По алфавиту:

Указатель категорий Гражданское право Законодательный процесс и его стадии

Законодательный процесс и его стадии

Тип работы: Контрольная работа
Предмет: Гражданское право
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Контрольная работа

Выдержка из работы.

«Законодательный  процесс и его  стадии»

Законодательный процесс и его  стадии.

Законы принимаются  палатами Федерального Собрания в особом порядке, который реализуется в законодательном процессе, представляющем собой совокупность действий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания. В Российской Федерации законодательный процесс состоит из нескольких стадий.

Первая  стадия законодательного процесса - законодательная инициатива - сводится к внесению на рассмотрение Государственной Думы законопроекта. Право на совершение такого рода действий именуется правом законодательной инициативы.

Согласно ст. 104 Конституции, право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Это право принадле-жит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Статья 104 Конституции  устанавливает, что законопроекты  вносятся в Государственную Думу. Причем законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Согласно Регламенту Государственной Думы, право законодательной  инициативы осуществляется в форме  внесения в Государственную Думу: а) проектов федеральных конституционных  законов и федеральных законов; б) законопроектов о внесении изменений  в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации актов законодательства Союза ССР; в) поправок к законопроектам.

При внесении законопроекта  в Государственную Думу субъектом (субъектами) права законодательной  инициативы должны быть представлены:

а) пояснительная записка  к законопроекту, содержащая предмет  законодательного регулирования и  изложение концепции предлагаемого законопроекта;

б) текст законопроекта  с указанием на титульном листе  субъекта (субъектов) права законодательной  инициативы, внесшего (внесших) законопроект;

в) перечень законов  Российской Федерации и законов  РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного федерального конституционного закона, федерального закона;

г) финансово-экономическое  обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат);

д) заключение Правительства  Российской Федерации (по законопроектам, предусмотренным статьей 104 (часть 3) Конституции Российской Федерации);

е) документы и материалы, предусмотренные статьей 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации (по законопроекту  о федеральном бюджете на соответствующий  финансовый год);

ж) документы и материалы, предусмотренные статьей 213 Бюджетного кодекса Российской Федерации (по законопроекту о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год в случае сокращения (роста) расходов федерального бюджета более чем на 10 процентов);

з) документы и материалы, предусмотренные статьей 276 Бюджетного кодекса Российской Федерации (по законопроекту об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год);

и) документы, предусмотренные  пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (по законопроекту о ратификации, прекращении или приостановлении действия международных договоров Российской Федерации);

к) официальные отзывы Правительства Российской Федерации  и Верховного Суда Российской Федерации (по законопроекту о внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации);

л) документы, предусмотренные  пунктом 7 статьи 9 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом  регулировании» (по законопроекту о  техническом регламенте);

м) заключение Правительства Российской Федерации и решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены соответствующие участки недр (по законопроекту о соглашении о разделе продукции и по законопроекту о внесении изменений в соответствующий федеральный закон о соглашении о разделе продукции);

н) документ, подтверждающий согласование законопроекта о передаче перемещенной культурной ценности с  органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится региональное учреждение культуры, осуществляющее оперативное управление объектом культуры, представляющим собой культурную ценность (по законопроекту о передаче культурной ценности, перемещенной в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящейся на территории Российской Федерации);

о) документ, подтверждающий согласование законопроекта по вопросу  определения общего числа мировых  судей и количества судебных участков субъекта Российской Федерации соответственно с Верховным Судом Российской Федерации и субъектом Российской Федерации (по законопроекту по вопросу определения общего числа мировых судей и количества судебных участков субъекта Российской Федерации).

Вторая  стадия законодательного процесса - предварительное рассмотрение законопроектов.

Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется ее Советом в соответствующий  комитет палаты, который назначается  ответственным по законопроекту, а  в определенных случаях назначается комитет-соисполнитель.

Одновременно законопроект направляется в комитеты, комиссии и депутатские объединения, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации, в Правительство Российской Федерации, а также в Конституционный  Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации по вопросам их ведения для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний.

Законопроекты по предметам  совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации Совет Государственной  Думы, как правило, не позднее чем за 45 дней до дня их рассмотрения на заседании Государственной Думы направляет в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки и представления отзывов на указанные законопроекты. Срок подготовки к рассмотрению Государственной Думой законопроекта, внесенного в Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы, определяется Советом Государственной Думы.

Третья  стадия законодательного процесса включает в себя рассмотрение и принятие законопроектов в Государственной Думе.

Законопроект, подготовленный к рассмотрению Государственной  Думой в первом чтении, и материалы  к нему направляются ответственным комитетом в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение Государственной Думы.

Рассмотрение законопроектов Государственной Думой осуществляется в трех чтениях, если иное не предусмотрено  действующим законодательством или Регламентом Государственной Думы.

При рассмотрении Государственной  Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции  Российской Федерации, его актуальности и практической значимости.

