По алфавиту:

Указатель категорий История Контрольная работа по "Истории"

Контрольная работа по "Истории"

Тип работы: Контрольная работа
Предмет: История
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

1.Волжская булгария: проблемы социально-экономическон, политического и культурного развития.
2.Исторический портрет В.И.Ленина.
3.Становление новой Российской государственности.

Выдержка из работы.

  1. Волжская  булгария: проблемы социально-экономическон, политического и культурного  развития.
  2. Исторический портрет В.И.Ленина.
  3. Становление новой Российской государственности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Волжская  булгария: проблемы социально-экономического, политического и  культурного развития .

     В XI веке создается и укрепляется  булгарское государство феодального  типа с довольно четкими границами, с соответствующей структурой власти, чиновничеством, судопроизводством, налогами, войском, с пронизывающей все  слои общества государственной религией - исламом. Во главе государства стоял  царь, официальным титулом которого было "эмир". Многочисленные социальные группы резко отличались друг от друга  как делом, которым они занимались, так и своим положением, соответственно, и своими доходами. Государственная  система Булгарии того времени вполне соответствовала потребностям общественной жизни и функционировала вполне эффективно, что подтверждают экономические  успехи, расцвет ремесел, искусств в  стране и международные связи. В  русских летописях и сочинениях арабо-персидских авторов в XI - начале XIII вв. Булгария выступает как единая земля - Булгар с единым народом - булгары.

     Большое место во внутренних делах Булгарии занимало градостроительство. Укреплялись  и расширялись города, основанные еще в X в., такие как Биляр (Великий  город), Булгар (Бряхимов русских летописей), Ошель, Сувар; возникли новые: Казань, Кашан, Жукотин, Кременчук, Мардан и другие. Возникновение городов, возведение вокруг них оборонительных сооружений укрепляло самосознание булгарского  этноса, придавало ему уверенность  в своих делах, которые будут  защищены от иноземных захватчиков. В городах строились общественные здания: мечети, караван-сараи, правительственные  и судейские палаты, бани, а также  дворы знати, сначала деревянные, а затем каменные и кирпичные ("кирпич" лингвисты считают  булгарским словом). Однако большая  часть домов в городах продолжала оставаться деревянными: дома строились  из сосновых бревен, а крепостные стены  были дубовыми. В скандинавских странах  Булгарию называли не только "Булгарленд" (Булгарская земля), но и страной  городов - "Гардарика". Идея градостроительства была важным элементом этноноосферы булгар.

     Другим  важным элементом булгарской этноноосферы была идея ремесленного производства со всеми известными тогда отраслями. Металлургическое производство и ремесла  занимали в Булгарии второе место  после градостроительства. "Ведущую  отрасль ремесла представляла собой  черная металлургия и обработка  железа, - пишет С.М.Червонная. - К XI веку, несомненно, не только уже существовало разделение труда между металлургами и кузнецами, но и в кузнечном  искусстве и ремесле определилась своя, более тонкая дифференциация. Была заметна разница между простой, далекой от искусства продукцией сельских кузниц и совершенными в  эстетическом отношении изделиями  из железа и стали искусных городских  ремесленников, у которых уже  получила развитие система строгой  профессиональной учебы - подготовки подмастерьев при опытных мастерах.". Из железа булгарские мастера изготовляли  оружие, орудия труда и предметы быта.

     Высокого  уровня достигла в своем развитии в Булгарии производство керамических изделий: высокохудожественной посуды, светильников, сосудов для благовоний. В городах страны изготовлялись  самые разнообразные керамические горшки и корчаги, кувшины и котлы, блюда и чаши и др. изделия, которые  отличались совершенством формы  и многообразием цвета и наносимых  на них орнамента. Гончарные изделия  прежде всего производились для  внутреннего потребления, но они  являлись одним из статей булгарского  экспорта в соседние земли и страны. С.М.Червонная пишет: "Раскопками в Суздале были обнаружены остатки  гончарного горна с обломками  типичной булгарской керамики, что  свидетельствует не только об экспорте из Булгарии керамических изделий, пользующихся популярностью на Руси, но и о  приглашении в Суздальскую землю  булгарских опытных и искусных гончаров". Керамическое искусство булгар не стояло на месте, в его развитии были и скачки, один из которых произошел в XII в., когда получило приме- нение горновой обжиг вместо кострового, что обеспечило повышение качества изделий, их утилитарных и художественных достоинств.

     Основой жизни Булгарии было сельское хозяйство. Как бы в стране не было много  городов, все-таки основная часть населения  жила в деревнях и занималась земледелием, скотоводством, охотой и рыбной ловлей. Из деревни поступали в города не только зерно, мясо и другие продукты, но и шкуры животных, из которых  выделывалась лучшая в Восточной  Европе кожа. Сельское хозяйство поставляло сырье для прядения, ткачества  и производства одежды. Высокое развитие в Булгарии в этот период получило зерновое хозяйство. Экспорт зерна, прежде всего, в Суздальскую и  Новгородскую Русь составляло одну из статей внешнеторговых связей

     Особое  значение в укреплении этноноосферы булгар имело развитие их духовной жизни. Булгарское общество в XI-XIII вв. достигло высокого уровня в экономическом, социально-политическом и культурном росте, что способствовало возникновению профессионализма в  духовной культуре. Булгарская культура этого периода была культурой  письменной.

     В Булгарии появляются высшие и средние  религиозные учебные заведения - медресе. Шакирты (студенты) из булгар получают образование не только в  своих медресе, но и в восточных  странах - в Средней Азии и на Ближнем  Востоке. В то же время шакирты  из этих стран обучаются в учебных  заведениях Волжской Булгарии. С принятием  ислама в страну начинает проникать  из Средней Азии литература, написанная на бумаге. С появлением бумаги в  Булгарии получают распространение  рукописные книги, а также появляется возможность обучать письму более  широкие слои населения. "В распространении  грамотности среди широких слоев  населения, - пишет Г.М.Давлетшин, - было заинтересовано и мусульманское  духовенство, ибо умение читать и  писать по-арабски давало возможность  непосредственно познакомиться  с Кораном, религиозными книгами, осваивать  дидактическую литературу, направленную, главным образом, против языческих традиций. Следовательно, процесс распространения элементарной грамотности и исламизация булгарского общества шли параллельно".

     В результате социально-экономического, политического и культурного  развития в булгарском государстве  возникла потребность в научных  знаниях. Крупнейшими научными центрами страны были города Булгар, Сувар и  нижнебулгарский город Саксин. Наиболее образованной частью населения являлись богословы и проповедники, судии  и другие государственные чиновники.

     Одним из первых ученых Волжской Булгарии XI в. был Бурхан-ад-дин ал-Булгари. Он известен своими трудами по фармакологии, риторике и богословию. Широкое распространение  на Востоке получили труды булгарского  ученого Сулеймана ибн Дауда  ас-Саксини-Сувари, богослова и писателя, выходца из г.Сувара, жившего в  городе Саксине. Сулейман ибн Дауд ас-Саксини-Сувари посвятил все свои сочинения своему учителю Абу-л-Аля Хамиду ал-Булгари, у которого учился в медресе. Последний  был энциклопедически образованным ученым, широко известным на Востоке, в тонкостях разбирающимся в  научной и богословской литературе мусульманского мира своего времени. Булгарские ученые и богословы были хорошо известны в Средней Азии, Хорасане. Некоторые  из них жили и творили на Востоке, иногда занимая в тех странах  религиозные и административные посты. Так, например, Ходжа Ахмед  Булгари был учителем и шейхом знаменитого султана газневидского  государства, куда входили территории современного Афганистана, ряд областей Ирана, Средней Азии, Индии, Махмуда I Газневи (967-1030). Значительное развитие в Волжской Булгарии получили такие  науки, как математика, астрономия, химия, медицина, география, история  и др. В Булгарии было известно несколько  календарей. Астрономические знания булгарские ученые приобретали в  Средней Азии и в странах Ближнего и Среднего Востока, где астрономия и другие естественные науки получили в то время наибольшее развитие. Рост ремесленного производства и возникновение фармакологии потребовали знаний в области химии. Булгары были знакомы и умели применять такие металлы и металлоиды, как железо, медь, никель, свинец, олово, ртуть, серебро, золото, сурьма, сера и т.д. Булгарские кузнецы производили сталь повышенного качества, владели основами сварки и пайки, а также изготовления различных сплавов на основе меди - бронзы, латуни и др. Высокого совершенства достигли мастера, изготовляющие украшения и предметы быта из меди, золота и серебра. Все это потребовало в свою очередь совершенствования математических знаний и формирования их в науку. Булгарские ученые-медики также получили широкое признание не только в Булгарии, но и в странах Востока. Одними из них были братья Таджетдин и Хасан ибн Йунус ал-Булгари. Таджетдин ал-Булгари написал сочинение "Лучшие лекарства от отравления", а его брат Хасан по просьбе известного врача Бадр-ад-дина Махмуда ибн Усмана в 1220-21 гг. переписал его. Трактат по фармакологии "О простых лекарствах" написал также Бурхан-ад-дин Ибрагим ибн Йусуф Булгари, имя которого было известно в мусульманских странах. Всему Востоку было известно имя целителя Ходжы Булгари в Газни. Он был усыновлен поэтом Хакимом Санаи, но прожил недолго - умер в возрасте 39 лет. Поэт же построил на его могиле надгробие, воспел его талант врача в стихах. "Это может быть тот самый Ходжа Ахмед Булгари, который был учителем и шейхом знаменитого султана Махмуда Газневи,- делает предположение Г.М.Давлетшин.- И в наши дни мусульмане со всех концов мира приходят к могиле булгарского лекаря и к источнику с его именем, надеясь избавиться от недугов. В 1971 г. на его могиле был воздвигнут мавзолей из белого мрамора". Широкое распространение в Булгарии получила книга таджикского ученого-медика Авиценны "Каноны врачебной науки". Под именем Абу Гали-сина он известен булгаро-татарам до сего дня, прежде всего через прекрасную легенду о нем, написанную булгаро-татарским просветителем XIX в. Каюмом Насыри, которая, видимо, восходит к народным сказаниям.

     Развитие  торговых связей Булгарии со многими  странами Востока и Восточной  Европы требовало совершенствования  географических знаний. Прежде всего  булгарские купцы, путешественники  и проповедники знакомились с  другими странами по сочинениям таких  мусульманских географов, как ал-Балхи, Ибн Халдун, ал-Масуди, ал-Марвази, ал-Идриси и другие, которые традиционно  делили известные земли на семь климатов со входящими в них странами. Сведения о седьмом климате, т.е. о северных странах и народах, арабские географы получали в Булгарии, что видно  из сочинений Ибн Фадлана (X в.), ал-Гарнати (XII в.), Ибн ан-Нугмана (XIII в.) и др. Булгары хорошо знали и имели  связи с народами, которые жили от них на север вплоть до Северного  Ледовитого океана. К северу от удмуртов (чирмеш, ар) жил народ вису (ису), за ними югра (юра), а на берегу Темного  моря за горами обитали, по представлениям булгар, дикари. Естественно, булгары  имели ясное представление о  Руси и ее городах, о землях, лежащих  к Востоку и югу. Они никогда  не забывали о Кавказских горах, Каспийском, Черном, Азовском морях, рядом с которыми когда-то жили их предки, и рассказы о них передавались из поколения  в поколение.

     В XI-XII вв. в Волжской Булгарии появляются первые ученые историки, которые обобщают "предания старины глубокой", пишут  историю булгарского народа. Одним  из них был Якуб ибн Нугман (1058/59-1164), написавший "Историю Булгара". Эту книгу упоминает в своем  сочинении Абу Хамид ал- Гарнати, который дает ей высокую оценку и  приводит из нее отдельные отрывки. Булгары обладали сведениями и по истории других народов. В частности, им было известно имя Александра (Искандера) Македонского. С высокой степенью достоверности можно сказать, что  в Булгарии при эмирах находились летописцы, которые писали деяния не только правящих в то время эмиров, но и их предков, ибо родословные  в престолонаследовании были очень  важны - они доказывали легитимность правящих монархов. Кроме того, было в традиции даже простых булгар знать  своих предков до девятого колена. Достойное место в мусульманском  мире занимали булгарские богословы  и философы. Естественно, в то время споры, диспуты шли по вопросам толкования Корана. Уже в X в. булгарские богословы приступают к изучению хадисов - преданий об изречениях и делах пророка Мухаммеда. О хадисах и их понимании писали Абу-л-Аля Хамид ибн Идрис ал-Булгари и Сулейман ибн Дауд ас-Саксини-Сувари. Многие богословские и философские проблемы нашли отражение в таких сочинениях, как "Полезные сущности" и "Всеобъемлющий" Ходжи Ахмеда ал-Булгари, "Трактат" Бурхан-ад-дина ал-Булгари и других. Духовная жизнь Булгарии протекала на достаточно высоком для своего времени уровне и была вплетена в общую ткань мусульманского мира. Булгарские проповедники ислама оттачивали свое мастерство богословов не только среди единомышленников в странах Востока, но и практически претворяли в жизнь принципы, которым они следовали. Булгарские подвижники распространяли ислам среди башкир и некоторой части финно-угорских народов. Известно, что со словом пророка Мухаммеда они ездили и в города Руси. Не только богословы, но и ученые мусульманских стран в то время писали свои труды и трактаты на арабском языке, на языке науки исламского мира. Есть все основания надеяться, что нас еще ждут значительные открытия трудов булгарских ученых в архивах и хранилищах книг в странах Ближнего и Среднего Востока.

     Те  войны, которые пронеслись по Булгарии огненным смерчем в XIII и XVI веках, уничтожили прежде всего такие культурные достижения булгар, как книги, написанные на бумаге иногда в нескольких экземплярах, архивы эмиров и ханов, а также летописи, которые велись при них. Горели деревянные города - горели и книги. К сожалению, у булгарских мусульман не было даже ничего похожего на русские православные монастыри, где велись бы летописи и  хранились книги. Этим обьясняется  малочисленность и отрывочность доходящих до нас образцов литературных памятников булгар. Поэтому так ценна  для нас поэма булгарского  поэта и мыслителя Кул Гали (погиб в 1236 г.) "Кысса-и Йусуф", сохранившаяся в полном обьеме благодаря  народной памяти. И до него булгарские писатели и поэты создавали художественные произведения. Особой популярностью среди булгар пользовалось религиозно-дидактическое произведение Сулеймана ибн Дауда ас-Саксини-Сувари "Зухрат ар-Рийаз", написанное в виде небольших рассказов-хадисов и расцвеченное известными в то время художественными средствами. "Близость волжскобулгарского языка к другим тюркским языкам (кипчакскому, огузскому, уйгурскому),- пишет Г.М.Давлетшин,- дала возможность взаимно обмениваться литературными достижениями. Булгарские письменные памятники находили более широкую аудиторию тюркоязычных читателей".

     Многокомпонентная материальная и духовная культура усложняла  этноноосферу булгар, она вибрировала  более мощно, захватывая в свое поле влияния многие племена и народности, которые начинали осознавать себя как  представители единого народа. К  булгарам тяготели под воздействием их этноноосферы многие окружающие народы. Именно в это время хазары, как  близкие родственники булгар по крови  и по духу, стали называться их именем как низовские булгары. Этноноосфера булгар в XI-XIII вв. достигла такого уровня развития, когда заимствования из культур других народов, в частности, арабов, хорезмийцев, русских, перерабатывались в булгарском духе и входили органически  составной частью их менталитета  и бытия. Пространственно этноноосфера булгар охватывала земли от Северного  Ледовитого океана до Каспийского моря и Северного Кавказа, от Уральских  гор, реки Яика до бассейна рек Дон  и Ока. И это не преувеличение. Дело в том, что в последующие  века, когда булгары потеряли политическую самостоятельность, их имя стало  скрываться под другими названиями - черные клобуки, черкасы, асы (ясы), бродники, казаки, татары. Ибо летописцам, которые  переписывали сочинения своих предшественников, казалось, что не могло быть величия  у народа, который не мог его  сохранить, а народ побежденный  и расколотый теряет свое самосознание, его этноноосфера замыкается в себе и не реагирует на новые названия распавшихся его частей.

     После распада Хазарского каганата в домонгольский  период в Восточной Европе существовали только два государства - Волжская Булгария и Русь, два этноса - булгары и  русские, этноноосфера которых, как  наиболее мощные, охватывающие этноноосферы окружающих их племен и народностей, в конце концов, пришли в соприкосновение  в борьбе за преобладание в регионе. Оба этноса - булгары и русские - были известны далеко за пределами  своих стран. О них писали в  своих сочинениях арабские, персидские и тюркские авторы. Последних особенно интересовали булгары как тюркский народ мусульманского исповедания, занимающий земли далеко на севере рядом с русскими. Немало внимания уделил булгарам в своем "Словаре  тюркских наречий" уйгурский ученый-филолог XI в. Махмуд Кашгари. Вопрос о принадлежности булгар к той или иной группе народов  и соответственно булгарского языка  имеет важное значение для характеристики их этноноосферы.

     Сложные отношения установились у Булгарии с Русью после принятия последней  христианства и его победы среди  основной массы русских, на что ушло, по крайней мере, 100 лет. Как известно, после заключения "вечного мира" между Булгарией и Киевской Русью  в 985 г. торговые отношения были закреплены договором 1006 г. Почти до конца XI в. булгаро-русские  взаимоотношения были мирными, бесперебойно действовали сухопутные и водные торговые пути между Булгаром и Киевом. В этот мирный период булгарские купцы  проникли во многие дальние страны, как-то: Средняя Азия, Китай, Индия, Закавказье, Арабский халифат, Персия, Скандинавия, Венгрия и другие. Принятие булгарами  ислама, а русскими православия и, соответственно, изменение несущих  частот их этноноосфер привело к  передвижению массы людей в двух направлениях: из Руси в Булгарию, из Булгарии в Русь. "Когда земли  междуречья Волги и Оки и верховьев  Волги в XI-XII вв.,- писал А.Х.Халиков,- вошли в состав русских княжеств и стало распространяться христианская религия, часть ростовских мерян  переселилась в Булгарию и приняла  ислам". В то же время в XII в. владимиро-суздальские  князья, отовсюду созывая "многие тысячи людей" в свои города "из булгар, мордвы, венгров, кроме русских", давали им "не малую ссуду", тем самым способствуя развитию своих земель. Сколько взаимно переселилось булгар и русских мы не знаем, но фактом остается то обстоятельство, что булгары жили в городах Владимиро-Суздальской Руси, а русские в городах Волжской Булгарии. Известно, что в городе Булгар русские жили отдельной слободой и, возможно, имели свою церковь. После ста лет спокойной жизни в булгаро-русских отношениях мирные периоды начинают перемежеваться военными столкновениями, что является отражением отхода несущих частот этноноосфер булгар и русских друг от друга на большее расстояние в связи с укреплением у первых ислама, а у вторых православия. Под 1088 г. русские летописи сообщают о взятии булгарами города Мурома: "Взяша болгаре Муром". Подробности данного события находим у В.Н.Татищева: "В те же времена были на Волге и Оке разбои, и много болгар торгующих пограбили и побили. Болгаре же прислали ко князю Олегу и брату его Ярославу просить на разбойников, но не получа управы и взятого, пришед с войски, Муром взяли, а села пожгли". В стычках подобного рода еще нет политических целей. В этот период еще не ставятся широкие политические цели, нет стремления к расширению границ. Этим кончается первый период русско-булгарских взаимоотношений. Второй период этих отношений связан с образованием Северо-Восточной Руси с политическим центром на Верхней Волге". Второй поход булгары совершили в 1107 г. на Суздаль. Возможно, со взятием Суздаля булгары связывали уже решение каких-то политических вопросов. По крайней мере, это был период наибольшей активности булгарского этноса, в то время как старорусский этнос шел к своему закату, а великорусский этнос еще не возник. В Северо-Восточной Руси православие победило не сразу. Ко времени описываемых событий сопротивление язычества еще не было окончательно сломлено. Дело осложнялось еще и тем, что мусульманские проповедники из Волжской Булгарии проводили свою пропаганду среди русских и мерян, что вызвало противодействие со стороны владимиро-суздальских князей. В дальнейшем, когда православие окончательно укрепило свои позиции, неприязнь, вызванная вмешательством булгар в дела Руси, постоянно толкала владимиро-суздальских князей на конфронтацию с мусульманской Булгарией.

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru