По алфавиту:

Указатель категорий Государство и право

Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государство и право
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Курсовая работа

Выдержка из работы.

Министерство  образования Российской Федирации

Универсальный Институт Иновационных технологий

Факультет: Юриспруденция 
 
 
 
 

Курсовая  работа

Тема:

Виды  политических режимов 
 
 
 

Выполнила студентка

2курса,  дневного отделения

Факультета  Юриспруденции 

Научный руководитель: 
 

Москва, 2008г. 

                             
 

П Л А Н :

1. Введение,

2.  Типология политических  режимов,

1. Деспотический  режим

2. Тиранический  режим

3. Тоталитарный  режим

4. Фашистский (расистский) режим

5. Авторитарный  режим

6. Либеральный режим

7. Демократический  режим

8.Феодализм

9.Плутократия

10.Диктатура

11.Корпоратохратия

12.Меритократия

13.Олигархия

14. Охлократия 

15. Анархизм

3. Заключение,

4. Список литературы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

Человечество  уже   тысячелетия   ищет   наиболее   совершенные   формы

государственной организации общества. Эти формы  меняются с развитием  самого

общества. Форма правления, устройства государства, политический режим –  это

способ  властвования, который характеризует  взаимоотношения правящей элиты и населения и представляет собой совокупность методов практического осуществления государственной власти. 

Политический  режим определяет уровень политической свободы в обществе, правовое положение  личности, дает ответы на вопросы о  том, каким образом осуществляется государственная власть, в какой мере население допускается к управлению делами общества, и в том числе к правотворчеству. 

Термин  «политический режим» появляется в  научном обороте в 60-е гг. XX века, категория, «политический режим», по мнению некоторых ученых; в силу синтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим.

Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому подходам к пониманию  политического (государственного) режима.

Широкий подход относит политический режим  к явлениям политической жизни и  к политической системе общества в целом. Узкий – делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций. Таким образом, для характеристики формы государства имеет важное значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком понимании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).

На протяжении многовековой истории существования государства как социального явления находили применение множество видов политического режима.

  1. Деспотический режим (от греч. – неограниченная власть). Этот режим характерен для абсолютной монархии. При деспотии власть осуществляется исключительно одним лицом. Но поскольку фактически деспот один управлять не может, он вынужден перепоручать некоторые управленческие дела другому лицу, пользующемуся у него особым доверием (в России это были Малюта Скуратов, Меншиков, Аракчеев). На Востоке это лицо называли визирем. За собой деспот непременно оставлял карательную и налоговую функции. Воля деспота произвольна и иной раз проявляется не только как самовластие, но и как самодурство. Главное в деспотическом государстве – повиновение, исполнение воли правителя. Но есть сила, способная противостоять воле деспота, это – религия, она является обязательной и для государя.

Для деспотии характерно жестокое подавление любой  самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Санкции, применяемые при этом, потрясают своей суровостью, причем они, как правило, не соответствуют содеянному, а определяются произвольно. Главной санкцией, применяемой наиболее часто, является смертная казнь. При этом власть стремится к ее наглядности, с тем чтобы посеять в народе страх и обеспечить его повиновение.

Деспотический режим характеризуется полнейшим  бесправием подданных. Отсутствие элементарных прав и свобод сводит их на положение  скотины. Речь может идти лишь об удовлетворении физиологических потребностей, да и то не в полной мере.

Деспотия  – это в основном уже историческое прошлое. Современный мир ее не приемлет. 

2. Тиранический режим (от греч. – мучитель) устанавливается, как правило, на территории, подвергшейся военному завоеванию. Он основан на единоличном правлении, однако характеризуется наличием института наместника, а не института доверенного лица (визиря). Власть тирана жестокая. Стремясь подавить сопротивление, он казнит не только за выраженное неповиновение, но и за обнаруженный умысел на этот счет, т. е. превентивно, чтобы посеять страх среди населения.

Овладение территорией и населением другой страны связано, как правило, с физическим и моральным насилием не только над  людьми, но и над обычаями народа. Когда новые правители вводят порядки, противные образу жизни и мыслей людей, особенно если навязывают иные религиозные нормы, народ переживает тираническую власть очень тяжело (Османская империя). Законы не действуют, поскольку тираническая власть, как правило, не успевает их создать.

Тираническое  правление воспринимается народом  как гнет, а тиран как угнетатель. Такой режим также существовал  на ранних этапах развития человечества (древний мир, раннее средневековье). По сравнению с деспотией тирания  представляется все же чуть менее суровым режимом. «Смягчающим обстоятельством» служит здесь факт угнетения не своего, а чужого народа. 

Типы  тираний 

Известно  несколько исторических типов тирании:

  • раннегреческая (или старшая) тирания;
  • проперсидская тирания в завоёванных персами греческих городах Малой Азии и на островах Эгейского моря;
  • позднегреческая (или младшая) тирания.

Анархизм — идея о том, что общество может и должно быть организовано без государственного принуждения. Помимо этого конкретные анархисты могут иметь дополнительные критерии того, что включает в себя анархизм, и они часто не согласны друг с другом относительно этих критериев. Существует много типов и традиций анархизма. Не все они взаимоисключающие. Анархизм обычно считают леворадикальной идеологией, поскольку его взгляд на политику и экономику является анти-авторитарной интерпретацией коммунизма, коллективизма, синдикализма и общественной экономики (например, анархо-коммунисты, анархо-синдикалисты и др.). В то же время анархизм всегда включал в себя индивидуалистическую черту. Некоторые анархисты выступают в поддержку капитализма (например, рыночные анархисты, анархо-капиталисты, агоризм и др.) и других ориентированных на рынок экономических структур (например, мутуалисты). По словам анархиста XXI века Синди Милштейн, анархизм — «политическая традиция, постоянно находившаяся в месте соприкосновения индивидуального и общественного». Какая-то часть анархистов, пананархисты и анархисты без прилагательных как не отстаивают, так и не возражают против каких бы то ни было форм общественной организации в рамках идей анархизма. Направления анархистской философской мысли включают в себя широкий спектр идей от крайнего индивидуализма до полного коллективизма. Одна часть анархистов отрицает любые виды принуждения и насилия. Другая часть анархистов в некоторых случаях наоборот поддерживает его, выступая в частности за насильственную революцию на пути к анархии. 

Суть  анархизма 

Анархизм  — политическая философия, основывающаяся на свободе и имеющая своей целью уничтожение всех типов принуждения и подавления. Анархизм предлагает заменить сотрудничеством индивидов власть, существующую за счёт подавления одних другими и благодаря привилегиям одних по отношению к другим. Это означает, что, по убеждению анархистов, общественные системы и институты должны основываться на заинтересованности и добровольном согласии (метод пряника, поощрение) каждого их участника, а власть (метод кнута, принуждение) должна быть ликвидирована как таковая во всех её проявлениях. 

Пять  базовых принципов 

Теория  анархизма вращается вокруг пяти базовых принципов[источник?]:

  • отсутствие власти
  • свобода от принуждения
  • свобода ассоциаций
  • взаимопомощь
  • разнообразие

Отсутствие  власти имеет ввиду как отказ анархического сообщества от процедуры принятия решений большинством голосов, так и принципиальную невозможность для анархистов использовать принуждение и насилие иначе как в виде ответных мер воздействия по отношению к агрессорам. Анархизм исключает призыв к построению общества тоталитарного типа, при котором все должны были бы выглядеть одинаково и делать одно и то же. Анархизм, наоборот, предполагает разнообразие, при котором освободившиеся от принудительно-властных отношений сообщества будут в состоянии решать вопросы самообороны, самообеспечения и коллективной безопасности собственными силами. Различные формы демократии — как формы власти — для анархического сообщества рассматриваются как неприемлемые.

Свобода от принуждения предполагает отказ  от принуждения людей к участию  в общественных мероприятиях или  структурах против их воли.

Свобода ассоциаций предполагает, что в анархическом обществе ассоциации для удовлетворения всех общественных потребностей, любые общественные структуры должны создаваться свободно объединившимися людьми, обладающими равным правом определять будущее общества. 

Анархисты полагают, что власть должна распределяться на низовом уровне, что ассоциации людей должны расти снизу вверх, а не наоборот. В качестве более крупных форм организации (вплоть до всемирных) анархисты предлагают создание федераций свободных коллективов, которые могут брать на себя управление сбором и утилизацией отходов, развитием компьютерных технологий, использованием природных ресурсов, самообороной или промышленным производством. Федерации основываются на тех же базовых принципах, но действуют через представительство от коллективов. Представители (делегаты), в анархическом понимании, являются не профессиональными политиками, а членами своих коллективов, выбираемыми лишь на время, чтобы представлять свой коллектив в определённых вопросах на уровне федерации. 

Два последних принципа взаимосвязаны. Взаимопомощь — синоним сотрудничества. Когда люди работают вместе, они в ряде случаев могут достичь гораздо больших результатов. Разнообразие — ключ к выживанию в будущем. Стремление власти нормировать всё и применить принцип конвейера ко всем сторонам общественной жизни отчуждает и разобщает людей. Это стремление также во многом является причиной разрушения окружающей среды. Разнообразие является более экологичной формой организации. Отказываясь от того, чтобы загонять реальность в государственно-бюрократические рамки понятий о порядке, навязываемые верховной властью, анархисты полагают, что общественные организации более эффективно удовлетворяют интересы своих участников, когда те имеют возможность формировать их по своему усмотрению. Когда люди живут разнообразно, они взаимодействуют более естественно и непосредственно. Кроме того, разнообразие людей приводит к тому, что их становится сложнее контролировать. 

Анархизм возможен лишь при так называемой «пространственной неопределенности», то есть когда невозможен никак тотальный контроль «сверху». К сожалению, развитие современных технологий лишь усиливают данный контроль, как бы не давая возможности такому строю, как анархизм. Между тем, в сообществе свободных технологий есть другая неопределенность: между заказчиком и потребителем товара. Так что в этом смысле, как строй, анархизм в современном обществе возможен. 
 

Заключение 

          Современные политологи выделяют  два наиболее общих политических  режима: демократический и антидемократический. Среди демократических самыми распространенными в мире являются парламентский и президентский режим. Антидемократические, в свою очередь, подразделяются на авторитарный и тоталитарный.

Политический  режим как способ функционирования той или другой политической системы определяется как социальными факторами соответствующего государства, так и нравственными, моральными и мировоззренческими устоями общества. В абсолютно чистом виде политические режимы, как правило, редкость. Поэтому при их характеристике используются двойные понятия: либерально-демократический, демократически-авторитарный и т.п.

Через политические режимы правящие субъекты оказывают непосредственное воздействие  на народ в целом и каждого  человека в отдельности.

 Демократия, как свидетельствует исторический  опыт цивилизаций, дает более  широкий выход энергии и социальному  творчеству личности, чем другие  типы политических режимов. Она  выступает мощным средством преодоления  различных видов диктатуры и  деспотических правлений.

 Обстановка  в мировом сообществе конца  XX века свидетельствует, что антидемократические  режимы исторически и политически  изжили себя. Мир эволюционирует  в сторону цивилизованной демократии. В этой связи возникает надежда,  что следующее столетие станет окончательной ее победой. Следовательно, и типология политических режимов уйдет в прошлое. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы: 
 

http://ru.wikipedia.org/wiki/Политический_режим (учебная литература)

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru