По алфавиту:

Указатель категорий Деньги, кредит, банки (ДКБ) Антиинфляционная политика

Антиинфляционная политика

Тип работы: Реферат
Предмет: Деньги, кредит, банки (ДКБ)
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Целью исследования является выявление особенностей антиинфляционной политики, проводимой в России

Выдержка из работы.

      Содержание 

      Введение………………………………..……………………………….3

      1.  Теоретические аспекты антиинфляционной политики государства..............................................................................5

      1.1 Сущность и основные направления  антиинфляционной политики государства………………………………………………………………….…….5

      1.2 Радикальные и косвенные методы  борьбы с инфляцией……..…….9

      2. Денежные реформы во временном и историческом аспекте……………………………………………………………………..…19

      2.1. Денежные реформы в России  до 1897 года……………………...…19

      2.2 Денежные реформы в России в 20 веке……………………………..25

      3. Особенности российской антиинфляционной политики…………………………………………………..………………….33

      3.1 Роль государства в осуществлении антиинфляционной политики..33

      3.2 Особенности российской антиинфляционной  политики России на современном этапе………………………………………………………………40

      Заключение………………………………………………...…………48

      Список  использованных источников……………….……50 

 

       Введение 

     Инфляция представляет собой сложнейшее многоаспектное явление социально-экономического характера. Анализу инфляции: её видам, причинам возникновения и путям преодоления посвящена богатейшая отечественная и зарубежная литература, что говорит о серьезном характере этой проблемы для современной экономики. Обилие научных исследований в области инфляции не позволяет, тем не менее, утверждать, что данная тема является хорошо изученной.

      В настоящее время инфляция — один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействуюших на финансовую, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция не только означает снижение покупательной способности денег, но и подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

      По  своему характеру, интенсивности, проявлениям  инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается не просто следствием «злой воли» и непродуманных акций государственных чиновников, а неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции (в различных его проявлениях) носит весьма устойчивый, трудно управляемый характер. Поэтому тема данной курсовой работы является достаточно актуальной.

      Целью исследования является выявление особенностей антиинфляционной политики, проводимой в России.

      В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

      1. Рассмотреть сущность и основные направления антиинфляционной политики;

      2. Изучить методы борьбы с инфляцией;

      3. Рассмотреть проведение денежных реформ в России в историческом аспекте;

      4. Выявить роль государства в осуществлении антиинфляционной политики;

      5. Определить особенности российской антиинфляционной политики России на современном этапе;

      Предметом исследования являются возможные механизмы антиинфляционного регулирования в условиях экономики современной России.

      Объектом  исследования является инфляционный процесс  в различных формах его проявления.

      Методы  исследования – анализ, синтез, сравнение.

      Теоретической базой исследования послужили идеи, разработанные в рамках кейнсианской и неокейнсианской школ, монетаризма, Приняты во внимание достижения экономической мысли современных российских экономистов.

      Эмпирическую  базу исследования составляют материалы статистических бюллетеней, законодательные и программные документы по экономической политике правительства России и Центрального Банка РФ. 
 
 

 

       1.  Теоретические  аспекты антиинфляционной  политики государства 

      1.1 Сущность и основные направления  антиинфляционной политики государства 

      В той или иной форме инфляция существовала всегда. И все же, несмотря на то, что об инфляции написано уже очень  много, по этому вопросу по-прежнему нет единства мнений - ни в том, что  касается ее причин, ни по поводу средств  борьбы с нею.

      Существует  несколько определений инфляции, одни экономисты считают, что наиболее точным определением будет следующее - инфляция - это такая ситуация в экономике, при которой «слишком высокий спрос сталкивается с слишком небольшим предложением товаров», другие считают, что можно дать более короткое, но вместе с тем более полное, по их мнению, определение, из которому следует, что «инфляция - это процесс длительного повышения цен» или «инфляция - это процесс продолжительного обесценения денег». С определённой долей уверенности можно сказать, что все перечисленные определения достаточно точно отражают суть этого явления.

      До  недавнего времени существовало два глобальных подхода, связанных  с двумя мировыми системами. Социализм  предполагал прямое государственное  регулирование, а капитализм - использование рыночных рычагов и методов косвенного регулирования инфляции.

      Поскольку инфляция, как и безработица, относится к разряду макроэкономических явлений, то борьба с ней возможна только в масштабах всей экономики, силами государства. Однако к антиинфляционным нельзя относить те действия государства, которые касаются не причин, а последствий инфляции (индексация доходов населения, выплаты социальных пособий, административный контроль над ценами и т. п.). Эти и подобные меры не решают проблему инфляции, а откладывают, часто усугубляя, ее на потом. Антиинфляционные меры можно применять только к открытой инфляции, подавленная не поддается лечению, поскольку ее нельзя измерить. Подавленную инфляцию сначала необходимо превратить в открытую, и лишь после этого вырабатывать меры борьбы с ней.

      Бороться  с инфляцией — это значит ограничивать ее, удерживать на стабильном уровне цены, но не устранить полностью. Инфляцию нельзя ликвидировать раз и навсегда, поскольку глубинной основой ее существования является циклический характер развития рыночной экономики. Поэтому инфляция и безработица — постоянные спутники рыночного хозяйствования, и государственная политика поддержания полной занятости и стабильности цен — важнейшая цель макроэкономического регулирования.

      Высокая инфляция порождает не только острые экономические, но и социальные проблемы.  Возрастает  социальная  напряженность,  подрывается  политическая  стабильность общества. Весьма характерно, что многие революционные потрясения XIX–XX  веков имели место в моменты чрезвычайного роста цен.

      В связи с этим, антиинфляционная политика рассматривается как одно из первостепенных направлений государственного регулирования экономики.

      Антиинфляционная  политика – макроэкономическая политика, направленная на стабилизацию общего уровня цен, смягчение инфляционной остроты.

      Антиинфляционная  политика осуществляется посредством  стратегии и тактики, предусматривающих  систему мер, связанных с борьбой  с инфляционными процессами1.

      Она включает в себя:

      - регулирование совокупного спроса;

      Поставлена  задача замедления роста денежного предложения и замедления скорости обращения денег с 4,2 оборота в год в 2005 до 2.8-3 оборотов в 2009 г. Для снижения темпа инфляции крайне важна предусмотренная ориентация в предстоящие три года на консервативную бюджетную политику, которая обеспечит оздоровление, укрепление бюджета. Правительством прогнозируется увеличение бюджетных расходов инвестиционного характера с 1,8% ВВП в 2005 г. до 2,34% в 2009 году.

      Важную  роль будет играть проводимая Банком России денежно-кредитная политика, направленная на снижение инфляции и поддержание плавной динамики валютного курса. Принимая целевые параметры денежно-кредитной политики, Банк России принимает во внимание различные возможные условия дальнейшего социально-экономического развития страны. Однако, реальное развитие событий может отличаться от предусмотренных сценариев.

      На  экономический рост в последние  годы заметное влияние оказывал более  высокий, чем предполагалось, уровень  цен на нефть на мировом рынке. Превышение целевых ориентиров по инфляции было обусловлено факторами, находящимися вне сферы воздействия денежно-кредитной политики, например, существенное увеличение цен на энергоресурсы, рост цен на платные услуги населению. В качестве основной цели денежно-кредитной политики Банк России определил ограничение прироста потребительских цен в пределах 6,5-8 %. При этом прирост базовой инфляции для достижения цели составляет 5,5-7 %. Рост денежной массы прогнозируется на уровне 19-28%.

      Основным  инструментом курсовой политики в 2007 г. были операции по купле-продаже Банком России иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Причем интервенции  проводились как в целях предотвращения резких колебаний валютного курса, так и в целях недопущения чрезмерного укрепления рубля. Своей перспективной задачей Банк России видит переход к режиму инфляционного таргетирования.

      Аналитики считают, что этот ход практически  не повлияет на инфляцию. Например, как  сообщает Росфинком, аналитик компании "Тройка-диалог" Антон Струченевский  предполагает, что значение подобных мер преувеличено и что инфляционные показатели останутся по-прежнему высокими. Более того, есть предположения о том, что за либерализацией тарифов последует их значительное повышение по сравнению с нынешними показателями. «Коммерсант» приводит слова Александра Морозова: "Если конкуренция будет развиваться медленно, то тарифы после либерализации будут расти быстро, если они будут привлекательны для создания частного бизнеса, то вскоре будут снижаться. Прежде чем проводить либерализацию, необходимо создать институциональные основы для развития конкуренции, которых в ЖКХ и госмонополиях нет».

      В итоге, при успешном проведении программы  по «плану мероприятий по снижению темпов роста потребительских цен на 2007–2008 годы», ожидается снизить уровень инфляции до ожидавшихся в начале года 7–8%, а затем довести его до 3-процентного показателя. Следует отметить, что многие экономисты, включая и представителей Министерства экономического развития и торговли, с осторожностью относятся к подобным расчетам: снижение инфляции на 4–5% всего за год кажется маловероятным явлением.

      Помимо  основных краткосрочных и долгосрочных мер, которые будут приниматься  правительством для борьбы с инфляцией, аналитики предлагают дополнительные инструменты регулирования уровня инфляции:

      1. Выдавать кредиты исключительно  после возврата старых. Однако  это осуществимо только в том  случае, если при невозможности  возврата кредита неотвратимо  и эффективно начинает действовать  процедура банкротства. 

      2. Восстановление доверия к государственным облигациям. Исследования показывают, что замещение кредитов Центрального банка на покрытие дефицита бюджета государственными краткосрочными облигациями - существенный фактор снижения инфляции.

      3. Повышение эффективности банковского  сектора путем снижения затрат, ранняя санация и банкротство неэффективных банков и консолидация банковского капитала путем слияния и привлечения новых акционеров. Снижение эмиссии и инфляции снизит доходность банковского сектора, что создаст значительные проблемы с ликвидностью у не слишком хорошо работающих банков.

      4. Центральному банку очень важно  удерживать намеченную траекторию  обменного курса и инфляции. Ценообразование  предприятий ориентировано на  интуитивный обменный курс, который  будет, по их мнению, на момент  сделки. Тем самым предприятия сами формируют некоторый «панический» курс и в ценообразовании ориентируются на него.

      5. Поощрение конкуренции и отмена  правил, ограничивающих развитие  рынка. Решительные сдвиги в  создании благоприятных условий  для ведения бизнеса, привлечение инвестиций, особенно в сферу производства потребительских товаров и услуг. Быстро растущий разрыв между расходами населения на потребительские товары и их производством для отечественного рынка покрывается импортными товарами, что усиливает давление на валютный рынок и вытесняет инвестиционные товары из импорта.

      Подводя итог, отметим, что антиинфляционная политика находится в настоящее  время на таком этапе развития, когда необходимо дальнейшее использование  мер противодействия инфляции. Система мер должна включать решение таких задач, как повышения эффективности банковского сектора, определение либеральной тактики в области валютной, бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политик и т.д.

      В 2009 г. инфляция имела менее быстрые  темпы, чем в предыдущий год (по данным Росстата - 8,8% в 2009 г. и 13,3%).Это объясняется в первую очередь падением спроса в условиях кризиса. Также в качестве причин медленного роста инфляции называют некоторое укрепление рубля во второй половине года. Однако заметное удешевление рубля в ноябре-декабре 2009 г. дало и значительное увеличение инфляции. Так, согласно сводкам Росстата, в начале ноября рост потребительских цен в РФ составил 0,1%, с начала года - 8,2%, а в начале декабря - 0,1%, с начала года - 8,5%. В феврале инфляция составила 0,9% (ниже, чем в странах Бенилюкс и Норвегии, но выше, чем в среднем по Евросоюзу), с начала года - 2,3%, в марте - 0,6%, с начала года, - 3,2%7.

      По  итогам 2009 г. Россия по уровню инфляции заняла третье место в Европе, пропустив  вперед Украину и Белоруссию.

      Прогнозы  поведения инфляции в дальнейшем варьируются в своих оценках. Наиболее оптимистичные взгляды - у  премьер-министра В. Путина: в феврале  он утверждал, что в ближайшие  два-три года уровень инфляции в  России снизится до 3-5%, однако уже в марте сообщил, что ожидает в конце этого года 6,5-7% инфляции. Тот же источник сообщает, что Всемирный банк прогнозирует уровень инфляции в России в 7-8%. Согласно оценке Минэкономразвития, темпы инфляции в 2010 г. составят 6,5-7,5%, в 2011 г. - 7-8% и в 2012 г. - 5-7%.

      В то же время эксперт «Центра развития» О. Осипова считает, что на инфляции может отрицательно сказаться рост внешних цен на сырьевые товары. Тот же источник приводит мнение директора ЦМЭИ компании BDO Е. Матросовой, согласно которому по итогам 2010 г. потребительская инфляция будет на уровне 8,7%, чему могут способствовать «административно устанавливаемые тарифы, рост цен на нефть и, соответственно, на бензин, а также желание ритейлеров поправить свое финансовое положение даже при сжатии внутреннего спроса».

      Таким образом, причины инфляции в 2009 году

      - низкая конкуренция среди производителей;

      - высокие издержки из-за банковских  ставок;

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru