По алфавиту:

Указатель категорий Государство и право Функции государства и их виды

Функции государства и их виды

Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государство и право
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2010
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Курсовая работа

Выдержка из работы.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

Функции государства и  их виды  
 
 
 
 
 

                                                Выполнил  студент:

                                                      

                                                Научный руководитель:

                                                _____________________

                                                      (ученая степень,  звание)

                                                ________________________

                                                      (фамилия, имя, инициалы) 
 

Допустить к  защите:     Выпускная работа защищена:

      Декан ОЮИ     «____» ___________2010 г.

__________________     Оценка___________________

           (ученая степень, звание)

__________________

          (фамилия, имя, отчество)

__________________      Председатель ГАК

                      (подпись)

                                                _____________________________________________

«___» __________2010 г.      (фамилия, имя, отчество) 
 
 
 
 

Владивосток

2010 г. 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

Глава 1. Функции государства: понятие, классификация и формы осуществления

1.1. Понятие  и сущность функций государства………………………………..6

1.2. Классификация  функций государства……………………………………...9

1.3. Формы  и методы осуществления функций  государства…………………16

Глава 2. Экономическая функция государства: природа, содержание и формы реализации

2.1. Понятие  и сущность экономической функции  государства……………..18

2.2. Государственно-правовое  воздействие на экономику в  XXI веке………24

Глава 3. Социальная функция  современного российского государства

3.1. Сущность  социальной функции государства……………………………..28

3.2. Российская  модель социального государства  на современном этапе…...31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Функции государства в России в период перехода к рыночной экономике подверглись существенному изменению. Деятельность государства в переходный период оценивалась способностью проводить внешнюю и внутреннюю политику, осуществлять экономические и политические преобразования, выполнять задачи по обеспечению правопорядка и законности, защищать своих граждан от преступных посягательств и т.п.1

      Прямая  обязанность государства - создать  условия для развития личных и экономических свобод, задавать стратегические ориентиры, предоставлять населению качественные публичные услуги и эффективно управлять государственной собственностью.

      Конституционное утверждение принципа разделения властей  и переход к рыночным отношениям в хозяйственной и иных сферах жизнедеятельности, закрепление различных форм собственности обусловили изменение рода деятельности исполнительной власти. Произошло ограничение сферы использования методов непосредственного директивного управления его объектами (предприятиями, учреждениями, организациями и т.п.).

      Объектом исследования выступают теоретико-методологические проблемы генезиса российской государственности на различных этапах управления обществом.

      Предметом является выявление и изучение механизмов, элементов функций современного российского государства в условиях трансформации государственно-правового регулирования социально-экономических отношений.

      Целью работы выступает теоретико-правовой и методологический анализ сложившихся концептуальных подходов к исследованию трактовок понятия, сущности, содержания функций государства.

      Для достижения указанной цели необходимо решить конкретные задачи:

      - рассмотреть понятие и сущность функций государства;

      - дать классификацию функций государства;

      - выявить формы и методы осуществления функций государства;

      - рассмотреть экономическую функцию государства: природу, содержание и формы реализации;

      - рассмотреть социальную функцию современного российского государства.

      Среди зарубежных ученых, занимавшихся изучением проблем функций государства, следует выделить известных экономистов: А. Маршалла, Дж. Кейнса, Р. Харрода, Е. Домара, Э. Хансена, Дж. Робинсон, П. Самуэльсона, П. Сраффа, Н. Калдора, М. Фридмена, Ф. Хайека, А. Мельтцера, Л. Эрхарда и др.

    В России те или иные аспекты функций государства были предметом исследований в общетеоретической и отраслевой литературе, например: Л.И. Абалкина, А. Архинова, С.С. Алексеева, А.П. Алехина, Л.И. Антоновой, В.К. Бабаева, М.И. Байтина, Д.Н. Бахраха, О.И. Бекетова, Я.М. Бельсона, А.Г. Богатырева, С.Н. Братуся, Г.Н. Борзенкова, А.Б. Венгерова, И.А. Возгрина, Е.Т. Гайдара, И.А. Галагана,  Л.Д. Гаухмана, С.Б. Глушаченко, А.Е. Городецкого, М.И. Еропкина, А.Э. Жилинского, Э.Н. Жевлакова, О.А. Жидкова, Т.И. Заславской, А.В. Зиновьева, В.Д. Зорькина, Н.Г. Заблюка, Р.Ф. Иванова, С.В. Игнатьевой, И.А. Исаева, Р.Ф. Исмагилова,  И.И. Карпеца, Ю.М. Козлова, А.П. Коренева, А.И. Королева, В.В. Лазарева, В.Д. Леготкина, Г.Ф. Лукьянца, Г.В. Малышева, В.М. Манохина, М.Я. Масленникова, С.М. Меньшикова, Г.К. Мишина, И.Б. Михайловской, В.С. Нерсесянца, А.С. Никифорова, Г.И. Никерова, В.П. Очередько, В.Ф. Попондопуло, Б.И. Пугинского, В.М. Рутгейзера, В.П. Сальникова, А.А. Сергеева, В.Д. Сорокина, Л.И. Спиридонова, С.В. Степашина, Л.Б. Тиуновой, В.А. Туманова, А.Г. Хабибулина, З.М. Черниловского, С.С. Шаталина, И.В. Шмарова и др.

      Неоценимый  вклад в разработку юридического аспекта проблемы, внесли А.В. Венедиктов, Р.О. Халфина, Н.В. Витрук, В.П. Грибанов, Г.В.Матузов, Ю.К. Толстой, В.П. Чхиквадзе, Д.А. Керимов, А.И. Экимов, С. Сабикенов, В.В. Степанян, Н.А. Шайкенов и др.

      Актуальность  проблемы, недостаточная разработанность  в современной литературе  обусловили  выбор  темы и предопределили ее комплексный, междисциплинарный характер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Функции государства: понятие, классификация  и формы осуществления

1.1. Понятие и сущность  функций государства 

     Любое государство с разной степенью активности, но постоянно действует, ибо пассивность, бездеятельность противопоказаны  самой его природе и назначению.

     Функциональный подход, во-первых, помогает глубже усвоить само понятие государства, увидеть его историческое предназначение и роль в жизни общества; во-вторых, дает возможность научно очертить содержание деятельности государства, его механизм в конкретных исторических условиях; в-третьих, служит целям совершенствования организационной структуры государства для качественного осуществления государственного управления.2

     Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.3

     Приведенное определение помогает выделить следующие  наиболее существенные признаки функций  государства. Функция государства не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не  может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере — в экономике, политике, охране природы и др.

     В функциях предметно выражается самое  глубинное и устойчивое в государстве  — его сущность. Поэтому через  функции можно познать сущность государства, его многосторонние связи  с обществом.

     Выполняя  свои функции, государство тем самым  решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.

     Функции государства — понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе  развития общества. Реализуются функции в определенных (преимущественно правовых) формах и особыми, характерными для государственной власти методами.

     Функции государства по сути своей объективны. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому у последнего нет выбора, выполнять их или не выполнять. Невыполнение государством своих функций, несомненно, вызовет цепную реакцию негативных последствий в общественной жизни. Так, если государство перестанет осуществлять функцию по обеспечению правопорядка, общество неизбежно будет дестабилизировано, наступит анархия, ведущая к его разрушению.4

     В то же время объективный характер функций государства вовсе не означает, что они реализуются  помимо воли и сознания людей. Напротив, роль субъективного фактора здесь очень велика. Государство только тогда функционирует плодотворно, когда его функции в полной мере соответствуют объективным потребностям общества. Значит, сначала должны быть осознаны объективные общественные потребности, а уж затем определены функции государства и механизм осуществления. Причем все это обеспечивается сознательной деятельностью людей. Ошибки и недостатки в функционировании государства оборачиваются для общества разной остроты кризисными явлениями.

     Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача — это то, что требует разрешения, а функция — вид деятельности, направленной на такое разрешение. Другими словами, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями. В отдельные исторические периоды приоритетными становятся различные задачи и цели государства, а, следовательно, и разные его функции. Выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых — к возникновению других.

     Каждая  функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект — определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.5

     Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. Последние раскрывают социально-целевое назначение конкретного органа, который через функции реализует свою компетенцию. В отличие от функций государственных органов функции государства выполняются всеми или многими органами. Однако сказанное не исключает того, что отдельные государственные органы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле осуществления какой-либо функции государства. Так, защита страны от нападения извне - главная задача военного ведомства.6

     Все функции конкретных государственных  органов подчинены функциям государства, не могут им противоречить. Поэтому деятельность государственных органов должна протекать в русле основных функций государства. 
 

1.2. Классификация функций государства 

     Проблема  классификации функций государства  осложняется тем, что у различных  исторических типов государств функции  существенно различаются. И все  же их можно классифицировать по некоторым  общим для них признакам (рисунок 1).

     Как уже отмечалось, на функции любого государства решающее влияние оказывает его сущность. Сущность же государства противоречива, имеет две основные стороны, два начала — общесоциальное и классовое. Общесоциальное начало обусловлено потребностями общества в целом, классовое — его классовыми противоречиями.

     До  недавнего времени было общепризнано, что все функции государства  вытекают из классовых противоречий, носят классовый характер, что нет и быть не может надклассовых, общесоциальных функций. Это искажало представление о взаимодействии общества и государства. В действительности даже общество, разделенное на классы, являет собой единый, целостный организм, в котором противостоящие классы, социальные группы и слои населения сосуществуют и взаимодействуют.7

     Государство как форма организации такого общества не может не выполнять общесоциальную деятельность, не может не выступать по ряду ее направлений представителем интересов всего общества, всех классов, групп и слоев населения.

     Так, уже восточно-деспотические рабовладельческие государства выполняли экономическую функцию — организовывали общественные работы по сооружению каналов и плотин, осушению болот и др. Феодальные государства тоже предпринимали попытки регулировать социально-экономическую жизнь страны (проводили политику протекционизма, делали отдельные шаги в области просвещения и здравоохранения). Все названные государства обеспечивали правопорядок, без которого не может обойтись ни одно общество.

     Развитие  цивилизации и демократии открывает большой простор для общесоциальной деятельности государства. В наше время общесоциальные функции государства (экономическая, социальная, поддержания демократического правопорядка) становятся приоритетными. Расширяется и активизируется деятельность государства в духовной сфере (образование, культура, наука).

     Сегодня особо актуальны глобальные проблемы, остро затрагивающие общечеловеческие интересы, — охрана природы и окружающей среды на всей планете, борьба с международной преступностью, демографические проблемы и др. Для их решения необходимы совместные усилия всех государств, а значит, и развитие соответствующих функций — обеспечения мирового правопорядка, международной экологической и т. д.8

Похожие работы:
© 2009-2020 Все права защищены — dipland.ru