По алфавиту:

Указатель категорий Журналистика Цвик В. Л. Журналист с микрофоном

Цвик В. Л. Журналист с микрофоном

Тип работы: Реферат
Предмет: Журналистика
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Учебное пособие

Выдержка из работы.

Цвик В. Л.

Журналист с микрофоном

М.: Издательство ДИДМНЭПУ, 2000. - 40 с.

Жанр: Учебное пособие

Год издания: 2000 
 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение

Глава первая. Содержание и форма журналистских произведений

Глава вторая. Работа в службе новостей

Глава третья. Работа радиожурналиста в экстремальных условиях

Глава четвертая. Некоторые советы по подготовке тематических радиопрограмм

Глава пятая. Технические особенности работы радиожурналиста

Рекомендованная литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

      Журналист с микрофоном — это человек, который либо сообщает новость, либо ведет публицистическую передачу, задает вопросы собеседнику, объясняет (комментирует) какое-то событие, явление, факт.

      В том случае, когда передача идет прямо в эфир, нет места для  редактирования текста, монтажа, исправления ошибок. Здесь единственный «инструмент» радиожурналиста — звучащее слово. Это — высший пилотаж, результат профессионального мастерства, особых способностей, специальных навыков.

      Прямой  эфир обладает высокой притягательностью, значительно удешевляет производственный процесс, то есть сулит идеологические и экономические дивиденды. Вот почему в последнее время (и особенно на коммерческих радиостанциях) широко используют подобную форму вещания. Не всегда это происходит достаточно эффективно. Нередко радиоэфир попросту засоряют пустяковыми разговорами с множеством языковых огрехов, а то и вовсе неграмотной речью. Следует признать, что прямой эфир — это не только способ вещания, но и сложное искусство, специфическое средство выразительности.

      Иначе обстоит дело, когда у радиожурналиста  имеется возможность предварительной  фиксации своего материала. В этом случае заранее готовят текст (литературную основу), подвергают его необходимому редактированию. Согласно творческому замыслу производится магнитная запись, которая соответствующим образом монтируется, иногда она дополняется шумовым или музыкальным сопровождением. Материал обретает более или менее совершенную форму, причем в руках опытного журналиста и его технических и творческих помощников (звукорежиссера, звукооператора, звукооформителя, музыкального редактора и проч.) радиопроизведение не утрачивает духа естественной непринужденности, сиюминутности и словно бы непредсказуемости результата, что обычно бывает в реальной жизни.

      Человек с микрофоном, радиожурналист должен быть профессионалом, обладающим специфическими знаниями, владеющим особыми приемами работы, умеющим сделать так, чтобы живое человеческое слово зазвучало во всей своей красоте, глубине и образности; чтобы его собеседник «раскрылся», рассказал то и так, как это нужно в данном случае; чтобы слушатели поняли и почувствовали авторский замысел, основное содержание, глубинную идею и тонкий подтекст журналистского произведения. Давайте же попробуем разобраться в слагаемых профессионального мастерства радиожурналиста, человека с микрофоном, способного мыслить в категориях радио, то есть находить наилучшие пути передачи события с помощью звука.

      Здесь следует напомнить, что в арсенале радиожурналиста три составляющих: звучащее слово, музыка и шумы — четвертого не дано. Тишина, то есть отсутствие всяких звуков, может служить ярчайшим средством выразительности (и как часто, к сожалению, в наших материалах на радио и телевидении не хватает именно этого — точно выверенной паузы, дающей возможность осмыслить предлагаемый материал).

      Шум — естественные беспорядочные звуковые колебания, сопровождающие почти каждое действие. Использование шумов позволяет создать эффект присутствия, иногда помогает достаточно точно обозначить место действия, что чрезвычайно важно на радио (в отличие от телевидения, где зритель все видит воочию).

      Известный радиожурналист Юрий Гальперин в  книге «Человек с микрофоном» с юмором описывает свою первую запись шумового оформления репортажа. Дело было на железнодорожной станции. Вручив начинающему репортеру микрофон, оператор предупредил: далеко не ходите, пути рядом. Но Гальперин проявил самостоятельность и перешел первые полоски рельс. Натужно пыхтя и пофыркивая, приблизился маневренный паровоз. Машинист высунулся из окна и, видимо, не собирался украсить репортаж голосом локомотива. Закрыв ладонью микрофон, чтобы не выдать «секрета» своей работы, репортер закричал что есть силы: «Дяденька, погуди, погуди!» Машинист нырнул в будку, и тут же раздался басовитый гудок. В этот момент за спиной Гальперина послышался стук колес длинного товарного состава. Журналист был счастлив: запись шумов удалась на славу. Почему же в автомобиле со звукозаписывающей аппаратурой его встретили гомерическим хохотом? Гальперин нес микрофон с обрывком провода, перерезанного составом, прошедшим у него за спиной. «Ну хоть что-нибудь записалось?» — робко спросил он. Оператор включил запись. В динамике зашипел, зафыркал паровоз, и, покрывая все шумы, зазвучал молящий голос: «Дяденька, погуди, погуди!»...

      Музыка  — мелодически выстроенные, «организованные» звуки. Музыку невозможно передать словами, но она создает поэтический мир образов, воздействует на эмоциональное восприятие материала. Музыка может украсить любое журналистское произведение, но она не должна служить элементом украшательства. Использование той или иной мелодии в каждом случае должно быть осмысленным и оправданным. Здесь все играет роль: и громкость, и характер музыки, ее аранжировка, звучание струнных, духовых и прочих инструментов, их солирование или оркестровое исполнение. Вот почему существуют особые профессии музыкального оформителя и музыкального редактора. Но при этом журналист должен знать характер музыкального оформления, уметь подсказать, растолковать цель и задачи звукового содержания его сценария.

      Слово, вербальный текст — не просто главный, но единственный инструмент радиожурналиста для передачи основного содержания, мыслей, идей; это осмысленный звуковой ряд, форма речевого общения, может быть, самая распространенная и, скорее всего, древнейшая знаковая система.

      Только  что мы говорили о музыке, располагающей  всего семью нотами, звучащими в восьми октавах, и сколько же чудесных мелодий создано и еще будет создано при помощи столь ограниченных средств! Что же говорить о неисчерпаемых возможностях языка с его огромной лексикой (в Словаре русского языка Ожегова более 60 тыс. слов, в Словаре иностранных слов — около 20 тыс., а в обычном орфографическом словаре — от 120 тыс. и более слов); добавьте сюда грамматические и синтаксические возможности, интонационное богатство речи! Звучащим словом радиожурналист описывает события, характеры и внешний облик героев, передает основную мысль произведения. Это сложное искусство, требующее и природных данных, и серьезной учебы, и постоянных напряженных тренировок. Овладение секретами профессионального мастерства лучше всего начать с обобщенного анализа содержания и формы журналистских произведений. 
 
 
 
 
 
 

      Глава первая.

      Содержание и форма журналистских произведений

      Отправляясь на задание, журналист старается  представить себе (смоделировать) свой будущий материал — и это не признак нетерпения, а необходимая подготовительная работа, помогающая автору запастись всей информацией, требуемой для создания журналистского произведения. Без такой внутренней подготовки, приехав на объект, вы будете растерянно озираться по сторонам, не зная, на что обратить внимание, у кого и о чем спросить.

      Освещение избирательной кампании в какой-то мере сопоставимо с работой радиожуналистов  в экстремальных условиях. Пока российские условия представляют журналистам достаточно возможностей для оттачивания своего мастерства, ибо выборы различного уровня проходят у нас с завидной регулярностью. Но деятельность специализированных и смешанных радиостанций состоит не только из предвыборных дебатов. Поэтому рекомендуем некоторые советы по подготовке других тематических радиопрограмм, большинство из которых не требуют прямого эфира. Они готовятся в более спокойных условиях, обычно записываются на магнитную пленку, тщательно монтируются, широко используют разнообразную звуковую палитру изобразительно-выразительных средств радио.

      В начале скажем несколько слов о жанрах, которые широко используются не только в новостных программах, но могут существовать и в виде самостоятельных передач.

      Комментарий облегчает слушателям выработку собственного мнения об актуальных событиях или проблемах. Он не может быть абсолютно объективным, так как передает суждения автора. Субъективный текст комментария требует, чтобы его читал сам журналист, соответственно, тон здесь эмоциональный, выразительный, темпераментный. Комментатор должен убедить слушателей, и сделать это можно не только благодаря железной логике аргументов, но и доказательной манерой разговора, особыми интонациями рассказчика.

      Однако  помните, что в комментарии полемический тон не может возместить нехватку знания предмета. Хотя вполне рациональный подход к проблеме не исключает страстной позиции по защите демократических ценностей, высокой морали в частной жизни, общественной деятельности и в политической борьбе.

      Если  интервью становится не частью информационной программы, а самостоятельной радиопередачей, то в этом случае аудитории предлагается не результат журналистской работы, а сам ее процесс.

      Напечатанный  в газете перечень вопросов и ответов  не дает всей информации, которую можно получить при помощи акустических средств: тембра голоса, высоты звука, дикции, различных шумовых эффектов, пауз и т.д. Что было сказано, можно прочитать, но сколько дополнительной информации несет то, к а к это было сказано! Телевидение добавляет к этому видеоряд, еще более увеличивая акцент на том, как говорится, что нередко ведет к переносу значения с высказывания на высказывающегося. Следовательно, можно предположить, что именно радиоинтервью максимально раскрывает возможности этого широко распространенного общежурналистского жанра.

      Но  радиожурналисту всегда надо помнить, что интервьюируемый — главное  лицо передачи, а он, журналист, лишь посредник между аудиторией и человеком у микрофона. Часто журналисту хочется вмешаться в ответ, дополнить его, что-то уточнить, прокомментировать, сообщить собственное мнение. Это допустимо, более того, желательно, но в передачах других жанров — беседе или дискуссии, где собеседники равноправны. В радиоинтервью опытный журналист успешно использует определенное самоограничение для достижения более важной задачи — максимального самораскрытия интервьюируемого лица и, стало быть, успеха всей передачи.

      Ход интервью журналист планирует заранее. Продумывается стратегия достижения цели, последовательность вопросов. Весь ход беседы мысленно моделируется, разумеется, с учетом того, что жизнь непременно внесет свои коррективы. И все же порассуждайте, какой ответ может последовать на такой-то вопрос? Как реагировать, если ответ будет уклончивым:

      переспросить  или переходить к следующему вопросу?

      Существует  ли схема вопросов на все типы интервью? Конечно, нет. Но специалисты советуют в первом вопросе оставлять широкий  простор для ответа, а в последующих  сужать тематику, чтобы углубить и  уточнить информацию, осветить отдельные аспекты темы. Здесь уместен принцип — идти от общего к частному.

      Необязательно задавать много вопросов. Вспомните  совет Дейла Карнеги: «Побудите  другого человека говорить о его  интересах, о его делах. Слушайте внимательно, и вы доставите людям удовольствие. Вас сочтут хорошим собеседником, даже если вы говорили очень мало».

      Для интервью эмоциональная атмосфера  подчас не менее важна, чем содержание беседы. А следовательно, невербальная коммуникация — существенная часть  радиоинтервью. Заинтересованный взгляд журналиста побуждает к продолжению разговора. Складки на лбу или скептическое выражение лица предупреждают, что сейчас последует критический вопрос. Нетерпеливо-настойчивым жестом репортер показывает, что хочет задать очередной вопрос, прервать затянувшиеся рассуждения собеседника.

      В свою очередь жесты, выражение лица, манера поведения интервьюируемого подскажут внимательному интервьюеру смущение собеседника, его нервозность, раздражительность, которые должны быть нейтрализованы, развеяны. Если интервью включает неприятные для вашего гостя моменты, вы можете воспользоваться такой невербальной информацией для дальнейшего обострения беседы. Но не относитесь к интервьюируемому как к противнику, какую бы «жесткую» тему вы ни обсуждали. Деликатность, корректность, умелое использование эвфемизмов обязательны в любом случае. Вы работаете для радиослушателей, а не для того, чтобы «выставить» опрашиваемого в негативном или позитивном свете. Если вы не получили исчерпывающих, интересных ответов, не спешите валить неудачу на собеседника, сначала спросите себя: а правильно ли я построил интервью, те ли вопросы задавал, вел ли себя, как следует?

      Разновидностью  интервью являются радиоопросы — краткие индивидуальные высказывания людей, отвечающих либо репортерам на улицах города, в других общественных местах, либо по телефону. Анонимность таких ответов нередко приводит к поразительной откровенности. И хотя радиоопросы редко бывают репрезентативны, они подчас точнее любых социологических исследований отражают общественное мнение по тем или иным актуальным проблемам.

      Обычно  для передачи необходимо записать не менее 20 ответов. Последующее будет зависеть от грамотного монтажа: здесь важны контрастность голосов и содержания ответов. Правда, при монтаже велика опасность манипулирования, что в сочетании с социологической непрезентативностью приводит к тому, что этот жанр чаще используют как развлекательный элемент вещания.

      Иногда  телефонные опросы используют во время  передачи для того, чтобы узнать реакцию слушателей на полученную информацию. Это — одна из форм мгновенной обратной связи, своеобразная разновидность социального общения станции и аудитории, журналиста и его слушателей, а также слушателей между собой.

      Радио — непревзойденное по оперативности средство информации. Некоторый недостаток аналитичности легко восполняется таким популярным элементом вещания, как обзоры печати. А если учесть, что такие обзоры нередко предлагают слушателям в вечернем и ночном эфире, сообщая о публикациях завтрашних газет, то в этом случае и фирменная оперативность радиовещания ничуть не страдает.

      Задача  обзора печати состоит в том, чтобы  дать всесторонний спектр мнении, привлечь внимание аудитории к наиболее важным или наиболее интересным проблемам. Основу обзора печати составляют цитаты, которые следует давать по оригинальному газетному тексту, а не в изложении. Когда речь идет о зарубежной прессе, следует указывать политическое направление газеты, поскольку не все слушатели знакомы с иностранной печатью, а отношение к сказанному существенно зависит от того, чье это мнение: коммунистов, либералов или клерикалов.

      Составляя обзор печати, журналист стремится  дать широкий спектр мнений, используя  значительное количество разнообразных  периодических изданий. В любом случае, по каждой из актуальных проблем желательно привести несколько цитат.

      Обзор печати — одна из распространенных разновидностей обзорных передач, тематических программ, использующих все или почти все радиожанры для подробного изложения проблем, событий, фактов и мнений, относящихся к тому или иному разделу вещания. Обозрения могут быть и информационно-публицистическими, и музыкальными, и театральными и т.п. Учитывая достаточно продолжительный хронометраж этих передач, журналист-ведущий особое внимание уделяет «мостикам-связкам» между отдельными частями программы, добиваясь у зрителей целостного восприятия ее.

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru