По алфавиту:

Указатель категорий Журналистика Развитие средств массовой информации

Развитие средств массовой информации

Тип работы: Реферат
Предмет: Журналистика
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2009
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Доклад

Выдержка из работы.

Министерство  образования и науки РФ

Московский  психолого – социальный институт

Филиал в  г. Муром 
 
 
 

Доклад 

По дисциплине: Связи  с общественностью

На тему: «Развитие СМИ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка  группы 26 скс/4 – 06

Макарова  Ю. С.

Проверил  преподаватель:

Темнова Н. В.

Муром, 2009 
Введение

Сегодня, когда качество информационных технологий и их использования  все в большей степени определяют характер жизни общества, вопрос о  взаимоотношении общества и СМИ, о степени свободы СМИ от общества, власти и государства (особенно государства, претендующего на демократический  статус) приобретает особое значение. Средства массовой информации, взятые как целое и являясь важной составной частью массовой коммуникации общества, несут в себе различные  социально-политические роли, те или  иные из которых - в зависимости от определенного числа типичных социально-политических ситуаций - приобретают особую общественную значимость. Это могут быть роли организатора, объединителя, консолидатора общества, его просветителя. Но они могут играть и дезинтегрирующую, разъединительную роль.

Деятельность СМИ  оказывает исключительно большое  влияние на жизнь общества в целом, на социально-психологический и  нравственный облик каждого из членов этого общества, потому что всякая новая информация, поступающая по каналам СМИ, соответствующим образом  стереотипизирована и несет в себе многократно повторяемые политические ориентации и ценностные установки, которые закрепляются в сознании людей.

Из истории развития СМИ

Как свидетельствует  эволюция журналистики, одним из главных  направлений ее развития было наиболее полное удовлетворение потребностей человека в коммуникации, т. е. необходимой  ему социально значимой информации. Уже в доисторические времена  человек сам выступал как средство коммуникации: различные сведения распространяли среди сородичей шаманы, предсказатели, оракулы, а средством консервации  ее являлась наскальная живопись, пергамент, глиняные дощечки.

К настоящему времени  большинство исследователей едины  во мнении, что появление прессы следует отнести к V в. до н. э., когда в Риме выходили первые газеты, которые стали напоминать современные при Юлии Цезаре - в 60 году до н. э. Наиболее известным является ежедневный бюллетень "Acta diurna" ("События дня"). Вместе с тем имеются сведения, что и в Азии также имелись доисторические издания (например, в Ките в VIII веке нашей эры выходила "Дибао"-"Придворная газета", "Кибелчжи"-"Хроникальная газета"; в Японии на глиняных досках выпускалась "Иомиури каварабан"-"Читать и передавать"), являющиеся, по сути, прагазетными явлениями.

В средневековье  широкое хождение имели так называемые "летучие листки" (среди них - реляции, ревю, куранты и др.), носившие ярко выраженный информационно-прикладной характер. Изобретение в 1440 г. И. Гуттенбергом процесса печати с помощью подвижных  литер дало толчок развитию прессы и журналистики. Родиной прессы как  социального института можно  считать территорию Западной Европы. Первой газетой в собственном  смысле этого слова принято считать  бельгийскую "Niewe Tydingen" ("Все новости"), которая стала выходить в Антверпене приблизительно с 1605 года в типографии Авраама Вергевена. С 11 марта 1702 г. в Англии, в Лондоне, стала издаваться первая ежедневная газета "Daily Courant" ("Ежедневный вестник").

В древние времена  формы языка реализовывалась  в летописях, хрониках, анналах, жизнеописаниях, историях, путешествиях, в многообразных  эпистолярных формах - от личного письма до официальных посланий, от поучений и наказов до булл, рескриптов, прокламаций. А с возникновением печатной журналистики стала формироваться система  журналистских жанров. Среди начальных можно назвать информацию-хронику, репортаж, памфлеты. Далее стали появляться и другие газетно-журнальные жанры.

Принято выделять следующие  типы журналистик: религиозно-клерикальная (XV-XVI вв.), феодально-монархическая (XVI-XVIII вв.), буржуазная (XIX-XX вв.), социалистическая (XX вв.) и общегуманистическая (конец ХХ в. - начало III тысячелетия).

В средневековье, в  период религиозно-клерикального типа, диапазон творчества был резко ограничен. Это объяснялось не столько малым  числом грамотных людей, сколько  влиянием религии на все сферы  жизни. Не допускалось инакомыслия, которое находило отражение в  периодических изданиях. Феодально-монархический  тип отражает невысокую экономическую  развитость общества и начало перехода от натурального хозяйства к товарно-денежным отношениям. Развитие торговли требовало  обмена информацией о товарах, прибытии кораблей, ценах. В XIX в. журналистика стала важнейшей частью общественно-политической жизни и хозяйствования. Она превратилась в орудие политической борьбы - 80 процентов прессы носили ярко выраженный политический и общественно-политический характер. Произошло классическое разделение прессы на качественную (элитарную) и популярную (массовую). К концу ХХ в. к ней прибавился тип промежуточных СМИ. Социалистическая журналистика всецело была ориентирована на идеологическую зависимость, главной константой в ней была партийность. К настоящему времени мы можем говорить о формировании общегуманистической журналистики. Давая оценку существовавшим типам, нужно отметить, что не везде они существовали обязательно в таком порядке и чистой форме - их наличие зависело от конкретной ситуации в государстве.

В буржуазной и социалистической журналистике, которые развивались (по большому счету) параллельно, проявился  в наиболее полной степени феномен  массовой информации - обращение к  широчайшей аудитории, возможность  системно, многоступенчато влиять на палитру мнений в обществе.

В общегуманистической журналистике, которая формируется в настоящее время, основным принципом является отказ от ее любого силового воздействия на другие институты. Журналистика - средство коммуникации, а не дубинка. СМИ должны побуждать выражать общественное мнение и предоставлять информацию, четко отделяя ее от других мнений и комментариев.

Фактически с первых шагов журналистики в ней обозначились три подхода, которые, сменяя друг друга, определяли ее типологию на разных этапах: казуалистский, функциональный и коммуникационный. Казуалистский подход основан на понимании средств массовой информации как безотказного орудия массового воздействия по схеме "причина - следствие", т. е. в конечном счете по принципу "коммуникатором сказано - реципиентом сделано". Этот подход предполагал форсированное насаждение авторитета прессы, ее верховенство над умами. Функциональный подход покоился на несогласии с такой установкой, отстаивая отношения равноправного партнерства реципиента с коммуникатором, в результате чего реципиенту не обязательно брать на веру и принимать к исполнению все, что ему сообщает и что от него требует коммуникатор. Наконец, если во главу угла ставить не партнерство коммуникатора и индивидуального реципиента, а весь комплекс взаимоотношений средств массовой коммуникации и общества, то возникает подход, называемый коммуникационным.

Основные этапы  развития СМИ:

1) до начала нашей  эры - прагазетные явления;

2) с начала нашей  эры до XV в. н. э. - эпоха рукописных  изданий;

3) с XV в. до XVII в. - изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;

4) с XVIII в. до начала ХХ в. - развитие журналистики как общественного института, совершенствование полиграфической базы, становление прессы как основы демократии;

5) с 1900 г. по 1945 г. - приобретение печатью функций  "четвертой власти";

6) с 1945 г. по 1955 г. - процесс концентрации и монополизации  СМИ;

7) с 1955 г. по 1990 г. - эпоха становления электронных  средств коммуникации;

8) с 1990 г. по  настоящее время - становление  нового информационного порядка  в мире.

Виды средств массовой информации(СМИ)

Современные СМИ  представляют собой учреждения, созданные  для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам [1] - это относительно самостоятельная система, характеризующаяся  множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве). Отличительные черты СМИ - это  публичность, т.е. неограниченный круг пользователей; наличие специальных  технических приборов, аппаратуры; непостоянный объем аудитории, меняющейся в зависимости от проявленного интереса к той или иной передаче, сообщению  или статье.

Понятие “средства  массовой информации” не следует  отождествлять с понятием “средства  массовой коммуникации”(СМК). Это не совсем верно, поскольку последнее понятие характеризует более широкий спектр массовых средств. К СМК относятся кино, театр, цирк и т.д., все зрелищные представления, которые отличаются регулярностью обращения к массовой аудитории, а также такие технические средства массовой коммуникации, как телефон, телеграф, телетайп и т.д.

Собственно журналистика прямо связана с использованием развитых технических средств коммуникации -- прессы (средств распространения информации с помощью печатного воспроизведения текста и изображения), радио (передачи звуковой информации с помощью электромагнитных волн) и телевидения (передачи звуковой и видеоинформации также с помощью электромагнитных волн; для радио и телевидения обязательно использование соответствующего приемника).

Благодаря использованию  этих коммуникационных средств возникли три подсистемы СМИ: печать, радио  и телевидение[2], каждая из которых  состоит из огромного числа каналов -- отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах). Каждая подсистема выполняет свою долю функций журналистики на основе своих специфических особенностей.

Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела  особое место в системе СМИ. Вышедшая из-под печатного станка продукция  несет информацию в виде напечатанного  буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических  форм, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств (тогда как для получения  радио - телевизионной ин-формации нужны телевизор, радиоприемник, магнитофон и т.д.). Печатные издания легко иметь «при себе» и обращаться к “извлечению" информации в удобное время, не мешая окружающим, и в обстоятельствах, не позволяющих или мешающих слушать радио или смотреть телепередачи (в поезде, метро, автобусе, самолете и т.д.).

При этом чтение текста и восприятие изобразительного печатного  материала проходит в соответствии с желанием избирательно, в том  порядке, темпе и ритме, которые устанавливает сам читатель. Он может обращаться к одному и тому же произведению несколько раз, хранить нужное, подчеркивать, делать пометки на полях (маргиналии) и т.д. и т.п. Все это определяет множество положительных сторон при контакте с печатными изданиями, что делает их на настоящий период незаменимыми и важными носителями массовой информации.

Однако и у печати есть свойства, по которым она проигрывает  другим средствам коммуникации. Если телевидение и особенно радио  способны передавать информацию практически  непрерывно и в высшей степени  оперативно, то печать самой технологией  обречена на дискретность выпуска номеров  и книг. В настоящее время частота  выпуска печатной периодики колеблется от ежедневного (газета) до ежегодного (альманах). Конечно, можно делать выпуски газет, особенно с экстренной информацией, и несколько раз в сутки (так часто случалось в условиях неразвитости других средств коммуникаций), но это связано с трудностями печати и доставки, и поэтому с распространением радио и телевидения такая практика почти прекратилась.

Таким образом, пресса проигрывает в оперативности  информирования.

Вторым по времени  появления средством массовой коммуникации является радиовещание. Наиболее характерной  его чертой является то, что носителем  информации в данном случае оказывается  только звук (включая и паузы). Радиосвязь (использующая радиоволны -- эфирное вещание, осуществляемая по проводам -- проводное вещание) позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи (или -- при передаче на очень большие расстояния -- с небольшой задержкой). Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда сообщение поступает практически в момент свершения события, чего невозможно в принципе добиться в прессе. Кроме того, радио очень популярно среди автолюбителей, поскольку нет возможности обращаться к печатным изданиям и телевидению.

Характерным для  радио является вневизуальность - (лат. viceo «видение»). На первый взгляд это недостаток радио, на самом же деле, составляя глубокую основу специфики радио, вневизуальность позволяет реализовать возможности звука в такой мере, в какой не позволяет сделать это телевидение. Если первоначально радио было способно транслировать только речевые сообщения, то по мере совершенствования передающей и принимающей радиотехники стала возможной передача звука всех типов -- звучащей речи, музыки, шумов. Но “монополия" звука, разумеется, ограничивает возможности для аудитории “увидеть”, как и кем создается “звуковая картина”.

Однако особенности  радио определяют и некоторые  его негативные свойства. Радиовещание в определенном смысле принудительно -- передачу можно слушать лишь в то время, когда она идет в эфир, притом в том же порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии. Эти черты радио заставляют внимательно изучать возможности тех или иных слоев аудитории и составлять программы с учетом распределения времени, характера занятий, психического и физического состояния слушателей в различные временные отрезки.

Телевидение вошло  в жизнь в 30-х годах и стало, как и радио, равноправным участником «триумвирата» средств массовой информации в 60-х годах XX века. В дальнейшем оно развивалось опережающими темпами  и по ряду параметров (событийная информация, культура, развлечение) выдвинулось  на первое место.

Телевизионная специфика  родилась как бы на пересечении возможностей радио и кино. От радио телевидение  взяло возможность передавать сигнал с помощью радиоволн на далекие  расстояния - этот сигнал одновременно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости  от характера передачи несет кинематографический  характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д. На экране телевизора может быть воспроизведен и печатный текст.

Как и на радио, на телевидении возможна организация  оперативных передач как из студии, так и с места событий (хотя прямое включение имеет ряд трудностей технического порядка, преодолеваемых с развитием видеотехники и каналов связи). Преимущества же такой оперативной «живой» передачи, идущей прямо в эфир с места события, в значительно большем, чем у радио, «эффекте присутствия», поскольку в органическом единстве находятся звуко- и видеоряд и задействованы оба важнейших типа рецепторов человека, что обеспечивает создание более прочных связей с аудиторией.

На телевидении  “аудио” и “видео” могут  выступать и на равных, но в необходимых  случаях передачи делаются с акцентом либо на звуковой ряд либо на видеоряд (как, например, передача из картинной галереи). Специфика телевидения определяет особенности всех типов программ -- и публицистических, и художественных, и научно-популярных.

К этим видам СМИ  в последнее десятилетие присоединяется и активно развивающийся четвертый  тип каналов информации -- всемирная  компьютерная сеть (представленная в  наше время Интернетом), в которой  значительное место (наряду со специальной) занимает массовая информация. Это электронные версии и дайджесты газет, т.е. сетевые газеты и журналы, радио- и теле - “сетевещание”, сайты (“странички") отдельных журналистов, притом оперативно меняющие содержание и получаемые в режиме реального времени. Таким образом, компьютерные сети соединяют в себе возможности всех типов СМИ, правда, печатные тексты могут читаться лишь с монитора (и при необходимости распечатываться на собственном принтере). Важно учесть также, что наибольшая часть информации передается на иностранных языках, что затрудняет для многих полноценное освоение информации даже при наличии в компьютере программы-переводчика.

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru