По алфавиту:

Указатель категорий Инвестиции Государственная инновационная политика, понятие и механизм реализации

Государственная инновационная политика, понятие и механизм реализации

Тип работы: Контрольная работа
Предмет: Инвестиции
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Введение
1. Сущность и принципы государственной инновационной политики
2. Механизм формирования государственной инновационной политики
3. Механизм реализации государственной инновационной политики
Заключение
Список нормативных правовых актов и литературы

Выдержка из работы.

Оглавление 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Сущность и принципы государственной инновационной политики……….5

2. Механизм формирования государственной инновационной политики…….7

3. Механизм реализации  государственной инновационной  политики……….11

Заключение……………………………………………………………………….15

Список  нормативных правовых актов и литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

      Актуальность. Государственная инновационная политика в промышленно развитых странах направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов и является, очевидно, связующим звеном между сферой «чистой» (академической) науки и задачами производства. В целом роль государства в области поддержки инноваций можно свести, никак не претендуя на полноту перечисления, к следующим моментам: государство способствует развитию науки, в том числе прикладной, и подготовке научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей); в рамках большинства правительственных ведомств существуют разнообразные программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса; государственные заказы, преимущественно в форме контрактов, на проведение НИОКР обеспечивают начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое применение в экономике страны; фискальные и прочие элементы государственного регулирования формируют стимулирующее воздействие внешней среды, которые обусловливают эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм; государство выступает в роли посредника в деле организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует кооперацию в области НИОКР промышленных корпораций и университетов.

     Степень изученности. Государственная инновационная политика достаточно широко рассмотрена. Западную проблему государственной инновационной политики рассматривают в трудах Б.Твисса, Б.Санто и др.

     Проблему  государственной инновационной  политики в России подробно освещена в периодической литературе. Здесь  можно выделить таких авторов  как: Н.Гапоненко, М.Ионов, С.К.Симоновский и др.  

     Целью контрольной работы является определение основных направлений государственной инновационной политики в России.

     Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить литературу по теме :«государственная инновационная политика»
  2. охарактеризовать сущность и принципы инновационной политики.
  3. изучить формирование государственной инновационной политики
  4. изучить механизм реализации государственной инновационной политики
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Сущность  и принципы государственной инновационной политики.
 

      Государственная инновационная политика – это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. Представляется в разрабатываемых правительством Российской Федерации концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу и программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу [4, с. 142].

     Государственная инновационная политика РФ формируется  и осуществляется исходя из следующих  основных принципов:

        • признание приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, качества жизни населения и экономической безопасности;
  • обеспечение государственного регулирования инновационной деятельности в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере;
  • концентрация государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике;
  • создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности;
  • создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности;
  • активизация международного сотрудничества РФ в инновационной сфере;
  • укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате осуществления инновационной деятельности.

     Формирование  и осуществление государственной инновационной политики Российской Федерации обеспечивают органы государственной исполнительной власти Российской Федерации, назначаемые Правительством Российской Федерации.  Инновационная политика субъектов Российской Федерации формируется и реализуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом государственной инновационной политики Российской Федерации и интересов регионов. К разработке и реализации государственной инновационной политики могут привлекаться общественные объединения, действующие в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации [7, с. 42].

     Политика  в области инновационной деятельности как элемент системы   государственного регулирования имеет:

  • четко определенные цели и приоритетные направления инновационной деятельности;
  • органы управления, реализующие функции, которые обеспечивают достижение сформулированных целей;
  • информационную систему, формирующую информационный образ объекта регулирования, достаточную для реализации функций управления;
  • инструменты регулирования и поддержки, с помощью которых органы государственного управления воздействуют на предприятия и среду в рамках выполнения своих функций.
 

      Вывод: Государственная инновационная политика – это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

     Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы научно – технического прогресса, связан с товарно-денежными отношениями, последующими всеми стадии его реализации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики капиталистических стран [4, с. 59].

     Государственная инновационная политика РФ формируется  и осуществляется исходя из принципов. 
 
 

    1. Формирование  государственной  инновационной политики
 

     “Переход  России к инновационному пути развития – это единственная возможность  сделать нашу страну конкурентоспособной  и войти в мировое сообщество на равных” - говорится в “Основах политики Российской Федерации в области развитии науки и технологий на период до 2011 года и дальнейшую перспективу”. Переход к инновационному развитию страны определён в этом документе как основная цель государственной политики в области развития науки и технологий. И как одно из важнейших направлений государственной политики в области развития науки и технологий - формирование развития национальной инновационной системы [3].

     Политика, формируемая Министерством образования  и науки Российской Федерации, нацелена на реализацию этих целей и задач. Основные задачи, которые призвана решать федеральная целевая научно – техническая программа: определение приоритетов в сфере науки и технологий и их реализация; развитие системы научных и технических приоритетов, механизмов создания и построения государственно-частного партнёрства; развитие инфраструктурной деятельности, т.е. построение инновационной инфраструктуры в России; а также содействие укреплению материально-технической базы научной деятельности ВУЗов, совершенствование нормативно-правовой базы науки и инновационной сферы, и др [4, с. 73].  

