|
 |
Указатель категорий ›
Государство и право ›
Шпаргалка по теории государства и права
Шпаргалка по теории государства и права
Тип работы: Реферат Предмет: Государство и право Язык документа: Русский Год сдачи: 2008 Последнее скачивание: не скачивался
|
Описание.
1. Понятие и предмет общей ТГиП. ТПиП дает общие понятия для всех общих юр наук (УП, ГП, АдмП и др). вырабатывает юр мышление – умение следить за событиями, фактами, видеть их юр сторону. (права и обяз-ти, нормы права). Это не только основная наука юриспруденции, но и сложная (объемная). Дает необ-ые пояснения и категории. Это абстрактная дисциплина, объясняет Г и П в общем. ТГиП изучает закон-ти и случайности гос-прав-ой действ-ти.
Выдержка из работы.
1. Понятие
и предмет общей ТГиП.
ТПиП
дает общие понятия для всех общих
юр наук (УП, ГП, АдмП и др). вырабатывает
юр мышление – умение следить за
событиями, фактами, видеть их юр сторону.
(права и обяз-ти, нормы права).
Это не только основная наука юриспруденции,
но и сложная (объемная). Дает необ-ые пояснения
и категории. Это абстрактная дисциплина,
объясняет Г и П в общем. ТГиП изучает закон-ти
и случайности гос-прав-ой действ-ти. К
опре-ию предмета учёные подходят по-разному.
Согласно А. Б. Венгерову,Предмет ТГиП
— изучает наиболее общие закон-сти возникновения,
развития и изменения Г и П, а также тесно
связ-ых с ними иных соц-ых явлений. Предмет
теории государства и права неоднороден.
Основное деление внутри неё проходит
между теорией Г и теорией П. В своем учебнике
Н.И. Матузов, А.В. Малько указывают, что
в качестве предмета ТГиП выступают 2 блока
объективной действии-ти: 1) Наиболее общие
закономерности возникновения, развития
и функц-ия Г и П; 2) система основных понятий
юриспруденции, к-ые пронизывают все юр
науки. Особенность предмета ТГиП явл
то, что Г и П исследуются во взаимосвязи,
как доп-ие д/д соц институты.
|
2.
Общая теория государства
и права как
наука.
ТГиП
изучает общие законом-сти возник-ия,
развития, назначения и функц-ия ГиП.
Она как бы вычленяет ГиП из всей
системы общест-ых явлений и исследует
их внутренние законом-ти. Предметом науки
ТГиП служит многостороннее и сложное
взаимод-ие О и Г, роль и место ГиП в полит-ой
системе О. Она изучает не только гос-но-правовые
явления и процессы, но и представления
людей о них. В ее предмет входит общес-ое,
групп-ое и индив-ое полит-ое и прав-ое
сознание. Единство предмета ТГиП обусловл-ся
ее практическим и научно-понятийным единством.
ТГП подразделяется на две относительно
самост-ые струк-ные части: теорию государства
(гос-твоведение) и теорию права (правоведение).
Именно отмеченные единство и дифференциация
позволяют изучать Г в его правовом оформлении
и юр-ом закреплении, а право — в его гос-ом
обеспечении, гарантировании, не мешая
при этом углубленному и детальному анализу
и Г, и П. Итак, предметом ТГиП выступают
такие явления общес-ой жизни, как ГиП,
основные закономерности их возник-ия
и развития, их сущность, назначение и
функц-ие в О, а также особенности полит-ого
и прав-ого сознания и прав-ого регулир-ия.
|
3.
Теория государства
и права в системе
юридических наук,
ее задачи и
функции. Юр науки — часть гуман-ых
наук, поскольку ГиП выступают соц-ыми
институтами. В свою очередь юр науки можно
подразделить на след-ие виды: — ТГиП;
- историко-прав-ые науки(ИПН) (история
ГиП, история полит-их и прав-ых учений);
- отрас-ые юр-ие науки (конст-ное, граж-ое,
админ-ое и др отрасли права); - прикл-ые
науки (криминалистика, суд медицина, суд
психиатрия, правовая кибернетика и т.п.).
Место ТГиП в системе юр наук. Общность
ТГиП и ИПН состоит в том, что они рассм-ают
ГиП в целом, как бы не имеют границ во
времени в познав-ой деят-ти. Различие
выражается в том, что ИПН изучают процесс
развития гос-прав-ых форм в хронол-ом
порядке (т.е. применяют преимущ-но истор-ий
метод), теория же дает обобщение этих
процессов, исследует сущность ГиП, законом-ти
их функц-ия и т.п. (т.е. применяет преимущ-но
логич-ий метод). По отно-ию к отрас-ым юр
наукам ТГиП выступает как обобщающая.
Во-первых, она изучает наиболее общие
закон-ти развития и функц-ия ГиП. Предмет
же любой отраслевой науки связан лишь
с опр-ой сферой общес-ых отн-ий, с рамками
соотв-ей отрасли права. Во-вторых, ТГиП
исследует общие для всех отрас-ых наук
проблемы (нормы права, правоотн-ия, юр
ответ-сть и т.д.). В-третьих, она играет
методолог-ую роль в юр-ии. Вместе с тем
ТГиП формирует свои выводы в тесной связи
с отраслевыми науками, исходит из факт-ого
материала, содерж-ося в них. Взаимод-ие
же ТГиП с прикладными науками в значительной
мере явл опосредованным, осущес-ым ч/з
отрас-ые науки. Функция – деят-сть. Самост-ые
направления в исследовании деят-ти. Осн-ые
направления исслед-ой деят-ти (ф-ии ТГП):
Онтологическая (познавательная) - познать
суть явления. “Что есть ГиП”. Гнесиологическая
(объяснительная) - объясняет сущность,
почему она именно такова. Эвристическая
(творческая) - открытие закономерностей.
Прогностическая (предсказательская)
- познания переходят в практику, гипотезы
для будущего. Политическая (управленческая)
- для осуще-ие права на практике. Даёт
рекомендации для лучшего его осуществления.
Методологическая. Учебная – юр-ая - даёт
общетеор-ую подготовку студентов ч/з
развитие абстрактного мышления.
|
4.
Понятие и структура
методология теории
государства и
права.
Сущ-ует
неск-ко подходов к пониманию методологии.
Нек-ые полагают, что метод-ия – не только
совок-сть методов, но и наука, применяемая
в действ-ти. Методы: 1. дедуктивный – знания
выводятся из уже имеющихся сведений.
2. Позитивистский – получение знаний
из самого опыта, его изучения. Вся совок-ть
методов м б разбита на 3 гр.: I). Общефил-ий
(то же что диалектическая логика): 1) З-ны:
a)единства и борьбы противопол-ей (мир
– всегда в движении, но в круговом – по
Аристотелю) б) переход колич-ва в качество
c) отрицание отрицания (новое всегда отрицает
старое и наоборот). 2) Содержание и формы
(по Гегелю: всякая форма содерж-на, всякое
содержание – формировано). 3)Сущность
и явление (в каждом из явлений можно выделить
сущность, опр-ие законом-ти). 4) Общее и
единичное. Вот эти элементы применяются
при изучении Г и правовой системы. II.Общенаучные
методы, из к-ых самый применяемый - 1)Теория
систем или системный анализ: a)элементы
и стр-ра (всякая система состоит из элементов,
нах-ся в стр-ре), где элемент – наименьшая
дробная часть целого, сохр-ая качест-ные
признаки целого (правовая норма, гос-ый
институт) б)динам-ая устойчивость и надежность;
они находятся в обратной зависимости.
Динам-ая устойчивость – способ-ть системы
приспосаб-ся к изменениям среды, а надежность
хар-ет способ-ть системы выдерживать
нагрузки c) управ-ия и самоупр-ия. Управ-ие
– поддержание системы в заданном состоянии.
Самоуп-ие - механизм приспос-ия системы
к среде. 2)Сравн-ое правоведение, к-ое нужно
для сравнения полож-ого прав-ого опыта
др стран и выявление их сильных и слабых
сторон и выработка рекомендаций по их
улучшению, а вторая задача: постепенное
сближение правовых систем разных стран.
III. Колич-ые методы (с помощью ЭВМ) – возм-ть
автом-ого поиска норм-ых актов, а в последствии
автомод-ие юр норм.
|
5.
Частнонаучные методы
познания государства
и права.
Традиционен
для юр науки формально-юр-ий
метод. Иссл-ие внутреннего строения
прав-ых норм и права в целом, анализ источников
(форм права), форм-ой опр-ти права как его
важнейшего св-ва, методы систем-ии норм-ого
материала, правила юр-ой техники и т. п.
— все это конкр-ые проявления ФЮМ. Он
применим и при анализе форм гос-ва, при
опр-ии и юр-ом оформлении компетенции
органов гос-ва и т. д. ФЮМ вытекает из самой
природы ГиП, он помогает описать, классиф-ать
и систем-ать гос-прав-ые феномены, исследовать
их внеш-ю и внут-ю формы. В наше время,
когда закономерно усиливаются интеграционные
процессы, возрастает роль метода сравн-ого
гос-воведения и правоведения, к-ый имеет
свои объектом сходные гос-но-прав-ые институты
разл-ых стран. С логич-ой (.) зрения, названный
метод основ-ся на последов-ном изучении
и сопоставлении большого числа сходных
объектов. Например, достоинства и недостатки
гос-ых и правовых институтов нашей страны
трудно установить без сравнения их с
анало-ыми институтами др стран. Значение
данного метода возрастает, когда возникает
необх-ть в полит-их и прав-ых реформах.
Вместе с тем сравн-ое государствоведение
и правоведение не имеет ничего общего
с бездумным заимствованием иноземного
опыта и механическим переносом его в
наши специф-ие истор-ие, национ-ые и соц-но-культ-ые
условия.
|
6.
Организация власти
в первобытном
обществе.
Любое
человеческое О д б каким-либо
образом орг-но, т.е. орган-но оформлено.
В противном случае оно обречено
на превращение в стадо, толпу. Истор-ки
первой формой орг-ии догос-ого О явл-сь
родовая община. Личная, родств-ая связь
сплачивала в единое целое всех членов
рода. Это единство упрочивали также коллек-ый
труд, общее произ-во и уравнит-ое распределение.
Власть в первобытном О олицетворяла силу
и волю рода или союза родов: источником
и носителем власти (властвующим субъектом)
был род, она была направлена на управление
общими делами рода, подвластными (объектом
власти) явл-сь все его члены. Здесь субъект
и объем власти полностью совпадали, поэтому
она была по своей природе непосред-но
общес-ой, т.е. не отделенной от О и не полит-ой.
Единст-ым способом ее реал-ии было общес-ое
самоуправ-ие. Ни профес-ых управленцев,
ни особых органов принуждения тогда не
сущ-ло. Высшим органом общ-ой власти в
роду было собрание всех взрослых членов
О — мужчин и женщин. Собрание — столь
же древнее установление, как и сам род.
Оно решало все основные ?ы его жизнедеят-ти.
Решения собрания были обязат-ыми для
всех, так же как указания вождя. Хотя общес-ая
власть не имела спец-ых принуд-ых учреждений,
она была вполне реальной, способной к
эфф-ому принуждению за нарушение сущ-их
правил поведения. Наказание неукоснительно
следовало за совер-ые проступки, и оно
м б достаточно жестким — смертная казнь,
изгнание из рода и племени. В больш-ве
же случаев было достаточно простого укора,
замечания, порицания. Никто не имел привилегий,
и поэтому никому не удавалось избежать
наказания. Зато род как один человек вставал
на защиту сородича, и никто не мог уклониться
от кровной мести — ни обидчик, ни его
родичи.
|
7.
Социальные нормы
в первобытном
обществе.
Несложные
отношения первобытного О регул-ись
обычаями — исторически сложившимися
правилами поведения, вошедшими
в привычку в рез-те воспитания и
многократного повторения одних и тех
же действий и поступков. Уже на ранних
стадиях развития О приобретают значение
обычаев навыки коллек-ой труд-ой деят-ти,
охоты и пр. Обычаи догос-ого О имели хар-ер
нерасчлен-ых "мононорм", были одновременно
и нормами орг-ии обще-ой жизни, и нормами
первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми
правилами. Правда, особое место занимало
такое ср-во обеспечения обычаев, как табу
(запрет). Возникнув на самой заре истории
челов-ого О, табу сыграло огромную роль
в упорядочении половых отн-ий, строго
запрещало брак с кровными родственниками
(инцест). Благодаря табу первобытное О
поддерживало необх-ую дисциплину, обеспеч-ую
добычу и воспроиз-во жизненных благ. Табу
защищало охотничьи угодья, места гнездования
птиц и лежбища зверей от чрезмерного
уничтожения, обеспечивало условия коллективного
существования людей.
|
8.
Причины разложения
первобытного общества
и возникновение
государства.
В рез-те
эволюц-ого развития человек для
удовлет-ия своих потребностей постепенно
перешел от присвоения готовых жив-ых
и раст-ых форм к подлинно труд-ой деят-ти,
направ-ой на преобр-ние природы и произв-во
орудий труда, пищи и др. Именно переход
к производящей экономике послужил толчком
к трем крупным разделениям общес-ого
труда — отделению скотоводства от земледелия,
отделению ремесла и обособлению слоя
людей, занятых в сфере обмена — торговли
(купцов). Такие крупные события в общес-ой
жизни имели столь же крупные многочис-ые
последствия. В изменив-ся условиях возросла
роль мужского труда, к-ый стал явно приоритетным
по сравнению с женским домашним. В связи
с этим матриарх-ый род уступил место патриарх-ому,
где родство уже ведется по отцовской,
а не по материнской линии. Но еще более
важным было, пожалуй, то, что родовая община
постепенно начинает дробиться на патриарх-ые
семьи (землед-ев, скотоводов, ремесле-ов),
интересы к-ых уже не полностью совпадают
с интересами рода. С возникновением семьи
началось разложение родовой общины. Наконец,
наступил черед неизбежной при разделении
труда специализации, повышения его производ-ти.
Прибавочный продукт как следствие роста
производ-сти труда обусловил появление
эк-ой возможности для товарообмена и
присвоения рез-ов чужого труда, возникн-ия
частной собств-ти, соц-ого расслоения
первобытного О, образования классов,
зарождения ГиП. И все же причины зарождения
ГиП коренятся не только в матер-ом произв-ве,
но и в воспроиз-ве самого человека. В частности,
запрещение инцеста (кровосмешения) не
только способствовало выживанию и укреплению
рода челов-ого, но и оказало многоплановое
воздействие на развитие О, струк-ру его
внутренних и внешних отн-ий, культуру.
Родовая орг-ия О трансформир-ась в Г эволюционно,
сохраняя истор-ую преемств-сть, проходя
переходные стадии. Одной из таких переходных,
предгос-ых форм была, по мнению Л. Моргана,
"военная демократия", где органы
родового общес-ого самоуправ-ия еще сохран-ся,
но постепенно набирают силу новые предгос-ые
стр-ры в лице военачальника и его дружины.
Здесь появились зачатки военно-насильст-ого
принуждения и подавления, ибо традиц-ая
родовая орг-ия самоуп-ия уже не в состоянии
была разрешить возник-ие противоречия,
все более разрушающие вековые порядки.
|
9.Пути
и формы возникновения
государства.
Формир-ие
Г — длит-ый процесс, к-ый у разл-ых
народов шел разными путями. Ныне
доминирует мнение, что одним из осн-ых
явл-ся вост-ый путь возник-ия Г, "азиатский
способ произ-ва" (вначале — Древний
Восток, затем — Африка, Америка, Океания).
Здесь очень устойчивыми, традиц-ыми оказались
социально-эк-ие отн-ия и стр-ры род-ого
строя — земельная община, коллек-ная
собств-ть. Управ-ие общест-ой собст-ью
становилось важнейшей ф-ией родоплем-ой
знати, к-ая пост-но превращалась в обособ-ую
соц-ую группу (сословие, касту), а ее интересы
все более обособлялись от интересов остал-ых
членов О. Следовательно, восточный (азиатский)
вариант возникнния гости отличается
от др вариантов главным образом тем, что
здесь родоплеменная знать, испол-шая
общ-ые должности, плавно трансформир-ась
в гос-ые органы (гос-но-чиновничий аппарат),
а обще-ая (коллективная) собств-сть тоже
постепенно превращалась в гос-ую. Частная
собст-ть тут не имела сущес-ого значения.
На рассматр-ый путь зарождения Г значит-ое
влияние оказали географ-ие условия, необход-ть
выполнения крупномасштабных общест-ых
работ (сооружение, эксплуатация и защита
ирригационных систем и др.), предопр-их
возникн-ие самостоят-ой и сильной публичной
власти. Восточные гос-ва заметно отличались
друг от друга, хотя имели много общего.
Все они были абсолютными, деспотическими
монархиями, обладали мощным чиновничьим
аппаратом, эк-ую основу их составляла
гос-ая собств-ть. Здесь, по сути, не наблюдалось
отчетливо выраженной классовой диффер-ии.
Г одновременно и эксплуатировало сельских
общинников, и управляло ими, т.е. само
Г выступало орг-ром произв-ва. По др истор-ому
пути шел процесс возникн-ия Г на территории
Европы, где главным гос-вообразующим
фактором было классовое расслоение О,
обусловленное интенсивным формир-ием
частной собств-ти на землю, скот, рабов.
По мнению Ф. Энгельса, в наиболее "чистом"
виде этот процесс проходил в Афинах. В
Риме на возник-ие классов и гос-ва большое
влияние оказала длительная борьба двух
группировок свободных членов родоплеменного
общества — патрициев и плебеев. В рез-те
побед последних в нем утвердились демократ-ие
порядки: равноправие всех свободных граждан,
возможность каждого быть одновр-но землевлад-ем
и воином и др. Однако к концу II в. до н.
э. в Римской империи обострились внутренние
противоречия, повлекшие создание мощной
гос-ой машины. По вопросу возник-ия Г на
территории Западной и Восточной Европы
в лит-ре высказаны две точки зрения. Сторонники
первой утверждают, что в этом регионе
в ходе разложения первобытных отн-ий
зарождалось феодальное Г (это относится
прежде всего к Германии и России). Приверженцы
второй полагают, что после разложения
родового строя здесь наступает предшест-щий
феодализму длительный период, в ходе
к-ого знать выделяется в особую группу,
обеспечивает себе привилегии, в первую
очередь во владении землей, но крестьяне
сохраняют как свободу, так и собственность
на землю. Этот период они называют профеодализмом,
а Г — профеодальным. Т о, на этапе производящей
экономики под воздействием разделения
труда, появления патриарх-ой семьи, военных
захватов, запрета инцеста и др факторов
происходит расслоение перв-ого О, обостряются
его противоречия, вследствие чего родовая
орг-ия соц-ой жизни изживает себя, а ей
на смену с той же неизбежностью приходит
новая орг-ая форма О – Г.
|
10.
Признаки, отличающие
государство от
родовой организации
власти.
При всем
многообразии форм возникших государств
всем им присущи нек-ые св-ва, к-ые весьма
сущ-но отличали их от первоб-ой орг-ии
публичной власти: 1. Если первобытно-общинная
орг-ия власти основ-ась на кровном родстве
всех членов родоплеменного объединения,
то Г — на террит-ой общности своих граждан
или подданных. Терр-ия предопр-ет пространст-ые
пределы, границы, отделяющие одно Г от
др, порядок формирия и стрру органов гос-ва,
их задачи и ф-ции. Следует подчеркнуть,
что признаком гос-ва явл-ся не территория
сама по себе, а деление нас-ия по месту
их проживания, устанав-ющее принадлежность
граждан опр-му гос-ву. 2. Г — это особая
орг-ия публичной власти, к-ая уже не совпадает
со всем населением, носит полит-ий хар-ер.
Ее специфика в следующем: — если общес-ая
власть первоб-ного строя выражала интересы
всего О и в ее формир-ии принимало участие
все взрослое нас-ие, то полит-ая власть
представляет в первую очередь корпоратые
интересы опрой части, соцой группы, класса;
— реал-ия полит-ой власти осущ-ся особым
аппаратом гос-ых служащих, к-ые отделены
от О и, будучи не заняты непоср-но в общес-ом
произ-ве, професс-но выполняют управл-ие
ф-ии, получая за это ден-ое вознагр-ие;
— обеспечение решений полит-ой власти
осущ-ся с пом специально созданного карательного
аппарата, аппарата насилия (армия, милиция,
разведка, тюрьма и т.д.). Для содержания
многочисл-ого аппарата гос-ых служащих,
представляющего полит-ую власть, необх-мы
налоги, сборы, различные обложения.
|
37.
Механизм гос-ва
и гос аппарат.
Механизм
гос-ва - это система гос-ых органов,
гос учреждений, матер ср-в, с
пом к-ых осущ-ся задачи и ф-ции
гос-ва (чиновники, особый слой людей,
к-ый выдлился из О для того чтобы управ-ть
и только для этого). В его стр-ре выделяется
гос аппарат (все органы гос-ва) – испол-распред
органы (в узком смысле - прав-во, министерства,
ведомства)-осущ-ют постоянное управление.
|
38.
Органы гос-ва, его
понятие и признаки.
Гос орган
– это первичный элемент механ
гос-ва, облад-щий гос-но властными
полномочиями, наделенный компетенцией
в осущ-ии задач и ф-ций Г. Признаки:
1. Главный опр-щий признак органа
Г - это гос-но властные полномочия,
выраж-ся в том, что орган Г издает обяз-ые
предписания, веления. За этими предписаниями
стоит авторитет Г 2. гос орган воздейств-ют
на поведение людей, управл-ет людьми.
3. образ-ся в устан-ом законом порядке
и надел-ся компетенцией. Компетенция
– круг ?ов решающих органом гос-ва. Опр-ся
при создании органа, закреп-ся НПА. Компетенция
распред-ся м/д гос органами как по вертикале
так и по горизонтале. 4. орган Г как часть
механизма гос-ва всегда связан с иными
органами, нах-сяс ними в разл-ых взаимоот-ях:
м б отн-я подчинения, подконтрол-ти,поднадзор-ти,
взаимодействие. 5. орган Г финн-ся из гос
бюджета и надел-ся необх-ой матер базой
для нормал-го ф-ния. 6. орган Г обладает
опр-ой стр-рой и состоит из должн-ых лиц
(это лица, к-ые проф-но за вознаграждение
от имени органов гос власти осущ-т его
ф-ции, готовят и приниают решения).
|
39.
Классификация и
виды органов гос-ва.
Классиф-ия по
формам и методам
дея-ти: 1. органы контроля и надзора
(прокуратура, счетная палата).
Классиф-ия в зав-ти
от террит-ой сферы дея-ти: 1. центр-ые,
2. местные. Можно выделить федер-ые и органы
субъектов. В зав-ти
от порядка образ-я
делятся на 1. первичные – органы истор-ки
сложив-ся или образ-ые народом. 2 произв-ые
– органы образ-ые иными гос органами.
По объему властных
полномочий классиф-ся на высшие и местные.
Высшие органы Г наиболее полно олицетв-ют
гос-ую власть, распростран-ся на терр-ию
всего Г. Местные органы Г функц-ют в админис-ых
единицах (графствах, округах, коммунах,
уездах, провинциях и др.), их полномочия
распрост-тся только на эти регионы.
По широте компетенции
выделяются органы Г общей и спец-ой
компетенции. Органы общей комп-ии правомочны
решать широкий круг ?ов. Органы спец-ой
(отраслевой) компетенции специал-ся на
выпол-ии какой-то одной ф-ции одного вида
деят-ти (минфин, минюст). Органы
Г бывают выборные и назначаемые, коллегиальные
и единоличные. Виды органов власти: классиф-ия
проводится по принципу разделения властей:
1. испол-ые, 2. зак-ные, 3. суд. Прокуратура
не отн-ся к конкрет-ой власти . В России
ближе к испол-ой власти.
|
40.
Принципы орг-ции
и деят-ти гос
аппарата.
Они подразд-ся
на общие принципы, относ-ся к гос
аппарату в целом, и частные принципы,
действие к-ых расспрос-ся лишь на нек-ые
звенья гос аппарат, отдел-ые органы
или группы органов. Общие принципы
принято делить на две группы.К 1 относятся
принципы, закрепл-ые в Конституции РФ,
ко 2 — принципы, сформулир-ые в ФЗ «Об
основах гос-ой службы РФ» и иных фед-ых
законах («О Конст-ом Суде РФ», «О прокуратуре
РФ» и др.). Первая группа охватывает констит-но
закрепл-ые принципы орг-ии и деят-ти гос
аппарата: народовластие, гуманизм, федерализм,
разделение властей, законность. Принцип
народовл-ия проявл-ся в демокр-ой орг-ии
Г, республ-ой форме правления, при к-ых
носитель суверенитета и единст-ый источник
власти в РФ — многонац-ый народ. Народ
осущ-ет свою власть по разным каналам,
в т ч и непоср-но (напп, выборы президента
и представ-ых органов гос-ой власти) или
ч/з органы местного самоуправ-ия. Принцип
гуманизма — соц-ое Г, политика к-ого
напра-на на удовлетв-ие духовных и матер-ых
потребностей личности, обеспеч-ие благосостояния
человека и О.
Принцип
разделения властей, согласно к-ому
гос-ая власть осущ-ся на основе разделения
на зак-ую, испол-ую и суд-ую, предусм-ет
самост-сть органов, относящ-ся к различным
ветвям власти. Принцип
федерализма в формир-ии и деят-ти гос-ого
аппарата опр-ся тем, что РФ состоит из
равноправных субъектов, каковыми явл-ся
республики, края, области, города фед-ого
значения, автон-ые области, автон-ые округа.
Во взаимоотн-иях с фед-ыми органами власти
СРФ равноправны м/д собой. Принцип
законности заключ-ся во всеобщности
требования соблюдать и исполнять законы.
Вторая группа получила комплексное выраж-ие
в ФЗ «Об основах гос-ой службы РФ». К числу
этих принципов следовало бы также отнести
сочетание коллег-ти и единоначалия, эконом-ть
гос-ой службы.
|
41.
Разделение властей
и разграничение
ф-ций м/д органами
гос-ва.
Это принцип
орг-ии гос власти при к-ом единая
гос В раздел-ся на относ-но самост-ые
и незав-ые ветви власти: зак-ую, испол-ую,
суд-ую, м/д к-ми склад-ся система сдержек
и противовесов. Смысл принципа разделения
властей: 1. не давать одному органу завоевывать
всю власть. 2. дать народу больше возм-ти
влиять на власть поск-ку народ может участ-ть
в форм-ии разл-ых ветвей власти, может
обращ-ся к различным ветвям власти. Подлинное
разделение властей предполагает:
1. что все ветви власти рассм-ся как равные,
равнозначимые.. 2. что каждая из ветвей
власти осущ-яя собст-ые ф-ции может огран-ть,
сдерж-ть, уравнов-ть иные ветви власти.
Пр.: зако-ая власть олицет-ет парламент,
он издает законы и огран-т иные ветви
власти. Испол власть – испол-ет эти законы,
суд вл – с их пом вершит правосудие. Прав-во
обладает правом зак-ой инициативы, т е
может вносить свои законопроекты и парламент
обязан их просмотреть. Прав-во может участ-ть
в формир-ии суд. власти. Суд может признать
тот или иной закон парламента не констит-ым.
|
47.
Президентская республика.
Президент
избир-ся народом и обладает значит-ми
полномочиями в области испол власти.
През-нт формир-ет прав-во. Оно ответ-но
п/д през-том. Достои-ва: 1. больший демократизм
по скол-ку народ избир-ет не только парламент,
но и през-та. 2. большая устойч-ть власти,
п ч есть 2опоры власти, каждый из к-ых получает
свою власть от народа и с этой точки зрения
равнозначны. Недостатки: 1. опасность
трений, разногласий м/д испол и закон
властью. 2. опасн-ть стремления през-та
к усилению своей власти. 3. опасность устан-я
тотал-го режима.
|
48.
Парламентская республика.
Централ-ое
место среди высших органов власти
заним-ет парламент. Он формир-ет прав-во
и оно имеет п/д парламентом
полит ответ-ть. Президент явл
главой гос-ва, выполняет представ ф-ции,
обеспеч-ет соглас-ные действия разл-ых
ветвей власти, но непосред-ми полномочиями
в области испол-ой власти не обладает.
Не избир-ся народом, а парламентом, иной
коллегией выборщиков. Нарлд избир-ет
парламент. Недостатки: 1. не устой-ть испол
власти – прав-во формир-ет партию, завоев-шие
на выборах больш-во мест на выборах. 2.
разделение властей может принимать формал-ый
хар-р (лидер правившей партии может контрол-ть
как прав-во так и парлам-нт).
|
49.
Форма гос устройства.
Это терр-ая
орг-ция власти, хар-мая соотн-ем
Г в целом и его отд-ых составных
частей. Пок-ет как власть в гос-ве распред-ся
по вертикале, как соотнос-ся централ
власть с властью в составных частях Г.
Бывает: 1. унитарная форма правления, 2.
федерация. 3. конфедерация – врем-ый союэ
гос-в, образ-ый для достиж-я общих целей
(экон, воен, полит). Есть свои центр-ые
органы, но гос-во состав-щие конф сохр-ют
свою м/днар-ую правосубъектность. Могут
выйти из состава конф. Конф – это образ-е
неустойч-ое. С достиж-ем цели или с теч
времени она распад-ся или переобр-ся в
федерацию. Конф – не гос-во, а союз гос-в.
Так же в соврем-ом мире складыв-ся новые
формы правления. Напр, Ес, СНГ – больше
чем конфедерации.
|
50.
Унитарное гос-во.
Сущ-ет
единая гос власть, а составные
части гос-ва представ-ют собой администр-но
террит-ые образ-я, создав-ые для удобства
гос управления (власть едина в масштабах
всей страны, единая ситема власти, единое
зак-во). В унит гос-ве выделяются админ-террит-ые
образ-я и никакими признаками суверенитета
не обладают. Сейчас больш-во гос-в унитарны.
Дост: легко управл-ть. Недостатки: не всегда
можно учесть особ-ти тех или иных терр-й
гос-ва.
|
51.
Федерация как
форма гос устройства.
Сложная
форма гос устройства, при к-ой
в составе гос-ва выдел-ся неск-ко
гос-но террит-ых образ-ий обладающих в
той или иной мере признаками гос
суверенитета. Склад-ся двойная система
власти. Есть централ власть (федер-ая
вл) и своя власть, склад-ся в составных
частях го-ва, назыв субъектами Федерации.
Двойная система власти выраж-ся в том,
что склад-ся 2 системы органов власти
(федер органы, органы СФ). Важнейшей проблемой
федерации явл распред-ие полном-ий м/д
федерацией и СФ. Фед. власть решает такие
?ы, к-ые проще решать одинаково в масштабах
страны. Фед. власть заним-ся ин делами,
обороной, обеспеч-ет единое экон пространство,
единое ден регул-ие, фин, валютное, тамож-ое
распред-ие полномочий зав-т от того как
образ-ся федерации: 1. снизу вверх – сувер-ые
гос-ва объединяя-ся в госво и передают
образ-му фед гос-ву часть своих полномочий
(США). 2. сверху-вниз – мощное гос-во подчиняет
себе соседние и образ-ет с ними единое
гос-во преобраз-я в федерацию. Централ
власть наделяет образ-ые субъекты федер
полномочиями. Федерации бывают различными
в зав-ти от принципа выделения СФ: 1. национал-ые
– субъекты выдел-ся в зав-ти от нац-го
состава жителей, нас-ия той или иной терр-ии.
Особ-ти: создавал-сь, чтоб совер-ть национ
противоречия. Федерация не устойчива
(Юго-Славения, Чехо-Славакия) 2. Терри-ые
– население ногонац-но (Германия).
|
42.
Понятие и осн-ые
элементы формы
гос-ва.
Это
внешняя хар-ка гос-ва показ-ая
какие в данном Г высшие органы, как
эти органы связаны м/д собой. Форма Г –
это орг-ция гос власти, склад-аяся из формы
правл-я и формы гос-го устройства, полит
режима. Форма правления – это орг-ция
высшей верховной власти Г, хар-мая системой
и порядком образ-я высших органов Г, их
взаимодествие м/д собой с иными органами,
а также с народом. Форма гос устройства
– это терр-ая орг-ция власти, хар-мая соотн-ем
Г в целом и его отд-ых составных частей.
Полит режим - совокупность приемов, ср-в
осущ-я гос власти, хар-мая степенью учатия
народа в осущ-ии власти, а также наиболее
реал-ых полит-их прав и свобод.
|
43.
Соотнош-ие полит
режима и формы
гос-ва.
Категории
политич-го режима и формы гос-ва
тесно взаимосвязаны. Их взаимовлияние
настолько велико, что форму гос-ва
необх-мо рассм-ть только в соотн-ии с полит-им
режимом. Полит-кий режим влияет на форму
гос-ва, причем влияет опред-им образом.
Опред-ее влияние полит-ого режима на форму
госу-ва выражается в том, что: 1) конкретные
формы гос-ва взаимосвязаны с опр-ыми полит-ими
режимами (демократ-ое Г не м б абсолютной
монархией, в авторитарном режиме нет
парламентаризма). 2) полит-ий режим показывает
действ-ое содержание той или иной формы
гос-ва (с точки зрения гос-ого устройства
и СССР, и США относятся к федерациям, но
СССР как федерация мало чем отличается
от жесткого централ-ого государства).
|
44.
Формы правления.
Понятия и причины
многообразия.
Форма
правления – это орг-ция высшей
верховной власти Г, хар-мая системой
и порядком образ-я высших органов
Г, их взаимодествие м/д собой с иными органами,
а также с народом. Пок-ет кто правит в
гос-ве, к какому органу или каким органам
принадлежит высшая гос власть. Подраздел-ся:
1. монархия. 2. республика. Не типичные
формы правления: пожизненное презид-во,
выборная монархия (Малазия)
|
45.
Монархия: понятие
и разновид-ти.
Форма
правления, при к-ой в системе
высших органов гос власти имеется
монарх. Монарх – это лицо, осущ-ее
высшую гос власть единолично пожизненно
и получающий ее как право по наслед-ву.
В зав-ти от наличия др. органов монархия
бывает: 1. абсолют-ая - монарху принадлежит
вся полнота власти. 2. констит-ая – монарх
явл главой гос-ва, выпол-ет представ-ые
ф-ции, т е подписывает законы, награждает
орденами, принимает послов, но непосред-ми
полномочиями в области испол власти и
гос управления монарх не обладает. Правит
прав-во формир-ое парламентом, к-ый избрал
народ. Монархия это институт обеспеч-ий
стабил-ть в О, единство О. Недостатки:
недемократизм, т е народ законым образом
не может влиять кто будет монархом, на
его законы и решения.
|
46.
Республика: понятие
и виды.
Республика
– форма правл-я, при к-ой высшая
гос власть принадлежит органу или
органам, избираемым народом на опр-ый
срок. В составе высших органов
власти: парламент, прав-во и президент
и в зав-ти от порядка форм-ия этих
органов республика делится: 1. парлам-ие
– централ-ое место среди высших органов
власти заним-ет парламент; 2. президентские
; 3. смешанные – президент избир-ся народом,
имеет полномочия испол власти, но прав-во
формир-ся парламентом (Франция) ; 4.суперпрез-ие
– склад-ся в тотал-ых режимах, там где
отсут-ет ил слабо выраж-но разделение
властей.
|
|
 |
|