По алфавиту:

Указатель категорий Гражданское право Правовое регулирование ООО

Правовое регулирование ООО

Тип работы: Реферат
Предмет: Гражданское право
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Введение
Глава 1. Правовое регулирование АО
Глава 2. Общие положения об АО
§ 1. Понятие акционерного общества и его виды.
§2. Уставный капитал акционерного общества. Акции, их виды. Реестр акционеров.
§ 3. Учреждение АО
§ 4. Органы управления АО
§ 5. Реорганизация и ликвидация АО
Глава 3. Проблемы и перспективы правового регулирования и деятельности АО в Российской Федерации
Глава 4. Судебная практика
Заключение
Список используемой литературы

Выдержка из работы.

Оглавление 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Акционерные общества в силу своей экономической эффективности стали доминирующей организационно-правовой формой коммерческих организаций во всем мире, это относится и к России, где акционерные общества начинают возрождаться в процессе трансформации отношений собственности в начале 90-х гг. XX в.

     В нашей стране в настоящее время  функционирует более миллиона акционерных  обществ. С акционированием в  РФ связывались надежды на решение  многих проблем, прежде всего на повышение  эффективности экономической деятельности, стабилизацию финансового положения юридических лиц, привлечение иностранных инвестиций, повышение уровня жизни населения и т.д.

     При этом необходимо учитывать, что развитие имущественных отношений влияет на развитие права в целом и  гражданского права в частности, но в то же время уровень развития права непосредственно влияет на формирование, динамику развития и закрепления вышеупомянутых имущественных отношений. В этом проявляется объективная взаимосвязь, существующая между правом и экономикой.

     Однако  нельзя забывать, что механизм акционирования в условиях переходной экономики действует своеобразно. При создании акционерных обществ у нас в стране были серьезные нарушения принципов и закономерностей их организации. Одна из причин такого положения состояла в том, что решения, принимаемые по акционированию предприятий на макроэкономическом уровне, не учитывали последствий на микроэкономическом уровне. Нормативно-правовая база не поспевала за темпами реорганизации общества. Понятно, что в переходных условиях законодательство не может быть совершенным, т.е. стабильным и должным образом отшлифованным, так как большое количество нормативных актов разрабатывается и принимается в короткие сроки. Но если нестабильность общества еще можно объяснить темпами его реформирования, то ущерб от несовершенства принимаемых законодательных актов «работает» против самой реформы и интересов всего общества в целом с силой, соответствующей масштабу этих актов. Эти трудности и противоречия, в конечном счете, и определили юридическое поведение акционерных обществ и результаты их деятельности.

     Новые собственники столкнулись с необходимостью формирования такой системы управления, которая учитывала бы интересы всех субъектов производственного процесса и акционерных правоотношений в  целом. На практике возникла ситуация выбора стратегии развития каждого акционерного общества и возможности согласовывать интересы его участников. Возможность же субъектов акционерных отношений оказывать постоянное влияние на принятие тактических и стратегических решений получила название корпоративного контроля. Корпоративный контроль в широком смысле — это вся совокупность возможностей извлечь выгоду от деятельности корпорации. При этом корпоративный контроль осуществляется через систему корпоративного управления.

     Важно учитывать и то обстоятельство, что современная ситуация в отечественных акционерных обществах характеризуется снижением объема операций, формирующих портфельные инвестиции, и увеличением масштабов различных операций, направленных на передел собственности. Эта ситуация нуждается в тщательном изучении, поскольку стало очевидным, что масштабы передела на современном этапе значительно влияют на состояние экономики и жизнь общества в целом, существенным образом отражаются на деятельности каждой организации. В России большое количество публикаций посвящено описанию названных процессов, но практически нет работ, раскрывающих смысл самого корпоративного контроля, а также правовые механизмы его формирования и реализации.

     Исходя  из вышеизложенного, представляется весьма актуальным обстоятельный анализ понятия корпоративного контроля, правовых механизмов его формирования и реализации в российских акционерных обществах. Дело в том, что при всей своей значимости вопросы, которые будут рассмотрены в данной работе, до настоящего времени проработаны недостаточно. В акционерном законодательстве имеются явные пробелы и противоречия, приводящие к порой неразрешимым конфликтам между акционерами. Монографических работ по акционерной проблематике немного. И это несмотря на то, что данные вопросы жизненно важны для значительной части мажоритарных и миноритарных акционеров, юристов, экономистов, руководителей различных предприятий. Вышеупомянутые конфликты приводят к стагнации работы организаций и дестабилизации как экономической, так и политической обстановки в целых регионах России.

     Именно  поэтому анализ проблемы правовых механизмов формирования и реализации корпоративного контроля с учетом возможностей действующего российского законодательства, а  также с указанием на его пробелы  и недостатки чрезвычайно актуален.

     В работе рассмотрено правовое регулирование, основанное на действующем законодательстве и так или иначе затрагивающее  правовой статус акционерных обществ, а также и перспективы его дальнейшего совершенствования. Работа состоит из введения, заключения 4 глав, 5 параграфов и списка используемой литературы. В курсовой работе использованы материалы судебной практики, монографии и публикации ученых-правоведов, а так же данные сети Интернет. 

Глава 1. Правовое регулирование  АО

     Характеризуя законодательство РФ об акционерных обществах, прежде всего, необходимо отметить некоторые важнейшие его особенности:

     - сравнительно небольшой временной период формирования системы нормативных актов;

     - наличие нескольких «особых» групп акционерных обществ, специфика создания, правового положения которых регулируется специальными нормативными актами (п. 3, 4, 5 ст. 1 Федерального закона «Об акционерных обществах», Федеральным законом «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)», Федеральным законом «Об инвестиционных фондах»);

     -значительное  количество внутренних системных  противоречий законодательных актов,  регулирующих соответствующую сферу общественных отношений.

     Основной  специальный законодательный акт, который направлен на регулирование правового положения акционерных обществ – Федеральный Закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее по тексту – Закон). Закон определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров. В 2001 году в Закон были внесены существенные изменения и дополнения, затронувшие более половины статей Закона «Об акционерных обществах». Как отмечают исследователи, необходимость внесения изменений и дополнений в Закон "Об акционерных обществах" возникла еще в 1996 г., после вступления его в силу, когда общества начали сталкиваться с вопросами, возникающими при практическом применении норм Закона. Трудности применения Закона "Об акционерных обществах" появлялись в силу различных причин. Во-первых, некоторые нормы регулировали создание, процесс деятельности и правовое положение акционерных обществ в общих чертах. Во-вторых, отсутствовали нормы, регулирующие вопросы, возникающие в практике обществ. В-третьих, отсутствовали акты органов государственной власти, в чьей компетенции находилось урегулирование соответствующих областей в деятельности акционерных обществ.

     В Закон вносились изменения и позднее. На настоящий момент действует редакция от 03.06.2009.

     С первого июля 2006 года вступили в  силу изменения действующего Закона об акционерных обществах, касающиеся приобретения крупных пакетов акций. Они внесены Федеральным Законом от 5 января 2006 г. N 7-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации

     С момента принятия Закона об акционерных обществах в нем присутствовала статья 80, посвященная порядку приобретения более 30 процентов размещенных акций общества. Однако данная статья имела довольно слабое воздействие на практические отношения, складывающиеся в компаниях, кроме того, многие моменты, предусмотренные в данной статье, по причине юридической «корявости» были довольно сложны для восприятия и в реальной жизни не применялись. Взять хотя бы п. 6 ст. 80 Закона об АО: «Лицо, приобретшее акции с нарушениями требований настоящей статьи, вправе голосовать на общем собрании акционеров по акциям, общее количество которых не превышает количества акций, приобретенных им с соблюдением требований настоящей статьи».

     При этом положения Закона об акционерных  обществах, определяющие порядок и  сроки подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания акционеров.

     Помимо  Закона об акционерных обществах  требования к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров установлены Постановлением Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (далее ФКЦБ) от 31 мая 2002 года №17/пс «Об утверждении положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров».

     Статьей 48 Закона об акционерных обществах  установлена компетенция общего собрания акционеров.

     Вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение исполнительному органу общества. По общему правилу, такие вопросы, также не могут быть переданы на решение совету директоров (наблюдательному совету) общества. Исключение составляют вопросы: увеличения уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций или путем размещения дополнительных акций, образования исполнительного органа общества, досрочное прекращение его полномочий, размещения обществом облигаций, конвертируемых в акции, и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции. Решение указанных вопросов может быть передано на рассмотрение совету директоров.

     Подготовку  проведения общего собрания акционеров осуществляет совет директоров.

     Нарушение установленной Законом об акционерных обществах процедуры подготовки проведения общего собрания акционеров может иметь серьезные последствия. Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2003 года №19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» отмечено:

     «При  рассмотрении исков о признании  недействительным решения общего собрания акционеров следует учитывать, что  к нарушениям Закона об акционерных  обществах, которые могут служить  основаниями для удовлетворения таких исков, относятся: несвоевременное извещение (неизвещение) акционера о дате проведения общего собрания (пункт 1 статьи 52 Закона); непредоставление акционеру возможности ознакомиться с необходимой информацией (материалами) по вопросам, включенным в повестку дня собрания (пункт 3 статьи 52 Закона); несвоевременное предоставление бюллетеней для голосования (пункт 2 статьи 60 Закона). Иск о признании решения общего собрания недействительным подлежит удовлетворению, если допущенные нарушения требований Закона, иных правовых актов или устава общества ущемляют права и законные интересы акционера, голосовавшего против этого решения или не участвовавшего в общем собрании акционеров».

     В тоже время Пленум отметил, что в  каждом конкретном случае следует устанавливать  обстоятельства допущенного нарушения, а также степень ущемления прав акционеров.

     Совет директоров акционерного общества.

     Наиболее  важные решения, связанные с деятельностью  общества, принимает общее собрание акционеров в пределах своей компетенции, установленной законодательством. Решения, связанные с повседневным руководством текущей деятельностью общества, принимаются исполнительными органами общества.

     Вместе  с тем определение стратегии  развития общества и осуществление  контроля за деятельностью его исполнительных органов требуют профессиональной квалификации и оперативности. Принятие решений по таким вопросам законодательство передает специальному органу общества - совету директоров, который избирается на общем собрании акционеров. В соответствии с законодательством совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью общества, имеет широкие полномочия и несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

     Согласно  статье 64 Закона об акционерных обществах  совет директоров (наблюдательный совет) общества осуществляет общее руководство деятельностью общества.

     Совет директоров осуществляет управленческие функции, осуществляет планирование деятельности общества, контролирует деятельность исполнительного органа.

     Законодательство  возлагает на совет директоров обязанность определять приоритетные направления развития общества. Определяя такие направления, совет директоров устанавливает основные ориентиры деятельности общества на долгосрочную перспективу. В то же время эффективное следование утвержденным приоритетным направлениям возможно лишь при условии их объективной оценки с учетом рыночной ситуации, финансового состояния общества и других факторов, оказывающих влияние на финансово-хозяйственную деятельность общества.

     Эффективная система контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества обеспечивает точное исполнение его финансово-хозяйственного плана, правильность ведения бухгалтерского учета, достоверность используемой в обществе финансовой информации.

     Совет директоров обеспечивает реализацию и защиту прав акционеров, а также содействует разрешению корпоративных конфликтов.

     По  общему правилу, совет директоров не вправе решать вопросы, отнесенные к  ведению общего собрания, а общее  собрание не может вмешиваться в  полномочия совета директоров. Однако, статья 48 Закона об акционерных обществах разрешает передавать решение некоторых вопросов, отнесенных к ведению общего собрания совету директоров.

     Компетенция совета директоров определена статьей 65 Закона об акционерных обществах.

     К исключительной компетенции совета директоров акционерного инвестиционного фонда наряду с решением указанных вопросов, относится принятие решений о заключении и прекращении соответствующих договоров с управляющей компанией, специализированным депозитарием, регистратором, оценщиком и аудитором (статья 8 Федерального закона от 29 ноября 2001 года №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»).

     Члены совета директоров общества избираются общим собранием акционеров, на срок до следующего годового общего собрания акционеров.

     Следует отметить, при прекращении полномочий совета директоров вследствие непроведения в установленные сроки общего собрания может повлечь неблагоприятные последствия в виде приостановки финансово-хозяйственной деятельности общества, так как полномочия совета директоров в данном случае не передаются иным органам.

     Членом  совета директоров общества может быть только физическое лицо. Член совета директоров общества не обязательно должен быть акционером общества.

     Привлечение в качестве члена совета директоров, лиц не являющихся акционерами данного общества обусловлено необходимостью формирования совета директоров из профессионалов.

     В связи с этим Кодексом корпоративного поведения рекомендовано с состав совета директоров включать независимых  директоров.

     Количественный состав совета директоров общества определяется уставом общества или решением общего собрания акционеров, но не может быть менее чем пять членов.

     Для общества с числом акционеров - владельцев голосующих акций общества более  одной тысячи количественный состав совета директоров общества не может быть менее семи членов, а для общества с числом акционеров - владельцев голосующих акций общества более десяти тысяч - менее девяти членов.

     Особо следует отметить, Правительство  Российской Федерации вправе назначать  представителей Российской Федерации в совете директоров и ревизионной комиссии акционерного общества, в отношении которого принято решение об использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении им («золотой акции») (пункт 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 года №738 «Об управлении находящимся в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции»)»).

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru