По алфавиту:

Указатель категорий Гражданское право Акционерное общество как юридическое лицо

Акционерное общество как юридическое лицо

Тип работы: Реферат
Предмет: Гражданское право
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

«Акционерным признается общество, уставной капитал разделен на определенное количество акций; участники акционерного (акционеры), общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций» часть 1, статьи 96 ГК РФ.

Выдержка из работы.

Акционерное общество как юридическое  лицо

Введение 

В этой курсовой работе мы рассмотрим Акционерные общества, как юридическое лицо. Это значит, что обзору подлежит структура, учреждение, реорганизация и ликвидация общества.

Прежде определение  того, что есть акционерное общество.

«Акционерным признается общество, уставной капитал разделен на определенное количество акций; участники  акционерного (акционеры), общества не отвечают по его обязательствам и  несут риск убытков, связанных с  деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций» часть 1, статьи 96 ГК РФ.[1]

Также общество должно соответствовать императивным нормам Федерального закона об Акционерных  Обществах и Федеральному Закону о регистрации юридических лиц. В случае нарушения или несоответствия положений устава общества либо состояния общества императивным нормам законов, заинтересованные физические или юридические лица могут обратиться в суд с иском о ликвидации общества.

Виды акционерных  обществ. Основное деление акционерных  обществ, указанное в ГК и Федеральном законе об Акционерных обществах , есть деление на Закрытые и Открытые Акционерные общества, что и имеет отражение в его уставе и фирменном названии[2].

«Открытое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учетом требований настоящего закона и иных правовых актов РФ. Открытое общество вправе проводить закрытую подписку на выпускаемые им акции, за исключением случаев, когда возможность проведения закрытой подписки ограниченна уставом общества или требованиями акционеров»[3].

Число акционеров открытого общества не ограничено.

Общество, акции  которого распределяются только среди  его участников или иного, заранее  определенного круга лиц, признается закрытым обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

Число акционеров закрытого общества не должно превышать  пятидесяти.

Эта норма закона, является императивной, ибо далее следует:

В случае если число  акционеров закрытого общества превысит установленный указанный настоящим  пунктом предел, указанное общество в течение одного года должно преобразоваться  в открытое. Если число его акционеров не уменьшиться до установленного настоящим пунктом предела, общество подлежит ликвидации в судебном порядке.

Актуальность курсовой работы, в принципе имеет место. В  части 1 статьи 34 Конституции РФ, указанно что «каждый имеет право на свободное использование своих  способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности», а в части 2, статьи 35 Конституции РФ, что « каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами».

Эти положения  получили свое развития в Гражданском  Кодексе РФ, а по интересующей нас  теме в Главе 4 ГК РФ, статьи 48-65 включительно (основные положения о юридических  лицах) и статьи 98-104 включительно (акционерное  общество). Наиболее подробно эти нормы получили развитие в ФЗ об Акционерных обществах от 26.12.95 г. Несомненно, что незначительные общественные отношения не получили бы такого детального регулирования в федеральном законодательстве . Это об актуальности с юридической точки зрения.

С экономической  же точки зрения, известно, что Акционерные  Общества, являются наиболее приспособленными субъектами в структуре современного рынка. Имеется в виду крупные  субъекты, т.к. законодателем предусмотрен минимальный размер уставного капитала обществ[4].

До принятия Федерального закона об Акционерных обществах (Далее  ФЗ об АО или Закон) в 1995 г. и ФЗ «О приватизации государственного имущества  и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» от 1997г приватизация государственной и муниципальной собственности, а также создание акционерных обществ регулировалось такими законодательными актами, как: Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», указы Президента РФ, в том числе от 1 июля 1992 года № 721 « Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества», от 24 декабря 1993 № 2284 « О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» и др. Как видно вышеперечисленные акты были задействованы, не только до введения Гражданского кодекса и Федерального Закона об Акционерных обществах, но и до принятия Конституции (кроме указа от 24 декабря 1994 г , № 2284). В соответствии с ними множество предприятий было приватизировано, и на их основе были учреждены Акционерные общества.

Однако, в соответствии с пунктом 3 статьи 94 Закона, учредительные  документы АО, созданных до введения ФЗ об АО, подлежали приведению в  соответствие с ним до 1 июля 1997 г. Учредительные документы акционерных обществ, не приведенные в соответствие с законом, считаются недействительными. Как видно, законодатель давал примерно 1,5 года на приведение документации в соответствие. Это говорит, о том, что регулируемы Законом общественные отношения, уже за три года своего существования, до принятия Закона, приняли размеры крупные весьма. Учитывая, что до сих пор в Закон вносятся правки, эта тема не потеряла актуальности и сейчас.

Предмет курсовой работы – структура акционерного общества. Соответственно основным изучаемым документом, для нас будет Федеральный Закон «Об Акционерных обществах» от 1995 в редакции Федерального закона от 7 августа 2001 года.

Цель курсовой работы - целью любой работы, является получение нового знания[5]. Для этого, можно выбрать два различных метода: аналитический (здесь логический) и классифицирующий (здесь описательный). Учитывая, что Гражданское Право есть дисциплина не теоретическая, а практическая (отраслевая), метод анализа для нас неприемлем сразу, т.к. в гражданском праве он находится в компетенции законотворческих и судебных органов. Потому, примем за новое знание, не то знание, которое еще не существует, а ту информацию, которая уже выражена в законах, подзаконных нормативных актах, а также решениях и постановлениях Суда. Т.е. метод мы принимаем классифицирующий – описательный. Некоторые стороны, в частности касающиеся учреждения акционерного общества, мы опишем более подробно, как наиболее актуальные. Максимум нового, что мы можем позволить себе – это небольшие комментарии по тем или иным статьям, того или иного закона. Причем, постараемся по возможности избежать комментирования статей, которые не нуждаются в комментировании.  

Поскольку АО есть предприятия активные участники  гражданского оборота, и, как правило, его крупнейшие субъекты, то мы в своем описании попытаемся особо уделить внимание нормам законов наиболее значимых для функционирования АО. В данной курсовой работе, мы постараемся особо уделить внимание процедуре учреждения акционерного общества, как наиболее существенной и сложной для акционерного общества. Формат курсовой работы, к сожалению, не позволяет, так же тщательно осветить процедуры реорганизации и ликвидации акционерного общества, хотя о них мы тоже упомянем для полноты информации.

Используемая литература – мы постараемся избежать использования  литературы как таковой. По возможности. Акцент же, постараемся сделать на использовании нормативно-правовых актов, и материалах судебной практики. Такими актами выступают: в первую очередь  – Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, ФЗ об «Акционерных обществах в редакции закона» от 7 августа 2001 года, ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц от 8 августа 2001», ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности от 8 августа 2001г.» и др. законы и подзаконные нормативные акты; а также материалы работы Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ.

В курсовой работе, были также использованы материалы  юридического агентства «Столичный Стандарт».   

6. Регистрация  реорганизации.

Реорганизация общества может быть осуществлена в форме  слияния, присоединения, разделения, выделения  и преобразования[29] .

При государственной  регистрации юридического лица создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения) в регистрирующий орган представляются следующие документы:

А) подписанное  заявителем заявление о государственной  регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной правительством РФ. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся, в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержат положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;

Б) учредительные  документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем  реорганизации (подлинники или нотариально  удостоверенные копии)

В) решение о  реорганизации юридического лица

Г) Договор о  слиянии или присоединении в  случаях, предусмотренных федеральными законами;

Д) документ об уплате государственной пошлины[30] .

Слиянием общества признается возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних.

Присоединением  общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей  их прав и обязанностей другому обществу.

Разделением обществ  признается прекращение общества с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым обществам.

Выделением общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей им части  прав и обязанностей реорганизуемого  общества без прекращения последнего.

Преобразованием общества признается смена организационно-правовой формы с акционерного общества, в  общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив[31] .

Решение о реорганизации  общества принимается общим собранием  акционеров, большинством в три четверти голосов акционеров – владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании. В случае нарушения данной нормы ( пункт 2 части 1 статьи 48 и часть 4 статьи 49 Закона), заинтересованными лицами может быть подан иск в Арбитражный Суд, о признании недействительными учредительные документы новообразовавшейся организации. 

§ 2.3. ликвидация общества

Ликвидация общества влечет за собой его прекращение  без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам[32] .

То есть после  ликвидации организация полностью  прекращает свое существование, и все  права на нее, как и ее долги, теряют силу. А так как государство  в лице налоговой инспекции является потенциальным кредитором (в смысле не начисленных налогов, платежей и  штрафов), то при ликвидации в обязательном порядке проводится выездная налоговая проверка.

Общество может  быть ликвидировано добровольно  в порядке предусмотренном Законом  и уставом общества, а может  быть ликвидировано по решению суда, по основаниям предусмотренным Гражданским Кодексом. Исковое заявление о ликвидации акционерного общества, может подать любое заинтересованное лицо или государственный орган.

Решение о ликвидации, назначение ликвидационной комиссии и  утверждение промежуточного и окончательного балансов – находится в компетенции общего собрания акционеров. Данные решения принимаются общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров – владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации общества, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторами. Срок для предъявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев с даты опубликования сообщения о ликвидации общества[33] .

Государственная регистрация ликвидации общества осуществляется регистрирующим органом по месту  нахождения ликвидируемого юридического лица[34] .

Для государственной  регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

А) подписанное  заявителем заявление о государственной  регистрации по форме утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что  соблюден уставленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованны с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

Б) ликвидационный баланс;

В) документ об уплате государственной пошлины;

При ликвидации юридического лица в случае банкротства в регистрирующий орган представляются:

А) определение  арбитражного суда о завершении конкурсного  производства;

Б) документ об уплате государственной пошлины.

Вышеуказанные документы  предоставляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации.

Ликвидация общества считается завершенной, а общество – прекратившим существование с  момента внесения органом государственной регистрации соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Регистрирующий  орган публикует информацию о  ликвидации юридического лица[35] . 

Заключение

Выше мы рассмотрели  нормы которым должно соответствовать акционерное общество, процедуру его учреждения, реорганизации и ликвидации. В курсовой работе, было проведено собрание нормативных актов и перечень документов необходимых для в тех или иных случаях акционерному обществу. Был ли какой то смысл, проводить это собирание? Как ни странно ответ будет положителен. Практика показывает, что регистрирующий орган, отказывает в регистрации акционерному обществу или учредителям именно по причине порока предоставляемой документации. Т.е. по причине неправильного оформления документов или их отсутствия как таковых. Это сильно затрудняет и как процесс регистрации, так и работу акционерного общества. Соответственно, знание указанных норм, имеет весьма большое практическое значение.

Затронутая нами тема, настолько обширна, что в формате одной курсовой работы ее просто невозможно осветить. Каждый параграф данной курсовой работы может служить темой для курсовой работы. Достаточно заметить, что такие важные институты цивилистики как ликвидация и реорганизация акционерных обществ, были весьма слабо затронуты именно по этой причине.

В курсовой работе, мы увидели, что кроме двух базовых  законов – Гражданского Кодекса  и ФЗ «Об Акционерных обществах», есть еще серия законов регламентирующих деятельность АО. Это, конечно же ФЗ «О реорганизации юридических лиц», ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Налоговый Кодекс РФ, Федеральный Конституционный закон «О Правительстве РФ», постановления и положения министерств и комитетов. На это сверху еще накладывается огромный пласт регионального законодательства, который мы не затронули уже специально, что бы при всей тщательности курсовая работа не приобрела частные черты, свойственные только Краснодарскому краю, например.

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru