По алфавиту:

Указатель категорий Гражданское право Типология государств

Типология государств

Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Гражданское право
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Введение
1 Понятие государства
1.1 Природа государства
1.2 Элементы государства
2 Типология государств
2.1 Проблема типологии государства
2.2. Подходы к типологии государств
3 Типы государств
3.1 Формационная теория
3.2 Цивилизационная теория
3.3 Современная теория государства
Заключение
Список литературы

Выдержка из работы.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский  государственный  университет»

Костанайский  филиал 

Факультет ______________________________________

Кафедра _______________________________________ 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

    Типология государства

___________________________________________________________________________

                                                                          (название темы ) 
 

    Автор курсовой работы     ________________          ______________________

                                                        (подпись)                                         (Ф.И.О.)

                                                                          

    «___»_______ 200__ г. 

    Специальность                ___________________________________________

                                                                                      (шифр, название) 

    Руководитель  работы ______________          ______________________

                                                 (подпись)                   (Ф.И.О., ученая степень

                                                                             

          «___»_______ 200__ г.                             и звание, должность) 

          Оценка

         «_________________»

         «____» ___________200__ г.

                                          
     
     

Костанай, 200__ г.

 

       Содержание

 

    Таким образом, относительно стабильная и  обладающая гарантированной целостностью территория является существенным условием сохранения государства. Именно вокруг вопроса о контроле за физической основой государства разворачиваются многие внутренние и внешние политические конфликты.

    Следующим составляющим элементом государства  является население, проживающее на его территории и подчиняющееся его власти. Народ как родовое понятие может быть охарактеризован как относительно широкая социальная группа, члены которой обладают чувством принадлежности к ней, благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Люди, принадлежащие к какому-либо народу, обладают более или менее выраженным сознанием вхождения в отличную от других общность. Национальное сознание предполагает отождествление себя с общими культурными ценностями, а также наличие эмоциональных солидарных связей между лицами, принадлежащими к одной нации.

     Таким образом, любое государство опирается, по крайней мере, на один народ. И хотя не существует государства без национальной основы, могут существовать народы без государства. Итак, нация - это необходимое, но не достаточное условие формирование государства, необходимы территория и государственная власть.

    Следующим составляющим элементом государства  является власть, то есть отношения  господства и подчинения, существующие между политической элитой и остальной  частью общества.

    Политическая  элита, используя юридические нормы, принудительно навязывает власть. Принудительный характер юридических норм сказывается  в той мере, в какой их нарушение  позволяет государственным органам  применять санкции. Власть же осуществляется посредством этих норм. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя это никогда не выполняется в полной мере. Таким образом, политическая власть является регулятором поведения населения данного государства, поскольку нормы определяют его поведение.

    Итак, государство - это политическая целостность, образуемая национальной или многонациональной  общностью, закреплённой на определённой территории, где поддерживается юридический  порядок, установленный элитой, которая  монополизирует  институционализованную власть, обладая законным правом применения принуждения.

 

2 Типология государства

 

    Типология - разновидность классификации. По средствам  типологии различные государства  подразделяются на определенные типы. Тип государства - это вид государства. Вид, который характеризуется наиболее существенными признаками, присущими различным государствам. В современной типологии государства существует несколько подходов.

    Типология, или классификация по типам государств и их правовых систем, представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс познания государственно-правовой материи, отражает логику естественно-исторического процесса развития государства и права, исторически неизбежной смены одних типов государства и права другими, является одним из важнейших приемов и средств познания исторического процесса развития государства и права [12,с26].

    Категория «тип государства и права» занимает самостоятельное место в теории государства и права, так как  дает возможность более полно  отразить изменяющуюся сущность государства и права, особенности их возникновения и эволюции, увидеть естественно-исторический прогресс общества в целом, как в бытии, так и в развитии государственно-организованного общества.

2.1 Проблема  типологии государства

 

    Как и любое явление социальной жизни, государство содержит противоречивые стороны и тенденции. Одно из данных противоречий заключается в том, что государство одновременно выражает и классовые и общесоциальные интересы. Это противоречие вытекает из того, что подавление сопротивления угнетаемых классов на определенных этапах развития государства отнюдь не единственная задача государства. Будучи официальным представителем всего общества, заведуя его общими делами, оно выражает и общенациональные интересы. Поэтому можно говорить о государстве как о носителе некой «общей функции», т.е. публичной власти, которая принадлежит не господствующему классу, а всему обществу и осуществляется с целью его поддержания.

    Иначе говоря, социальную природу государства  можно охарактеризовать только с  учетом противоречивых задач государства, то, что оно является связующей силой цивилизованного общества, а не только машиной угнетенного класса.

    Данное  противоречие в деятельности государства, выражающего в одно и то же время  классовые и общесоциальные интересы, реально существует в виде противоречия между государством и гражданским обществом. Как политическая форма этого общества государство есть выражение общности, тогда как гражданское общество, напротив, - выражение различия. Взаимоотношения между обществом и государством характеризуются конфликтом между общим интересом и частным, расколом между политическим государством и гражданским обществом. Однако, это не выводит их за рамки единства. Тесно переплетаясь, обе стороны единства могут превращаться в политическую общность, в которой  государственное становится неотличимым от общественного.

    Гражданское общество и государство находятся  в состоянии непрерывного противодействия, характер которого во многом зависит  от степени развития общества и его  институтов, от возможности последнего контролировать действия государственной власти. В условиях недостаточной развитости гражданского общества государство может проглотить его, узурпировав права и свободы граждан.

    Поэтому государство как форма должно отвечать потребностям гражданского общества. Кант писал: «гражданскую свободу нельзя сколько-нибудь значительно нарушить, не нанося ущерба всем отраслям хозяйства, особенно торговле, а тем самым не ослабляя сил государства во внешних делах...». Чтобы функция государства как выражения общности сочеталась с его ролью как инструмента классового господства, оно вынуждено брать на себя миссию известного компромисса между различными общественными силами и их интересами, т.е. каждый раз находить форму разрешения всех противоречий.

    Таким образом, анализ одного из противоречий государства показывает, что оно, будучи формой устройства общества, олицетворяет в своем лице как общие интересы, так и интересы господствующего класса. В различные исторические периоды различны соотношения и приоритетность тех или других.

    Вместе  с тем, государство выступает  не только бездушной машиной классового подавления, но и инструментом поддержания  общественного порядка, выполнение общих задач. Отсюда прогрессирующее  в XX веке возрастание регулятивной роли государства, разрастание всей системы соответствующих механизмов, призванных максимально ограничить сферу классового принуждения и насилия.

2.2 Подходы к типологии государств

 

    Выявление природы государства предполагает рассмотрение как вопроса о его  соотношении с социально-экономическим строем, так и проблемы типологии государства. Решение того и иного вопроса в отечественной теории государства и права ранее традиционно опиралось на марксистское учение об общественно-экономических формациях, то есть на формационный подход.

    В соответствии с марксистскими положениями  о формационном подходе классовая  сущность государства, определяется экономическим  фактором, состоянием производственных отношений, способом производства в  целом, а само государство является лишь надстройкой над экономическим базисом. Иначе говоря, и по существу, и по форме государство обусловлено экономическим строем  общества. Оно вторично, а экономика первична. Экономическая структура общества, как подчеркивал Ф. Энгельс, образует ту реальную основу, которой и объясняется в последнем счете вся надстройка правовых и политических учреждений. Отсюда производный характер государства от социально-экономического строя [5,с.309].

Похожие работы:
© 2009-2020 Все права защищены — dipland.ru