По алфавиту:

Указатель категорий Гражданское право Несостоятельность (банкротство) юридического лица

Несостоятельность (банкротство) юридического лица

Тип работы: Реферат
Предмет: Гражданское право
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Цель данной курсовой работы - провести анализ законодательства, правоприменительной практики и специальной юридической литературы о несостоятельности (банкротстве).

Для этого ставятся следующие задачи:

- изучить развитие и возникновение несостоятельности (банкротства) юридических лиц;

- рассмотреть тенденции развития Российского законодательства о несостоятельности (банкротства) юридических лиц;

- дать понятие и характеристику основных процедур несостоятельности (банкротства) юридических лиц.

Выдержка из работы.

      Содержание

      Введение…………………………………………………………………….…3

      Глава. 1.  Несостоятельность (банкротство): история развития, понятие, значение………………………………………………………………….7

      §1.1 История возникновения и развития несостоятельности (банкротства) юридических  лиц……………………………………………………………………7

      §1.2 Тенденции развития Российского законодательства о несостоятельности (банкротства) юридических лиц……………………………..10

      Глава.2 Характеристика основных процедур несостоятельности (банкротства) юридических лиц………………………………………….……..19

      §2.1 Процедуры по оценке состояния и восстановления платежеспособности  должника (юридического лица). …………………………19

      §2.2 Процедуры по ликвидации задолженности должника (юридического лица)………………………………………………………………………………….26

      Заключение……………………………………………………………………31

      Список  литературы…………………………………………………...………33

      Приложение  ………………………………………………………………….37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

             В любой цивилизованной стране  с развитой экономической системой  одним из основных элементов  механизма правового регулирования  рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве).

              Как и в других областях  человеческих знаний, законодательство  о банкротстве являясь относительно  новым явлением  в нашей стране, требует ответа на многие вопросы.   

              Правовой институт несостоятельности (банкротства) - институт комплексный, включающий в себя нормы гражданского права, трудового права, административного права и уголовного права; гражданского и арбитражного процесса. Специфика этого института определяется тем, что его функционирование возможно только в рамках рыночной экономики, причем достигшей определенного уровня развития. Процедура  банкротства является  «санитаром» экономики  устраняя неэффективных участников хозяйственного оборота. При плановой  экономике  указанный институт не был востребован. Убыточные предприятия имели возможность пользоваться поддержкой государства.  Таким образом возрождение института несостоятельности стало возможным в нашей стране  только с переходом к рыночным отношениям.

              Конкурсное право и процесс преследуют одновременно несколько целей: ликвидировать убыточные предприятия, которые не способны функционировать, принося прибыль; вовремя выявить должников, которые терпят временные финансовые трудности, обладая значительным производственным потенциалом, и помочь им преодолеть эти трудности; создать процедуру признания банкротом физических лиц (как имеющих статус индивидуального предпринимателя, так и не имеющих такового статуса); защитить права, как кредитора, так и должника при проведении конкурсного процесса вообще и конкурсного производства в частности.

              Существование института банкротства  обусловлено несколькими причинами.  Во-первых, необходимо оградить экономический  оборот и его участников от  последствий  неэффективной работы тех из них, кто проявил неспособность надлежащим образом исполнять принятые на себя обязательства, если эта неспособность приобретает стойкий характер. С одной стороны возникает необходимость устранения из оборота такого участника. С другой стороны, желательно попытаться сохранить его как производителя товаров, работ или услуг и работодателя. При этом в обоих случаях, поскольку юридические лица отвечают всем своим имуществом, следует предотвратить обращение всего или большей части всего этого имущество на удовлетворение требований одного или нескольких наиболее расторопных кредиторов и лишение остальных кредиторов возможности получить хотя бы частичное удовлетворение. Наряду с этим нужно защитить интересы самого несостоятельного должника, и решение вопроса о сохранении или ликвидации подчинить установленным законом процедурам. Ликвидация безнадежно неплатежеспособных должников является вынужденной мерой. Она выводит неэффективные предприятия из числа действующих. Однако признание должника банкротом имеет и негативные последствия, поскольку затрагивает не только имущественные интересы должника, но и права и интересы большого круга других лиц. Поэтому законодательство предлагает комплекс мер по восстановлению платежеспособности должника, направленных на предотвращение массовых банкротств.

              В тоже время процедура банкротства  для должника часто является  положительной мерой. Она позволяет  ему погасить свои обязательства  за счет имеющегося имущества  и затем, освободившись от долгов, начать или продолжить собственное дело.

                Значение института банкротства  заключается в том, что из  гражданского оборота исключаются  неплатежеспособные субъекты (в  случае их ликвидации), что служит  оздоровлению рынка, а с другой  стороны, этот институт дает  возможность ответственно действующим субъектам предпринимательской деятельности реорганизовать свои дела и вновь достичь финансовой стабильности.

               К сожалению все чаще законодательство  о банкротстве  находит применение  при захвате   преуспевающих  предприятий, используется для ликвидации долгов перед  бюджетом  и другими кредиторами. Механизм банкротства эффективно применяется чиновниками  в борьбе с конкурентами – предпринимателями, в борьбе за передел собственности. Зачастую  процесс банкротства предприятия приобретает черты лихо закрученного криминального романа с   взрывами,  убийствами,   вооруженными столкновениями.

                   В настоящее время основным нормативным документом, регламентирующим процедуру банкротства, является Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ. Необходимость принятия нового закона была обусловлена не только несовершенством Закона "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" 1998 года, но и тем, что вступил в силу новый Гражданский Кодекс РФ. Содержащиеся в двух последних нормативных актах понятия не состыковывались друг с другом, что вызывало сложности при рассмотрении дел в арбитражных судах.

      Цель  данной курсовой работы -  провести анализ законодательства, правоприменительной практики и  специальной юридической литературы о несостоятельности (банкротстве).

      Для этого ставятся следующие  задачи:

      - изучить развитие и возникновение  несостоятельности (банкротства)  юридических лиц;

      - рассмотреть  тенденции развития Российского законодательства о несостоятельности (банкротства) юридических лиц;

      - дать понятие и характеристику  основных процедур несостоятельности (банкротства) юридических лиц. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава. 1.

      Несостоятельность (банкротство): история  развития, понятие, значение.

      §1.1 История возникновения и развития несостоятельности (банкротства) юридических лиц.

      Институт  несостоятельности (банкротства) уходит своими корнями в статуты итальянских  городов, в частности Генуи, Флоренции, Венеции конца XV века, которые в  свою очередь содержали в своей основе процедуры, известные Римскому праву.

      Речь  идет о таких процедурах как  уступка права собственности на имущество должника в пользу всех кредиторов, принудительная ликвидация имущества должника, мировые соглашения с кредиторами. Процедура банкротства носила главным образом корпоративный характер и служила цели наказания неплатежеспособных должников. Она была создана коммерсантами и применялась непосредственно к коммерсантам. На тот момент последние располагали большими возможностями для получения кредитов, поэтому, если они злоупотребляли своим положением, то есть не платили по своим долгам в установленные сроки, сообщество коммерсантов рассматривало их как правонарушителей. Коммерсант, который не отвечал по своим обязательствам, считался мошенником и мог быть заключен в тюрьму. Эта суровая санкция могла быть еще больше ужесточена в случае, когда неплатежеспособный должник совершал какие-либо нечестные поступки. Так, до XVIII века английское законодательство о банкротстве рассматривало неплатежеспособных должников как преступников, в отношении которых продолжали применять самые суровые наказания вплоть до смертной казни в случае мошенничества. Французское законодательство XVI-XVII веков, в частности Ордонансы 1536 и 1673 года, оставаясь суровыми по отношению к банкротам, тем не менее, проводили различие в причинах банкротства, выделяя неудачу, неосторожность и мошенничество. В последнем случае банкрот мог быть подвергнут самым суровым наказаниям вплоть до ссылки на каторжные работы на галерах или приговорен к смертной казни.

      Таким образом, процедуры несостоятельности (банкротства) на первом этапе становления института несостоятельности как элемента правовой системы можно рассматривать скорее как личную санкцию в отношении неисправного должника, нежели как инструмент удовлетворения требований кредиторов за счет его имущества. Поэтому, например, "средневековая процедура банкротства во Франции была основана на специальной концепции неплатежеспособности, в которой неуплата долга тесным образом ассоциировалась с мошенничеством". Тем не менее, кредиторы получали удовлетворение своих требований в результате ликвидации имущества должника, которая происходила в соответствии с процедурой, основанной на равенстве кредиторов, и приводившей, насколько это было возможно, к заключению мирового соглашения, то есть соглашения об условиях урегулирования долгов, предусматривавшего отсрочки платежей, скидки с суммы долга. Кредиторы играли самую активную роль в этой процедуре, поскольку она их затрагивала в первую очередь. "Двумя фундаментальными принципами, на которых основывалось английское конкурсное право того времени, являлись принцип коллективности участия кредиторов и принцип распределения среди них имеющегося у должника имущества". Таким образом, правовое регулирование несостоятельности строилось на определенных принципах, которые до настоящего времени лежат в основе современных процедур несостоятельности в странах Европейского Союза.

      Уже на первом этапе становления института  несостоятельности (банкротства) у кредиторов возникала мысль, что иногда было бы лучше совместно управлять имуществом должника-коммерсанта, чем окончательно и бесповоротно разорить его и ликвидировать его дело. Однако, по-другому обстояли дела в случае банкротства физического лица, не имевшего статус коммерсанта. В отношении этих лиц коллективные процедуры не применялись и кредиторы действовали самостоятельно без учета прав и интересов друг друга, что приводило к хаосу и произволу.

      Различие  в правовом регулировании несостоятельности (банкротства) физических лиц сохранилось до настоящего времени в странах Европейского Союза. Например, Англия, Ирландия, Германия не делают различия в применении законодательства о несостоятельности к коммерсантам или некоммерсантам, в то время как Бельгия, Франция, Греция, Люксембург, Италия, Португалия, Испания продолжают сохранять в своей правовой системе институт несостоятельности (банкротства) как институт, применимый исключительно к урегулированию долгов коммерсантов и юридических лиц частного права.

      С возникновением юридических лиц частного права в доктринальном и практическом плане встал вопрос о субъекте права, в отношении которого должна быть открыта процедура несостоятельности (банкротства). Эволюция института несостоятельности характеризуется смещением акцента в сторону достижения экономических целей при постепенном ослаблении его репрессивной функции, поэтому медленно, но неизбежно законодатель в различных европейских странах пришел к пониманию необходимости разделения судьбы должника и его предприятия, в отношении которого могли быть открыты коллективные процедуры. В основе этого разделения лежала концепция самостоятельной правосубъектности юридического лица частного права. В Англии уже в первой половине XIX века судами было признано различие между банкротством индивидуума и несостоятельностью компании. "С 1844 года несостоятельность компаний стала предметом законодательного регулирования, которое последовательно консолидировалось в текстах законов о компаниях, имевших юридическую силу до 1986 года." В 1914 году вступил в силу Закон о банкротстве, положения которого относительно юрисдикции английских судов по делам о несостоятельности.

      Итак, на современном этапе развития институт несостоятельности (банкротства) утратил  свойственную ему ранее репрессивную функцию и выполняет функцию элемента экономической политики государства. Несостоятельность должника больше не является личным делом его кредиторов. Государство не может оставаться в стороне от процесса урегулирования долгов, поскольку банкротство предприятия может привести к серьезным негативным экономическим последствиям в регионе, где оно находится, к росту безработицы и т. д. Эволюция института несостоятельности привела к созданию более или менее стройной системы гарантий и помощи несостоятельным предприятиям в целях реализации макроэкономических задач.

      §1.2 Тенденции развития Российского законодательства о несостоятельности (банкротства) юридических лиц.

      В глубь веков уходят   корни  нормативно-правовой основы банкротства предпринимателей современной России. Интересно, что еще старейший источник российского права - Русская Правда (сформировалась и действовала в Древней Руси в XI-XII вв.) закрепила дифференцированный подход к оценке несостоятельности. Она знала несчастную несостоятельность, возникшую не по вине должника, и вместе с тем вводила нормы о суровой каре за злонамеренную несостоятельность, когда

      должник скрывался от уплаты долгов «бегством в чужую землю» (симптоматично, что подобный способ ухода от долгов довольно-таки широко используется предпринимателями нынешней реформируемой России). По возвращении он вместе с имуществом подлежал продаже с торгов, а вырученная сумма распределялась между кредиторами пропорционально их требованиям. Любопытно также, что уже тогда вводилась очередность удовлетворения требований кредиторов. Первым по очереди был князь, за ним - иностранные и иногородние купцы, а последними - местные кредиторы.

      Подход  к несостоятельности, обозначенный в Русской Правде, сохранился и  в более позднем российском законодательстве. Менялись только приоритеты, усложнялось и расширялось само нормативно-правовое регулирование. Например, в Уложении московского царя Алексея Михайловича (1649 г.) преимущества в очередности кредиторов отдавались иностранным кредиторам и государственной казне. Примечательно появление кодифицированных нормативных актов - Банкротского Устава в 1740 г. и более совершенного Устава о банкротах 1800 г.

      По  Уставу 1800 г. банкротом считалось  лицо, не могущее «сполна заплатить  своих долгов». Устав вводил три вида банкротства: происходящее от несчастья (пострадавший от чрезвычайного происшествия, например пожара в лавке); от небрежения и пороков (неосторожный, не следивший за движением товаров, кассой, просто халатный и т. п.); от подлога(злостный, умышленно объявивший о своем банкротстве с целью уменьшения убытков или сокращения требований кредиторов). В отношении каждого из видов банкротства принимались различные меры воздействия. В любом случае банкрот не считался «бесчестным», если не было доказано его злостное намерение. Должник, ставший несостоятельным от несчастья, освобождался от ответственности по всем своим обязательствам.

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru