По алфавиту:

Указатель категорий Государство и право Шпаргалка по теории государства и права

Шпаргалка по теории государства и права

Тип работы: Реферат
Предмет: Государство и право
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

1. Понятие и предмет общей ТГиП.
ТПиП дает общие понятия для всех общих юр наук (УП, ГП, АдмП и др). вырабатывает юр мышление – умение следить за событиями, фактами, видеть их юр сторону. (права и обяз-ти, нормы права). Это не только основная наука юриспруденции, но и сложная (объемная). Дает необ-ые пояснения и категории. Это абстрактная дисциплина, объясняет Г и П в общем. ТГиП изучает закон-ти и случайности гос-прав-ой действ-ти.

Выдержка из работы.

1. Понятие и предмет общей ТГиП.

ТПиП  дает общие понятия для всех общих  юр наук (УП, ГП, АдмП и др). вырабатывает юр мышление – умение следить за событиями, фактами, видеть их юр сторону. (права и обяз-ти, нормы права). Это не только основная наука юриспруденции, но и сложная (объемная). Дает необ-ые пояснения и категории. Это абстрактная дисциплина, объясняет Г и П в общем. ТГиП изучает закон-ти и случайности гос-прав-ой действ-ти. К опре-ию предмета учёные подходят по-разному. Согласно А. Б. Венгерову,Предмет ТГиП — изучает наиболее общие закон-сти возникновения, развития и изменения Г и П, а также тесно связ-ых с ними иных соц-ых явлений. Предмет теории государства и права неоднороден. Основное деление внутри неё проходит между теорией Г и теорией П. В своем учебнике Н.И. Матузов, А.В. Малько указывают, что в качестве предмета ТГиП выступают 2 блока объективной действии-ти: 1) Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функц-ия Г и П; 2) система основных понятий юриспруденции, к-ые пронизывают все юр науки. Особенность предмета ТГиП явл то, что Г и П исследуются во взаимосвязи, как доп-ие д/д соц институты.

2. Общая теория государства  и права как  наука.

ТГиП  изучает общие законом-сти возник-ия, развития, назначения и функц-ия ГиП. Она как бы вычленяет ГиП из всей системы общест-ых явлений и исследует их внутренние законом-ти. Предметом науки ТГиП служит многостороннее и сложное взаимод-ие О и Г, роль и место ГиП в полит-ой системе О. Она изучает не только гос-но-правовые явления и процессы, но и представления людей о них. В ее предмет входит общес-ое, групп-ое и индив-ое полит-ое и прав-ое сознание. Единство предмета ТГиП обусловл-ся ее практическим и научно-понятийным единством. ТГП подразделяется на две относительно самост-ые струк-ные части: теорию государства (гос-твоведение) и теорию права (правоведение). Именно отмеченные единство и дифференциация позволяют изучать Г в его правовом оформлении и юр-ом закреплении, а право — в его гос-ом обеспечении, гарантировании, не мешая при этом углубленному и детальному анализу и Г, и П. Итак, предметом ТГиП выступают такие явления общес-ой жизни, как ГиП, основные закономерности их возник-ия и развития, их сущность, назначение и функц-ие в О, а также особенности полит-ого и прав-ого сознания и прав-ого регулир-ия.

3. Теория государства  и права в системе  юридических наук, ее задачи и  функции. Юр науки — часть гуман-ых наук, поскольку ГиП выступают соц-ыми институтами. В свою очередь юр науки можно подразделить на след-ие виды: — ТГиП; - историко-прав-ые науки(ИПН) (история ГиП, история полит-их и прав-ых учений); - отрас-ые юр-ие науки (конст-ное, граж-ое, админ-ое и др отрасли права); - прикл-ые науки (криминалистика, суд медицина, суд психиатрия, правовая кибернетика и т.п.). Место ТГиП в системе юр наук. Общность ТГиП и ИПН состоит в том, что они рассм-ают ГиП в целом, как бы не имеют границ во времени в познав-ой деят-ти. Различие выражается в том, что ИПН изучают процесс развития гос-прав-ых форм в хронол-ом порядке (т.е. применяют преимущ-но истор-ий метод), теория же дает обобщение этих процессов, исследует сущность ГиП, законом-ти их функц-ия и т.п. (т.е. применяет преимущ-но логич-ий метод). По отно-ию к отрас-ым юр наукам ТГиП выступает как обобщающая. Во-первых, она изучает наиболее общие закон-ти развития и функц-ия ГиП. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с опр-ой сферой общес-ых отн-ий, с рамками соотв-ей отрасли права. Во-вторых, ТГиП исследует общие для всех отрас-ых наук проблемы (нормы права, правоотн-ия, юр ответ-сть и т.д.). В-третьих, она играет методолог-ую роль в юр-ии. Вместе с тем ТГиП формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, исходит из факт-ого материала, содерж-ося в них. Взаимод-ие же ТГиП с прикладными науками в значительной мере явл опосредованным, осущес-ым ч/з отрас-ые науки. Функция – деят-сть. Самост-ые направления в исследовании деят-ти. Осн-ые направления исслед-ой деят-ти (ф-ии ТГП): Онтологическая (познавательная) - познать суть явления. “Что есть ГиП”. Гнесиологическая (объяснительная) - объясняет сущность, почему она именно такова. Эвристическая (творческая) - открытие закономерностей. Прогностическая (предсказательская) - познания переходят в практику, гипотезы для будущего. Политическая (управленческая) - для осуще-ие права на практике. Даёт рекомендации для лучшего его осуществления. Методологическая. Учебная – юр-ая - даёт общетеор-ую подготовку студентов ч/з развитие абстрактного мышления. 4. Понятие и структура  методология теории  государства и  права.

Сущ-ует  неск-ко подходов к пониманию методологии. Нек-ые полагают, что метод-ия – не только совок-сть методов, но и наука, применяемая в действ-ти. Методы: 1. дедуктивный – знания выводятся из уже имеющихся сведений. 2. Позитивистский – получение знаний из самого опыта, его изучения. Вся совок-ть методов м б разбита на 3 гр.:  I). Общефил-ий (то же что диалектическая логика): 1) З-ны: a)единства и борьбы противопол-ей (мир – всегда в движении, но в круговом – по Аристотелю) б) переход колич-ва в качество c) отрицание отрицания (новое всегда отрицает старое и наоборот). 2) Содержание и формы (по Гегелю: всякая форма содерж-на, всякое содержание – формировано). 3)Сущность и явление (в каждом из явлений можно выделить сущность, опр-ие законом-ти). 4) Общее и единичное. Вот эти элементы применяются при изучении Г и правовой системы. II.Общенаучные методы, из к-ых самый применяемый - 1)Теория систем или системный анализ: a)элементы и стр-ра (всякая система состоит из элементов, нах-ся в стр-ре), где элемент – наименьшая дробная часть целого, сохр-ая качест-ные признаки целого (правовая норма, гос-ый институт) б)динам-ая устойчивость и надежность; они находятся в обратной зависимости. Динам-ая устойчивость – способ-ть системы приспосаб-ся к изменениям среды, а надежность хар-ет способ-ть системы выдерживать нагрузки c) управ-ия и самоупр-ия. Управ-ие – поддержание системы в заданном состоянии. Самоуп-ие - механизм приспос-ия системы к среде. 2)Сравн-ое правоведение, к-ое нужно для сравнения полож-ого прав-ого опыта др стран и выявление их сильных и слабых сторон и выработка рекомендаций по их улучшению, а вторая задача: постепенное сближение правовых систем разных стран. III. Колич-ые методы (с помощью ЭВМ) – возм-ть автом-ого поиска норм-ых актов, а в последствии автомод-ие юр норм.

5. Частнонаучные методы познания государства и права.

Традиционен для юр науки формально-юр-ий метод. Иссл-ие внутреннего строения прав-ых норм и права в целом, анализ источников (форм права), форм-ой опр-ти права как его важнейшего св-ва, методы систем-ии норм-ого материала, правила юр-ой техники и т. п. — все это конкр-ые проявления ФЮМ. Он применим и при анализе форм гос-ва, при опр-ии и юр-ом оформлении компетенции органов гос-ва и т. д. ФЮМ вытекает из самой природы ГиП, он помогает описать, классиф-ать и систем-ать гос-прав-ые феномены, исследовать их внеш-ю и внут-ю формы. В наше время, когда закономерно усиливаются интеграционные процессы, возрастает роль метода сравн-ого гос-воведения и правоведения, к-ый имеет свои объектом сходные гос-но-прав-ые институты разл-ых стран. С логич-ой (.) зрения, названный метод основ-ся на последов-ном изучении и сопоставлении большого числа сходных объектов. Например, достоинства и недостатки гос-ых и правовых институтов нашей страны трудно установить без сравнения их с анало-ыми институтами др стран. Значение данного метода возрастает, когда возникает необх-ть в полит-их и прав-ых реформах. Вместе с тем сравн-ое государствоведение и правоведение не имеет ничего общего с бездумным заимствованием иноземного опыта и механическим переносом его в наши специф-ие истор-ие, национ-ые и соц-но-культ-ые условия.

6. Организация власти  в первобытном  обществе.

Любое человеческое О д б каким-либо образом орг-но, т.е. орган-но оформлено. В противном случае оно обречено на превращение в стадо, толпу. Истор-ки первой формой орг-ии догос-ого О явл-сь родовая община. Личная, родств-ая связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали также коллек-ый труд, общее произ-во и уравнит-ое распределение. Власть в первобытном О олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) явл-сь все его члены. Здесь субъект и объем власти полностью совпадали, поэтому она была по своей природе непосред-но общес-ой, т.е. не отделенной от О и не полит-ой. Единст-ым способом ее реал-ии было общес-ое самоуправ-ие. Ни профес-ых управленцев, ни особых органов принуждения тогда не сущ-ло. Высшим органом общ-ой власти в роду было собрание всех взрослых членов О — мужчин и женщин. Собрание — столь же древнее установление, как и сам род. Оно решало все основные ?ы его жизнедеят-ти. Решения собрания были обязат-ыми для всех, так же как указания вождя. Хотя общес-ая власть не имела спец-ых принуд-ых учреждений, она была вполне реальной, способной к эфф-ому принуждению за нарушение сущ-их правил поведения. Наказание неукоснительно следовало за совер-ые проступки, и оно м б достаточно жестким — смертная казнь, изгнание из рода и племени. В больш-ве же случаев было достаточно простого укора, замечания, порицания. Никто не имел привилегий, и поэтому никому не удавалось избежать наказания. Зато род как один человек вставал на защиту сородича, и никто не мог уклониться от кровной мести — ни обидчик, ни его родичи.

7. Социальные нормы  в первобытном  обществе.

Несложные отношения первобытного О регул-ись  обычаями — исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими  в привычку в рез-те воспитания и  многократного повторения одних и тех же действий и поступков. Уже на ранних стадиях развития О приобретают значение обычаев навыки коллек-ой труд-ой деят-ти, охоты и пр. Обычаи догос-ого О имели хар-ер нерасчлен-ых "мононорм", были одновременно и нормами орг-ии обще-ой жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Правда, особое место занимало такое ср-во обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув на самой заре истории челов-ого О, табу сыграло огромную роль в упорядочении половых отн-ий, строго запрещало брак с кровными родственниками (инцест). Благодаря табу первобытное О поддерживало необх-ую дисциплину, обеспеч-ую добычу и воспроиз-во жизненных благ. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища зверей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного существования людей.

8. Причины разложения  первобытного общества  и возникновение  государства.

В рез-те эволюц-ого развития человек для  удовлет-ия своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовых жив-ых и раст-ых форм к подлинно труд-ой деят-ти, направ-ой на преобр-ние природы и произв-во орудий труда, пищи и др. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общес-ого труда — отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена — торговли (купцов). Такие крупные события в общес-ой жизни имели столь же крупные многочис-ые последствия. В изменив-ся условиях возросла роль мужского труда, к-ый стал явно приоритетным по сравнению с женским домашним. В связи с этим матриарх-ый род уступил место патриарх-ому, где родство уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Но еще более важным было, пожалуй, то, что родовая община постепенно начинает дробиться на патриарх-ые семьи (землед-ев, скотоводов, ремесле-ов), интересы к-ых уже не полностью совпадают с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины. Наконец, наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, повышения его производ-ти. Прибавочный продукт как следствие роста производ-сти труда обусловил появление эк-ой возможности для товарообмена и присвоения рез-ов чужого труда, возникн-ия частной собств-ти, соц-ого расслоения первобытного О, образования классов, зарождения ГиП. И все же причины зарождения ГиП коренятся не только в матер-ом произв-ве, но и в воспроиз-ве самого человека. В частности, запрещение инцеста (кровосмешения) не только способствовало выживанию и укреплению рода челов-ого, но и оказало многоплановое воздействие на развитие О, струк-ру его внутренних и внешних отн-ий, культуру. Родовая орг-ия О трансформир-ась в Г эволюционно, сохраняя истор-ую преемств-сть, проходя переходные стадии. Одной из таких переходных, предгос-ых форм была, по мнению Л. Моргана, "военная демократия", где органы родового общес-ого самоуправ-ия еще сохран-ся, но постепенно набирают силу новые предгос-ые стр-ры в лице военачальника и его дружины. Здесь появились зачатки военно-насильст-ого принуждения и подавления, ибо традиц-ая родовая орг-ия самоуп-ия уже не в состоянии была разрешить возник-ие противоречия, все более разрушающие вековые порядки. 

9.Пути  и формы возникновения  государства.

Формир-ие Г — длит-ый процесс, к-ый у разл-ых народов шел разными путями. Ныне доминирует мнение, что одним из осн-ых явл-ся вост-ый путь возник-ия Г, "азиатский способ произ-ва" (вначале — Древний Восток, затем — Африка, Америка, Океания). Здесь очень устойчивыми, традиц-ыми оказались социально-эк-ие отн-ия и стр-ры род-ого строя — земельная община, коллек-ная собств-ть. Управ-ие общест-ой собст-ью становилось важнейшей ф-ией родоплем-ой знати, к-ая пост-но превращалась в обособ-ую соц-ую группу (сословие, касту), а ее интересы все более обособлялись от интересов остал-ых членов О. Следовательно, восточный (азиатский) вариант возникнния гости отличается от др вариантов главным образом тем, что здесь родоплеменная знать, испол-шая общ-ые должности, плавно трансформир-ась в гос-ые органы (гос-но-чиновничий аппарат), а обще-ая (коллективная) собств-сть тоже постепенно превращалась в гос-ую. Частная собст-ть тут не имела сущес-ого значения. На рассматр-ый путь зарождения Г значит-ое влияние оказали географ-ие условия, необход-ть выполнения крупномасштабных общест-ых работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопр-их возникн-ие самостоят-ой и сильной публичной власти. Восточные гос-ва заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, эк-ую основу их составляла гос-ая собств-ть. Здесь, по сути, не наблюдалось отчетливо выраженной классовой диффер-ии. Г одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т.е. само Г выступало орг-ром произв-ва. По др истор-ому пути шел процесс возникн-ия Г на территории Европы, где главным гос-вообразующим фактором было классовое расслоение О, обусловленное интенсивным формир-ием частной собств-ти на землю, скот, рабов. По мнению Ф. Энгельса, в наиболее "чистом" виде этот процесс проходил в Афинах. В Риме на возник-ие классов и гос-ва большое влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества — патрициев и плебеев. В рез-те побед последних в нем утвердились демократ-ие порядки: равноправие всех свободных граждан, возможность каждого быть одновр-но землевлад-ем и воином и др. Однако к концу II в. до н. э. в Римской империи обострились внутренние противоречия, повлекшие создание мощной гос-ой машины. По вопросу возник-ия Г на территории Западной и Восточной Европы в лит-ре высказаны две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом регионе в ходе разложения первобытных отн-ий зарождалось феодальное Г (это относится прежде всего к Германии и России). Приверженцы второй полагают, что после разложения родового строя здесь наступает предшест-щий феодализму длительный период, в ходе к-ого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь во владении землей, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю. Этот период они называют профеодализмом, а Г — профеодальным. Т о, на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриарх-ой семьи, военных захватов, запрета инцеста и др факторов происходит расслоение перв-ого О, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая орг-ия соц-ой жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая орг-ая форма О – Г.

10. Признаки, отличающие  государство от  родовой организации  власти.

При всем многообразии форм возникших государств всем им присущи нек-ые св-ва, к-ые весьма сущ-но отличали их от первоб-ой орг-ии публичной власти: 1. Если первобытно-общинная орг-ия власти основ-ась на кровном родстве всех членов родоплеменного объединения, то Г — на террит-ой общности своих граждан или подданных. Терр-ия предопр-ет пространст-ые пределы, границы, отделяющие одно Г от др, порядок формирия и стрру органов гос-ва, их задачи и ф-ции. Следует подчеркнуть, что признаком гос-ва явл-ся не территория сама по себе, а деление нас-ия по месту их проживания, устанав-ющее принадлежность граждан опр-му гос-ву. 2. Г — это особая орг-ия публичной власти, к-ая уже не совпадает со всем населением, носит полит-ий хар-ер. Ее специфика в следующем: — если общес-ая власть первоб-ного строя выражала интересы всего О и в ее формир-ии принимало участие все взрослое нас-ие, то полит-ая власть представляет в первую очередь корпоратые интересы опрой части, соцой группы, класса; — реал-ия полит-ой власти осущ-ся особым аппаратом гос-ых служащих, к-ые отделены от О и, будучи не заняты непоср-но в общес-ом произ-ве, професс-но выполняют управл-ие ф-ии, получая за это ден-ое вознагр-ие; — обеспечение решений полит-ой власти осущ-ся с пом специально созданного карательного аппарата, аппарата насилия (армия, милиция, разведка, тюрьма и т.д.). Для содержания многочисл-ого аппарата гос-ых служащих, представляющего полит-ую власть, необх-мы налоги, сборы, различные обложения.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
37. Механизм гос-ва  и гос аппарат.

 Механизм  гос-ва - это система гос-ых органов,  гос учреждений, матер ср-в, с  пом к-ых осущ-ся задачи и ф-ции гос-ва  (чиновники, особый слой людей, к-ый выдлился из О для того чтобы управ-ть и только для этого). В его стр-ре выделяется гос аппарат (все органы гос-ва) – испол-распред органы (в узком смысле - прав-во, министерства, ведомства)-осущ-ют постоянное управление.

38. Органы гос-ва, его  понятие и признаки.

Гос орган  – это первичный элемент механ  гос-ва, облад-щий гос-но властными  полномочиями, наделенный компетенцией в осущ-ии задач и ф-ций Г. Признаки: 1. Главный опр-щий признак органа Г  - это гос-но властные полномочия, выраж-ся в том, что орган Г издает обяз-ые предписания, веления. За этими предписаниями стоит авторитет Г 2. гос орган воздейств-ют на поведение людей, управл-ет людьми. 3. образ-ся в устан-ом законом порядке и надел-ся компетенцией. Компетенция – круг ?ов решающих органом гос-ва. Опр-ся при создании органа, закреп-ся НПА. Компетенция распред-ся м/д гос органами как по вертикале так и по горизонтале. 4. орган Г как часть механизма гос-ва всегда связан с иными органами, нах-сяс ними в разл-ых взаимоот-ях: м б отн-я подчинения, подконтрол-ти,поднадзор-ти, взаимодействие. 5. орган Г финн-ся из гос бюджета и надел-ся необх-ой матер базой для нормал-го ф-ния. 6. орган Г обладает опр-ой стр-рой и состоит из должн-ых лиц (это лица, к-ые проф-но за вознаграждение от имени органов гос власти осущ-т его ф-ции, готовят и приниают решения).

39. Классификация и  виды органов гос-ва.

  Классиф-ия по  формам и методам  дея-ти: 1. органы контроля и надзора (прокуратура, счетная палата). Классиф-ия в зав-ти от террит-ой сферы дея-ти: 1. центр-ые, 2. местные. Можно выделить федер-ые и органы субъектов. В зав-ти от  порядка образ-я делятся на 1. первичные – органы истор-ки сложив-ся или образ-ые народом. 2 произв-ые – органы образ-ые иными гос органами. По объему властных полномочий классиф-ся на высшие и местные. Высшие органы Г наиболее полно олицетв-ют гос-ую власть, распростран-ся на терр-ию всего Г. Местные органы Г функц-ют в админис-ых единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распрост-тся только на эти регионы. По широте компетенции выделяются органы Г общей и спец-ой компетенции. Органы общей комп-ии правомочны решать широкий круг ?ов. Органы спец-ой (отраслевой) компетенции специал-ся на выпол-ии какой-то одной ф-ции одного вида деят-ти (минфин, минюст). Органы Г бывают выборные и назначаемые, коллегиальные и единоличные. Виды органов власти: классиф-ия проводится по принципу разделения властей: 1. испол-ые, 2. зак-ные, 3. суд. Прокуратура не отн-ся к конкрет-ой власти . В России ближе к испол-ой власти.

40. Принципы орг-ции  и деят-ти гос  аппарата.

Они подразд-ся на общие принципы, относ-ся к гос  аппарату в целом, и частные принципы, действие к-ых расспрос-ся лишь на нек-ые звенья гос аппарат, отдел-ые органы или группы органов. Общие принципы  принято делить на две группы.К 1 относятся принципы, закрепл-ые в Конституции РФ, ко 2 — принципы, сформулир-ые в ФЗ «Об основах гос-ой службы РФ» и иных фед-ых законах («О Конст-ом Суде РФ», «О прокуратуре РФ» и др.). Первая группа охватывает констит-но закрепл-ые принципы орг-ии и деят-ти гос аппарата: народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность. Принцип народовл-ия проявл-ся в демокр-ой орг-ии Г, республ-ой форме правления, при к-ых носитель суверенитета и единст-ый источник власти в РФ — многонац-ый народ. Народ осущ-ет свою власть по разным каналам, в т ч и непоср-но (напп, выборы президента и представ-ых органов гос-ой власти) или ч/з органы местного самоуправ-ия. Принцип гуманизма — соц-ое Г, политика к-ого напра-на на удовлетв-ие духовных и матер-ых потребностей личности, обеспеч-ие благосостояния человека и О.

Принцип разделения властей, согласно к-ому гос-ая власть осущ-ся на основе разделения на зак-ую, испол-ую и суд-ую, предусм-ет самост-сть органов, относящ-ся к различным ветвям власти. Принцип федерализма в формир-ии и деят-ти гос-ого аппарата опр-ся тем, что РФ состоит из равноправных субъектов, каковыми явл-ся республики, края, области, города фед-ого значения, автон-ые области, автон-ые округа. Во взаимоотн-иях с фед-ыми органами власти СРФ равноправны м/д собой. Принцип законности заключ-ся во всеобщности требования соблюдать и исполнять законы. Вторая группа получила комплексное выраж-ие в ФЗ «Об основах гос-ой службы РФ». К числу этих принципов следовало бы также отнести сочетание коллег-ти и единоначалия, эконом-ть гос-ой службы.

41. Разделение властей  и разграничение  ф-ций м/д органами  гос-ва.

Это принцип  орг-ии гос власти при к-ом единая гос В раздел-ся на относ-но самост-ые и незав-ые ветви власти: зак-ую, испол-ую, суд-ую, м/д к-ми склад-ся система сдержек и противовесов. Смысл принципа разделения властей: 1. не давать одному органу завоевывать всю власть. 2. дать народу больше возм-ти влиять на власть поск-ку народ может участ-ть в форм-ии разл-ых ветвей власти, может обращ-ся к различным ветвям власти. Подлинное разделение властей  предполагает: 1. что все ветви власти рассм-ся как равные, равнозначимые.. 2. что каждая из ветвей власти осущ-яя собст-ые ф-ции может огран-ть, сдерж-ть, уравнов-ть иные ветви власти. Пр.: зако-ая власть олицет-ет парламент, он издает законы и огран-т иные ветви власти. Испол власть – испол-ет эти законы, суд вл – с их пом вершит правосудие. Прав-во обладает правом зак-ой инициативы, т е может вносить свои законопроекты и парламент обязан их просмотреть. Прав-во может участ-ть в формир-ии суд. власти. Суд может признать тот или иной закон парламента не констит-ым.

47. Президентская республика.

Президент избир-ся народом и обладает значит-ми полномочиями в области испол власти. През-нт формир-ет прав-во. Оно ответ-но п/д през-том. Достои-ва: 1. больший демократизм по скол-ку народ избир-ет не только парламент, но и през-та. 2. большая устойч-ть власти, п ч есть 2опоры власти, каждый из к-ых получает свою власть от народа и с этой точки зрения равнозначны. Недостатки: 1. опасность трений, разногласий м/д испол и закон властью. 2. опасн-ть стремления през-та к усилению своей власти. 3. опасность устан-я тотал-го режима.

48. Парламентская республика.

Централ-ое место среди высших органов власти заним-ет парламент. Он формир-ет прав-во и оно имеет п/д парламентом  полит ответ-ть. Президент явл  главой гос-ва, выполняет представ ф-ции, обеспеч-ет соглас-ные действия разл-ых ветвей власти, но непосред-ми полномочиями в области испол-ой власти не обладает. Не избир-ся народом, а парламентом, иной коллегией выборщиков. Нарлд избир-ет парламент. Недостатки: 1. не устой-ть испол власти – прав-во формир-ет партию, завоев-шие на выборах больш-во мест на выборах. 2. разделение властей может принимать формал-ый хар-р (лидер правившей партии может контрол-ть как прав-во так и парлам-нт).

49. Форма гос устройства.

Это терр-ая орг-ция власти, хар-мая соотн-ем  Г в целом и его отд-ых составных  частей. Пок-ет как власть в гос-ве распред-ся по вертикале, как  соотнос-ся централ власть с властью в составных частях Г. Бывает: 1. унитарная форма правления, 2. федерация. 3. конфедерация – врем-ый союэ гос-в, образ-ый для достиж-я общих целей (экон, воен, полит). Есть свои центр-ые органы, но гос-во состав-щие конф сохр-ют свою м/днар-ую правосубъектность. Могут выйти из состава конф. Конф – это образ-е неустойч-ое. С достиж-ем цели или с теч времени она распад-ся или переобр-ся в федерацию. Конф – не гос-во, а союз гос-в. Так же в соврем-ом мире складыв-ся новые формы правления. Напр, Ес, СНГ – больше чем конфедерации.

50. Унитарное гос-во.

Сущ-ет единая гос власть, а составные  части гос-ва представ-ют собой администр-но террит-ые образ-я, создав-ые для удобства гос управления (власть едина в масштабах всей страны, единая ситема власти, единое зак-во). В унит гос-ве выделяются админ-террит-ые образ-я и никакими признаками суверенитета не обладают. Сейчас больш-во гос-в унитарны. Дост: легко управл-ть. Недостатки: не всегда можно учесть особ-ти тех или иных терр-й гос-ва.

51. Федерация как  форма гос устройства.

Сложная форма гос устройства, при к-ой в составе гос-ва выдел-ся неск-ко гос-но террит-ых образ-ий обладающих в  той или иной мере признаками гос  суверенитета. Склад-ся  двойная система власти. Есть централ власть (федер-ая вл) и своя власть, склад-ся в составных частях го-ва, назыв субъектами Федерации. Двойная система власти выраж-ся в том, что склад-ся 2 системы органов власти (федер органы, органы СФ). Важнейшей проблемой федерации явл распред-ие полном-ий м/д федерацией и СФ. Фед. власть решает такие ?ы, к-ые проще решать одинаково в масштабах страны. Фед. власть заним-ся ин делами, обороной, обеспеч-ет единое экон пространство, единое ден регул-ие, фин, валютное, тамож-ое распред-ие полномочий зав-т от того как образ-ся федерации: 1. снизу вверх – сувер-ые гос-ва объединяя-ся в госво и передают образ-му фед гос-ву часть своих  полномочий (США). 2. сверху-вниз – мощное гос-во подчиняет себе соседние и образ-ет с ними единое гос-во преобраз-я в федерацию. Централ власть наделяет образ-ые субъекты федер полномочиями. Федерации бывают различными в зав-ти от принципа выделения СФ: 1. национал-ые – субъекты выдел-ся в зав-ти от нац-го состава жителей, нас-ия той или иной терр-ии. Особ-ти: создавал-сь, чтоб совер-ть национ противоречия. Федерация не устойчива (Юго-Славения, Чехо-Славакия) 2. Терри-ые – население ногонац-но (Германия).

42. Понятие и осн-ые  элементы формы  гос-ва.

 Это  внешняя хар-ка гос-ва показ-ая  какие в данном Г высшие органы, как эти органы связаны м/д собой. Форма Г – это орг-ция гос власти, склад-аяся из формы правл-я и формы гос-го устройства, полит режима. Форма правления – это орг-ция высшей верховной власти Г, хар-мая системой и порядком образ-я высших органов Г, их взаимодествие м/д собой с иными органами, а также с народом. Форма гос устройства – это терр-ая орг-ция власти, хар-мая соотн-ем  Г в целом и его отд-ых составных частей. Полит режим - совокупность приемов, ср-в осущ-я гос власти, хар-мая степенью учатия народа в осущ-ии власти, а также наиболее реал-ых полит-их прав и свобод.

43. Соотнош-ие полит  режима и формы  гос-ва. 

Категории политич-го режима и формы гос-ва тесно взаимосвязаны. Их взаимовлияние  настолько велико, что форму гос-ва необх-мо рассм-ть только в соотн-ии с полит-им режимом. Полит-кий режим влияет на форму гос-ва, причем влияет опред-им образом. Опред-ее влияние полит-ого режима на форму госу-ва выражается в том, что: 1) конкретные формы гос-ва взаимосвязаны с опр-ыми полит-ими режимами (демократ-ое Г не м б абсолютной монархией, в авторитарном режиме нет парламентаризма). 2) полит-ий режим показывает действ-ое содержание той или иной формы гос-ва (с точки зрения гос-ого устройства и СССР, и США относятся к федерациям, но СССР как федерация мало чем отличается от жесткого централ-ого государства).

44. Формы правления.  Понятия и причины  многообразия.

Форма правления – это орг-ция высшей верховной власти Г, хар-мая системой и порядком образ-я высших органов  Г, их взаимодествие м/д собой с иными органами, а также с народом. Пок-ет кто правит в гос-ве, к какому органу или каким органам принадлежит высшая гос власть. Подраздел-ся: 1. монархия. 2. республика. Не типичные формы правления: пожизненное презид-во, выборная монархия (Малазия)

45. Монархия: понятие  и разновид-ти.

Форма правления, при к-ой  в системе  высших органов гос власти имеется  монарх. Монарх – это лицо, осущ-ее высшую гос власть единолично пожизненно и получающий ее как право по наслед-ву. В зав-ти от наличия др. органов монархия бывает: 1. абсолют-ая  - монарху принадлежит вся полнота власти. 2. констит-ая – монарх явл главой гос-ва, выпол-ет представ-ые ф-ции, т е подписывает законы, награждает орденами, принимает послов, но непосред-ми полномочиями в области испол власти и гос управления монарх не обладает. Правит прав-во формир-ое парламентом, к-ый избрал народ. Монархия это институт обеспеч-ий стабил-ть в О, единство О. Недостатки:  недемократизм, т е народ законым образом не может влиять кто будет монархом, на его законы и решения.

46. Республика: понятие  и виды.

Республика  – форма правл-я, при к-ой высшая гос власть принадлежит органу или  органам, избираемым народом на опр-ый срок. В составе  высших органов  власти: парламент, прав-во и президент  и в зав-ти от порядка форм-ия этих органов республика делится: 1. парлам-ие – централ-ое место среди высших органов власти заним-ет парламент; 2. президентские ; 3. смешанные – президент избир-ся народом, имеет полномочия испол власти, но прав-во формир-ся парламентом (Франция) ; 4.суперпрез-ие – склад-ся в тотал-ых режимах, там где отсут-ет ил  слабо выраж-но разделение властей.

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru