По алфавиту:

Указатель категорий Делопроизводство и документооборот История возникновения реквизитов

История возникновения реквизитов

Тип работы: Реферат
Предмет: Делопроизводство и документооборот
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

В России к началу XVII века первым сложилось приказное делопроизводство. Приказами в то время именовались органы государственной власти. При Петре первом было введено коллежское делопроизводство, более прогрессивное по сравнению с приказным. В начале XIX века коллегии были заменены министерствами, коллегиальность в руководстве сменилась единоличием. Сложилось исполнительское делопроизводство. Появились бланки. В годы Советской власти было выработано делопроизводство, характерное для централизованного управления народным хозяйством. В практике делопроизводства был установлен единый порядок документирования, внедрены стандартные требования к форме и структуре документов.

Выдержка из работы.

История возникновения реквизитов 
 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

История возникновения реквизитов

Эволюция  российской системы  организационно - распорядительных документов . . .     1

Система коллежского делопроизводства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    2

Система министерского делопроизводства XIX  - начала  XX вв. . . . . . . . . .    4

История управления и делопроизводства в 1917-1941 гг. . . . . . . . . . . . . . . .   5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .     7

Библиографический список. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . .    8

Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

              С древнейших времен дошли  до нас различные виды документов, с помощью которых мы узнаем  историю своей страны, особенности   быта и различных отношений,  складывающихся в те далекие  времена. Документы возникли вместе с письменностью, вначале как средство закрепления имущественных отношений, а затем, с развитием письменности, стали средством общения, передачи информации.   

     В России к началу XVII века первым сложилось приказное делопроизводство. Приказами в то время именовались органы государственной власти. При Петре первом было введено коллежское делопроизводство, более прогрессивное по сравнению с приказным. В начале XIX века коллегии были заменены министерствами, коллегиальность в руководстве сменилась единоличием. Сложилось исполнительское делопроизводство. Появились бланки. В годы Советской власти было выработано делопроизводство, характерное для централизованного управления народным хозяйством. В практике делопроизводства был установлен единый порядок документирования, внедрены стандартные требования к форме и структуре документов. Была предпринята попытка введения единой государственной системы делопроизводства (ЕГСД). В настоящее время сложившейся система обработки документов развивается с учетом специфики рыночных отношений, механизации и компьютеризации делопроизводства. 
 
 
 

История возникновения реквизитов

Эволюция  российской системы  организационно-распорядительных документов

       Уже в X в. Древнерусском государстве была культура написания документов. Это договоры с Византией 911 и 945 г.. Примечательно, что в обоих договорах упоминается о практике составления документов. В первом случае – письменных завещаний, во втором – подорожных грамот для купеческих кораблей.         

         В период правления Владимира Святославовича (978 — 1015 гг.) в Киеве существовало учебное заведение для детей бояр и старших дружинников. Из выпускников этой школы и отбирались претенденты на должности «печатников» — хранителей княжеской печати и «металников» — судейских секретарей, писцов и дьяков для ведения делопроизводства князей и крупных феодалов.                       

       В киевский период развития Древнерусского государства появились разные виды документов, фиксирующие конкретные частные правоотношения: грамоты уставные, вкладные, купчие, полные, жалованные и др.; заемные, закладные кабалы; житийные записи и т. д.  

          Со временем обозначились места для их наиболее безопасного хранения, например центральные храмы в городах. Место хранения документов называлось ларем, а лицо, ответственное за хранение документов, — ларником. Часто само хранение документов в храме придавало им юридическую силу. Центрами ведения документации, и ее хранения были также гостиные дворы (смоленские, немецкие и др.), а также монастыри, являвшиеся крупными экономическими предприятиями.

       По  мере накопления навыков в создании документов стали вырабатываться типовые формуляры - образцы документов, устойчивые языковые формулы, применяемые в наиболее распространенных документах, процедура подготовки документов: черновик, редакция (вариант), беловик (окончательный вариант документа), - а также приемы удостоверения документов, признанные воспрепятствовать подделке документов в политических и лично-корыстных целях (проставление скреп, печатей, мостов, т. е. подписи на склейках).     

          Практически до конца XIV в. основным материалом для письма на Руси был пергамен (особым образом выделанная телячья, баранья или козлиная кожа), называемый в документах «хартией» или «телятиной»; лучший пергамен привозили из Греции или ганзейских городов.        

       Систем  коллежского делопроизводства

       Административный  хаос, вызванный отсутствием в  прежних учреждениях установленного законом порядка, общих письменных форм документов, постоянных сроков для  производства дел, побудил правительство  искать новые формы государственного устройства. После длительных поисков  и переработки найденных образцов появляются новые учреждения бюрократического типа и регламенты для них, определяющие точно состав, организацию, компетенцию и делопроизводство. Еще в   1699 г. Петр I вводит в обращение гербовую бумагу, в 1700 г. Издает указ об отмене столбцовой формы документа и всеобщем переходе к тетрадной форме (листовой и книжной).        

          В результате петровских реформ в области управления сложились следующая система учреждений: Сенат, Синод, Кабинет и коллегии – в центре, губернатор, воевода, комиссар и другие органы.  Всего за 1718 – 1720 гг. вместо упраздненных приказов создано 12 коллегий. Первоначально каждая коллегия руководствовалась своим регламентом, затем законодательной основной реформы стал “Генеральный регламент” (“Генеральный регламент или устав, по которому государственные коллегии, також и все оных принадлежащих к ним канцелярий и контор служители, не только во внешних и внутренних учреждениях, но и во отправлении своего чина подданнейше поступать имеют”), Утвержденный Петром I 28 февраля 1720г.  

       Особенно  детально разработаны в Генеральном  регламенте вопросы регистрации  документов и ответственности за принимаемые решения. В Генеральном  регламенте подробно проработаны и  вопросы документирования и движения дел (документооборот). Серьезным новшеством было введение подписи руководителя присутственного места на документе  и членов коллегии, принимавших участие  в решении вопроса. В первые Петром I стал лично подписывать издаваемые им указы. Еще ранее – в 1716 г. – был издан указ о подписании главами губернской администрации доношений в Сенат о получении сенатских указов. Позднее эту норму ввели в Генеральный регламент.  

              Генеральный регламент устанавливал процедуру рассмотрения и решения вопроса: вступление дела, подготовка дела к слушанию (рассмотрению и решению), слушание дела и принятие решения, оформление решения и доведение его до исполнителя, контроль за исполнением решения, хранение дел в архиве.

             В ведении регистратора находились регистрационные книги –журнал, в который за весь год кратко записывалось содержание всех дел, решенных в коллегии. Регистрация документов в коллежской системе делопроизводства сопровождала их не только в течение всего процесса производства дела, но и после – в архиве.      

         17 октября 1723 года Самостоятельным элементом формуляра становится наименование документа; в некоторых случаях к нему примыкает обозначение краткого содержания документа. Заголовок к тексту окончательно формируется только в делопроизводстве министерств в XIX в.                                                                                                                                                                                                                   Кроме реквизитов, выделившихся из текста, появляется ряд реквизитов, отражающихся различные стадии процесса документирования или стадии обработки документов: подписи, отметки о согласовании, регистрационные индексы, отметки о контроле, отметка о направлении в дело и др.

Система министерского делопроизводства XIX – начала XXвв.

 Начало XIX в ознаменовалось новой реформой государственного управления и делопроизводства, которая затронула верхний уровень управления – высшие и центральные учреждения.   Окончательное единоличное министерское начало победило лишь с изданием 28 января 1811 г. “Общего учреждения министерств” –законодательного акта, определившего всю систему министерского устройства, включая их делопроизводство и систему взаимоотношений с другими учреждениями и лицами.       “Общим учреждением министерств” вводилось единообразие в систему делопроизводства министерств: от создания документов и до их архивного хранения. Особое место уделено порядку “сношений”(переписке) министерств с другими учреждениями.     Документы, создавшиеся в процессе “производства дела”можно разделить на две группы: документы составлявшие внутреннее делопроизводство учреждения (записки, справки, выписки, журналы заседаний, регистрационные журналы, настольные реестры и др.), и документы, поступавшие в учреждение из других учреждений и отправлявшиеся в другие учреждения, в том числе – “исполнительные бумаги”.           Серьезные изменения в системе управления, соответствующая перестройка системы документирования деятельности новых учреждений привел к изменениям формы документа. В делопроизводстве появляются бланки учреждений с угловым распоряжениями реквизитов. Бланки печатались типографским способом или писались от руки. В состав реквизитов бланка включается наименования учреждения, наименования структурных подразделений, отряжающие место подразделения – автора в структуре учреждения (департамент, отделение, стол). Дата документа также включаются в состав реквизитов бланка, как и регистрационный индекс документа . Занимает свое обособленное место заголовок к тексту документа, располагаясь непосредственно под реквизитами бланка. Появляется и ссылка на поступивший документ.     

         Приобретает устойчивый вид и реквизит «Адресат», появившийся еще в XVIII в. в коллежском делопроизводстве, — это указание должности лица в дательном падеже или наименование присутственного места. Получает определенную форму удостоверение документа: подписи и скрепы (визы) на документе предусматривают наименование должности лица, подписавшего или скрепившего документ, и его личную подпись. (Приложение ст. 9).

       История управления и делопроизводства в 1917-1941 гг.

       Новый государственный аппарат, созданный  в результате Октябрьского переворота 1917 г., по структуре кардинально отличался  от старого. Всероссийский съезд Советов стал высшим органом государственной власти. В период между его съездами избирался ВЦИК -орган исполнительной власти. Для непосредственного управления страной было образовано первое советское правительство - Совет Народных Комиссаров (Совнарком). Для руководства отдельными отраслями государственного управления постановлением Съезда были созданы первые 13 народных комиссариатов (наркоматов).    

       Авторы  ЕГСД обобщили передовой опыт своего времени и предложили оптимальную  технологию выполнения управленческих операций и их документирования. ЕГСД носила комплексный характер, т. е. включала не только вопросы делопроизводства, но и рекомендации по НОТ служащих, структуре делопроизводственных служб и их техническому оснащению. Реализация ее положений повысила общую культуру управления, содействовала улучшению качества принимаемых решений, оптимизации структуры, штатной численности управленческого аппарата. Но новые информационные технологии работы с документами с применением вычислительной техники в ЕГСД представлены не были. Этот пробел был отчасти восполнен позже при переработке ЕГСД и издании ее новой редакции - Государственной системы документационного обеспечения управления (ГСДОУ), одобренной коллегией ГАУ в 1988 г.                                                       

       После этого был разработан ряд ГОСТов, регламентирующих ДОУ. Эти ГОСТы  менялись примерно через каждые 5 лет, отражая динамику изменений в  экономике России. Последний ГОСТ Р 6.30-2003 утвержден 03.03.2003 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 

       В целом документ имел следующий вид:

       УПРАВЛЕНИЕ ВИЛЕНСКОГО, ГРОДНЕНСКОГО И КОВЕНСКОГО ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРА.

       10 мая 1 870 года. № 5677. 

       
       ПРЕДПИСАНИЕ

Чиновнику Особых Поручений Коллежскому Асессору N

Об укреплении правого берега Вили. 

       
Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru