По алфавиту:

Указатель категорий Гражданское право Основные виды прекращения деятельности юридических лиц

Основные виды прекращения деятельности юридических лиц

Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Гражданское право
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Курсовая работа

Выдержка из работы.

Введение

 

Проблема  прекращения деятельности юридических  лиц актуальна в силу того, что  при этом происходит выбытие лица из числа субъектов гражданского права, вследствие чего необходимо решить вопрос о судьбе обязательств, участником которых было прекращающее деятельность юридическое лицо, а также показать и раскрыть виды прекращения юридических лиц, их возможности и состояние, положение, что я и попыталась сделать в данной курсовой работе.

Рассмотрение  данной темы считается актуальной, так как проблема прекращения деятельности юридического лица в последние годы стала довольно распространенной, особенно в России.   

Объектом исследования в данной работе является прекращаемая деятельность, а предметом – отражение в отчетности информации о прекращении деятельности.

      Целью выполнения работы является раскрытие понятие прекращения деятельности предприятием и рассмотрение порядка учета информации о прекращении деятельности в бухгалтерской отчетности предприятия, изучение категории «юридическое лицо».

     Исходя  из этого, в процессе  работы, будут стоять следующие задачи:

1. Раскрыть  понятие реорганизации и охарактеризовать процедуру ее проведения;

2.  Дать  характеристику прекращения деятельности  юридическим лицом путем реорганизации;

3. Пояснить  организационные этапы  учета информации по прекращаемой деятельности;

4. Выяснить  порядок отражения информации  по прекращаемой деятельности  в бухгалтерской отчетности.

Юридические лица – субъекты публичного права  могут использовать государственные  правомочия (например, издавать административные акты или применять меры принудительного характера). Они находятся под государственным контролем, который возложен на компетентные органы государственного управления.

Существование большинства юридических лиц  не ограничено какими-либо временными рамками. Тем не менее в определенных случаях юридические лица могут быть прекращены (по принятой в юридической литературе терминологии говорят о прекращении самого юридического лица, а не его деятельности). Прекращение деятельности юридических лиц может повлечь за собой различные последствия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1. Основания прекращения деятельности юридических лиц.

    Основаниями прекращения деятельности юридического лица являются:

- решение  учредителей или органа юридического  лица (т. е. в добровольном порядке);

- решение  суда (т. е. в принудительном  порядке).

    Решение учредителей или органа юридического лица о прекращении его деятельности возможно:

- в связи  с истечением срока, на который  создано юридическое лицо;

- в связи  с достижением цели, для которой было создано юридическое лицо;

- в связи  с уменьшением (увеличением) числа  членов ниже (выше) предусмотренного  законом (для юридических лиц  данного вида) или уставом;

- в связи  с признанием судом недействительной  регистрации юридического лица вследствие допущенных при его создании неустранимых нарушений нормативных актов;

- в связи  с несостоятельностью (банкротством);

- в  связи с уменьшением стоимости  чистых активов ниже уровня минимального размера уставного капитала; по иным основаниям.

    Решение суда о прекращения деятельности юридического лица возможно:

- в связи  с осуществлением деятельности, запрещенной законом;

- в связи  с неоднократными и грубыми  нарушениями закона или иных  правовых актов;

-  в  связи с систематическим осуществлением  вне уставной деятельности общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом;

- в связи  с несостоятельностью (банкротством);

- в связи  с уменьшением стоимости чистых  активов ниже уровня минимального размера уставного капитала;

- в иных  случаях, указанных в законе.

    Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его:

а) реорганизации;

б) ликвидации.

  Реорганизация   представляет   собой   одну   из   форм прекращения деятельности юридических лиц и создания новых.  В отличие от ликвидации  реорганизация  не  означает  погашения  обязательств юридического лица,  прекращающего  деятельность.

    Все его права и обязанности  переходят  к  вновь  образованным  юридическим лицам  - его правопреемникам.

Ликвидация юридического лица - это его превращение,  не  влекущее возникновение  новых  юридических  лиц"  [Гражданское право. Учебник. Под. ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого.-  М.:  Проспект, 2007. - С.130]. 

При реорганизации  все права и обязанности реорганизуемого  юридического лица (частичное (сингулярное) правопреемство возможно только в виде исключения) переходят к иным субъектам права, т. е. происходит универсальное правопреемство.

Можно выделить 2 основания классификации разновидностей прекращения деятельности юридических лиц – в зависимости от органа, принявшего решение о прекращении деятельности субъекта, либо в зависимости от наличия правопреемства. В зависимости от органа, принимающего решение о прекращении деятельности юридического лица, можно выделить добровольное и принудительное (распорядительное) прекращение деятельности.

Добровольным  основанием является решение органа юридического лица, уполномоченного  на то учредительными документами (п. 1 ст. 57, п.2 ст. 61, п.1 ст. 68 ГК). К распорядительным основаниям относятся: решение учредителей (участников) (п. 1 ст. 57, п. 2 ст. 61 ГК), решение уполномоченных государственных органов (п. 2 ст. 57 ГК), решение суда (п. 2 ст.57, п.2 ст.61, ст. 65 ГК). К ним примыкает реорганизация юридического лица с согласия уполномоченных государственных органов. Из анализа ст. 113-115, 120, 294 – 300 ГК следует, что государственные и муниципальные (как казеные, основанные на праве оперативного управления, так и основанные на праве хозяйственного ведения) предприятия и финансируемые собственником учреждения прекращают деятельность только в распорядительном (принудительном) порядке. К остальным организационно-правовым формам применимы оба вида оснований. Достижением является то, что прекращение по решению уполномоченных государственных органов допускается только в случаях, установленных законом, по закрытому перечню актов, предусмотренных только ГК (п. 2,3 ст. 57, п. 2 ст. 61, п.1,3 ст. 65 ГК). С точки зрения последствий прекращения юридических лиц различают реорганизацию – относительное прекращение юридического лица при сохранении для функционирования в гражданском обороте его имущественной массы и переходе его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам и ликвидацию – абсолютное прекращение юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. 

1.2. Порядок прекращения деятельности юридических лиц.

  Решение   о   реорганизации    может    быть    принято учредителями  (участниками)  либо   соответствующим   органом юридического лица. Здесь все зависит от  его  организационно-правовой  формы1.  В акционерных   обществах,   обществах   с ограниченной   ответственностью   этот   вопрос   отнесен   к исключительной компетенции  общего  собрания  акционеров  или участников.  В  ряде  случаев  для  реорганизации   в   форме слияния, присоединения и преобразования  может  потребоваться согласие Государственного комитета  Российской  Федерации  по антимонопольной  политике  и  поддержке  новых  экономических структур (ГКАП РФ).

    Законодательство  о  конкуренции  и   монополистической деятельности допускает принудительную реорганизацию  в  форме разделения   и    выделения.    Решение    о    необходимости реорганизации принимается  ГКАП  РФ  и  его  территориальными управлениями. Юридические лица, получившие  его предписания, обязаны провести  реорганизацию в установленный срок.   В противном случае  суд по  иску  ГКАП  РФ  должен  назначить внешнего  управляющего  юридическим лицом и поручить   ему провести   реорганизацию.   Учредительные   документы   вновь создающихся  организаций,  а  также   разделительный   баланс утверждаются судом и регистрируются в общем порядке.

    Порядок ликвидации юридического лица урегулирован статьями 61-64 ГК и состоит из следующих этапов:

       1. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

       Ликвидационная комиссия принимает  меры к выявлению кредиторов  и получению дебиторской задолженности,  а также письменно уведомляет  кредиторов о ликвидации юридического  лица.

       2. После окончания срока для  предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

       Промежуточный ликвидационный баланс  утверждается учредителями (участниками)  юридического лица или органом,  принявшими решение о ликвидации  юридического лица, по согласованию  с органом, осуществляющим государственную  регистрацию юридических лиц.

       3. Если имеющиеся у ликвидируемого  юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны  для удовлетворения требований  кредиторов, ликвидационная комиссия  осуществляет продажу имущества  юридического лица с публичных  торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

       4. Выплата денежных сумм кредиторам  ликвидируемого юридического лица  производится ликвидационной комиссией  в порядке очередности, установленной  статьей 64 настоящего Кодекса,  в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

       5. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

       6. При недостаточности у ликвидируемого  казенного предприятия имущества,  а у ликвидируемого учреждения  — денежных средств для удовлетворения  требований кредиторов последние  вправе обратиться в суд с  иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

       7. Оставшееся после удовлетворения  требований кредиторов имущество  юридического лица передается  его учредителям (участникам), имеющим  вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

       8. Ликвидация юридического лица  считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА  II. РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА КАК ОСНОВАНИЕ ПРЕКРАЩЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 

2.1. Классификация видов реорганизации юридических лиц 

В результате реорганизации  возникают одно либо несколько новых  юридических лиц, являющихся, обязанными по отношениям, в которые реорганизуемое юридическое лицо. И реорганизация, и ликвидация юридического лица может  быть как добровольной, так и принудительной.- уже писали в предыдущей главе. Реорганизация юридического лица проводится в одной из 5 форм предусмотренных законом (ст. 57 ГК). Это слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Обращают на себя две особенности принудительной реорганизации: во-первых, она в отличие от добровольной реорганизации может быть осуществлена только в формах разделения либо выделения (такую реорганизацию иногда называют разукрупнением); во-вторых, она в отличие от принудительной ликвидации может быть произведена во внесудебном порядке, по решению уполномоченных государственных органов. Добровольная реорганизация осуществляется по решению самого юридического лица – его учредителей (участников) либо органа, уполномоченного на принятие таких решений учредительными документами.

Исходя из статей 57,58,59,60 ГК реорганизация юридического лица может иметь место в форме:

    • слияния (объединения нескольких юридических лиц в одно, к которому в соответствии с передаточным актом переходят права и обязанности каждого из них);
    • присоединение (поглощение одного юридического лица другим, к которому переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом);
    • разделения (создание на основе одного юридического лица новых самостоятельных юридических лиц, к которым на основе разделительного баланса переходят права и обязанности разделенного юридического лица);
    • выделения из существующего с сохранением последнего (к новому юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного, в соответствии с разделительным балансом);
    • преобразования, т.е. изменения организационно-правовой формы (к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного в соответствии с передаточным актом).

Юридическое лицо считается реорганизованным с момента  государственной регистрации вновь  возникших юридических лиц. Единственным исключением из этого общего правила  является реорганизация в форме  присоединения, которая считается  состоявшейся с момента внесения в Государственный реестр записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Похожие работы:
© 2009-2020 Все права защищены — dipland.ru