По алфавиту:

Указатель категорий Деньги, кредит, банки (ДКБ) Перспективы инфляционного таргетирования в Российской Федерации

Перспективы инфляционного таргетирования в Российской Федерации

Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Деньги, кредит, банки (ДКБ)
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Первый же пример гиперинфляции можно отнести к периоду раннего средневековья в Китае, когда наблюдался процесс вытеснения бронзовых денег более дешевыми в производстве - железными, однако номинал сохранялся прежний, Как свидетельствуют исторические хроники, дошло даже до того, что в годы правления Путун (520-527гг.) решено было полностью прекратить хождение медной монеты и отливать только железную монету. Ко времени правления Датун (535-545гг) и позднее повсюда громоздились горы железных монет, а цены товаров резко подскочили.

Выдержка из работы.

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1.Теоретические  основы таргетирования инфляции.

    1. История инфляционных процессов.
    2. Инфляционное таргетирование : сущность, цели и экономическая модель.

1.3 Причины перехода к режиму таргетирования инфляции

Глава 2. Международный опыт таргетирования инфляции.

2.1 Мировой опыт  инфляционного таргетирования в экономически развитых странах.

2.2 Режим инфляционного таргетирования в развивающихся и переходных экономиках.

Глава 3. Перспективы инфляционного таргетирования в Российской федерации.

3.1 Независимость,  открытость и транспарентность Банка России

3.2 Инфляционное таргетирование как метод борьбы с гиперинфляцией. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. История инфляционных процессов.

Трудно с определенностью  сказать, когда проблема инфляции впервые  встала перед человечеством. Однако,понимая, что инфляция напрямую связана с деньгами и денежным обращением, можно, утверждать, что возникновение инфляции связано с достаточно высокой фазой развития рыночных отношений, когда регулярные хозяйственные связи по поводу обмена товаров потребовали выделения из их огромной массы универсального эквивалента.

Многие правители  древности с большим или меньшим  успехом пытались найти решение  вечной проблемы балансирования бюджетных  доходов с постоянно возрастающими  расходами. Известно несколько путей  решения этой проблемы: ограничение  государственных расходов; увеличение налогов, пошлин и тарифов; заем денег  внутри страны или за рубежом.

Но самоограничение  противно человеческой природе. Увеличение налогового пресса имеет обьективные пределы. А долги нужно возвращать. Тогда экономическая мысль древнего мира открыла четвертый путь балансирования государственных бюджетов: выпуск в обращение дополнительного количества денег.

В древности  роль денег выполняли слитки драгоценных  металлов, вес и проба которых  удостоверялась купеческими гильдиями, храмами, правителями городов. Подобные деньги имели хождение в Древнем  Египте и  Вавилоне в IV-II тысячелетиях до н.э., но впервые стали чеканиться в Лидии в VII-VI веках до нашей  эры. Чеканка монет из драгоценных  металлов, а  в последствии из меди и железа стала важнейшей государственной монополией

Однако это  не приносило никаких доходов  государству, если содержание монеты полностью  соответствовало номиналу. Но стоит  лишь уменьшить содержание драгоценных  металлов, сохранив прежний номинал, и правительство получает новый  источник пополнения бюджета. Этот процесс  получил название "порчи монет" Возможно , его в Афинах впервые ввел Гиппий, который еще в VI веке до нашей эры уполовинил содержание серебра в монете. Достоверно, что порчу денег широко практиковали римские императоры. Так, в период правления Нерона (54-68 гг.н.э.) вес золотой монеты уменьшился на 10%, а серебряного денария на 12%, кроме того, его проба уменьшилась из-за добавления 10% меди. При императоре Трояне (98-110 гг.) уменьшение серебряной пробы денария продолжилось, а содержание медной лигатуры возросло до 15%. Император Каракалла (211-217гг.) санкционировал увеличение доли меди в денарии до 50%. Впоследствии содержание серебра в монете  упало до 5%, а император Аврелиан (270-275гг.) превратил денарий в чисто медную монету. Дошедшие до нашего времени исторические хроники свидетельствуют, что еще в Древнем Риме существовали инфляционные процессы, а особенно резкий взлет цен наблюдался при императоре Киракалле и позднее по нарастающей.

Первый же пример гиперинфляции можно отнести  к периоду раннего средневековья  в Китае, когда наблюдался процесс  вытеснения бронзовых денег более  дешевыми в производстве - железными, однако номинал сохранялся прежний, Как свидетельствуют исторические хроники, дошло даже до того, что  в годы правления Путун (520-527гг.) решено было полностью прекратить хождение медной монеты и отливать только железную монету. Ко времени правления Датун (535-545гг) и позднее повсюда громоздились горы железных монет, а цены товаров резко подскочили. Торговцы возили монеты, грузя их на телеги, и, не будучи в состоянии сосчитать их, вели счет лишь на связки монет (Материалы по экономической истории Китая в раннее средневековье. М. 1980 г. с.116).

Из сказанного можно сделать вывод, что развитие инфляционных процессов стимулировалось, главным образом, чисто денежными  факторами, а не изменениями в  стоимости товаров. Инфляционные процессы, обусловленные необходимостью перераспределения  в пользу государства или отдельных  секторов хозяйства, происходили еще  до введения бумажных денег ("порча" может), но масштабы инфляционного перераспределения  были скромнее. Периоды крупномасштабного  повышения цен, часто совпадавшие  со временем длительных войн и социальных потрясений, сменялись периодами  стабилизации или снижения (инфляционные волны). В долгосрочном же плане движение цен отличалось довольно высокой  стабильностью. 

    1. Причины перехода к режиму таргетирования инфляции.

В течение ряда лет российские власти придерживались тактики, согласно которой они стремились сдерживать инфляцию и в то же время  не допускать слишком быстрого укрепления рубля. Однако во второй половине 2006 г., после окончательной либерализации  валютного регулирования, эта тактика  претерпела изменения. ЦБ РФ отказался  от ориентирования на укрепление рубля. В представленных в августе 2006 г. "Основных направлениях денежно-кредитной  политики на 2007 год" Банк России впервые  за последние годы явно обозначил  свою I главную задачу - борьбу с инфляцией, которая должна была составить 6,5 - 8% по итогам 2007 года. Что касается целевого ориентира по индексу реального курса рубля, то в документе сказано, что диапазон его изменения составляет от 0 до 10%. Все это свидетельствует о том, что ЦБ РФ постепенно движется в направлении перехода к режиму I таргетирования инфляции, то есть такой политики, когда именно параметры инфляции объявляются основной целью денежных властей.

Главным уроком использования фиксированных обменных курсов в конце XX в. стало понимание  того, что такой режим не способен справиться с нестабильностью на денежном и валютном рынках в условиях высокой мобильности капитала. Завышенные обменные курсы, недостаточное доверие экономических агентов к денежно-кредитной I и бюджетно-налоговой политике, увеличение объемов внешнего долга способствовали повышению вероятности спекулятивных атак на национальные валюты и возникновению финансовых кризисов в странах, использовавших режим фиксированного обменного курса (напомним, что именно поддержание фиксированного обменного курса в условиях масштабного оттока капитала из страны стало одной из существенных характеристик кризиса 1998 г. в России). Поэтому, по мере того как финансовые рынки стран становятся более открытыми, их уязвимость к шокам при использовании режима фиксированного курса увеличивается, в то время как использование плавающего курса становится более оправданным и приводит к ускорению экономической динамики.

Режим таргетирования инфляции (inflation targeting) подразумевает публичное объявление целевых значений инфляции на определенную перспективу, а стабильность цен становится долгосрочной целью. Другие цели, такие как полная занятость или относительная стабильность обменного курса, также могут учитываться, но являются второстепенными. При этом если власти четко придерживаются поставленных целей и добиваются их, режим таргетирования инфляции ведет к снижению инфляционных ожиданий.

Режим таргетирования инфляции является достаточно новым методом денежно-кредитной политики, который тем не менее уже сейчас широко распространен в мире. Впервые о переходе к прямому таргетированию уровня инфляции заявила Новая Зеландия в 1990 г. Впоследствии этот режим был применен денежными властями Канады, Великобритании, Швеции, Финляндии, Австралии, Испании, Израиля, Чехии и Чили. Сначала таргетирование инфляции использовалось исключительно в развитых странах, а развивающиеся страны практически повсеместно использовали режим фиксированного обменного курса. Однако уже в конце 1990-х годов его начали использовать развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. В настоящее время 23 страны применяют таргетироваиие инфляции, из которых лишь 7 являются развитыми.

На протяжении ближайших лет число стран, использующих режим инфляционного таргетирования будет расти. Опрос, проведенный экспертами МВФ среди представителей денежных властей 88 развивающихся стран и стран с переходной экономикой, показал, что более половины этих стран скорее всего перейдут в ближайшее время к инфляционному таргетированию. Более того, практически три четверти стран из их числа планировали перейти к таргетированию инфляции в 2010 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Инфляционное таргетирование насчитывает длительную историю своего развития.

В 1898 г. шведский экономист Кнут Виксель предложил правило установления процентной ставки для стандарта неконвертируемых бумажных денег, призванное стабилизировать уровень цен. По мнению К. Викселя, центральному баш^ следует увеличивать учетную ставку до тех пор, пока растут цены и, наоборот, снижать ее до момента пре1фащения падения цен. В 1931 г. шведский Риксбанк использовал идеи экономиста в программе стабилизации цен. С начала 1990-х гг. около десятка индустриально развитых стран решили перейти на инфляционное таргетирование.

Первыми стали  Новая Зеландия, Канада и Великобритания. По состоянию на июль 2001 г. инфляционного  таргетирования придерживаются девять промышленно развитых стран, зона евро, десять развиваюпщхся стран и две страны с переходной экономикой.

В соответствии с поставленной целью диссертационного исследования автором были разработаны  теоретические основы таргетирования инфляции. Под таргетированием понимается политика установления количественных ориентиров целевой экономической переменной и использование всего доступного спектра инструментов экономической политики для ответственного достижения поставленного ориентира. Инфляционное таргетирование, в свою очередь, означает выбор определенного значения инфляции в качестве целевого ориентира и использование операционного инструментария центрального банка, чаш;е всего процентных ставок, для достижения инфляционной цели, за которую власти несут ответственность. В исследовании инфляционное таргетирование рассматривается как режим денежно-кредитной политики, в котором параметром аналитической модели выступает промежуточная цель. В зависимости от специфики макроэкономического моделирования и задач анализа можно различить несколько интерпретаций инфляционного ориентира как цели денежно-кредитной политики: промежуточная цель отсутствует; промежуточная и конечная цели совпадают; промежуточной целью выступает прогноз инфляции.

В качестве операционных моделей инфляционного таргетирования, используемых при принятии экономических решений и их реализации (предмет диссертационного исследования) автором были изучены стационарных процедуры денежно-кредитной политики. Страны, использующие инфляционное таргетирование, могут придерживаться дискреционной политики, т.е. оставлять денежным властям свободу действий, допускающую отсутствие каких-либо ограничений при принятии экономических решений, или стационарных процедур денежно-кредитной политики, ограничиваюпщх центральный банк обязательствами. В целом, процедуры денежно-кредитной политики можно определить как функцию ответной реакции центрального банка, в соответствии с которой инструмент денежно-кредитной политики отвечает на изменения нескольких ключевых экономических переменных. В инфляционном таргетировании наибольшее распространение получили такие обусловленные процедуры, как «Правило Тэйлора» и перспективные процедуры.

В диссертационном  исследовании автором были выделены организационно правовые предпосылки  перехода на таргетирование инфляции: политическая и экономическая независимость центрального банка; открытость и транспарентность денежно-кредитной политики; которые, в конечном счете, ведут к доверию к денежным властям со стороны общества. В качестве тестирования независимости центрального банка применительно к России индексным методом была определена степень независимости Банка России по сравнению с денежными властями Чехии, Венгрии, Польши, Словакии и Словении стран, стремящихся войти в еврозону и потому улучшающих законодательство о Центробанке в соответствии с нормами Европейской Системы Центральных Банков. В соответствии с индексом Цукермана Банк России набрал 0,656, опережая, таким образом, Словению и Чехию. По GMT-индексу Банк России набрал восемь баллов, оказавшись на самом последнем месте. Банк России является наиболее зависимым учреждением также исходя из оценки стабильности руководства Центробанка (показателю фактической независимости). В целях повышения независимости Банка России предложено несколько мер по укреплению кадровой автономии и повышению функциональной автономии Банка России, а также ужесточению финансирования дефицита государственного бюджета.

В работе также  сформулированы макроэкономические детерминанты эффективности таргетирования инфляции, по которым можно определил» целесообразность функционирования данного режима денежно-1федитной политики с учетом специфики национальной экономики: наличие у денежных властей симметричной информации о ценовых механизмах национальной экономики; функционирование трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики на основе внутреннего совокупного спроса без участия канала валютного рынка; гибкость внутренних ценовых структур; сбалансированность государственных финансов; развитость национальной финансовой системы.

Вторая часть  работы посвящена практике и процедурам инфляционного таргетирования. На основе анализа политики центральных ба1жов можно выделить несколько базовых элементов таргетирования инфляции экономически развитых странах. Среди них разнообразие подходов к объявлению целевых ориентиров инфляции, долгосрочный горизонт таргетирования, узкий симметричный диапазон значений целевой переменной, исключение из индекса цен компонент, находящихся вне контроля денежных властей, введение оговорок отказа от достижения целевого ориентира при наступлении форс-мажорных обстоятельств.

В настоящее  время инфляционного таргетирования придерживается группа развивающихся стран, куда входят Перу, Израиль, Южная Корея, Чили, Бразилия, Индонезия, ЮАР, Таиланд, Колумбия и Мексика, а также две страны с переходной экономикой: Чехия и Польша. В целях изучения возможностей использования инфляционного таргетирования в России мной было предпринято исследование данного режима денежно-1федитной политики во всех перечисленных странах. По результатам анализа раскрыта специфика режима таргетирования инфляции в развивающихся и переходных экономиках: высокая степень неопределенности и рисков в ходе реализации денежно-кредитной полигики; выбор властей между низкой инфляцией и экономическим ростом делается в пользу последнего; государственное регулирование цен препятствует реализации таргетирования инфляции; органами государственного регулирования часто игнорируются две макроэкономические детерминанты, по которым можно определить совместимость таргетирования инфляции с национальной спецификой: сбалансированность государственньгк финансов и внешнеэкономическая закрытость. Анализ особенностей инфляционного таргетирования в развивающихся и переходных экономиках позволяет сделать вывод, что кроме таких стран как Чили, ЮАР, Израиль, данный режим денежно-кредитной полигики обладает потенциально низкой эффективностью. Оценивая макроэкономические детерминанты эффективности и трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики, еще нельзя в полной мере констатировать готовность стран с развивающейся и переходной экономикой к введению инфляционного таргетирования.

Рассмотренный международный опыт позволяет определить необходимые подготовительные меры для перехода России на инфляционное таргетирование и его потенциальные характеристики. До введения нового режима денежно кредитной политики следует принять поправки к Закону о центральном банке: увеличить его открытость и транспарентность, конечную цель изменить на ценовую стабильность. Возможно, на время переходного периода имеет смысл официально придерживаться двойного таргетирования, - инфляции и денежных агрегатов, - режима, используемого Европейским Центральным Банком. По мере улучшения организационно-правовых и макроэкономических детерминант эффективности инфляционного таргетирования, ЦБ РФ необходимо отказаться от денежных агрегатов и полностью перейти на таргетирование инфляции.

Похожие работы:
© 2009-2020 Все права защищены — dipland.ru