     Управление  программой осуществляется Научно-координационным  советом под руководством Министра. По шести основным научно – техническим направлениям сформированы приоритеты:

  • наноиндустрия и перспективные материалы;
  • энергосберегающие технологии и альтернативные источники энергии;
  • технологии живых систем;
  • информационно-телекоммуникационные системы;
  • экология и рациональное природопользование;
  • безопасность и противодействие терроризму.

     В новой редакции программы следует  отметить 3 основных блока, в рамках которых строится работа: генерации  знаний, разработка технологий и коммерциализация технологий.

     Первый  блок – генерация  знаний

     В рамках этого блока реализуется  около 250 проблемно-ориентированных поисковых исследований фундаментального характера и прикладные разработки. Осуществляется также поддержка научно–организационного и методического обеспечения интеграции научной и образовательной деятельности, поддерживаются пилотные проекты в этой сфере, создаются научно-образовательные комплексы[5, с. 71].

     Второй  блок – разработка технологий

     Этот  блок ориентирован на поддержку и  развитие прикладных научных исследований и разработок. В рамках этого блока  около 120 опытно–конструкторских, технологических и экспериментальных разработок впервые получили финансовую поддержку. Каждый проект получал в среднем около 10 млн. рублей. Это примерно на порядок больше того, что было до реализации последней редакции программы.

     Третий  блок программы – коммерциализация технологий

     В первую очередь, здесь следует говорить о создании и развитии эффективных  механизмов государственного и частного партнёрства. Хорошими примерами в  этой связи могут стать реализуемые, начиная с 2003 года, важнейшие инновационные проекты государственного значения, которые были поддержаны ещё Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации и очень успешно продолжают развиваться при поддержке Федерального Агентства науки и инноваций, фактически при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации[3].

     Важнейший элемент – это финансовая инфраструктура. В первую очередь, это бюджетные  и внебюджетные фонды, такие как: фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно – технической  сфере; российский фонд технологического развития (РФТР) [7, с. 142].

     РФТР - внебюджетный фонд, который формируется  из тех отчислений, которые предприятия, освобождая эти отчисления от налогов, направляют в отраслевые фонды, внебюджетные фонды НИОКР и головные организации, координирующие их деятельность. Он формируются за счёт 25% отчислений от тех средств, которые собирают отраслевые фонды. Направляются средства на поддержку серьёзных научно – технических, инновационных проектов.

     Проблемы  формирования инновационной политики особенно важны при выборе перспективной  стратегии. В настоящее время  особую актуальность приобретает разработка стратегии и тактики реформирования внутригосударственной науки как элемента инновационной политики. Необходимо поддерживать совместные исследования внутригосударственных научных подразделений с академическими институтами, вузами и ГНЦ. Такая целенаправленная мера позволит обеспечить трансфер технологий по стадиям инновационного цикла, и «компенсировать» недостаток кадров высшей квалификации и исследовательской базы этого сектора науки [4, с. 62].

     В ближайшей и долгосрочной перспективе  формирование и максимизация инновационного фактора становится решающим условием устойчивости развития современных экономических систем. 

     Вывод: Организационной формой разработки государственной инновационной политики могут служить взаимодействующая совокупность министерств и ведомств, ответственных за различные сферы научно-технического, инновационного и экономического потенциалов, а также общественные организации субъектов научной деятельности и потребителей инновационной продукции – субъектов сферы производства. Данные о фактическом состоянии инновационной сферы могут быть получены через систему статистической отчетности и СМИ, а сведения о конфликтных ситуациях – через судебную систему и арбитражные суды. Определенную роль в получении данных о состоянии инновационной сферы играют каналы личного общения[4, с. 58].

     Сопоставление фактического состояния инновационной  сферы и целей государственной  инновационной политики осуществляется органами государственного управления, субъектами инновационной деятельности и отдельными специалистами. 
 
 
 

     3. Механизм реализации  государственной  инновационной политики 

     В современных промышленно развитых странах для реализации государственной  инновационной политики применяются  три основных инструмента [6, с. 71]:

     - Первый из них - государственный  контракт. Не исключается ситуация передачи приобретенного продукта третьей стороне. Заключение контракта, за исключением специально оговоренных ситуаций, является результатом конкурса. В процессе работ по контракту представитель государства имеет право контролировать процесс выполнения работ и корректировать их. В законодательстве нашей страны нет четкого определения контракта по отношению к взаимодействиям с участием сферы науки.

     - Второй, наиболее распространенный  инструмент, - грант. Он легализует  другую форму отношений между государством и научно-исследовательским сектором, а именно - поддержку или стимулирование государством научных исследований и разработок - финансами, собственностью, услугами или еще чем-либо ценным. Причем предполагается, что до окончания работ по гранту государство не имеет права контроля и вмешательства в их выполнение. Срок выполнения работ оговаривается специальным соглашением. Грант используется особенно часто для поддержки исследований и разработок со стороны государства, если результаты работ неопределенны или не могут принести непосредственную пользу или выгоду в ближайшем будущем. Именно эту форму - де-факто, но не де-юре, используют наши научные фонды - Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) [6, с. 78].

Похожие работы:
© 2009-2020 Все права защищены — dipland.ru