По алфавиту:

Указатель категорий Гражданское право Развитие законодательства о гражданстве в РФ

Развитие законодательства о гражданстве в РФ

Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Гражданское право
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Цели данной работы заключаются в проведении комплексного анализа юридической природы и содержания российского гражданства, определении развития этого института на основе изучения исторического опыта, современных нормативно-правовых актов.


Указанными целями обусловлены постановка и решение следующих задач:

- исследовать понятие гражданства, рассмотреть пинципы гражданства;

- рассмотреть развитие о гражданстве в РФ;

- исследовать основания и порядок приобретения и утраты российского гражданства.

Выдержка из работы.

Введение

Отношения, связанные  с гражданством, регламентируются Конституцией РФ и законом о гражданстве  от 1 июля 2002 г., а также некоторыми подзаконными актами. Понятие гражданства  сформулировано в ст.3 закона о гражданстве: «гражданство РФ – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей».  Правовой характер связи лица с государством, образующий отношения гражданства, выражается в юридическом оформлении этой связи. Гражданство – правовое, а не просто фактическое состояние. Отношения гражданства не зависят  напрямую от факта проживания человека в стране. Немало граждан России постоянно проживающих за границей, а население России включает не только граждан , но и постоянно проживающих  на её территории иностранных граждан  и лиц без гражданства. Все  эти категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демографическое. Гражданином  государства лицо является не в силу проживания его на территории ,а  вследствие существующих между лицом  и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Государство  в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок  принятия этих вопросов. Гражданство  каждого человека юридически оформляется  документами, подтверждающими это  гражданство. Ими являются паспорт  гражданина РФ, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указания на гражданство. Государство  регистрирует такие акты гражданского состояния  как рождение и смерть своего гражданина. Устойчивость отношений гражданства  заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий  расторжения их государством в одностороннем  порядке.

На различных  этапах исторического процесса в  России специфическим образом видоизменяются составляющие правового статуса  человека, такие как: общая правоспособность, основные права и свободы, обязанности  и принципы правового положения  индивидов. С течением времени неизменным остается предназначение института  гражданства, юридическое содержание которого определяет характер отношений  между государством и индивидом, а также порядок взаимодействия этих категорий субъектов. В глобальном плане современные социально-политические изменения способствовали возникновению  серьёзных проблем и острых противоречий в системе российского гражданства. В силу этого совершенствование  юридических основ института  гражданства и механизмов правового  регулирования отношений определяемых его содержанием, в настоящих  условиях имеет для РФ особую значимость.

Актуальность  данной темы обусловлена прежде всего  вступлением в силу 1 июля 2002г. нового закона о гражданстве. Принятие данного  закона продиктовано, прежде всего, необходимостью приведения законодательства в этой сфере в соответствие с Конституцией Российской Федерации.  Существующий ранее закон о гражданстве 1992г  за десятилетний период своего действия  не претерпел существенных изменений  ни в связи с подписанием Россией  в 1997 г. Европейской конвенции о  гражданстве, ни в связи с необходимостью учета сложившихся отношений  между Россией и новыми независимыми государствами, образовавшимися в  результате распада СССР.

Повышенный интерес  правоведов к проблемам института  гражданства , особенностям его развития обусловлен важным значением данной предметной области для повседневной государственно-правовой деятельности.

Во-первых, утверждение  в РФ основополагающих традиций правового  государства предполагает определенное и точное соблюдение общепризнанных мировых стандартов в области прав человека. Среди прочих немаловажное значение имеет право на гражданство, его приобретение и изменение.  Так положениями ст.15 Всеобщей декларации прав человека определено : «каждый человек имеет право на гражданство, никто не может быть произвольно лишен своего гражданства». С точки зрения международного права государство является определяющим критерием установления социального равенства индивидов, провозглашенного конституциями современных цивилизованных государств.

Во-вторых, актуальность избранной темы в значительной степени  обусловлена спецификой российской действительности. Незапланированные  формы проявления некоторых политических и экономических процессов на территории РФ способствовали тому, что  выезд российских граждан за её пределы  на постоянное место жительства приобрел массовый и устойчивый характер. 

Цели данной работы заключаются в проведении комплексного анализа юридической природы и содержания российского гражданства, определении развития этого института на основе изучения исторического опыта, современных нормативно-правовых актов. 

  Указанными  целями обусловлены постановка  и решение следующих задач:

- исследовать  понятие гражданства, рассмотреть  пинципы гражданства;

- рассмотреть  развитие о гражданстве в РФ;

- исследовать  основания и порядок приобретения  и утраты российского гражданства. 

  Раскрытие  темы производится с позиций  общенаучных методов (социологический,  системный, структурно-функциональный, конкретно-исторический, статистический), общелогических методов теоретического  анализа, частнонаучных методов (сравнительного правоведения, технико-юридического анализа, конкретизации, толкования).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.  Развитие законодательства  о гражданстве  в РФ. Его понятие  и принципы. 

2.1  Понятие и принципы  гражданства

     Объем прав и обязанностей, которые человек  может реализовывать, находится  в прямой зависимости от наличия  или отсутствия у него гражданства  государства, в котором он проживает. Гражданство гарантирует индивиду признание его правосубъектности и подразумевает право на защиту в соответствии с законами данного государства, то есть гражданство необходимо как для человека, так и для государства. Российское гражданство является одной из основных характеристик Российской Федерации как суверенного государства.

     Гражданство – важнейший элемент конституционно-правового  института правового положения  человека и гражданина в РФ. Как  правовой институт гражданство включает нормы, регулирующие общественные отношения  между Российским государством и  личностью (собственными гражданами, иностранцами, лицами без гражданства). С моральной  точки зрения гражданство дает человеку чувство сопричастности к стране и ее народу, чувство собственной  значимости. Под гражданством в науке  конституционного права принято  понимать устойчивую политико-правовую связь человека с государством, в  соответствии с которой на лицо распространяется суверенная государственная власть как в пределах государства, так  и вне его границ. Государство  может требовать от гражданина выполнения обязанностей, даже если гражданин  находится за пределами государства. В то же время государство должно защищать своих граждан, где бы они  ни находились, оказывать им помощь и покровительство. Среди норм, регулирующих гражданство, ведущее место занимают нормы Конституции РФ. Конституция  относит гражданство к числу предметов ведения Федерации. Основные вопросы гражданства в достаточно полном объеме регулируются Федеральным законом о гражданстве, принятым Госдумой 19. 04. 2002 г. и вступившим в силу с 01. 07. 02 г. До этого времени в России действовал Закон 1991 г., который не в полной мере соответствовал Конституции РФ. Кроме того, в 1997 г. Россия присоединилась к Европейской конвенции о гражданстве, в результате чего возникла необходимость приведения норм о гражданстве в соответствие с международными стандартами. Это и послужило основанием к разработке нового закона. Однако некоторые положения Закона о гражданстве 1991 г. продолжают действовать и в настоящее время (п. «а» - «в» ст. 18; ч. 3 ст. 19, ст. 20 и 41 ФЗ о гражданстве 1991 г). Эти нормы регулируют более льготный порядок приобретения или прекращения гражданства ФЗ по сравнению с нынешним законом. Закон о гражданстве 2001 г. регулирует широкий комплекс вопросов, связанных с гражданством, и прежде всего порядок признания гражданства, основания и условия его приобретения и прекращения, вопросы гражданства детей и родителей, опекунов и попечителей, недееспособных и ограниченно дееспособных лиц. В нем закреплены полномочия государственных органов, ведающих делами о гражданстве, регламентируется производство по делам о гражданстве. Закон устанавливает также порядок исполнения и обжалования решений по делам о гражданстве1. Мировой опыт по вопросам гражданства обобщен рядом международно-правовых актов, в разное время признанных РФ и обязательных для нее: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., в которой говорится, что каждый человек имеет право на гражданство, никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права его изменить; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.; Европейская конвенция о гражданстве 1997 г. и другие. Гражданство как один из элементов основ правового статуса человека и гражданина основано на тех же принципах, что и другие институты:

  • на равноправии, означающем, во-первых, что российские граждане, независимо от оснований приобретения гражданства, обладают равными правами и несут равные обязанности; во-вторых, под гражданством понимается, что все граждане равны перед законом независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, языка, убеждений, места жительства и других обстоятельств. Правила, регулирующие вопросы гражданства, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
  • на неотъемлемости права на гражданство и права на его изменение. Гражданство не должно быть связано с мерами наказания человека за его противоправные деяния, хотя советское законодательство активно использовало лишение гражданства и высылку за пределы СССР в качестве меры наказания. Оба названных принципа получают конституционное закрепление в ст. 6 Конституции РФ. Институту гражданства посвящены и ст. 61 и 62 Конституции, в которых формулируются основные принципы гражданства, получающие дальнейшее развитие в Законе о гражданстве. К таким специфическим принципам относятся следующие.

     1. Единство российского гражданства.  Анализ конституционных норм  показывает, что ни в ст. 6 Конституции  РФ, ни в положениях о предметах  ведения РФ и субъектов Федерации  ничего не говорится о наделении  республик правом решать вопросы  гражданства. Наличие гражданства  является обязательным атрибутом  суверенного государства. Конституция  РФ не допускает государственного  суверенитета субъектов Федерации.  Кроме того, наличие гражданства  у одних субъектов РФ и отсутствие  этого института у других нарушал  бы принцип равноправия субъектов  РФ и в их взаимоотношениях  с федеральной властью. Это  означает, что регламентация института гражданства относится только к компетенции России и может осуществляться лишь Федеральным законом о гражданстве.

     Первые  шаги в приведении своих конституций  в соответствие с федеральным  законодательством о гражданстве  республики стали предпринимать  с 2000 г.: указание на то, что республиканское гражданство приобретается и прекращается в соответствии с законом республики, исключено из ст. 5 Конституции Республики Северная Осетия, из ст. 10 Конституции Республики Коми, из Конституции Республики Тува, Республики Карелия и некоторых других. Вопросы республиканского гражданства решены в соответствии с Конституцией РФ в Республике Алтай – эта республика не устанавливает своего гражданства, а исходит из положений Конституции РФ о единстве гражданства России и признает, что каждый гражданин РФ на территории Республики Алтай обладает всеми правами и свободами и несет равные обязанности, установленные федеральной Конституцией2. Закон о гражданстве 2002 г. не предусматривает гражданства республик. Единое и равное гражданство для всех граждан РФ, провозглашенные Конституцией и Законом о гражданстве, не являются препятствием к тому, чтобы в отдельных субъектах РФ устанавливались «дополнительные льготы в осуществлении каких-то прав и свобод местному населению. Это делается сейчас и может иметь место в будущем. Подобные меры не есть ущемление единства и равенства граждан, поскольку речь идет не об уменьшении, а о расширении гарантий прав и свобод, установленных в Конституции РФ»3.

     2. Проживание гражданина РФ за  пределами России не прекращает  его российского гражданства.

     Конституция РФ предоставляет российским гражданам  право свободно выезжать за пределы  страны. Гражданин, который постоянно  или временно остается проживать за границей, не должен потерять своего гражданства. Это позволит ему в дальнейшем свободно вернуться в Россию. Другими словами, проживание за границей не влечет утраты гражданства РФ.

     С этим принципом гражданства тесно  связан и другой, предусматривающий  сохранение российского гражданства  при заключении или расторжении  брака. Изменение гражданства одним  из супругов не влечет за собой изменения  гражданства другого супруга. Указанный  принцип также означает, что расторжение  такого брака не изменит гражданства  рожденных в этом браке или  усыновленных детей.

     3. Гражданин не может быть выслан  за пределы РФ или выдан  иностранному государству. Данный  принцип получает конституционное  закрепление в ст. 61, Закон о  гражданстве также устанавливает  это правило. Запрет высылки  не распространяется на иностранных  граждан, проживающих на территории  России.

     Выдача  российских граждан – экстрадиция  – запрещается конституционно-правовым законодательством на основе международных  норм. Под экстрадицией понимается передача лица, совершившего преступление, государством, на территории которого он находится, другому государству  в целях привлечения его к  уголовной ответственности или  для исполнения вынесенного там, в отношении этого лица приговора  суда. Согласно УК РФ российские граждане, совершившие преступление за границей, подлежат уголовной ответственности, меры которой устанавливаются УК РФ, если их деяние признано преступлением  в государстве, где оно совершено, и если лицо не было осуждено в иностранном  государстве (ст. 12 УК РФ)4. Россия заключила со многими государствами двусторонние договоры о правовой помощи, в соответствии с которыми обязуется по требованию другой стороны осуществлять уголовное преследование против своих граждан, подозреваемых в совершении преступления на территории иностранного государства.

     4. Защита и покровительство граждан  РФ за границей. Без такого  принципа институт гражданства  потерял бы смысл. Человек должен  иметь возможность ощущать себя  гражданином своего государства  не только находясь на его  территории, но и пребывая за  границей. При этом неважно, постоянно  или временно гражданин России  находится за ее пределами,  выехал ли он по служебным  или личным делам, возникли  ли у него в связи с пребыванием  в другой стране какие-либо  права, нуждающиеся в защите  со стороны государства или  нет, – в любом случае гражданин  должен иметь возможность обратиться  за содействием, помощью в дипломатические  или консульские учреждения Российской  Федерации. К основным направлениям  государственной политики Закон  относит защиту основных прав  и свобод человека и гражданина, считая это неотъемлемой частью  внешнеполитической деятельности  России, разработку, принятие и реализацию  программ сотрудничества РФ с  иностранными государствами с  учетом соблюдения государствами  общепризнанных принципов и норм  международного права в области  прав и свобод личности, принятие  органами государственной власти  РФ предусмотренных нормами международного  права мер по защите интересов  соотечественников в случае несоблюдения  иностранным государством общепризнанных  принципов и норм международного  прав (ст. 14)5.

     5. Сокращение состояния безгражданства. В любом государстве проживает  определенное количество лиц,  не имеющих гражданства ни  одного из государств. Права таких  людей также должны быть защищены, но в то же время государство  стремится поставить под контроль  действия таких лиц, с тем  чтобы они не причинили ущерба  интересам государства, правам  и свободам его граждан. В  любом государстве лица без  гражданства создают нежелательную ситуацию, особенно в тех случаях, когда встает вопрос о том, какое государство должно нести ответственность за действия лиц без гражданства либо на территорию какого государства они должны вернуться при необходимости.

     6. Двойное гражданство означает  наличие у лица одновременно  гражданства двух (или более –  множественное гражданство) государств6.

     Признание на конституционном уровне двойного гражданства является скорее необходимостью, продиктованной внешнеполитическими  интересами Российского государства, поскольку огромное количество русских  осталось за его пределами после  распада СССР: более 11 миллионов  – на Украине, более 6 миллионов –  в Казахстане, около полутора миллионов  – в Балтийских республиках и  так далее. В то же время в России число выходцев из зарубежных стран  СНГ – около 10 миллионов человек7. Большинство из них приобрели российское гражданство, а если бы они были лицами с двойным гражданством, то возникло бы множество новых проблем, поскольку Российское государство должно обеспечивать равные условия для своих граждан с единственным гражданством и для тех, кто наряду с российским имеет гражданство иностранного государства8. 
 
 
 
 
 

2.2  Развитие законодательства  о гражданстве  РФ

Необходимым условием глубокого познания действующего законодательства является анализ его содержания в  историческом аспекте.

В царской России существовало подданство, а не гражданство. В Российской империи подданные  подразделялись на несколько разрядов с особым правовым статусом:

  1. природные подданные, в составе которых, в свою очередь выделялись: а) дворяне (потомственные и личные);

    б) духовные лица (делились по вероисповеданиям);

    в) городские  обыватели (разбивались на группы: почетные граждане, купцы, мещане и цеховые);

Похожие работы:
© 2009-2020 Все права защищены — dipland.ru