По алфавиту:

Указатель категорий Делопроизводство и документооборот Система государственной власти в Российской Федерации

Система государственной власти в Российской Федерации

Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Делопроизводство и документооборот
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Проблемы теории местного самоуправления, его правового регулирования и практики организации уже многие десятилетия являются предметом научного осмысления и широких общественных дискуссий.

Выдержка из работы.

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение

Глава I. Система государственной власти в Российской Федерации

    1. Характеристика государственной власти и местного самоуправления
    2. Полномочия субъектов РФ

Глава II. Взаимодействие органов государственного и местного самоуправления

2.1. Анализ соотношения государства и местного самоуправления

2.2. Принципы   организации   и    взаимодействия    органов государственной власти  и  органов  местного  самоуправления

Заключение

Список  литературы

 

Введение

          Проблемы теории местного самоуправления, его правового регулирования  и практики организации уже  многие  десятилетия  являются  предметом  научного осмысления и широких общественных дискуссий.

      В теории и практике наблюдаются два  основных, прямо противоположных  взаимоисключающих подхода к  определению  места  и  роли местного самоуправления в российском обществе и государстве. Один  заключается  в  отделении местного самоуправления от государства, при котором  исключается  какое-либо влияние   государства   (кроме   правового)    на    организацию    местного самоуправления.    Другой    состоит    в    "огосударствлении"     местного самоуправления,  его  жесткой  привязке  к   государственной   структуре   и рассмотрении  самоуправления  как  продолжения  государственной  власти   на местах.     Эти  позиции  порождены  не  чьим-либо  субъективным  желанием,  в  них отражается   объективный   процесс   становления   и    развития    местного самоуправления в нашей стране, неоднозначность его правового  регулирования,  а также имеющиеся правовые пробелы.

Поэтому  особенно  актуальное  значение  приобретает  сегодня  проблема взаимодействия   государства   и   местного    самоуправления,    осмысление теоретических  и  правовых   аспектов   взаимодействия   государственных   и самоуправленческих  структур  с   позиций   научного   анализа   соотношения государства и общества, правового государства и гражданского общества.  

  Научно обоснованное исследование  этой  проблемы  связано  с  развитием таких  единых  фундаментальных  основ,  на  которых   строятся   российская государственность и самоуправление, как народность, общинность,  соборность, коллективизм,  духовно-нравственные  начала.  Исходя  из  этих  основ можно определить самоуправление через призму его взаимодействия с государством  - как такой социальный феномен, в котором смыкается  государство  и  общество, через  который  проходит  связующая  нить  между  государством,   обществом, народом, индивидом.

    Поэтому важно, чтобы самоуправленческие  структуры не замыкались  только на местном уровне, а уже  сегодня  возносились  на  уровень  общероссийский.

    Исторический   опыт   развития   местного   самоуправления   в   России свидетельствует  о том, что оно всегда было  тесно  связано  с  государством, государственным  управлением,  выступало  как  его  продолжение  на  местном уровне и одновременно обладало значительными  полномочиями,  осуществляемыми самостоятельно и зачастую независимо от государственных структур.

      Поле  взаимодействия государственных органов  власти и органов местного самоуправления весьма широкое. Оно охватывает совместную деятельность по завершению формирования органов местного самоуправления и по созданию условий для реализации ими своих конституционных полномочий, включает весь комплекс вопросов, связанных с созданием условий для участия муниципальных органов наряду с государственными органами власти в обеспечении конституционных прав граждан на жилье, на охрану здоровья и оказание медицинской помощи, на общедоступное образование в муниципальных учреждениях.

      Развитие  отношений субъекта Федерации и  муниципальных образований при  наличии несомненных достижений сталкивается с рядом проблем. Главная  причина такого положения, на наш  взгляд, заключается в отсутствии четких представлений о содержании и модели этих отношений, необходимости более полного правового обеспечения становления местного самоуправления, преодоления внутренней несогласованности, противоречивости правовых актов Российской Федерации и ее субъектов, регулирующих организацию и деятельность местной власти и ее взаимоотношения с государственными властными органами. 

Глава I. Система государственной  власти в Российской Федерации

1.1. Характеристика государственной власти и местного самоуправления 

      Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

      Конституция РФ 1993 г. закрепила фундаментальный  принцип организации власти в  Российской Федерации - принцип разделения властей.

Этот  принцип был выработан мировой  практикой развития демократических  государств. Суть его в том, что  демократический политический ре-жим  может быть установлен в государстве  при условии разделения функций  государственной власти между самостоятельными государственными органами. Поскольку существуют три основные функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная, каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной власти. Напротив, соединение законодательных, исполнительных и судебных функций в деятельности одного органа государственной власти приводит к чрезмерной концентрации власти у этого органа, что создает возможность установления в стране диктаторского политического режима.

      Каждый  государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной  власти, взаимодействует с другими  государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений  часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.

      На  федеральном уровне организации  государственной власти в Российской Федерации система сдержек и  противовесов, согласно Конституции, выглядит следующим образом.

Законодательный орган - Федеральное Собрание - принимает  законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной  власти, влияет парламентскими способами  на деятельность исполнительной власти (самый серьезный инструмент влияния - возможность постановки вопроса о доверии Правительству), в той либо иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов Российской Федерации.

      Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность заключения Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств). Возможность выражения недоверия Правительству сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа главой государства.

Судебную  систему РФ составляют Конституционный  суд, Верховный суд, суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд, другие арбитражные суды РФ.

      Власть  в Российской Федерации едина, так  как ее единственным источником, согласно ст. 3 Конституции, является многонациональный  народ Российской Федерации. Никакой  государственный орган в отдельности  не может претендовать на суверенное осуществление государственной власти. Сама по себе государственная власть не делится между государственными органами. Осуществление государственной власти связано с разделением функций между органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Эти органы самостоятельны лишь в осуществлении закрепленных за ними Конституцией и законами функций государственной власти.

      Осуществление государственной власти в Российской Федерации возлагается на перечисленные  выше федеральные органы государственной  власти. Перечень федеральных органов государственной власти, даваемый в ч. 1 ст. 11, является исчерпывающим, т.е. не допускающим расширения без изменения гл. 1 Конституции. Перечисление федеральных органов государственной власти в гл. 1 Конституции, для изменения которой, согласно ст. 135 Конституции, применяется усложненная процедура.

      Что такое местное самоуправление?

      Россия  пока делает первые шаги на пути  внедрения  различных  правовых установлений,  касающихся  сути,   организации   и   деятельности   местного самоуправления,  органы  которого   все   еще   не   обладают   достаточными возможностями для реализации  этих  правовых  установлений,  хотя  усилия, направленные на то, чтобы право  и  способность  его  осуществления  слились воедино, предпринимаются как федеральными,  так и региональными органами государственной власти и самими органами местного самоуправления.  При этом важно учитывать опыт  прошлого  нашей отечественной истории,  накопившего немало ценного в сфере земского  и городского  самоуправления,  советского строительства, что может и должно быть  использовано  на  современном  этапе развития местного самоуправления.1

    Многие  вопросы  местного   самоуправления   до   сих   пор   остаются нерешенными.

      В их числе:

      •   отсутствие   общепризнанной   теории   местного    самоуправления. Господствующий в обществе конституционный   принцип    идеологического плюрализма порождает множественность подходов, порой  взаимоисключающих,  к местному самоуправлению,  что  связано  с  недостаточным  вниманием  к  этим проблемам со стороны таких фундаментальных наук, как  теория  государства  и права, философия, политология, социология;

      •  непоследовательность  практики   муниципального   строительства   - существование различных моделей местного  самоуправления,  которые  зачастую создаются  без  учета  объективно  назревших  общественных  потребностей   и интересов местных сообществ, в угоду региональным и местным элитам;

      •  противоречивость  и   незавершенность   правовой   основы   местного самоуправления,  пробелы  правового  регулирования,  отсутствие  необходимых основополагающих законов  и, в то же время множественность подзаконных нормативных правовых актов на федеральном, региональном и местном уровнях, их несистематизированность порождают зачастую  правовую  неопределенность  и неразбериху; 

     • существующее ныне реальное  отчуждение  народных масс от  публичной власти,  отторжение  граждан  от   участия   в   управленческих   процессах,  проявление общественной пассивности и политической апатии масс;

      • отсутствие  на  местном   уровне  достаточных  материально-финансовых  средств,  необходимого  кадрового   потенциала:  слабая  учебная   подготовка кадров  муниципальной   службы  и повышения  квалификации  должностных  лиц, занимающихся вопросами муниципального управления;  недостаточное  проведение учебы депутатского корпуса;

      •  слабость информационного  обеспечения  местных  самоуправленческих  структур; недостаточность пропагандистской просветительской  деятельности, направленной  на  разъяснение  широким  народным  массам  феномена  местного самоуправления;

      • законодательное закрепление общих принципов местного  самоуправления без учета различных его типов, уровней, видов ведет к его единообразию, что в условиях российских геополитических,  пространственных, национальных, демографических особенностей приводит скорее к негативным, чем к позитивным результатам организации  самоуправления  и  муниципального  строительства  в различных регионах страны; в конечном итоге, сковывает разнообразие  форм  и каналов самоорганизации  граждан,  живое  творчество  и  потенциал  народных масс;

      • отсутствие четкого  разграничения   предметов  ведения  и   полномочий местного самоуправления  и государственной власти, что  нередко  на  практике приводит к их смешению. Так, многие вопросы местного  значения,  перечень которых установлен  Федеральным законом "Об  общих  принципах  организации местного  самоуправления в Российской Федерации",   решаются   также   и региональными органами государственной власти. Нет  такого разграничения и между различными уровнями местного   самоуправления, а также между представительными и исполнительными органами местного самоуправления;

      •  неоднозначный  подход  на  практике,   а  иногда  и  в научных исследованиях,  к  принципу  разделения  властей,  распространение  его   на организацию муниципальной власти, что иногда приводит к коллизиям, а то и  к конфликтным ситуациям;

      • нерешенность  вопроса  о   возможности  местного  самоуправления  для защиты   своих   прав   использовать   на   федеральном   уровне    институт конституционного судопроизводства.

      Не  случайно  одной  из  конечных  целей  реализации   государственной  политики в области развития  местного  самоуправления,  утвержденной  Указом Президента  РФ  от  15  октября   1999   г.,   является   создание   системы взаимодействия населения, местного самоуправления и государственной  власти, которая должна обеспечить:  улучшение  условий  жизни  населения;  обретение гражданами  навыков  демократичного  взаимодействия  с   органами   местного самоуправления, а также навыков общественного контроля за эффективностью  их деятельности;    устойчивое    самостоятельное    развитие     муниципальных образований.2

      Одной из ключевых проблем становления  современной  местной  власти  и современного российского общества является  выработка  научно  обоснованного понятия и сущности местного самоуправления в  его  взаимосвязи  с  целями  и задачами государственного и общественного развития.

      Термин "местное самоуправление" продолжает  наполняться  более   точным содержанием и проникать  в широкие  слои  общества.  Но,  к  сожалению,  этот процесс   свидетельствует  также  об  отсутствии  в   обществе   однозначного понимания роли института местной  власти  в  государственном  строительстве.

      Все еще отсутствует однозначное  видение целей развития страны. В  этой  связи понимание  термина  "местное  самоуправление"  является  одной  из  наиболее принципиальных проблем.  "Состояние  и  будущее  местного  самоуправления  в Российской Федерации в значительной мере зависят от  того,  какая  концепция  местного самоуправления  берется  за  основу,  -  справедливо пишет С.  А. Авакьян.  -  Между тем,   в правовой  литературе  нет  единства  мнений  в отношении содержания термина "местное самоуправление".3

      В последнее время термин  "самоуправление"  используется  многими,  но закладывается  в него  при  этом  разный  смысл.  "Народное  самоуправление", "общественное самоуправление", "производственное самоуправление" -  все эти понятия имеют свое  значение  и не  тождественны  друг   другу.   Местное самоуправление,   по   Конституции   РФ,   относительно   самостоятельно   и осуществляется в городских и сельских  поселениях,  на  других  территориях, где население объединено совместными условиями проживания.

      Можно  сказать,  что  местное   самоуправление  -  подзаконная система власти, которая функционирует в рамках законодательного  поля,  формируемого государством. На  этом  уровне  принимаются властные  решения в пределах функций, определенных  законом.  Местное самоуправление  -  одна  из  основ конституционного   устройства   государства.   В   то   же   время   следует разграничивать  систему   власти   и   управления   с   различными   формами самоорганизации граждан.  Комитеты  общественного  самоуправления,  уличные, домовые комитеты - все это важные и полезные  общественные  объединения,  но не имеющие властных функций.4

      Местное самоуправление - важный  элемент  всей  системы  управления  в государстве, во многом определяющий всю государственную структуру.

Похожие работы:
© 2009-2020 Все права защищены — dipland.ru