Обсуждение начинается с доклада субъекта права законодательной  инициативы, внесшего законопроект, или  его представителя и содоклада  представителя ответственного комитета.

Обсуждение законопроекта, внесенного Президентом РФ, Советом  Федерации, Правительством РФ, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, Конституционным Судом, Верховным Судом или Высшим Арбитражным Судом, начинается с обоснования представителями указанных субъектов права законодательной инициативы необходимости принятия закона и заканчивается их заключительным словом, в котором содержится анализ высказанных в ходе обсуждения законопроекта предложений и замечаний.

По результатам  обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может принять или одобрить законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок, либо принять или одобрить закон, за исключением законопроекта по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, либо отклонить законопроект. Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту права законодательной инициативы.

Государственная Дума может принять решение о всенародном  обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении.

В случае принятия или  одобрения законопроекта в первом чтении Государственная Дума в своем  постановлении устанавливает срок представления поправок к законопроекту.

Постановление Государственной  Думы о принятии или об одобрении законопроекта в первом чтении и законопроект в течение пяти дней направляются субъектам права законодательной инициативы, при этом в Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд - по вопросам их ведения, а в случае принятия в первом чтении законопроекта по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации - в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.

Поправки к законопроекту, принятому или одобренному в  первом чтении, вносятся в ответственный комитет в виде изменения редакции статей, либо в виде дополнения законопроекта конкретными статьями, либо в виде предложений об исключении конкретных слов, пунктов, частей или статей законопроекта.

Ответственный комитет  изучает и обобщает внесенные поправки. Вместе с законопроектом, подготовленным к рассмотрению во втором чтении, ответственный комитет представляет таблицу поправок, одобренных комитетом и включенных в текст законопроекта, таблицу поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению, и таблицу поправок, по которым не было принято решений. По поручению ответственного комитета Правовое управление Аппарата Государственной Думы осуществляет постатейную правовую и лингвистическую экспертизу законопроекта и подготавливает заключение.

Лингвистическая экспертиза законопроекта заключается в  оценке соответствия представленного  текста нормам современного русского литературного языка с учетом особенностей языка нормативных  правовых актов и даче рекомендаций по устранению грамматических, синтаксических, стилистических, логических, редакционно-технических ошибок и ошибок в использовании терминов.

В случае, если, по мнению ответственного комитета, подготовка законопроекта к рассмотрению Государственной  Думой во втором чтении нецелесообразна либо законопроект утратил свою актуальность, ответственный комитет вносит на рассмотрение Государственной Думы мотивированное предложение об отклонении данного законопроекта.

Ответственный комитет  направляет подготовленные материалы  в Совет Государственной Думы для последующего представления на рассмотрение Государственной Думы.

Совет Государственной  Думы принимает решения о дате рассмотрения Государственной Думой  законопроекта, подготовленного к  рассмотрению во втором чтении, о направлении  законопроекта Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации, в Правительство Российской Федерации, субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект, депутатам Государственной Думы и определяет докладчика по законопроекту - представителя ответственного комитета.

В начале второго чтения законопроекта в Государственной  Думе с докладом выступает представитель  ответственного комитета. Докладчик  сообщает об итогах рассмотрения законопроекта  в ответственном комитете, о поступивших  поправках и результатах их рассмотрения. Затем выступают полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе, представители субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе.

Далее происходит голосование  по поправкам, рекомендуемым для  включения в законопроект, рекомендуемым  к отклонению, а также по поправкам, по которым не было принято решений.

По окончании голосования  по поправкам председательствующий ставит на голосование предложение о принятии или об одобрении законопроекта во втором чтении.

Если по итогам голосования  предложение о принятии или об одобрении законопроекта во втором чтении не набрало необходимого числа  голосов, законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет.

После повторного рассмотрения во втором чтении доработанного законопроекта  председательствующий ставит на голосование  предложение о принятии или об одобрении законопроекта во втором чтении. Если по итогам голосования предложение о принятии или об одобрении законопроекта во втором чтении не набрало необходимого числа голосов, законопроект считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения.

Принятый или одобренный во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения с участием Правового управления Аппарата Государственной Думы возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями, внесенными в текст законопроекта при рассмотрении его во втором чтении.

Совет Государственной  Думы назначает третье чтение законопроекта  для голосования в целях его  принятия в качестве закона. В случае, если в процессе второго чтения в  законопроект были внесены изменения, Совет Государственной Думы направляет текст законопроекта и заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации, Правительство Российской Федерации, депутатам Государственной Думы. При рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных разделов, глав, статей.

Если законопроект не принят или не одобрен Государственной  Думой в третьем чтении, он считается отклоненным.

В исключительных случаях  по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов  Государственной Думы, председательствующий обязан поставить на голосование  вопрос о возвращении законопроекта  к процедуре второго чтения.

Решение о принятии федерального закона принимается большинством голосов от общего числа депутатов  палаты, а решение об одобрении  федерального конституционного закона - большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru