По алфавиту:

Указатель категорий Гражданское право Договор об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Договор об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Гражданское право
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2009
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Введение
Глава 1 Понятие и значение договора ОСАГО
Глава 2 Структура договора ОСАГО
Глава 3 Правовая природа договора ОСАГО
Заключение
Литература

Выдержка из работы.

    Федеральное агентство по образованию

    ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСТИТЕТ (ТГУ)

    Юридический институт

    Кафедра гражданского права 
 
 
 
 
 

    Курсовая  работа

    Договор об обязательном страховании  гражданской ответственности

    владельцев  транспортных средств. 
 
 
 
 

    Руководитель

    Автор Работы 
 
 
 
 

    Томск 2009

 

     ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 
 
 
 

    Введение

    Глава 1 Понятие и значение договора ОСАГО

    Глава 2 Структура договора ОСАГО

    Глава 3 Правовая природа  договора ОСАГО

    Заключение

    Литература 
Введение

      Многие виды деятельности, необходимые для нормального функционирования общества, таят в себе одновременно угрозу безопасности и здоровью граждан, вероятность нанесения ущерба третьим лицам. В соответствии с общепринятой мировой практикой виновная сторона при этом обязана полностью компенсировать ущерб, причиненный третьей стороне, даже если ущерб носил невиновный или случайный характер. В этой ситуации договор страхования ответственности, заключенный страхователем со страховой организацией, с одной стороны, защищает страхователя от финансовых потерь, которые он может понести в результате предъявлении к нему по решению суда исков о погашении ущерба, причиненного третьей стороне. С другой стороны система страхования ответственности защищает имущественные интересы третьих лиц, поскольку у виновной в нанесении ущерба стороны может попросту не оказаться достаточно средств, чтобы оплатить убытки. Поэтому к числу обязательных видов страхования в большинстве стран относится, в первую очередь страхование ответственности владельцев автотранспортных средств перед третьими лицами. Дорожно-транспортные происшествия могут иметь довольно серьезные последствия с точки зрения причинения материального ущерба. При этом страхователь полностью свободен в выборе страховой компании. Главное, что должно быть в наличии, - это страховой полис.

    Задачами  данного исследования является определение  понятия правонарушения, выявление  оснований классификаций правонарушений и определение их видов.

    В моей работе использовались как учебные  пособия, так и труды исследователей теорий правонарушений и других правовых явлений (Кудрявцев В.Н., Денисов  Ю.А.), а также литература нормативного содержания (Конституция РФ, КоАП, Трудовой кодекс, Уголовный кодекс).

    Страхование ответственности владельцев автотранспортных средств является наиболее известным  видом страхования гражданской  ответственности, начавшим бурно развиваться  в 20-е годы нашего столетия, когда  стала возрастать интенсивность  автомобильного движения и увеличился риск дорожно-транспортных происшествий. В большинстве развитых стран  оно проводится в настоящее время  в обязательной форме, которая во многих европейских государствах (Финляндии, Норвегии, Дании, Великобритании, Германии и др.) была введена еще до Второй мировой войны. Это обусловлено  стремлением органов власти предоставить потерпевшим в дорожных авариях  гарантию возмещения причиненного им вреда. С другой стороны, обязательная форма проведения страховых операций, приводя практически к полному  охвату страхованием имеющегося в той или иной стране парка автотранспортных средств, обусловливает одно из ведущих мест данного вида страхования в объеме собираемых страховых премий.

    Масштабы  ущерба, который приносят сегодня  обществу дорожно-транспортные происшествия, просто удручают. Начальник ГИБДД  УВД по Томской области Михаил Горин сообщил, что в 2008 году на территории Томской области было зарегистрировано 847 дорожно-транспортных происшествий, что на 9,4% меньше, чем в 2007-м. На 13,7% сократилось число раненых и  пострадавших в них людей. На 6,4% снизилось  число дорожно-транспортных происшествий по вине нетрезвых водителей. Однако на 7% увеличилось число погибших в авариях, общее количество которых  в 2008 году составило 150 человек.1 Существенную роль в увеличении этой печальной статистики сыграло то, что в минувшем году на трассах области произошло два дорожно-транспортных происшествия с особо тяжкими последствиями – в Шегарском и Бакчарском районах. В общей сложности в них погибло 16 человек. Сумму ущерба, причиняемого имуществу, из-за отсутствия единой статистики точно определить невозможно.

    Задачами  данного исследования является определение  понятия Договора ОСАГО, определение  его структуры и правовой природы  данного договора.

    В моей работе использовались как учебные  пособия, так и труды исследователей теорий договорного права и других правовых явлений (В.И. Серебровский, М.И. Брагинский, В.В. Витрянский), а также  литература нормативного содержания (Конституция  РФ, ФЗ «Об обязательном страховании  гражданской ответственности владельцев транспортных средств» 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ). 

 

     Глава 1 Понятие и  значение договора ОСАГО 

    Начать  данную главу я хотела бы с определения  понятия страхования. В России страхование  практически началось с конца XVIII в., и прежде всего с морского страхования. К нему постепенно присоединились и  другие виды страхования. Непосредственным толчком к развитию отечественного страхования послужило стремление отвлечь предпринимателей от обращения  к страховщикам из других государств. С этой целью 28 июля 1786 г. был издан Манифест Екатерины II, которым Государственный заемный банк обязывался, на указанных в Манифесте условиях, страховать недвижимость. Этим же актом "запрещалось всякому отдавать на страх свои дома, фабрики и заводы в чужие государства и тем вывозить деньги во вред или убытки государственные" Существовавшая в течение некоторого времени государственная монополия страхования была вскоре отменена. Страхование стало быстро развиваться с образованием специализированных акционерных обществ. Первое Российское страховое от огня общество появилось в 1827 г., а уже спустя 8 лет (1835 г.) было создано и второе с аналогичными и наименованием, и функциями.

    Правовое  регулирование отношений по страхованию  заняло свое место уже в Гражданском  кодексе 1922 г.  Соответствующая глава ("Страхование"), посвященная целиком договорному страхованию, как обычно, начиналась с определения данного договора.

    Основы  гражданского законодательства 1991 г. отразили определенные изменения, происшедшие к тому времени в экономике страны. В частности, имелся в виду отказ от государственной монополии в соответствующей области. Небольшая по размеру (охватывавшая всего три статьи) глава ГК "Страхование" предусматривала в качестве основного вида страхования добровольное страхование. Другой вид - обязательное государственное - был признан единственным, который могли осуществлять только государственные страховые организации. Использование обязательного государственного страхования допускалось лишь в установленных законодательными актами случаях.

justify">    Среди других заслуживающих упоминания новелл следует выделить прежде всего то, что Основы отказались от содержащегося  в Кодексе 1964 г. указания на непременное утверждение правил страхования Правительством РФ. Кроме того, были введены нормы, впервые назвавшие в числе объектов имущественного страхования, наряду с имуществом, не противоречащие законодательству имущественные интересы (примерный перечень таких интересов включал возможный имущественный вред, причиненный утратой жизни или повреждением здоровья, риск гражданской ответственности, ожидаемую прибыль, риск предпринимательской деятельности). Была предоставлена страхователю возможность при наступлении страхового случая отказаться в пользу страховщика от прав на застрахованное имущество, ограничившись получением полной суммы страхового возмещения (имелся в виду давно известный морскому страхованию абандон) и др.2

    Долгое  время законодательство в сфере  страхования совершенствовалось, были разные взгляды, точки зрения, но постепенно эта сфера стабилизируется, становится более конкретизированной и в  следствии можно выделить такое  понятие страхования — это такой вид необходимой общественно полезной деятельности, при которой граждане и организации заранее страхуют себя от неблагоприятных последствий в сфере их материальных и личных нематериальных благ путем внесения денежных взносов в особый фонд специализированной организации (страховщика), оказывающей страховые услуги, а эта организация при наступлении указанных последствий выплачивает за счет средств этого фонда страхователю или иному лицу обусловленную сумму.3

    Так же следует обозначить такое понятие  как договор страхования. Договор в целом и договор страхования в частности — это правовое средство индивидуального регулирования общественных отношений.

    Договор как основание для возникновения  страхованного обязательства является разновидностью правомерного юридического действия, образующего один из юридических актов. В этом смысле он есть акт воли определенных субъектов.4

    Данное  определение четко закреплено в  законодательстве. Таким образом, на основании п.1 ст. 929 по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

    Так же, достаточно много суждений о  понятии договора страхования выделяется в литературе. Так, например, по мнению авторов В.С. Белых, И.В. Кривошеев страховой договор — это соглашение, в силу которого страховщик обязуется при наступлении соответствующих страховому риску невыгодных последствий реализовать страховой интерес, уплатив страхователю (выгодоприобретателю) страховое возмещение или страховое обеспечение (страховую сумму), а страхователь обязуется уплатить страховые взносы в установленные договором сроки.5

    В законодательстве закрепляется несколько  видов страхования, но так как  целью моей работы является договор  обязательного страхования гражданской  ответственности владельцев транспортных средств (в дальнейшем договор ОСАГО) следует раскрыть данное понятие  более подробно. Договор ОСАГО, являясь важнейшим компонентом механизма правового регулирования такого страхования, продиктован временем и потребностью человека в предоставлении гарантированной защиты его прав и интересов.

    Данный  договор четко закреплен в  законодательстве. На основании ст. 1 договор обязательного страхования  гражданской ответственности владельцев транспортных средств - договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую  премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный  вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить  страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).6

    Цель  создания системы обязательного  страхования гражданской ответственности  владельцев транспортных средств - защита прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или  имуществу при использовании  другими лицами транспортных средств.

    Существовавшая  до вступления в силу Закона об ОСАГО  система возмещения вреда была не способна решить эту задачу эффективно. По мнению специалистов, до 1 июля 2003 г. реально возмещалось менее половины вреда, причиненного гражданам и организациям в результате ДТП. Между тем в нашей стране ежегодно официально регистрируется почти 200 тыс. происшествий на дорогах, а сколько их происходит на самом деле, сегодня сказать невозможно. От транспорта страдают сотни тысяч человек, из них десятки тысяч гибнут, материальный ущерб от ДТП в годовом исчислении по стране превышает 200 млрд. руб.

    Низкий  уровень возмещения вреда до начала действия системы ОСАГО объясняется  прежде всего тем, что у многих владельцев транспортных средств, виновных в причинении вреда, не было достаточного имущества для возмещения нанесенного  другим ущерба, затем, сложностью существующих судебных процедур, а также значительным числом случаев побега виновных лиц  с места ДТП и несовершенством  системы поиска таких правонарушителей.

    Обязательное  страхование гражданской ответственности  владельцев транспортных средств уже  позволяет решить эту проблему более  эффективно, несмотря на все организационные  неурядицы и несовершенство законодательного регулирования обязательного страхования, на серьезные недостатки в работе страховых компаний.

    В ряду мер, направленных на решение основной цели системы обязательного страхования, следует также указать предусмотренные  законодателем компенсационные  выплаты потерпевшим в случае причинения вреда их здоровью или  жизни и когда они не смогут получить страховые выплаты.

    Значительно упрощается процедура получения  возмещения вреда, потому что страховщики  лишь в относительно редких случаях, когда обстоятельства произошедшего  сомнительны или неочевидны, отказывают в страховой выплате. Есть, конечно, и очевидные "ляпы", когда страховые  компании отказывают в страховых  выплатах даже при очевидных обстоятельствах, используя для этого любые  доводы. Безусловно, очень усложнена  процедура оформления документов при  ДТП. Но в любом случае у потерпевших  стало все-таки меньше поводов для  обращения в суды.

    Система ОСАГО направлена также и на усиление защиты материальных интересов самих  владельцев транспортных средств через  освобождение их по крайней мере от части выплат по возмещению причиненного другим лицам вреда при использовании  своего транспорта. Однако указанное  обстоятельство не следует рассматривать, как это иногда делается, как фактор усиления безнаказанности недисциплинированных водителей. Нарушитель ПДД в любом  случае понесет соответствующее  наказание - уголовное, административное или в виде материальных санкций. При некоторых видах грубого  нарушения ПДД страховщик имеет  право предъявления к виновному  в причинении вреда лицу регрессных требований, таким образом, снимая с  него страховую защиту. Следует также  учитывать, что внедрение системы  обязательного страхования в  других государствах не только не привело  к увеличению ДТП, а, наоборот, способствовало улучшению обстановки на дорогах. При  этом надо учитывать, что законы об обязательном страховании гражданской  ответственности приняты практически  во всех странах. Такое страхование  введено и действует в ряде государств на территории бывшего СССР (Украина, Беларусь, Литва, Латвия, Эстония, Казахстан).

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru