По алфавиту:

Указатель категорий Журналистика СМИ как орудие политической борьбы: методы формирования общественного мнения

СМИ как орудие политической борьбы: методы формирования общественного мнения

Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Журналистика
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2009
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

СМИ играют всё большую роль в жизни общества. Их влияние распространяется на все сферы нашей жизни., в том числе и на политическую. Насколько сильно СМИ влияют на наши решения в период выборов?

Выдержка из работы.

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

 РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Социально-гуманитарный институт

Факультет журналистики

Кафедра журналистики и связей с общественностью 
 
 
 

Курсовая  работа на тему:

СМИ КАК ОРУДИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ: МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ 

Выполнила: 

Специальность:                                                     “Связи с общественностью”

 

Руководитель:                                                                 
 

                                        

Москва 2009 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                        

Глава I. Средства массовой информации в период избирательной кампании. Понятия. История. Связь СМИ с PR            

§1.1 Понятия СМИ, избирательная кампания, общественное мнение. Становление СМИ в России

§1.2 СМИ как активный участник избирательных компаний

§1.3 Взаимодействие специалиста по связям с общественностью и журналиста в период избирательной кампании 

Глава II. Роль СМИ в формировании общественного мнения. Результаты деятельности СМИ по итогам выборов             

§2.1 Виды СМИ и их значимость в процессе формирования общественного мнения.

§2.2 Значимость освещаемых проблем в СМИ в период избирательной компании.

 §2.3 Степень доверия населения России средствам массовой информации в период предвыборной борьбы

 §2.4 Рассмотрение влияния средств массовой информации на формирование общественного мнения на примере выборов 2007 года 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                               

Список используемых источников

                                                                             
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Если  средствами прожурналистской деятельности преимущественно были устные и письменные формы сообщения, то собственно журналистика прямо связана с использованием развитых технических средств коммуникации - прессы (средств распространения информации с помощью печатного воспроизведения текста и изображения), радио (передачи звуковой информации с помощью электромагнитных волн) и телевидения (передачи звуковой и видеоинформации также с помощью электромагнитных волн; для радио и телевидения обязательно использование соответствующего приемника).

Благодаря использованию этих коммуникационных средств возникли три подсистемы журналистики: печать, радио и телевидение, каждая из которых состоит из огромного числа каналов - отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах). Каждая отдельная подсистема выполняет свою долю функций журналистики на основе использования своих специфических особенностей, проявляющихся, прежде всего, в способах фиксации и передачи информации.

Средства  массовой информации (СМИ) являются одним  из важнейших институтов современного общества. Они выполняют многообразные  функции: информирование населения о событиях, происходящих в стране и мире(Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий осуществляются с помощью СМИ); образование и социализация; реклама в различных её ипостасях. СМИ оказывают влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, здравоохранение, образование, религию; являются важнейшими инструментами реализации политического процесса.

Эти обстоятельства приобретают особую актуальность и  значение на фоне все более растущего проникновения СМИ в политическую сферу. Знаменательно, что в современной политологии СМИ характеризуют такими пышными титулами, как «великий арбитр», «четвертая ветвь власти» наряду с законодательной, исполнительной и судебной и т. д. Вера во всемогущество телевидения настолько велика, что иные политические деятели считают: тот, кто контролирует телевидение, контролирует всю страну. И действительно, современную политику невозможно представить без прессы, радио и телевидения. Вне всякого сомнения, в тех грандиозных переменах, которые в настоящее время переживает наша страна, не последнюю роль играют СМИ.

Возможности СМИ так велики и многогранны, что они просто не могут не вызывать к себе интереса. Экономические проблемы СМИ делают их лакомой добычей  для банкиров и политиков. С помощью  экономических рычагов на СМИ  можно оказывать давление на ход предвыборных кампаний. Технологии проведения этих кампаний становятся все изощреннее, и СМИ играет здесь, пожалуй, самую ведущую роль.

Актуальность  данной темы заключается в том, что  формирование массового общественного  сознания и направленное влияние  на отдельные группы населения являются политическими функциями СМИ. Они воздействуют на общественное мнение, формируют определённую идеологию в массах, привлекают к политическим идеям различные группы лиц. Особенно сильно процесс влияния на общественное мнение происходит во время политических выборов, когда внедряются установки, стереотипы, навязываются свои цели и человек побуждается к определенному действию. Таким образом, благодаря СМИ формируется общественное мнение- состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности.

Цель  работы - изучить и проанализировать использование СМИ в качестве орудия политической борьбы: рассмотреть место и роль СМИ в политике и их влияние на общественное мнение.

Задачи  исследования:

1).Изучить  функции СМИ и методы влияния  на общественное сознание. 2).Провести  анализ итогов выборов по материалам  периодических изданий и сравнить  их с результатами опросов. 

3). Изучить  и обобщить накопленные материалы по выбранной теме, включая сведения из истории, социологии, политологии и психологии.

4).Проанализировать  роль СМИ в период избирательной  компании.

Объект  исследования - влияние СМИ на общественное мнение в ходе избирательной компании.

Предмет исследования - результаты выборов 2 декабря 2007 года в Государственную Думу Р.Ф., как пример использования СМИ в качестве орудия политической борьбы. 

ГЛАВА I. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПЕРИОД ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ. ПОНЯТИЯ. ИСТОРИЯ. СВЯЗЬ СМИ С PR

§1.1 Понятия СМИ, избирательная кампания, общественное мнение. Становление СМИ в России

ign="justify">Прежде, чем начать исследование СМИ как  орудие политической борьбы, следует  дать несколько определений.

В Законе РФ «О средствах массовой информации»  под СМИ понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма распространения массовой информации. Сама массовая информация трактуется как предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.1

Говоря  об общественном мнении, следует заметить, что - это мнение определённой группы людей по какому-либо вопросу, разделяемое и выражаемое значительной частью данной группы.2

Вся работа направлена на исследование значения СМИ в период избирательной кампании. Под избирательной кампанией понимается установленный законом период, в течение которого политические партии, организации и государственные органы, ответственные за проведение выборов, осуществляют их организационную, пропагандистскую и идеологически-информационную подготовку в соответствии с установленными правилами. Под ней понимается также комплекс организационных, пропагандистских и иных мероприятий, проводимых отдельными партиями и кандидатами. В таких случаях говорят об избирательной кампании той или иной партии, того или иного кандидата и т.д.3

В течение длительного времени в России главным источником информации для широкой публики служила пресса - газеты и журналы. Предоставляя информацию о различных сторонах общественной жизни, пресса приучила рядовых граждан рассматривать себя частью более широкого мира и реагировать на происходящие в нем события.

С появлением радио радикальным образом изменился  механизм освещения информации, сделалось  возможным передавать ее через государственные границы неограниченному числу слушателей. К началу второй мировой войны радио стало одним из главных политической мобилизации общества и важнейшим инструментом пропаганды. Еще более возросла его роль в послевоенный период, с созданием сети вещания во всех развитых странах.

Для телевидения  период от его возникновения до превращения  в важный политический инструмент оказался еще короче, что объясняется главным  образом бурными темпами его  развития и распространения. В 70 - 80-х  годах телевидение стало доминирующим СМИ. В настоящее время оно обладает огромными возможностями для воздействия на общественное мнение.

В зависимости  от того, в чьих руках оно находится, его можно использовать как для  объективного оперативного информирования людей о реальных событиях в мире, их просвещения и воспитания, так и для манипулирования в интересах тех или иных групп людей.

Пресса, радио и телевидение являются своеобразными «глазами и ушами  общества». Они предупреждают его, например, о спаде в экономике, росте наркомании и преступности, или коррупции в коридорах власти и т.д. Они могут пролить свет на скрытые пружины политики правящих кругов, обратить внимание общественности на наиболее одиозные стороны их деятельности.

Стоить  отметить, что невероятная мощь заключена в этой структуре - СМИ способны организовать поддержку значительными слоями населения тех или иных акций правящих кругов либо отдельных заинтересованных групп. Эта особенность функционирования СМИ отчетливее всего проявляется в избирательном процессе, во время избирательных кампаний.

Ярким примером выше сказанного являются президентские  выборы, именно тогда начинают с  невероятным рвением и производительностью  активироваться все каналы, телевизионные  комплексы, печатные источники и  тд. Так же необходимо отметить уникальную особенность, во время выборов вокруг каждого из кандидатов образуются информационные империи, которые и ведут его к победе. 

§1.2 СМИ как активный участник избирательных кампаний 

Телевидение, высоко ценимое влиятельными людьми, инвестиции в которое дают магический результат, превратилось в прямом и переносном смысле этого слова в поле боя для тех, кто хочет удержать или захватить политическую власть.

Модель  освещения на телевидении предвыборных кампаний в России была создана в  основном в декабре 1993 года, когда проходили выборы в Государственную Думу. В ходе этих и последующих выборов телевидение сыграло жизненно важную роль в решении вопроса о том, сколько человек являлось на голосования, и оказывало влияние на выбор избирателя.

Телевидение смогло революционизировать политическую кампанию по проведению референдума  в 1993 году, когда впервые для увеличения шансов Бориса Ельцина была использована политическая реклама.

Ельцин  все время присутствовал на телевизионном  экране, максимально используя преимущество своей должности, а также вновь обретенную энергию. К примеру, когда коммунисты участвовали в телевизионных дискуссиях со сторонниками Ельцина и утверждали, что Ельцин слаб и нуждается в помощи, то сторонники президента предлагали им «просто включить телевизор и убедиться, насколько силен президент».

С распространением телевидения некоторые исследователи  стали связывать надежды на сокращение избирательных кампаний, рост информированности  и политической активности избирателей  и усиление общественного контроля над политическим процессом. Однако, вопреки ожиданиям, во всех демократических странах неуклонно возрастает продолжительность и стоимость избирательных кампаний. Дорогостоящая реклама стала важной составной частью любой избирательной кампании на сколько-нибудь высокие государственные посты. Характерно, что значительная часть средств на проведение избирательных кампаний кандидатов ныне расходуется на СМИ.

В обстановке усиливающейся политической конкуренции  неуклонно возрастает значение фактора времени. Поэтому еще до начала избирательной кампании органы СМИ пользуются особым вниманием со стороны всех претендентов и кандидатов. Политический деятель, решивши баллотироваться на ту или иную высокую выборную должность, стремится, как можно раньше, обратить на себя внимание органов СМИ и через них - общественности и деловых кругов.

Отношение прессы с руководителями избирательной  кампании зависит от их финансовых возможностей. Стремление завоевать  симпатии прессы облекаются в неформальный, даже дружественный стиль общения претендентов с журналистами: широко практикуются частные встречи, совместные поездки, званые обеды с приглашением наиболее влиятельных журналистов и т. п. История президентских выборов в США дает немало примеров того, как именно, благодаря своей активности на этом этапе, претендент получал необходимые шансы на выдвижение от своей партии.

Развитие  СМИ, особенно телевидения, усилило  тенденцию к размыванию границ между  программами новостей и развлекательными программами. Там, где важность информации определяется и оценивается её рекламными качествами, неизбежно увеличивается разрыв между реальным миром и миром, предлагаемым СМИ.

Составители информационных программ, озабоченные  соображениями развлекательности, предпринимают все возможное для превращения будничной реальности в нечто развлекательное. Они могут выдумывать материал, искажать факты, опускать ключевую информацию. И это естественно. Когда главная задача телевизионной программы состоит в том, чтобы завоевать и сохранить аудиторию, существует большой соблазн отбросить или изменить «скучные» факты, людей, события, соответствующим образом, подправив и «упаковав» их.

В настоящее  время написано множество статей и книг с детальными рекомендациями, как показываться на телеэкране, какие использовать жесты, как говорить и т. д. В одной из своих статей испанский журнал «Камбио-16», например, давал политическим деятелям следующие рекомендации: «Выступая по телевидению, кандидат должен говорить не так, как он это делает на публичном митинге, т. е. официально, требовательно, высокомерно, а, наоборот, мягким, задушевным голосом, без категорических утверждений, почти умоляюще, избегая триумфаторских фраз и глаголов в инфинитиве и императиве, которые являются свидетельством жесткости и прагматизма».

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru