По алфавиту:

Указатель категорий Гражданское право Авторское право

Авторское право

Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Гражданское право
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2010
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Авторское право в России появилось лишь в 1828 году, во время правления Николая Первого, где право автора на созданное им произведение понималось как право собственности, которым можно торговать.[1] Сто восемьдесят лет, прошедших с того дня, это сравнительно небольшой отрезок времени для развития этой отрасли права. Многие проблемы, поднимаемые в то время актуальны и сегодня.

Выдержка из работы.

Государственное образовательное учреждение

Поморский Государственный университет имени  М.В. Ломоносова

Социально-Экономический  колледж 
 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине:

Гражданское право 
 
 

Тема:

Авторское право 
 
 
 
 

                                                        Выполнил: Студент 2 курса группы 23Право

                                                                        Тригуб Максим

                    Проверил: Тальчиков Сергей Александрович 
 
 
 
 

Архангельск 2010 
 

Содержание

Введение ………………………………………………………………….……….3

Глава 1. История развития авторского права в мире…………….……….…….4

     1.1. История развития авторского права в России…………………………. 6

Глава 2. Объекты и субъекты авторского права…………………………….….9

     2.1. Объекты авторского права …………………….…….…………………..9

  2.2. Субъекты авторского права…………………………………..…………16

Глава 3. Права авторов………………………………………………..……...….19

Заключение…………………………………………………………………….... 26

Список литературы ………………………………………………………….…..27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Проблемы авторского права привлекают внимание цивилизованного мира, а особенно Россию, вот уже в течении нескольких веков, и интерес к ним не ослабевает в связи с частой необходимостью вносить в соответствующее законодательство изменения, призванные защитить интеллектуальную собственность от новых форм посягательства, возможных в результате научно-технического развития.

     Авторское право в России появилось лишь в 1828 году, во время правления Николая Первого, где право автора на созданное им произведение понималось как право собственности, которым можно торговать.[1] Сто восемьдесят лет, прошедших с того дня, это сравнительно небольшой отрезок времени для развития этой отрасли права. Многие проблемы, поднимаемые в то время актуальны и сегодня.

     Сегодня авторское право справедливо рассматривать в качестве особого института гражданского права, так как его нормы регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки и искусства. Им охраняются не только имущественные интересы авторов, но также их права и духовные и нравственные интересы.

     Создаваемые произведения неотделимы от их авторов, и поэтому права последних носят личный и исключительный характер. 
 
 
 
 
 
 
 

[1] Гаврилов Э.П.  Авторское право. Издательские  договоры. Авторский гонорар. — М.: Юрид.лит., 1998. С.8.

  1. История развития авторского права в мире

     Литература и искусство существуют с незапамятных времён, а история авторского права - чуть меньше двухсот лет.

     Некоторые идеи, на которых строится современное авторское право, пришли из очень отдаленных времён. Прежде всего, это касается представления об особой связи между произведением и его создателем. Заимствование чужого произведения ещё в древние времена рассматривалось морально предосудительным, а искажение произведения осуждалось общественным мнением в античных Греции и Риме, а ещё много раньше и в Индии. В своё время в Греции существовало положение, по которому рукописи важнейших трагедий должны были сдаваться на хранение в официальный архив для того, чтобы можно было проконтролировать, соответствует ли постановка пьесы оригинальному тексту.

     С течением веков жалобы на искажение текста раздавались все сильнее. Например, Мартин Лютер негодовал по поводу широкого перепечатывания его произведений: «Вред ещё можно было бы терпеть, если бы люди только плохо обращались с моими книгами. Но теперь они печатают мои книги, проявляя такую спешку, что, когда я затем читаю эти книги, я их не узнаю… Это мошенничество - обманывать простого человека с помощью нашего имени». [2]

     Лютер протестовал, прежде всего, против искажённого перепечатывания, в его словах чувствуется, что он не согласен с подобной вещью. Такая точка зрения была сравнительно нова, но именно во времена Лютера мы осознаем ту мысль, что автор должен иметь право контроля за перепечатыванием и другими формами публикации, следовательно, и возможность получать доходы от использования его произведения.

  Это совпало с революцией в области техники воспроизведения

(книгопечатание, гравирование по дереву и меди). Новые возможности

[2] Шершеневич  Г.Ф. Авторское право на литературные произведения. - Казань, 1991. С.28.

воспроизведения заставили издать законы, которые  можно считать предшественниками  современного авторского права, то есть были введены официальные привилегии для печатания определённых произведений, представляемых печатникам или издателям.

     Первые привилегии были известны ещё в Венедиге в 1400 году, и оттуда эта система быстро распространилась почти по всей Европе.[3]В данной системе привилегий речь не идёт о какой-то правовой защите авторов или их творческого вклада. Но  реально эти привилегии были полезными для авторов, особенно в силу того, что книгопечатники или издатели для получения своих привилегий должны были документально подтвердить, что они имеют согласие автора на издание его произведения.

          Во Франции в 1791 и 1793 годах сформировалось законодательство о правовой защите писателей и деятелей искусства, которое действовало вплоть до 1957 года и долгое время было образцом для большинства стран. Это законодательство было принято под воздействием естественно-правовых идей того времени. Согласно этим идеям право создателя на его произведение должно было рассматриваться как право частной собственности на произведение духовного творчества, и его следовало признавать в той же высокой степени, как и право частной собственности на материальные ценности.

     Весь 19 и начало 20 века были периодом расширения и развития, закрепленного в законодательстве авторского права. Все большее и большее число видов произведений было взято под правовую охрану, а сама охрана

была  направлена против все большего и  большего числа способов

использования произведений. Время действия правовой охраны увеличилось до 50 лет после  смерти автора. Сегодня это наиболее часто встречающийся срок охраны прав авторов. 

[3] Сергеев А.П.  Авторское право России. — СПб, 1994. С.3. 

1.1. История развития авторского права в России

     В России первые законы, регулирующие авторские отношения были приняты в 1828 году, во времена правления Николая Первого.

"justify">В Цензурном уставе 22 апреля 1828 года впервые помещены 5 статей о сочинителях и издателях книг в виде приложения к Цензурному уставу. Издано того же числа Высочайшее утвержденное Положение о правах сочинителей. По этому закону, составляющему основу дальнейшего законодательства, срок авторского права определен в 25 лет со смерти автора.[4] Затем последовало Высочайшее утвержденное мнение Государственного Совета 8 января 1830 года «О правах сочинителей, переводчиков и издателей». В этом законе право сочинителей признается уже правом собственности, и постановлено, «что если сочинитель или его правопреемник сделает новое издание книги за пять лет до истечения срока исключительного права, то право сие остается в его пользу еще на десять лет сверх двадцатипятилетнего срока». Наконец, в 1857 году Высочайшеим утвержденным мнением Государственного Совета от 15-го апреля 25-летний срок продлен до 50 лет.

Высочайшим утвержденным мнением Государственного Совета 9 января 1845 года правила о сочинителях дополнены были постановлениями, относящимися к музыкальной собственности, а 1 января 1846 года было издано Высочайшее утвержденное Положение о художественной собственности.[5]

20 марта 1911 года принят новый  закон «Положением об авторском праве» , находившийся в разработке 13 лет ,  и составленный на основании лучших западноевропейских законодательств того времени, с отражением, однако, традиционного для российского авторского права более низкого уровня охраны авторских прав. В законе раскрывались основные понятия — круг  

[4], [5] Канторович А.Я. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения. — Петроград, 1996. С.55.

охраняемых  объектов, срок действия авторского права, вопросы правопреемства, возможные нарушения авторских прав и средства защиты, также закон содержал отдельные главы, посвященные авторским правам на литературные, музыкальные, драматические, художественные, фотографические произведения. В особой главе учитывались основные правила и условия издательского договора. Закон впервые закрепил право авторов на перевод их произведений.

     Октябрьская революция оказала существенное влияние на авторское право. Внедряя в жизнь нормы, согласующиеся с большевистскими взглядами, ЦИК отменил все прежнее гражданское законодательство России. И уже 29 декабря 1917 году вышел закон об авторском праве «О государственном издательстве». Продолжил линию законов декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 26 ноября 1918 года «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений». Он предоставлял возможность признавать достоянием РСФСР любые произведения, а авторам произведений, объявленных государственным достоянием, обеспечивался гонорар по установленным ставкам.[6]

     Следующий этап развития авторского права связан с принятым 8 октября

1928 г.  Законом «Об авторском праве». Право авторов на созданное ими произведение в большинстве случаев стало пожизненным, использование произведений допускалось только на основе договоров с авторами. Не считался нарушением авторского права перевод произведения, публичное исполнение опубликованных произведений с выплатой автору гонорара.

     В связи с распадом Советского Союза многие нормы авторского права, которые значительно расширяли права авторов, исключив свободное использование произведений в кино, на радио и телевидении, а также

публичное исполнение без согласия автора, продлили срок действия

авторского  права до 50 лет после смерти автора и вступили в силу лишь в

[6] Антишонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. — М.: Госуд. изд-во юр. литературы, 1957. С.24. 
 

июле 1992 года.

     И наконец, 3 августа 1993 года вступил  в действие Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», с принятием которого утратили силу все предыдущие законы об авторском праве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Объекты и субъекты  авторского права

2.1. Объекты авторского права

     Согласно ст. 6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой - либо объективной форме.

     Задача определения понятия «произведение», казалось бы, не должна входить в компетенцию гражданского права, так как составляет предмет специальных наук: теории литературы, теории искусства, теории науки. Тем не менее, был высказан другой взгляд. В.И. Серебровский утверждал: «Закон, гарантируя охрану произведения, не указывает, однако, что следует понимать под «произведением». Задача дать определение понятия произведения падает, таким образом, на долю науки гражданского права.»[7]

     Произведение - это результат творческой деятельности автора, его творческого мышления, продукт человеческого мозга. Но мозг человека может производить только нематериальные объекты. Объектом авторского права следует считать не просто работу автора и не идеи, выраженные автором, а произведение, как комплекс идей и образов, получивших свое выражение в готовом труде, как индивидуальное и неповторимое творческое отражение объективной действительности.

     Важно различать само произведение, имеющее нематериальную сущность, и форму его воплощения, например, рукопись, рисунок, нотная

запись  и т.д. Связь произведения со своим  материальным носителем может  

[7] Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. — М.: Изд- во академии наук СССР, 1956. С.31.

быть  неразрывной. Это касается картин и скульптур, как результатов труда художника. При этом и картина, и скульптура являются как объектами авторского права, так и объектами права собственности.

     Материальные носители произведений могут быть уникальны, но авторское право охраняет произведение как систему идей, мыслей и образов именно в связи с возможностью его воспроизведения. Поэтому авторское право на произведение сохраняется даже в случае гибели того материального носителя, в котором оно было воплощено. Конечно, практическое значение это имеет лишь тогда, когда, например, сохранилась копия или репродукция утраченного произведения искусства, когда литературное или музыкальное произведение могло быть кем- либо воспроизведено по памяти и так далее.

     Но не всякое произведение как результат мыслительной деятельности человека охраняется нормами авторского права. Объектами авторского права признаются лишь такие произведения, которые обладают предусмотренными законом признаками. Такими признаками являются творческий характер произведения и объективная форма его выражения.

     Общее начало, которым руководствовалась французская судебная практика, выражено в следующих словах: «Закон не оценивает произведения, не взвешивает их ценность и достоинство, а защищает их слепо: длинное или короткое, хорошее и плохое, полезное или опасное, плод гения или простой продукт труда и терпения, — всякое произведение литературное или художественное подлежит защите».[8]

     В ст. 6 закона «Об авторском праве и смежных правах» прямо отмечается:

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru