По алфавиту:

Указатель категорий Гражданское право Регулирование приватизации государственной собственности в Республике Беларусь

Регулирование приватизации государственной собственности в Республике Беларусь

Тип работы: Реферат
Предмет: Гражданское право
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

В современном мире процесс приватизации считается составной частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы. Успехи Республики Беларусь на пути построения демократического, правового, экономически развитого государства – равноправного партнера ведущих держав мира оцениваются на международной арене по целому комплексу индикаторов, среди которых важное место занимают показатели, связанные со становлением основ рыночной экономики, возникновением частной собственности и эффективных собственников.

Выдержка из работы.

                                                               Введение

               В современном мире процесс приватизации считается составной частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы. Успехи Республики Беларусь на пути построения демократического, правового, экономически развитого государства – равноправного партнера ведущих держав мира оцениваются на международной арене по целому комплексу индикаторов, среди которых важное место занимают показатели, связанные со становлением основ рыночной экономики, возникновением частной собственности и эффективных собственников.

         Важнейшими  направлениями формирования рыночной экономики Белоруссии являются поддержка предпринимательства, разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции.

    В этой связи, в условиях перехода РБ к многоукладной экономике, потребовалось преобразование государственной собственности на основе ее приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования рынка. В этих условиях складывается необходимость понять и проанализировать процессы приватизации, проходившие в РБ, выявить задачи и особенности приватизации в РБ, ее проблемы, перспективы и допущенные ошибки.

            Процесс приватизации в нашей  стране подходит к концу, и  его завершение требует от  нас подведения итогов важнейшего  экономико-политического процесса  за последние десятилетия. В  своей работе я постараюсь  обозначить основные черты и  подвести итоги этого процесса.

    Целью данной работы является рассмотрение процесса приватизации государственного имущества, выявление сильных и слабых сторон приватизации в РБ. Для реализации цели были поставлены и решены следующие задачи: 

  • рассмотреть сущность, понятие  приватизации государственного имущества в РБ
  • проследить за этапами развития приватизации в РБ
  • определить субъекты и объекты, способы и порядок приватизации государственной собственности
  • выявить преимущества и недостатки процесса приватизации в РБ
  • раскрыть экономическую характеристику приватизации 

    Предмет исследования - экономические, правовые и организационные процессы приватизации государственного имущества.

    Объект  исследования – государственное  имущество как объект приватизации. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

             1.Теоретические аспекты приватизации государственного имущества

      1.1 Понятие и правовые основы приватизации государственного имущества в РБ    

         Обстоятельное изучение приватизации государственного и муниципального имущества, ее значения в развитии предпринимательства  невозможно в отрыве от уяснения приватизации в целом. Приватизация как теоретическая  и практическая проблема связана  с наличием в обществе особой политической организации – государства, с  устранением негативных последствий  его функционирования. Приватизация, является одним из основных видов  разгосударствления, представляет собой  процесс, направленный на удовлетворение потребностей и интересов участников общественных отношений во все большей  мере частными институтами общества путем передачи им функций, ранее  выполнявшихся государством, его  органами и должностными лицами.

         Что касается самого понятие приватизации, то в соответствии со ст.1

    Закона  «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» под приватизацией государственного имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, в собственность физических и (или) юридических лиц. Тем самым государственная или муниципальная собственность преобразовывается в частную. Принципы приватизации отражены в ст. 2 Закона:

    - Приватизация основывается на признании равенства покупателей и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

    -  Государственное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе;

    - Приватизация государственного имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном законом.

          Процесс разгосударствления и приватизации государственной собственности происходил на основе ряда Программ, которые были изданы в 1993 и 1996 годах. В современных условиях с учетом опыта проведения приватизации в 1993 – 2000 гг., а также проблем, существующих в данный период в этом процессе, в целях повышения эффективности использования государственного имущества, сохранения стабильности в обществе, обеспечения единой государственной политики по управлению государственным имуществом, Советом Министров Республики Беларусь в 2000г. была принята новая Программа разгосударствления и приватизации государственной собственности («О концепции управления государственным имуществом в Республике Беларусь на 2001 – 2005гг.», утверждена постановлением Советом Министров Республики Беларусь от 10 августа 2000г. №1240) . Государственная программа приватизации представляет собой нормативный акт, определяющий приоритеты в осуществлении приватизации, ограничения при ее проведении, порядок отчуждения государственного имущества и другие направления приватизационной политики. Для достижения поставленных Государственной программой целей необходимо:

    1. создать благоприятные условия для развития предпринимательства и привлечения на этой основе прямых инвестиций в реальный сектор экономики;
    2. завершить в основном разгосударствление приватизацию объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения; провести, при необходимости, реструктуризацию государственных унитарных предприятий в процессе создания открытых акционерных обществ;
    3. обеспечить мониторинг и контроль за ходом выполнения обязательств новыми собственниками приватизированного имущества;
    4. создать фондовый рынок страны;
    5. совершенствовать экономическую базу разгосударствления и приватизации государственного имущества;
    6. совершенствовать систему оценки государственного имущества, подлежащего приватизации;
    7. приоритетными способами приватизации должны являться аукционная или конкурсная продажа объектов государственной собственности и другие.
 
    1. Перечень  нормативно-правовых актов,

    регламентирующих  приватизацию  государственного имущества в РБ 

    1. Декрет  Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998г. № 3«О разгосударствлении и приватизации государственной собственности  в Республике Беларусь».
    2. Декрет Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006г. № 9 «О внесении изменения и дополнения в Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998г № 3».
    3. Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998г. № 156-З «Об объектах, находящихся только в собственности государства».
    4. Указ Президента Республики Беларусь от 1 марта 2004 г. № 125 «Об особом праве (»золотой акции«) государства на участие в управлении хозяйственными обществами».
    5. Постановление Министерства экономики от 13.08.2002г. № 185 «Об утверждении Положения о разгосударствлении и приватизации объектов республиканской собственности, осуществляемых по решению Совета Министров Республики Беларусь». Зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь, 2002 г., № 101, 8/8479.
    6. Постановление Министерства экономики от 20.10.2005 г. № 178 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования уставного фонда открытого акционерного общества, создаваемого в процессе приватизации республиканской собственности». Зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь, 2005 г., № 175, 8/13313.
    7. Постановление Мингосимущества, Минфина, Минэкономики от 19.06. 2001г. № 3/67/ 99 «Об утверждении Формы договора купли-продажи объекта республиканской собственности (предприятия, структурного подразделения предприятия) в процессе приватизации при продаже на аукционе (по конкурсу)». Зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь 2001г., 72, № 8/6380.
    8. Постановление Министерства экономики от 30.08. 2002г. № 207 «Об утверждении Положения о порядке внесения и рассмотрения предложений по понижению стоимости объектов республиканской собственности при приватизации и отчуждении». Зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь, 2002г., № 106, 8/8540.
    9. Постановление Министерства экономики от 02.07. 2004г. № 170 «Об утверждения перечня работ по продаже предприятия как имущественного комплекса на аукционе, по конкурсу в процессе приватизации республиканской собственности». Зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь, 2004г., 8/11262 .
    10. Постановление Министерства экономики от 26.04.2004 г. № 115 «Об утверждении Инструкции о проведении конкурса по продаже принадлежащих Республике Беларусь акций открытого акционерного общества». Зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь, 2004 г., 8/11049.
    11. Постановление Министерства экономики от 08.06. 2004 г. № 146 «Об утверждении Инструкции о порядке определения начальной цены принадлежащих Республике Беларусь акций». Зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь, 2004г., № 8/11133.
    12. Постановление Министерства экономики от 27.06.2005 г. № 116 «Об утверждении Инструкции о проведении аукционов по продаже принадлежащих Республике Беларусь акций». Зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь, 2005 г., № 128, 8/12911.
    13. Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 12 февраля 1996 г. № 92 «Об утверждении Положения о проведении экспертизы оценки имущества, вносимого в виде неденежного вклада в уставный фонд юридического лица» (с изменениями и дополнениями).
    14. Постановление Мингосимущества, Минэкономики и Минстата от 12.06.2001 г. № 24/100/33 «Об утверждении Положения об оценке государственного имущества».
    15. Постановление Министерства экономики от 5.03.2004 г. № 65 «Об утверждении Инструкции по оценке рыночной стоимости предприятий». Зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь, 2004 г., № 54, 8/10722.
    16. Указ Президента Республики Беларусь от 25.03. 2003г. № 118. «О некоторых вопросах распоряжения государственным имуществом».
    17. Постановление Минэкономики от 07.09.2005г. № 162 «Об утверждении Инструкции о порядке принятия (согласования) Минэкономики Республики Беларусь решений о совершении сделок по распоряжению имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь». Зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь, 28.09. 2005 г., № 8/13160.
    18. Постановление Мингосимущества, Министерства финансов, Министерства экономики от 19.06. 2001г. № 3/67/ 99 «Об утверждении формы договора купли-продажи здания, сооружения, объекта незавершенного строительства и неиспользуемого нежилого помещения республиканской собственности». Зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь 2001г., 72, № 8/6380.
    19. Указ Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2006 года № 575 «О порядке распоряжения государственным имуществом» с последующим изменением нумерации пунктов.
 

    1.3. Субъекты и объекты приватизации

            Реформирование отношений собственности в Республике Беларусь направлено на создание многоукладной социально ориентированной рыночной экономики, стимулирование инвестиционной активности.

          Целью государственной политики в области приватизации является кардинальное повышение эффективности работы предприятий и экономического комплекса страны в целом. Ее достижение предполагает:

    1. вовлечение в гражданский оборот максимального количества объектов государственной собственности, оптимизацию структуры последней; обеспечение контроля за выполнением обязательств собственниками приватизируемого имущества;
    2. обеспечение поступлений в республиканский и местные бюджеты средств от приватизации;
    3. усиление социальной направленности процесса приватизации государственного имущества.

        Объектами приватизации являются: акции, принадлежащие государству в акционерных обществах, доли в уставных фондах юридических лиц, а также сданные в аренду имущественные комплексы государственных юридических лиц или их частей, обособленных структурных подразделений.  
       К объектам, находящимся только в собственности государства, относятся: 
    1. особо охраняемые природные территории и объекты (заповедники, 
    существующих национальных парков, заказников и памятников природы) и их имущества; 
    2.воздушное пространство Республики Беларусь, 
    3. радиочастотный ресурс, 
    4. военное и другое имущество, используемое исключительно в интересах государственной безопасности, в том числе боевая военная и специальная техника.

    Перечень  данного имущества утверждается Палатой Представителей Национального  Собрания по предложению Совета Министров.  
    4.1. Холодное, огнестрельное и газовое оружие, боеприпасы к нему, кроме видов  оружия и боеприпасов к нему, приобретение которых разрешено физическим и (или) юридическим лицам законодательством Республики Беларусь.                                          

    4.2. Химические субстанции (токсины), микроорганизмы (вирусы, бактерии), устройства и технологии, которые могут быть использованы для  создания  и производства  химического и бактериологического (биологического) оружия, перечень которых утверждается Палатой Представителей Национального Собрания по предложению Совета Министров Республики Беларусь. 
    4.3. Предприятия по производству, хранению и сбыту наркотических и психотропных веществ и средств, а также предприятия (объединения), организации и учреждения, занимающиеся выращиванием, переработкой и сбытом  культур, содержащих наркотические вещества, в том числе предприятия  по переработке конопли; наркотические и психотропные вещества и средства,  за исключением установленных законодательством Республики Беларусь лекарственных препаратов.

    4.4. Предприятия по производству, хранению, сбыту сильнодействующих и ядовитых  веществ, которые могут вызвать химическое загрязнение окружающей среды и создать очаги химического поражения людей, кроме предприятий по агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства; сильнодействующие и ядовитые вещества, за исключением тех веществ, приобретение которых разрешено законодательством Республики Беларусь. 
    4.5. Взрывчатые  вещества  и взрывные устройства, за исключением видов, разрешенных к реализации в соответствии с законодательством Республики Беларусь.  
    4.6. Радиоактивные вещества и материалы, включая изделия с их применением, соответствующие отходы, упаковочные материалы, а также  технологии, оборудование и установки для производства радиоактивных  веществ  и  материалов и другое имущество, имеющее в соответствии с законодательством Республики Беларусь знак радиоактивной опасности. 
    4.7. Источники ионизирующих, акустических, электромагнитных  и лазерного излучений, а также приборы и установки на их основе, имеющие военное назначение или предназначенные для поражения различных объектов, кроме приборов, установок и оборудования, приобретение и использование  которых разрешено физическим и юридическим лицам в соответствии с законодательством Республики Беларусь, и приборов, оборудования, экспериментальных и технологических установок, используемых в соответствии с предназначением для обеспечения выполнения научных исследований, разработки и отработки новых технологических процессов 
    4.8. Полигоны, здания, сооружения и оборудование для захоронения бытовых, промышленных, твердых и жидких радиоактивных, ядовитых химических отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами, скотомогильники; находящиеся на подвергшихся загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской атомной электростанции территориях зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых эвакуировано или отселено население, здания, сооружения, машины, оборудование и иные материальные ценности, принадлежавшие предприятиям (объединениям) независимо от форм собственности, учреждениям и гражданам, получившим за них компенсацию. 
    4.9.Национальные эталоны единиц величин. 
    4.10. Объекты инженерной инфраструктуры общего пользования, находящиеся  в  государственной  собственности на момент принятия настоящего Закона и  вновь вводимые в эксплуатацию, строительство которых осуществлялось за счет средств республиканского и местных бюджетов, целевых бюджетных и внебюджетных фондов

    4.11. Автомобильные дороги общего пользования, включая мосты, путепроводы, тоннели, находящиеся  в  государственной  собственности на момент принятия настоящего Закона. 
    4.12. Железнодорожные пути, находящиеся в государственной собственности на момент принятия настоящего Закона.  
    4.13. Предприятия, объекты, системы и средства, связанные с управлением воздушным  движением, военные аэродромы, центры метрологии.  
    4.14. Государственные учреждения, осуществляющие надзор за безопасностью использования лесных ресурсов,  
    4.15. Учреждения Национального банка Республики Беларусь, обеспечивающие печатание банкнот национальной денежной единицы, чеканку монет, хранение неэмиссированных банкнот и монет, а также хранение печатных форм и штампов. 
    4.16. Движимые и недвижимые объекты исторического  и  культурного наследия, включенные в состав музейного, архивного и библиотечного фондов Республики Беларусь и переданные государством на постоянное хранение государственным музеям, государственным архивам, государственным библиотекам, государственным картинным галереям.  
    4.17. Входящие в состав Государственного архивного фонда и составляющие государственную часть Национального архивного фонда Республики Беларусь документы. 
    4.18. Информация, сведения, объекты и имущество, отнесенные в соответствии с законодательством к государственным секретам. 
    4.19. Имущество Национального банка Республики Беларусь, органов государственной власти и управления, местных Советов  депутатов, исполнительных и распорядительных органов, находящееся на балансе этих  органов, которые непосредственно связано с выполнением данными органами своих функциональных обязанностей; средства  республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов.. 
    4.20. Предприятия и объекты лечебно-производственных и исправительно-трудовых колоний, находящиеся в государственной собственности.

    4.21. Государственный  фонд драгоценных  металлов  и  драгоценных камней РБ. 
    4.22.Предприятия (объединения), организации и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, находящиеся в государственной собственности на момент принятия настоящего Закона. 
         К отношениям по отчуждению государственного имущества, не урегулированным настоящим Законом, применяются нормы Гражданского кодекса Республики Беларусь. 
    Субъекты приватизации:  
    1. Правительство и местные органы власти.  
    2. Национальное Агентство по приватизации и управлению государственным имуществом. 
    3. Покупатели приватизируемого государственного имущества. 
    4. Покупателями государственного имущества могут быть любые физические и юридические лица.

          Открытые акционерные общества не могут являться покупателями размещенных ими акций, подлежащих приватизации в соответствии с настоящим Законом. 
           Покупателями государственного имущества Республики Беларусь не могут быть 
    - государства и юридические лица, контрольный пакет акций в которых принадлежит иностранным государствам. 
    - террористические и экстремистские организации или лица, которые являются их членами; 
    - религиозные секты; 
    - лица, состоящие на учете в психиатрическом учете. 
    Органы приватизации:  
    1. При проведении приватизации государственного имущества интересы государства, как собственника, представляет Национальное Агентство по приватизации и управлению государственным имуществом и его административно-территориальные единицы. 
    2. Национальное Агентство по приватизации и управлению государственным имуществом 
    2.1. является единственным органом, проводящим единую государственной политику в сфере приватизации. Он уполномочен принимать решения относительно приватизации государственного имущества в рамках его компетенций, 
    2.2. является независимым органом государственного управления, который работает в рамках компетенций, определенных настоящим законом; 
    2.3. разрабатывает и издает в рамках своей компетенции нормативные правовые акты в области продажи и управления государственного имущества, 
    2.4. управляет процессом приватизации республиканского и коммунального имущества; 
    2.5. организует и проводит аукционы по продаже государственного имущества; 
    2.6. обеспечивает организацию проведения оценки государственного имущества; 
    2.7. обеспечивает прозрачность процесса приватизации путем  
    - обязательной публикации стенограмм заседаний министерства,  
    - балансов всех государственных предприятий или предприятий, в которых есть доля государственной собственности по итогам каждого квартала; 
    - полных отчетов о проведении приватизационных сделок; 
    - информирования о выполнении покупателем своих финансовых и других обязательств после выигрыша аукциона; 
    2.8. привлекает для консультаций представителей предприятий, министерств, концернов, местных органов власти, а также зарубежных специалистов.  
    2.7. Иные органы государственной власти не имеют права вмешиваться в деятельность Министерство по приватизации и управлению государственным имуществом. 
    3. Независимость деятельности Национального Агентства по приватизации и управлению государственным имуществом обеспечивается при помощи следующих положений и механизмов: 
    - назначения Председателя Национального Агентства по приватизации и управлению государственным имуществом на срок, как минимум, 4 год; 
    - определения перечня финансовых и социальных гарантий, предоставляемых председателю Национального Агентства по приватизации и управлению государственным имуществом и высшим должностным лицам данного агентства. Оклад председателя Национального Агентства по приватизации и управлению государственным имуществом должен составлять, как минимум, сумму, эквивалентную 2000 долларов США; 
    - определение четких причин и порядка снятия с должности министра приватизации и управления государственным имуществом, а также порядка выплаты ему материальной компенсации в случае досрочного прекращения срока действия контракта; 
    - определение ответственности председателя Национального Агентства за нарушение порядка проведения приватизации. 
    - определение ответственности правительства за неправомерное снятие с должности председателя Национального Агентства по приватизации.  
    4. Кандидатуру на пост председателя Национального Агентства по приватизации и управления государственным имуществом утверждается Палатой Представителей Национального Собрания Республики Беларусь по рекомендации президента Республики Беларусь.  
    5. Совет Министров заключает с председателем Национального Агентства по приватизации контракт сроком на четыре года.  
    6. Председатель Национального Агентства по приватизации и управления государственным имуществом самостоятельно принимает решения по приему и увольнению на работу в Национальное агентство по приватизации и управления государственным имуществом сотрудников, определяет права и обязанности сотрудников  рамках штатного расписания, которое утверждается Советом Министров.  
    7. Председатель Национального Агентства по приватизации и управления государственным имуществом имеет право устанавливать надбавки к должностным окладам своих сотрудников в рамках бюджета, устанавливаемых ежегодно принимаемым бюджетом министерства.  
    8. Национальное Агентство по приватизации и управлению государственным имуществом разрабатывает и представляет на утверждение Палате Представителей Национального Собрания Республики Беларусь перечень имущества для продажи на каждый календарный год.  
    9. Национальное Агентство по приватизации и управлению государственным имуществом выступает учредителем всех государственных предприятий и владеет от имени государства долями в капитале акционерных обществ.  
    10. Национальное Агентство по приватизации и управлению государственным имуществом ежегодно представляет Палате Представителей Национального Собрания Республики Беларусь отчет о результатах приватизации государственного имущества за прошедший год.
     
     
     
     
     
     

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru