По алфавиту:

Указатель категорий Зоопсихология Характеристика уровня психического развития животного.

Характеристика уровня психического развития животного.

Тип работы: Контрольная работа
Предмет: Зоопсихология
Количество страниц: 27
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2009
Cкачиваний: 10
Последнее скачивание: 2011-11-11

Содержание.

Введение 3
1. Положение животного в царстве животных 5
2.Анатомо-физиологическая характеристика нервной системы 5
3. Анатомо-физиологическая характеристика сенсорных систем 7
4. Образ жизни животного (этологические сведения) 9
5.Характеристика инстинктивных форм поведения 11
6.Характеристика научения 20
7.Характеристика элементарной рассудочной деятельности 23
8.Характеристика игровой деятельности животного 24
Заключение 26
Список литературы 27

Описание.

Среди великих загадок природы, к познанию которых с древнейших времен стремился человеческий ум, психика животных занимает одно из первых мест. «Душевная жизнь», психические качества и поведение животных входили как существенные составные части в фольклор, религиозные представления и мировоззрение на всех этапах развития человечества. Много внимания этим вопросам, особенно отношению психики животных к психике человека, уделяли античные мыслители при построении своих философских концепций.
А.И.Герцен писал: «Психология животных несравненно менее обращала на себя внимание ученых-естествоиспытателей, нежели их форма. Животная психология должна завершить, увенчать сравнительную анатомию и физиологию; она должна представить дочеловеческую феноменологию развертывающегося сознания; ее конец – при начале психологии человека, в которую она вливается, как венозная кровь в легкие, для того, чтобы одухотвориться и сделаться алой кровью, текущею в артериях истории» [1,c. 222-223].
Психика животных неотделима от их поведения, под которым мы понимаем всю совокупность проявлений внешней, преимущественно двигательной активности животного, направленную на установление жизненно необходимых связей организма со средой. Психическое отражение осуществляется на основе этой активности в ходе воздействий животного на окружающий мир. При этом отражаются не только сами компоненты окружающей среды, но и собственное поведение животного, а также произведенные им в результате этих воздействий изменения в среде. Притом у высших животных (у высших позвоночных), которым свойственны подлинные познавательные способности, наиболее полноценное и глубокое отражение предметов окружающего мира совершается именно в ходе их изменения под воздействием животного.
Таким образом, справедливо считать психику функцией животного организма, состоящей в отражении предметов и явлений окружающего мира в ходе и результате направленной на этот мир активности, т.е. поведения. Внешняя активность и ее отражение, поведение и психика составляют неразрывное органическое единство и могут лишь условно расчленяться для научного анализа. Как показал еще И.М.Сеченов, психика зарождается и умирает с движением, поведением.
Кошка - совершенство природы. Кошкам нет равных в многообразии их физических возможностей. Они мастерски владеют такими приемами, как прыжки, лазанье, балансирование, ползание и спринт, акробатика, умение сжиматься, молниеносно реагировать и замедленно двигаться.
Целью данной работы стало выявление особенностей психического развития животного - в нашем случае – кошки.
Перед нами были поставлены задачи:
1.определить положение кошки в царстве животных;
2.выявить анатомо-физиологическая характеристика нервной системы кошки;
3.оценить анатомо-физиологическая характеристика сенсорных систем кошек;
4.рассмотреть образ жизни кошки;
5.дать характеристику инстинктивных форм поведения кошек;
6.рассмотреть характеристику научения кошек;
7.выявить особенности элементарной рассудочной деятельности кошек;
8.выделить особенности игровой деятельности кошек.
В нашем исследовании мы опирались на научные труды таких исследователей, как Сотская М.Н., Дембовский Я., Зорина З.А., Полетаева И.И., Фабри К.Э., Леонтьев А.Н. и др.

Выдержка из работы.

Таким образом, нами была рассмотрена характеристика уровня психического развития животного на примере семейства кошачьих – кошки. Мы выяснили, что кошка одно из самых древних домашних животных, жившее с человеком тысячи лет, кошка. Многие люди любят кошек больше всех животных. Ведь кошка - умнейшее существо. У кошки независимость в характере, она не любит подчиняться человеку - и некоторым ее гордость очень нравится. Мы отметили, высокий уровень сформированности анатомо-физиологических аспектов сенсорных систем: зрения, осязания, вкуса. На уровне инстинкта у кошек отлично сформированы пищевое, половое, коммуникационное, исследовательское, комфортное, социальное, агрессивное, оборонительное поведение. Не развиты миграционное поведение и слабо развито строительное поведение. Несмотря на то, что кошка почти не поддается дрессировке, ей можно привить элементарные навыки, сформированы латентное, инсайтное и имитационное обучение
Мы выяснили, что кошки обладают логическим мышлением, но лишены творческого. некоторые кошки могут решать отдельные не повторяющиеся задачи, специфическими способами. Это может служить доказательством рассудительного мышления. Кошки способны к экстерполяции (способность прогнозировать траекторию движения предмета после его резкого исчезновения из поля зрения) и они способны понять, что приманку нельзя спрятать в плоскости, для этого необходимо объемное тело.
Кошке присуща игровая деятельности – манипулятивная, подвижная и совместная.
Таким образом, согласно концепции Леонтьева – Фабри [5,9], мы можем отнести, выбранное нами животное для характеристики в данном исследовании – кошку – к высшему уровню психического развития, так как было выявлены показатели интеллектуальной деятельности, способность к манипулированию предметами, любознательности, наличие поисковой фазы, способность к решению элементарных ситуаций.

Список литературы.

1.Герцен А.И. Избранные философские сочинения. М., 1940. С. 222–223
2.Дембовский Я. Психология животных. М., 1959.
3.Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. М., 2001.
4.Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. 2-е изд. М., 1986
5.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.,1972.
6.Мак-Фарленд Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция. М., 1988.
7.Панов Е.Н. Поведение животных и этологическая структура популяций. М., 1983.
8.Сотская М.Н. Зоопсихология. Учебное пособие. http://www.ido.edu.ru/psychology/animal_psychology/
9.Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1976, 1993
10.Хайнд Р. Поведение животных: Синтез этологии и сравнительной психологии. М., 1975.
11.Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии: Учебное пособие МГППУ / Сост. М.Н. Сотская. М., 2003.
12.Хрестоматия по зоологии и сравнительной психологии: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 "Психология". М., 1997.
Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru