По алфавиту:

Указатель категорий Гражданское право Авторское право

Авторское право

Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Гражданское право
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Глава 1. Понятие авторского права 6
1.1. Субъекты авторского права 6
1.2. Объекты авторского права 14
Глава 2. Права авторов 19
2.1. Неимущественные права 23
2.2. Имущественные права 30
Глава 3. Виды объектов интеллектуальной собственности 41

Выдержка из работы.

Оглавление 

Введение

 

       Одним из главных показателей цивилизованности общества во все времена было и  продолжает оставаться сейчас то, какое  внимание уделяется в нем развитию науки, культуры и техники. От того, насколько значителен интеллектуальный потенциал общества и уровень его культурного развития, зависит, в конечном счете, и успех решения стоящих перед ним экономических проблем. В свою очередь наука, культура и техника могут динамично развиваться только при наличии соответствующих условий, включая необходимые правовые предпосылки. К их числу, безусловно, следует отнести законодательное закрепление таких нормативных правил, которые адекватны складывающимся в обществе товарно-денежным отношениям.

       Авторское право - одна из основополагающих цивилистических  категорий. Понятие его в различных  правовых системах имеет свои отличия, сущность которых выражают термины  «авторского права» и «права автора».

       Авторское право представляет собой часть гражданского права. Им регулируются и охраняются права создателей произведений науки, литературы, искусства. Авторское право рассматривается как институт гражданского права1.

       В сборнике материалов по интеллектуальной собственности дается следующая  трактовка авторского права: «Авторское право является той частью гражданского права, которая охраняет права создателей интеллектуальных произведений». На взгляд автора, не все интеллектуальные произведения охраняются авторским правом. Определенные результаты интеллектуальной деятельности охраняются патентным правом. Не подпадает под действие авторского законодательства регулирование и охрана фирменного наименования, знака обслуживания, товарного знака и других средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, работ или предоставленных услуг. Все перечисленное – объекты   гражданских, но не

авторских прав

_______________________

1. Гражданское право в 2-х томах /Под ред. Е.А.Суханова. М., 1993. Т.1. С.318

       Установить  объект авторского права через категорию «интеллектуальных произведений»2 означает выйти за пределы авторского права, хотя и в рамках гражданско-правовой системы.

       Безусловно, авторское право - часть гражданского права, определенный интерес представляет уяснение места авторского права в системе отрасли, в контексте интеллектуальной собственности.

       В России к настоящему времени в  основном завершена реформа законодательства об охране интеллектуальной собственности. В 1992—1993 гг. в Российской Федерации  принят блок законов по охране интеллектуальной собственности, в том числе Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г., Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 г., Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. Положения указанных законов получили развитие в целом ряде подзаконных актов, принятых президентом РФ, правительством РФ, Патентным ведомством РФ и некоторыми другими органами государственного управления. Полностью создание законодательной базы будет завершено тогда, когда будут приняты законы о служебных разработках, о порядке регистрации и использования фирменных наименований, окончательно урегулированы вопросы о правовом режиме открытий и рационализаторских предложений, а также приняты некоторые подзаконные акты по отдельным аспектам авторских, патентных и иных отношений.

       Сказанное, разумеется, не следует расценивать  как вывод о том, что в рассматриваемой  области решены все основные проблемы. Вопросов, которые еще только предстоит  решить, более чем достаточно. И главным из них является задача по воплощению в реальную жизнь тех закрепленных российскими законами об охране интеллектуальной собственности предписаний, которые впервые в истории России соответствуют требованиям цивилизованного общества. Не секрет, что именно сейчас, когда принят целый блок   отвечающих   современным   требованиям   законов,   в   нашей   стране наблюдается значительный рост числа нарушений авторских и патентных прав.

       Безусловно, одной из причин такого положения  является и слабое знание своих прав авторами, изобретателями, патентообладателями и иными лицами, создающими и использующими объекты интеллектуальной собственности1. Новое российское законодательство об охране интеллектуальной собственности, как правило, плохо освоено и юристами, которые обычно избегают браться за ведение довольно сложных дел данной категории.

       В своей работе автор постарался сделать  акцент на практическом анализе действующего российского законодательства об охране авторских и смежных прав.

       Объектом  исследования является авторское право и интеллектуальная собственность. Предметом исследования является установление сущности авторского права и отдельных авторских правомочий.

       Методологическую  основу дипломной работы составляют следующие методы исследования: исторический, диалектический, анализ и синтез, сравнительный и др.

       Дипломная работа состоит из четырех глав. В первой главе рассматривается  интеллектуальная собственность - как  объект правовой охраны гражданского права. Вторая глава отражает субъекты и объекты авторского права. В третьей главе рассматриваются вопросы прав авторов произведений, науки, литературы и искусства. В четвертой главе исследуется авторский договор, его виды и элементы.

Глава 1. Понятие авторского права

    1. Субъекты  авторского права
 

       Субъекты  авторского права могут быть представлены двумя группами: авторы и иные правообладатели. Субъектами авторского права являются лица, которым принадлежит субъективное авторское право в отношении  произведения. Обладателями субъективного  авторского права могут быть российские граждане, иностранцы, лица без гражданства, их наследники и иные правопреемники. Право на произведение для каждой категории субъектов возникает в связи с различными юридическими фактами - созданием произведения, переходом авторских прав по наследству, авторскому договору и т.д.

       Важнейшим субъектом авторского права1 являются авторы произведений. Автор - это физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Творцом произведения может быть любое физическое лицо независимо от возраста, гражданства и состояния дееспособности. Авторские права у создателя произведения возникают сразу, как только достигнутый творческий результат облекается в объективную форму, обеспечивающую его восприятие другими людьми. При этом закон не ставит никаких ограничительных условий для субъектов авторского права, например достижения определенного возраста, дееспособности, обнародования произведения и т.п.

       Возможность граждан обладать авторскими правами  входит в содержание гражданской  правоспособности, а последняя не зависит ни от возраста, ни от состояния здоровья человека. Для превращения этой абстрактной в конкретное субъективное право необходим юридический факт. Роль такого факта выполняет создание произведения, т.е. юридический поступок, а не сделка. Но поскольку юридические поступки могут совершаться и недееспособными лицами, конкретные субъективные авторские права возникают независимо от возраста и состояния дееспособности.

       Однако  независимо от того, в какой конкретной форме это будет сделано, уже  сейчас в отечественной юриспруденции, равно как и в зарубежной юридической  науке, наметились два основных подхода к рассматриваемому понятию. Одни ученые приветствуют закрепление в законе данного понятия и не усматривают в использовании законодателем термина «интеллектуальная собственность» каких-либо элементов ненаучного подхода. По мнению других ученых, данный термин является изначально неточным и ненаучным, в связи с чем он может применяться лишь в политических актах, но никак не в правовых нормах, имеющих практическую направленность.

       Следует отметить, что данный спор возник не сегодня, а уходит своими корнями  еще к концу XIX века. Уже тогда понятие интеллектуальной собственности и его составляющие — литературная (художественная) и промышленная собственность — которые широко использовались в законодательстве многих стран мира и в важнейших международных конвенциях, подвергались резкой критике со стороны ряда известных ученых. Однако прежде чем обратиться к анализу доводов, приводимых обычно сторонниками и противниками рассматриваемого понятия и, надо сказать, мало изменившихся за прошедшее столетие, целесообразно хотя бы вкратце осветить генезис понятия «интеллектуальная собственность»1.

       Происхождение самого термина «интеллектуальная  собственность» обычно связывается  с французским законодательством  конца XVIII века, что во многом является справедливым. Действительно, традиция проприетарного подхода к авторскому и патентному праву не только родилась во Франции, но и опиралась в своей основе на теорию естественного права, которая получила свое наиболее последовательное развитие именно в трудах французских философов-просветителей (Вольтер, Дидро, Гольбах, Гельвеции, Руссо).

       Так, во вводной части французского патентного закона от 7 января 1791 г. говорилось, что  «всякая новая идея, провозглашение и осуществление которой может  быть полезным для общества, принадлежит  тому, кто ее создал, и было бы ограничением прав человека не рассматривать новое промышленное изобретение как собственность его творца». Логическим следствием такого подхода стало закрепление во французском законодательстве понятий литературной и промышленной собственности. Справедливости ради нужно, однако, отметить, что еще раньше идея об авторском праве как «самом священном виде собственности» была воплощена в законах некоторых штатов США. Так, в законе штата Массачусетс от 17 марта 1789 г. указывалось, что «нет собственности, принадлежащей человеку более, чем та, которая является результатом его умственного труда». Аналогичные конструкции были закреплены также в законодательстве Саксонии, Пруссии, Дании, Норвегии и ряда других стран.

       Родиной первых авторского и патентного законов в их современном смысле по праву считается Англия. Именно здесь еще в 1623 г. при короле Якове Стюарте был принят «Статут о монополиях», которым провозглашалось исключительное и независимое от воли короля право каждого, кто создаст и применит техническое новшество, монопольно пользоваться в течение 14 лет выгодами и преимуществами, доставляемыми таким новшеством. В 1710 г. в Англии появляется и первый авторский закон, известный под названием «Статут королевы Анны», которым автору предоставлялось исключительное право на публикацию произведения в течение 14 лет с момента его создания с возможностью продления этого срока еще на 14 лет при жизни автора. Вслед за Англией патентные и авторские законы ???? приняты в ряде других европейских стран и в США.

       Оценивая  значение этих первых законов, следует  отметить, что основной их целью  было ограждение интересов издателей  и промышленников. Как правило, именно они, а не авторы и изобретатели выносили на рынок результаты творческого  труда и потому нуждались в монополии на их реализацию.

       Подход  к авторскому и патентному праву  как к собственности получил  наибольшее распространение в XIX веке1. Авторские и патентные законы большинства европейских стран в той или в иной степени приравнивали права создателей творческих достижений к праву собственности, а иногда и прямо относили их к движимому имуществу. В 1883 г. была принята Парижская конвенция по охране промышленной собственности, которая продолжает оставаться важнейшим международным соглашением в области охраны промышленных прав. Традиция проприетарного подхода к авторскому и патентному праву достаточно сильна и в настоящее время. Термин «интеллектуальная собственность»1 широко используется в законодательстве, в научной литературе и в практике многих стран. В 1967 г. в Стокгольме была подписана Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), в соответствии с которой объектами охраны являются права, относящиеся к конкретным результатам творческой деятельности в производственной, научной и художественной областях.

       Однако, как уже отмечалось, несмотря на свое широкое распространение, понятие  интеллектуальной собственности практически  сразу же с момента своего появления  подверглось критике со стороны  многих ученых. Противники данного понятия обычно указывали и продолжают подчеркивать в настоящее время, что нельзя отождествлять правовой режим материальных вещей и нематериальных объектов, каковыми являются по своей сути авторские произведения и различные технические новшества; что в отличие от права собственности, которое в принципе бессрочно и не подвержено каким-либо территориальным ограничениям, права авторов, изобретателей и их правопреемников изначально ограничены во времени и в пространстве; что авторские и патентные права защищаются с помощью совершения иных правовых средств по сравнению с теми, которые применяются для защиты права собственности; что право на творческий результат неразрывно связано с личностью его создателя и т.п. Реагируя на эти в общем-то справедливые замечания, сторонники теории интеллектуальной собственности стали подчеркивать, что речь в данном случае идет о собственности особого рода, которая требует специального регулирования в виду ее нематериального характера, из-за того, что объектами права собственности владельцев патентов, субъектов авторского права и товарных знаков являются неосязаемые и бестелесные вещи.

       Свое  логическое завершение подобный подход нашел в теории интеллектуальных прав, в соответствии с которой права авторов, изобретателей, патентообладателей и т.д. должны быть признаны правами sui generis, т.е. правами особого рода, находящимися вне классического деления гражданских прав на вещные, обязательные и личные. Теория особых интеллектуальных прав, многие сторонники которой вообще выступают против использования термина «интеллектуальная собственность»1, является в наши дни одной из наиболее распространенных.

       В этой связи небезынтересно проследить за тем, как менялось отношение к  понятию интеллектуальной собственности  в отечественном законодательстве и в юридической науке. Российское законодательство XIX века прямо относило права авторов, изобретателей, владельцев фабричных рисунков и моделей и т.д. к праву собственности. В частности, содержание прав авторов раскрывалось в примечании к ст. 420 т. X ч. 1 Свода законов Российской Империи, которая давала общую характеристику права собственности. Попытки подвести права на творческие достижения под вещное право предпринимались также при составлении проектов Гражданского Уложения и специальных законов об охране прав на творческие результаты, которые разрабатывались в России в конце XIX — начале XX веков. Однако уже тогда такой подход был отвергнут, так как большинство ученых высказывалось в пользу использования в законодательстве более точного термина «исключительные права»2. Понятия литературной и промышленной собственности практически перестали применяться для обозначения авторских, изобретательских и патентных прав, а если и использовались, то в основном в качестве объекта для критики. Отношение к понятию интеллектуальной собственности в советский период развития российского законодательства было однозначно отрицательным. Помимо ссылок на его неточность, большинство авторов подчеркивали еще и буржуазную, эксплуататорскую сущность данного понятия. Единственное исключение в этом плане составляли нормы авторского права, которые были сосредоточены в специальном законе, а с середины 60-х годов — в особом разделе Гражданского кодекса РСФСР 1964г.

       Впервые после длительного перерыва термин «интеллектуальная собственность»1 появился в Законе СССР «О собственности в СССР» от 6 марта 1990 г. В ст. 2 данного закона, посвященной законодательству о собственности, было указано, что «отношения по созданию и использованию изобретений, открытий, произведений науки, литературы, искусства и других объектов интеллектуальной собственности регулируются специальным законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик». Принятый вскоре Закон РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 г.4 наряду с повторением в п. 4 ст. 1, в сущности, той же мысли, в ч. 2 п. 4 ст. 2 дополнительно разъяснял, что «объектами интеллектуальной собственности являются произведения науки, литературы, искусства и других видов творческой деятельности в сфере производства, в том числе открытия, изобретения, рационализаторские предложения, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, экспертные системы, ноу-хау, торговые секреты, товарные знаки, фирменные наименования и знаки обслуживания». Оставляя в стороне вопросы об уместности помещения данной нормы в Законе о собственности и корректности перечня, названных в ней объектов правовой охраны, отметим лишь, что с самого начала и союзное, и российское законодательство исходили из того, что интеллектуальная собственность на результаты творческой деятельности и иные, приравненные к ним объекты, с одной стороны, и собственность на имущество, с другой стороны, являются, хотя и близкими, но разными правовыми институтами.

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru