По алфавиту:

Указатель категорий Делопроизводство и документооборот Документ: понятие, классификация, виды

Документ: понятие, классификация, виды

Тип работы: Реферат
Предмет: Делопроизводство и документооборот
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

В данной работе описывается происхождение понятия документ, рассматриваются его функции и классификация документа по различным признакам

Выдержка из работы.

Понятие документа

 

      Управленческая  деятельность находит свое отображение  в документах, с помощью которых  осуществляются различные функции: материально-техническое обеспечение, ценообразование, организационно-распорядительные и др.

      Документ  – это деловая бумага, подтверждающая какой-либо факт или право на что-либо; это то, что официально удостоверяет личность предъявителя; это письменное свидетельство о чем-либо.

      С научной точки зрения, документ –  это способ закрепления разными  способами на специальном материале  информации о фактах, событиях, явлениях объективной реальности и умственной деятельности человека.

      Согласно  Закону Украины "Об информации" от 02.10.02, "документ – предусмотренная  законом материальная форма получения, хранения, использования и распространения  информации путем фиксации ее на бумаге, магнитной, кино-, видео-, фотопленке или  другом носителе".

      В русский язык слово "документ" пришло во времена Петра I и первоначально  имело значение письменного свидетельства. Затем появляются термины "деловая  бумага", "служебный документ", "акт" и подчеркивается значение документа в управлении. Выделяются "счетные документы", "исторические документы".

      Понятие "документ" используется во всех сферах общественной деятельности. Почти  каждая отрасль знания дает свое толкование этого термина. К сожалению, до настоящего времени среди специалистов в  области документоведения, библиотековедения, информатики и др. сфер нет единства в понимании понятия "документ", не смотря на наличие ряда законодательных  и официальных определений. В  последнее время происходит перенос  смысловой нагрузки в определении "документа" с материальной составляющей на информационную. Функции документов

      

      

      Рис.1 Функции документов. 

      Для понимания эволюции документа важно  изучать вопрос о его функциях. Функция документа есть его целевое  назначение, присущее ему независимо от того осознана эта функция автором  или нет. Любой документ обладает определенными функциями, выяснение  которых важно для определения  цели создания документа, для его  классификации и изучения роли в  данной социальной структуре и экономической  системе. Автор документа, фиксируя информацию, не всегда программирует  какую-либо функцию. Документ полифункционален (многофункционален), т.е. содержит в себе различные функции, которые с течением времени меняют свое доминирующее значение. Выделяются функции общие и специальные. Общие - это информационная, социальная, коммуникативная, культурная; специальные - управленческая, правовая, функция исторического источника, функция учета. (Рис.1)

       Информационная функция определяется потребностью в запечатлении информации с целью сохранения и передачи и присуща всем без исключения документам. Причина появления любого документа - необходимость фиксировать  информацию о фактах, событиях, явлениях, практической и мыслительной деятельности.

      Информацию, содержащуюся в документах можно  подразделить на:

      ретроспективную (относящуюся к прошлому);

      оперативную (текущую);

      перспективную (относящуюся к будущему)

      Существуют  и другие классификации информации. Например, разделение на первичную и вторичную; по жанрам; видам; носителям и проч.

      Каждый  документ имеет информационную емкость (или информационный потенциал), т.е. количество и качество информации.

      Информационная  емкость характеризуется такими показателями: полнота, объективность, достоверность, оптимальность, актуальность информации, ее полезность и новизна. Чем выше эти показатели, тем ценнее документ.

      Социальная  функция тоже присуща многим документам, т. к. создаются они для удовлетворения различных потребностей как общества в целом, так и отдельных его  членов. Документ также сам может  влиять на социальные отношения них  в зависимости от назначения, роли в данном обществе, причем может  не только стимулировать их развитие социальных процессов, но и тормозить.

      Коммуникативная функция выполняет задачу передачи информации во времени и пространстве, информационной связи между членами  общества. Без обмена сведениями, мнениями, идеями социальные связи не могут  поддерживаться. Можно выделить две  категории документов, в которых  ярко выражена коммуникативная функция:

      1) документы, ориентированные в  одном направлении (законы, указы,  распоряжения, приказы, инструкции, жалобы, докладные записки и др.);

      2) документы двустороннего действия (деловая и личная переписка,  договорные документы и т.д.).

      Культурная  функция - способность документа  сохранять и передавать культурные традиции, эстетические нормы, ритуалы, принятые в обществе (кинофильм, фотография, научно-технический документ и др.).

      Управленческая  функция выполняется официальными документами, которые специально созданы  для целей и в процессе управления (законы, положения, уставы, протоколы, решения, сводки, отчеты и др.). Эти  документы играют большую роль в  информационном обеспечении управления, они многообразны, отражают различные  уровни принятия решений.

      Правовая  функция присуща документам, в  которых закрепляются изменения  правовых норм и правонарушений. Можно  выделить две категории документов, наделенных правовой функцией: изначально обладающие ею и приобретающие ее на время.

      В первую группу входят все документы, устанавливающие, закрепляющие, изменяющие правовые нормы и правоотношения или прекращающие их действие, а  также другие документы, влекущие за собой юридические последствия. Сюда относятся все правовые акты органов государственной власти (законы, указы, постановления и др.), судебные, прокурорские, нотариальные и арбитражные акты, все договорные, удостоверительные документы (паспорта, пропуска, удостоверения и т.д.) и оправдательно-финансовые документы (накладные, приходные ордера, счетно-платежные требования и т.п.)

      Ко  второй категории относятся документы, которые на время приобретают  эту функцию, являясь доказательством  каких-либо фактов в суде, органах  следствия и прокуратуре, нотариате, арбитраже. В принципе любой документ может быть доказательством и  тем самым временно будет наделен  правовой функцией.

      Функция исторического источника изучается  исторической наукой. Существует две  точки зрения: первая - документ становится историческим источником с момента  передачи его на архивное хранение; вторая - документ наделяется этой функцией с момента его возникновения, но осознается эта функция человеком  лишь когда документ поступает в архив. Таким образом, эта функция начинает доминировать в документе, если он выступает как источник информации для историка, исследующего ту или иную проблему.

      Функция учета дает не качественную, а количественную характеристику информации, связанной  с хозяйственными, демографическими и иными социальными процессами с целью их анализа и контроля. Основные виды учета - статистический, бухгалтерский, оперативный отражаются в статистических и финансово-экономических  документах, плановой, отчетной, документации.

Классификация документов по различным  признакам

      Документ, который создан в обществе, входит в соответствующую систему документации в качестве ее элемента. Отдельные  виды и разновидности документов составляют систему документации. До настоящего времени в документоведении не существует непротиворечивой научной  классификации видов и разновидностей документов.

      Важнейшим признаком для классификации  документов является его содержание. Служебные документы могут подразделяться по: по административным вопросам; материально-техническому снабжению; планированию; оперативной деятельности; бухгалтерскому учету; подготовке и расстановке кадров; финансово-кредитным и внешнеторговым вопросам и т.д.

      Все документы, обращающиеся на предприятии, могут классифицироваться по следующим  признакам.

      По  наименованию существует множество  разновидностей документов. Вот лишь некоторые из них: приказы, распоряжения, планы и отчеты, акты, протоколы, договоры, уставы, инструкции, справки, докладные, объяснительные записки, служебные письма, телеграммы, стандарты, технические условия, платежные требования и поручения, доверенности и т.д.

      По  способу фиксации информации документы  бывают письменные (рукописные, машинописные, типографские, подготовленные на множительных аппаратах, напечатанные на персональных компьютерах), графические и фотофоно-кинодокументы.

      По  степени сложности документы  классифицируют на простые и сложные. Простые - это документы, в которых рассматривается один вопрос, в сложных освещается несколько вопросов.

      По  степени гласности различают  документы открытые (несекретные) и  документы с ограниченным доступом. Документы с ограниченным доступом бывают разной степени секретности: совершенно секретные, секретные, документы  для служебного пользования (ДСП), с  грифом "конфиденциально".

      По  юридической силе документы подразделяют на подлинные и подложные. Подлинные документы бывают действительные и недействительные. Недействительным документ становится в результате истечения срока действия или отмены его другим документом.

      По  срокам исполнения документы классифицируются на срочные и несрочные. Срочными являются документы со сроками исполнения, установленными законом и соответствующими правовыми актами, а также телеграммы и другие документы с грифом "срочно".

      По  происхождению документы классифицируют на служебные, подготовленные на предприятиях, в организациях, и личные (письма граждан с изложением жалоб, предложений, просьб).

      По  срокам хранения документы делятся  на документы временного и постоянного  срока хранения. Документы временного хранения в свою очередь подразделяются на документы со сроком хранения до 10 лет и свыше 10 лет.

      По  степени обязательности документы  бывают информационные, содержащие сведения и факты о производственной и  иной деятельности организаций, и директивные - обязательные для исполнения, носящие  характер юридической или технической  нормы.

      По  степени унификации различают документы  индивидуальные, типовые, трафаретные, примерные и унифицированные  в виде анкеты и таблицы.

      Индивидуальные  документы разрабатываются конкретными  организациями для внутреннего  пользования.

      Типовыми  являются документы, создаваемые вышестоящими органами для организаций с однородными функциями и носят обязательный характер.

      Трафаретные документы имеют заранее напечатанный текст с пробелами, которые заполняются при окончательном оформлении документа в зависимости от конкретной ситуации. Такие документы перспективны, т. к. экономят время на подготовку.

      Примерные документы носят ориентировочный  характер и используются для составления  и оформления документов по аналогии.

      Анкета - способ представления унифицированного текста, при котором постоянная информация располагается в левой части  листа, а переменная вносится в документ в процессе его составления в  правую часть листа.

      Таблица - документ, в котором постоянная информация размещается в заголовках граф и боковика (заголовки строк), а переменная (в цифровом или словесном  выражении) - на пересечении соответствующих  граф и строк.

      Текст, представленный в виде таблицы, обладает большой информационной емкостью, позволяет  строго классифицировать и кодировать информацию и легко суммировать  аналогичные данные. В табличной  форме оформляются штатное расписание, план, график отпусков и другие документы.

      Государственный классификатор управленческой документации Украины ДК 010-98, действующий с 01.06.99 содержит такие классы документов:

      организационно-распорядительная документация;

      первично-учетная  документация;

      банковская  документация;

      финансовая  документация;

      отчетно-статистическая документация;

      плановая  документация;

      ресурсная документация;

      торговая  документация;

      внешнеторговая  документация;

      ценовая документация;

      документация  труда, социальных вопросов и социальной защиты населения;

      документация  бытового обслуживания населения;

      бухгалтерско-учетная  документация;

      документация  Пенсионного фонда;

      словарно-справочная документация.

      Системы документации

      Согласно  Государственному классификатору управленческой документации Украины ДК 010-98, система  документации – это совокупность взаимосвязанных документов, которые  используются в определенной сфере  деятельности.

      Деятельность  учреждения, организации, предприятия  отражается в различных документах, которые взаимосвязаны и составляют системы документации, применяемые  в определенной сфере. Можно назвать  множество систем документации, которые  классифицируются по различным признакам (территориальному, функциональному, уровню управления и т.п.). Выделяют функциональные системы документации - организационно-распорядительная, плановая, отчетностатистическая и др., т.е. присущие всем органам управления. Системы документации, отражающие деятельность органов отраслевого управления (министерств, ведомств), принято считать отраслевыми. Можно выделять различные подсистемы документации по уровням управления, они между собой тесно связаны, и их трудно разграничить.

      У нас в стране в связи с развитием  автоматизации управленческих процессов  разработаны унифицированные системы  документации. Определение, назначение, состав унифицированной системы  документации устанавливаются ГОСТами. Документы различных систем должны иметь унифицированную форму.

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru