯНСТВА 18
5. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ САМОГО ВОСПИТАНИЯ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Описание.

Объектом исследования в данной работе является дворянство Беларуси.
Предметом исследования являются способы и элементы воспитания дворянства.
Целью работы является изучить развитие дворянской культуры на территориях Беларуси на разных временных промежутках.
В связи с поставленной целью в работе ставятся следующие задачи:
1. Определить сущность и основы дворянства;
2. Изучить развитие белорусского дворянства на примере шляхты;
3. Проанализировать проблемы белорусского дворянства в составе царской России;
4. Определить древние белорусские рода, как основу белорусского дворянства;
5. Определить основные элементы самого воспитания.
При выполнении работы использованы методы: синтеза, анализа, абстрактно-логический, сравнения и другие.
Автор работы подтверждает, что приведённые в ней аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературы и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Выдержка из работы.

Относительно "белорусского вопроса" царское правительство вело себя неоднозначно. Белорусский народ, в основе своей крестьянство, подлежал русификации. Во время восстания царизм заигрывал с крестьянами: ликвидировал временнообязанное состояние, снизил на 20% ежегодные выкупные платежи, наделил безземельных крестьян 3-мя десятинами земли. Чиновники и служители православной церкви натравливали крестьян на польских помещиков, разжигали ненависть к полякам. Имели место случаи, особенно в восточной части Белоруссии, когда крестьяне вместе с царскими войсками нападали на отряды повстанцев, следили за польскими помещиками, докладывали властям об их действиях и так далее. Использовались даже подкупы за доносы.
После поражения восстания правительство ужесточило русификаторскую политику, а выступления белорусских крестьян часто подавлялись войсками. С целью усиления русского влияния на местное православное население и воспитания верноподданнических чувств, а также ликвидации польской системы образования, царское правительство разработало свою стратегию. Особое внимание было обращено на начальную школу. В большей степени, чем в центральных губерниях, она ставилась под контроль православной церкви. Школа и церковь были призваны воспитывать детей-белорусов в духе покорности, верности монархии, содействовать русификации края. Исходя из этого создавались программы, подбирались учительские кадры. В конце 60-х годов в начальных классах школ 5 западных губерний, помимо учителей, преподавание вели 580 священников, 93 диакона и причетника, 116 выпускников духовных семинарий.
Преподавание велось на русском языке. Белорусский язык, как и польский, вытеснялся из сферы употребления. Куратор Виленского округа, ссылаясь на "несовершенство" и "бедность" белорусского языка, настаивал на полной бессмысленности "печатать книги на белорусском диалекте". Во второй половине XIX века не было издано ни одной книги на белорусском языке.
Власти закрыли все дворянские училища и гимназии, за исключением губернских городов. Эти учебные заведения готовили, в основном, чиновников для государственной службы и были, по мнению властей, рассадниками польских идей. Поэтому доступ в них детей польской шляхты был ограничен. В гимназиях и училищах запрещалось употребление польского языка, конфисковывались польские книги из библиотек, запрещалось издание и использование польских учебников.
В "русском духе" предусматривалось и развитие женского образования. Обучение и воспитание в женских учебных заведениях строилось с таким расчетом, чтобы их выпускницы в будущем воспитывали детей в верноподданническом духе и влияли в этом направлении на своих мужей - местных чиновников и помещиков.
Борьбе с полонизацией служило также искусственное сдерживание развития высшего образования в крае. Выходцы из северо-западных губерний должны были обучаться в высших учебных заведениях России и после окончания учебы трудоустраиваться там, так как на родине их на работу не принимали.
Дискриминационные меры предпринимались также в области культуры и религии. В Северо-Западном крае запрещалось издание любой литературы на польском языке, кроме молитвенников, многие из них передавались в ведение православного духовенства. Под видом политической борьбы власти вмешивались во внутренние дела костела. Православная церковь стала занимать господствующее положение. Ей отводилась главенствующая роль в воспитании белорусского крестьянства в духе "православия, самодержавия, народности". Многие крестьяне-католики насильственно переводились в православие.
В конце 60-х годов царизм вынужден был внести некоторые изменения в свою политику в Северо-Западном крае. Этому способствовало ряд причин. Потерпели неудачу усилия по подрыву польского землевладения. К 1869 году все конфискованные земли были проданы, а оснований для новых конфискаций не появилось. К тому же польское дворянство решило отойти от прямой конфронтации с царизмом, чтобы сохранить свое имущественное положение и подготовиться к будущей борьбе за независимость. Учитывая ситуацию в крае, царское правительство решило ориентироваться не только на русское и немецкое (остзейское) поместное и служилое дворянство, но и на благонадежную часть польских помещиков. Постепенно в течение 1866 - 1870 годов было отменено военное положение. В конце 70-х годов в северо-западных губерниях было создано общество сельских хозяев, потребность в котором испытывали местные землевладельцы. Однако его деятельность строго регламентировалась. Запрещалось обсуждать вопросы, выходящие за рамки сельскохозяйственных отношений.
Под влиянием этих изменений дворянство белорусских губерний начало проявлять лояльность к русскому самодержавию. Свидетельством тому было относительное спокойствие в регионе в период подъема народнического движения. Но, несмотря на это, царизм не пошел на значительное расширение прав шляхты. Допускались только некоторые послабления, в частности, замена русских предводителей дворянства местными помещиками из числа православных. В качестве исключения назначались на эти должности и помещики-поляки, но только после тщательной проверки на предмет политической благонадежности. Местному католическому дворянству в обход существующих циркуляров разрешалось также поступать на службу в губернские и уездные учреждения.

Список литературы.

1. Антология педагогической мысли XVlll века. –М.: Знание, 1991.- 435с.
2. Ильинский В. Как ведется воспитание детей в деревенской Руси. – М. : Госиздат, 1923.
3. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа.- М.: Экономика; 1993.- 399 с.
4. Латышина Д.И. История дворянства России. – М. : Наука. – 1995.
5. Милюков Н.В. Очерки истории русской культуры.- М.: Знание, 1989.
6. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. – СПб. : “Летний сад”, 1998. – 224 с.
7. Цапенко М.П. По западным землям белорусским. – Белгород, 1981.
8. Шалинов К.П. Путешествие в Малоросию. – М. – 1882.
9. Щербатов М. О повреждении нравов в России. – М. – 1887.
10. http://www.nobility.by/ Общество белорусской шляхты.
11. http://www.rudata.ru/wiki/ Дворянство Беларуси.
12. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-11063/ Как пировала белорусская шляхта в XVIII веке?
13. Анішчанка Я.К. Беларусь у часы Кацярыны ІІ (1772-1796). – Мн.: Веды, 1998.
14. Гісторыя Беларусі: У 2 ч. Ч.1. Са старажытных часоў да канца XVIII ст.: Курс лекцый / І.П. Крэнь, І.І. Коўкель, С.В. Марозава і інш. – Мн.: РІВШ БДУ, 2000. - С. 554 – 583.
15. Грыцкевіч А. Паўстанне 1794 г. : перадумовы, ход і вынікі // Беларускі гістарычны часопіс. – 1994. - № 1.
16. Грыцкевіч А.П. Вялікае княства Літоўскае. Гістарычны нарыс // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі. Т.2. – Мн.: Бел. энцыклапедыя, 1994. - С.393 - 401.
17. Палуцкая С. Апошні сойм Рэчы Паспалітай // Беларуская мінуўшчына.- 1995.- № 4.
18. Філатава А. Тры падзелы Рэчы Паспалітай // Крыжовы шлях: Дапаможнік для вывучаючых гісторыю Беларусі. – Мн.: “Згода”, 1993. - С. 96 - 117.
19. Юхо Я.А. Кароткі нарыс гісторыі дзяржавы і права Беларусі: Вучэб.дапам. – Мн.: Універсітэцкае, 1992. – С. 218 – 233.

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru