По алфавиту:

Указатель категорий Гражданское право Взаимоотношения государства и личности в теориях и концепциях

Взаимоотношения государства и личности в теориях и концепциях

Тип работы: Реферат
Предмет: Гражданское право
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Целью данной работы является рассмотрение конституционных основ взаимоотношения государства и личности в РФ

Задачами работы является как рассмотрение взаимоотношений человека, общества и государства в теориях и концепциях, так и их практическую реализацию в Конституционном праве РФ.

Выдержка из работы.

   

Содержание

 

Введение..................................................................................................................2 1. Взаимоотношения государства и личности  в теориях и концепциях………………………………………………………………………..3                                                                                                   1.1 Взаимосвязь взаимоотношений государства и личности, правовой статус человека в государстве……………………………………………………...…..3

2.  Основные конституционные принципы взаимоотношения личности и государства ,как основа Конституционного строя………………………..….8

3. Конституционные права и свободы человека в Р.Ф. Сравнение Конституции РФ и зарубежных стран………………………………….……..12

4. Принципы, определяющие взаимоотношения государства и человека          в     Р. Ф....……………………………………………..…………………….....18

Заключение……………………………………………………………………....20

Список  литературы……………………………………………………..……...22

Введение

 

       Отношение государства к правам человека и  гражданина служит главным показателем  демократичности государства в современном мире. Проблема взаимоотношений между государством и человеком - одна из важнейших проблем правового государства.

       Неограниченная  свобода людей в обществе может  привести к хаосу, произволу, поэтому  в демократических государствах границы свободы личности определяются легитимными законами. В юридическом смысле она представляет собой закрепленную нормативную возможность совершать действия, поступки, по своему усмотрению, не нарушая свободы других.

       Юридическое ограничение свободы поступков людей в обществе - объективная необходимость. Государство должно определить границы своего вмешательства в сферу бытия личности. Причем они определяются в интересах самих же людей, с тем, чтобы человек не пострадал от свободы другого человека. В проблеме государство и личность очень важно уяснить их взаимную ответственность. Если личность отвечает за свои поступки, то важнейшая, верховная функция государства-охрана жизни, безопасности, имущества людей, их свободы - Государство для человека, а не наоборот. Противоречия между государством и его гражданами должны разрешаться беспристрастными судебными органами на основе легитимного закона.

       Таким образом, на основании вышесказанного я считаю данную тему реферата актуальной.

       Целью  данной работы является рассмотрение конституционных основ взаимоотношения государства и личности в РФ

       Задачами  работы является как рассмотрение взаимоотношений человека, общества и государства в теориях и концепциях, так и их практическую реализацию в Конституционном праве РФ.

1. Взаимоотношения государства и личности  в теориях и концепциях

1.1. Взаимосвязь взаимоотношений государства и личности, правовой статус человека в государстве

 

        Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития. Невозможно понять современное общество и современного человека без изучения многообразных отношений людей с государством.

Фундаментальные основы взаимоотношения личности и  государства определяются в основном на конституционном уровне.

       Реализация  конституционных принципов становления гражданского общества, формирования демократического правового социального государства, представляет собой сложный противоречивый процесс совершенствования всей системы экономических, социальных, политических, правовых отношений на всех уровнях их проявления - федеральном, региональном, муниципальном, что, в свою очередь, сопровождается различными формами реализации в этих отношениях отнюдь не всегда совпадающих корпоративных, групповых, индивидуальных интересов.

       Это предопределяет в качестве одной из ключевых проблем достижения баланса интересов личности и государства в соответствующих сферах государственной и общественной жизни, в том числе как в процессе выполнения государством конституционных обязанностей по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, так и при решении публично значимых задач по защите основ конституционного строя, обеспечению обороны страны и безопасности государства.

       На  современном этапе развития российской государственности вопрос о взаимоотношениях личности и государства является наиболее актуальным в силу осуществляемого процесса создания правового государства, развитого гражданского общества, обеспечения реального исполнения Конституции и федерального законодательства, в первую очередь.

Существуют  различные взгляды на права человека и роль государства по отношению  к ним, часто противоположные. Например, одни считают, что государство обеспечивает и гарантирует индивидуальные права  человека, другие считают, что их нужно защищать от государства. “Подавляющее большинство прав, которые у граждан существуют и записаны в Конституции, могут быть поставлены под сомнение только одним политическим субъектом — государством. То есть права и свободы на самом деле надо защищать не в последнюю очередь, а иногда и в первую очередь именно от государства. Каким образом? Единственная возможность — именно разделение властей”.

       Кроме конституционного закрепления принципа приоритета прав человека в демократическом государстве должны быть реально гарантирована реализация всех прав и свобод человека. Принцип разделения властей является одной из таких гарантий. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти означает правовой способ приобретения власти. Власть в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор), она может принадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политической бюрократии). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т.п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом. 

       Традиционная  концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам понимается не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных.  

       Приоритет права — основа правового государства. Принцип приоритета права – это  первое необходимое условие государства, основанного на господстве права, отрицание произвола власти и бесправие подвластных. Приоритет права означает: 

       рассмотрение  всех вопросов общественной и государственной  жизни с позиций права, закона; 

       соединение  общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой;  

       необходимость идеологически-правового обоснования  любых решений государственных и общественных органов;  

       наличие в государстве необходимых для  выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).

       Принцип правовой защищенности человека и гражданина лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованьями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов. Непреходящий характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д. Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.  

       Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки: 

       равенство сторон и взаимная ответственность  государства и гражданина;  

       особые  тип правового регулирования  и форма правоотношений;  

       стабильный  правовой статус гражданина и система  юридических гарантий его осуществления. 

       Нормальные  правовые отношения предполагают равенство  и взаимную ответственность их сторон. Государство, вступая во взаимоотношения  с множеством различных общественных образований и со всеми гражданами, уже поэтому обладает огромным объемом прав и обязанностей. Кроме того, государство как совокупный представитель народа имеет ряд особых правомочий, которых не может быть у отдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы, взимать налоги и т.д.). И все же оснований для утверждения, что государство располагает большими правами, чем гражданин, не существует. В конкретных правоотношениях у них равные права и соответствующие им обязанности. Причем в правовом государстве должен быть отработан и механизм взаимной ответственности за нарушение прав, невыполнение обязанностей. 

       Поскольку презюмируется, что государство  и гражданин — равноправные участники  правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т.д.). Договором высшей формы является конституция, если она принята в результате всенародного голосования (референдума). В ней определяются те особые права, которые передаются государству и не могут принадлежать отдельному гражданину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства. Устойчивый, стабильный правовой статус гражданина (система его прав и обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм его обеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права могут быть в любой момент нарушены. 

       Принцип единства права и закона означает, что любой нормативно-правовой акт  должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. И, наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выверенные и соизмеримые с гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового регулирования, последовательные демократические процедуры принятия законов и др.

       2. Основные конституционные принципы взаимоотношения личности и государства ,как основа Конституционного строя

 

       Конституционное закрепление основных принципов взаимоотношений человека, общества и государства существует во всех цивилизованных странах мира. Но их набор в значительной мере могут отличаться в зависимости от сущности самого государства. Конституция выступает юридическим фундаментом государственной и общественной жизни, главным источником национальной системы права, гарантом законности, правопорядка и стабильности институтов власти. Конституция демократического государства закрепляет суверенитет народа, основы социально-политического строя, права и свободы человека и гражданина, форму государственного устройства, механизм реализации власти.  

       Развитие  общества обусловило развитие конституций  и расширение круга регулируемых вопросов. В области прав и свобод происходит включение в конституции  новых прав и свобод. Например, право на охрану окружающей среды. Появились и новые принципы, включающие обязательства государства перед обществом в экономической и социальной сферах. 

       Каждое  современное государство само определяет основные принципы, регулирующие взаимоотношения государства, общества и человека. Конституции государств закрепляют эти основные принципы, определяя важность тех или иных гарантий, соотношение которых различно в зависимости от политического режима. Но во всех демократических государствах конституционно закреплены важнейшие из них: 

       принцип народовластия; 

       принцип приоритета прав человека; 

       принцип представительного правления и  разделения властей; 

       принцип приоритета права; 

       принцип правовой защищенности человека и гражданина 

       принцип единства права и закона 

       Конституционный принцип народовластия означает принадлежность всей государственной  власти народу (обществу), а также  свободное осуществление народом  этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными  интересами. В государствах с демократическим строем правления субъектом, созидающим законы, и одновременно объектом их применения является общество в целом. В зависимости от формы волеизъявления народа различают представительную и непосредственную демократию. Представительная демократия — осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют — всего народа. Непосредственная демократия — это осуществление власти через формы непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения.  

       Поскольку, общество, миновавшее полисную стадию самоорганизации, не в состоянии  вырабатывать законы совокупными усилиями всех его членов, оно делегирует свои законодательные права специальным  людям, которые от его имени и творят законы — принцип представительного правления. 

       В современных демократически организованных обществах конституционные принципы взаимоотношений человека, общества и государства не позволяют государству  пренебрегать интересами общества и человека. Принцип приоритета прав человека означает признание этих прав высшей ценностью. Права человека конституциями не только провозглашаются, но и гарантируются с помощью правового регулирования. При отсутствии демократии или недостаточное ее развитии воздействие государства на общество преимущественно или исключительно силовое. При этом внешне оно может выглядеть как правовое: издаются конституции, законы и другие правовые акты, однако содержание их — отражает интересы лишь узкой правящей группы. Эти интересы могут быть замаскированы, но их реализация неизбежно вредит интересам общества и человека.

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru