По алфавиту:

Указатель категорий Государство и право Форма правления

Форма правления

Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государство и право
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Форма правления – это организация верховной власти в государстве или организация высших органов государственной власти. Форма правления говорит о том, кому принадлежит верховная власть в государстве, какими органами она представлена, как эти органы взаимодействуют друг с другом и с населением страны.

Форма государственного устройства – это территориальная организация государства, характеризующая соотношение государства в целом с его составными частями. Форма государственного устройства говорит о том, как государство организовано в пределах своей территории из каких территориальных единиц оно складывается, как взаимодействуют высшие и местные органы государства.

Выдержка из работы.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

План.

Введение_______________________________________________________________ 3

    § 1. Форма правления: понятие и исторические разновидности________________ 5

§ 2.Монархия: понятие, признаки, виды, перспективы исторического развития __ 7

§ 3. Республика: понятие, признаки, виды_________________________________ 14

§ 4.Смешанные (гибридные) формы правления ____________________________23

§ 5.Форма правления в современной России _______________________________25

§ 6. Взаимосвязь формы правления с формой государственного устройства_____27

Заключение_____________________________________________________________27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         

Введение.

           Любая форма человеческой жизни предполагает некоторую форму объединения, создания большого или малого, связанного лишь взаимной симпатией или пронизанного жесткой субординацией сообщества. Политическая практика не составляет исключения. Для осуществления ее человек также создает определенным образом организованное сообщество, имя которому – государство.

           Сегодня в мире около двух сотен государств.  Территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам. Однако государства весьма существенно отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации, что выражается в понятии «форма государства».

           Форма государства – это его устройство, выражающееся в характере политических взаимоотношений между людьми, между людьми и государством, между государством и людьми в процессе управления ими, в способах организации высших органов государственной власти и в административно-территориальном делении государства. Таким образом, форма государства является структурно сложным явлением, состоящим из определенных элементов.

     Вообще, в науке теории государства и права сформировалось два взгляда на вопрос о структуре формы государства. Чаще всего в форме государства выделяют три элемента:

     1) форма правления;

     2) форма государственного устройства;

     3) политический режим.

     Согласно  мнению других исследователей форма  государства включает в свой состав два элемента: форма правления и форма государственного устройства. В данном случае политический режим не рассматривают как элемент формы государства и утверждают, что он имеет самостоятельное значение. Действительно, политический режим занимает самостоятельное место, он является принадлежностью всей политической системы общества. Это связано с тем, что нередко политический режим рассматривают вместе с сущностью государства, он так или иначе тяготеет к сущности государства, тесно связан с ней. В то же время политический режим нередко определяет форму государства (особенно это отражается на форме правления) и частично входит в ее состав. Именно поэтому политический режим необходимо включать в форму государства и рассматривать его как своеобразный элемент формы государства.

     Политический  режим – это совокупность методов осуществления государственной власти. Политический режим говорит о том, как осуществляется государственная власть, и на какие методы она опирается в своей деятельности.

     Форма правления – это организация верховной власти в государстве или организация высших органов государственной власти. Форма правления говорит о том, кому принадлежит верховная власть в государстве, какими органами она представлена, как эти органы взаимодействуют друг с другом и с населением страны.

     Форма государственного устройства – это территориальная организация государства, характеризующая соотношение государства в целом с его составными частями. Форма государственного устройства говорит о том, как государство организовано в пределах своей территории из каких территориальных единиц оно складывается, как взаимодействуют высшие и местные органы государства.

     Вопрос  о форме государства очень  тесно связан с вопросом о сущности государства, поскольку сущность всегда имеет внешнюю форму выражения,  (долгое время считалось, что форма государства определяется сущностью государства, но история это опровергла). Однако сущность государства не оказывает прямого влияния на его форму, т.к. одна и та же сущность государства может проявляться в различных формах.1

     На  форму государства влияют самые  разнообразные факторы и основной из них – расстановка и соотношение  политических и классовых сил  в стране, особенно влияющих на форму  правления. Также необходимо назвать  экономические, социально-политические, идеологические и иные факторы – это и уровень экономического развития, величина территории страны, ее национальный состав, накопленные исторические традиции, уровень культуры и цивилизованности народа, степень влияния других государств и т.д.

            Предметом исследования моей курсовой работы является такой элемент формы государства как форма правления. Цель работы – рассмотреть многообразие форм правления, уяснить их отличительные признаки с обязательным привлечением в процессе конкретных примеров современных государств.

           § 1. Форма правления.

           Форма правления – это организация высших органов государственной власти, способы их формирования,  характер взаимоотношений между собой и с населением страны.

     Характер  формы правления зависит от типа общества. В обществах, не связанных экономическими узами обмена и вынужденных объединяться посредством централизованной государственной власти, естественной формой правления представляется монархия. Там, где форма правления не сопряжена с иерархической системой феодальной собственности на землю и ее верховным собственником в лице самого монарха, она принимает вид деспотии. Для обществ, основанных на обменных отношениях между свободными, политически равными субъектами – собственниками, характерна республиканская форма правления.

     Форма правления обуславливается также  конкретной расстановкой социально-политических сил и результатами борьбы между  ними (действие этого фактора особенно ярко проявляется в революционные  периоды, доказательством чего может  быть падение монархических режимов  в результате Великой французской  революции 1789г. или Февральской революции 1917г. в России); историческими особенностями отдельных стран (вне исторического контекста невозможно объяснить существование в современной Великобритании парламентской монархии); особенностями культуры народа, аккумулирующей исторический и политический опыт, обычаи и навыки жизни в условиях того или иного государства (например, трудности, которые встречает на своем пути становление демократической формы правления в России во многом могут быть объяснены спецификой ее общей и политической культуры); влиянием в стране политических процессов, в том числе военных (смена форм правления в ряде восточно-европейских стран в результате Второй мировой войны имело своей предпосылкой присутствие в этом регионе Красной армии).

     Политический  режим, будучи самообусловлен теми же социальными факторами, влияет на форму  правления опосредствованно, определяет те ее меняющиеся черты, которые связаны  с исторически конкретными политическими  ситуациями в государстве.

     Это объясняет, почему невозможен прямой перенос  политической формы, исторически возникшей  в одной стране, в другие страны, хотя вполне возможно использование  мирового и частного опыта отдельных  народов с его последующей  адаптацией к конкретно-историческим условиям того или иного государства.

     Форма государственного правления дает возможность  уяснить:

     - как создаются высшие органы  государства и каково их строение;

     - какой принцип лежит в основе  взаимоотношений между высшими  и другими государственными органами;

     - как строятся взаимоотношения  между верховной государственной  властью и населением страны;

     - в какой мере организация высших  органов государства позволяет  обеспечивать права и свободы  гражданина.

     Теория  государства, фиксируя в его истории, реально возникавшие формы правления, выработала несколько их классификаций. Наиболее распространенная из них – это деление форм государства по числу правящих лиц. В процессе ее проведения используется количественный критерий. Если власть принадлежит одному – монархия, если многим – аристократия, если всем - демократия или республика. Существование такой классификации отмечено еще Геродотом. Предложенное Геродотом деление форм правления дошло до наших дней, лишь среднее звено – аристократия – было утрачено в ходе развития государственности.

     Существовали  также и другие классификации. В свое время Платон пытался свести различие форм правления к различию трех добродетелей – мудрости, мужества и умеренности, из которых каждая может преобладать в том или ином государстве. Вслед за ним Аристотель, рассматривая форму государства как политическую систему, которая олицетворяется верховной властью, при классификации форм правления использовал наряду с количественным критерием и такие, как общая польза, благо и интерес.

     В более поздний период Ш.Монтескье, рассматривая в качестве критериев классификации форм правления различные принципы организации и деятельности государственной власти, считал, что добродетель лежит в основе демократии, умеренность – в основе аристократии, честь – в основе монархии, страх – в основе деспотии.2

     В результате сегодня речь идет о существовании  двух форм правления монархии и республики.

     § 2. Монархия.

     В переводе с греческого данный термин означает «власть одного, единовластие». Однако, в современном понимании монархия – это такая форма правления при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

     Монархия  – исторически первая форма правления. Она впервые зародилась в раннеклассовых обществах, государственную власть в которых захватывали военачальники, представители разросшихся семейных или соседских общин, предводители дружин, главы династий, руководители храмов, жрецы, организаторы тех или иных социальных классовых движений.

     Монархическая форма правления появилась на рубеже IV-III тыс. до н.э. В этих обществах  ранних земледельческих культур  организация власти, осуществляемая на жестко централизованной основе, сверху вниз, была наиболее эффективной и  понятной, соответствовала строжайшей регламентации сельскохозяйственного  производства, духовному миру земледельцев-общинников. Как правило, монарх признавался  посредником между предками и  народом, выступал в этой религиозной  роли носителем священных традиций, опыта, благоденствия. Он – непременный  участник религиозных ритуалов и  обрядов, обязательный посредник между  народом и верховным божеством, его представитель в духовной жизни. Его правление освящается божественными предначертаниями, решения  подкрепляются религиозными санкциями. Таким образом, первичные формы  монархии во многих регионах земного  шара окрашены в теократические тона, по сути, это специфическая форма  теократического правления (Африка, Америка, Европа и др.).3

     Впоследствии  монархические формы правления  были реализованы в разных обществах  и в разные времена и дали целый  спектр самых разнообразных организаций  власти, а сами монархи вошли в  историю государственности под  разными наименованиями: короли, князья, эмиры, раджи, императоры, султаны, цари, фараоны, государи и т.д.

     Монарх  персонифицирует государство, выступает  во внешней и внутренней политике как глава государства, представитель  народа, «отец нации», лицо, которое  сплачивает граждан, объединяет их в  государство. Не случайно один из королей  Франции заявлял: «Государство –  это я». Но это означало только юридическую  персонификацию государства, а не фактическое  положение дел.

     Как правило, монархи всегда имели свое дворцовое хозяйство, свою персональную собственность: земли, рабов, крепостных, которые давали имущественное обеспечение  монархическому дворцу, семейству монарха, а по отношении к государству  монарх выступал как его глава, представитель, руководитель и т.п.

     Монарх  осуществлял единоличное правление. Конечно, это не означает, что монарх сам решает все дела в государстве. Управление делами государства ведут  многочисленные советники, министры, чиновники, служащие, объединенные в различные  органы государства. Монарху же приходится принимать решения по самым важным, принципиальным государственным вопросам. Он обладает всей полнотой власти. Власть монарха верховна и суверенна (независима). Это означает, что даже при распределении  полномочий, сфер управления между  различными государственными органами монарх может взять к своему рассмотрению любой вопрос, если сочтет его достойным внимания. Он – высшая власть в государстве.

     Как правило, его власть объявлялась  священной, наделялась религиозным  ореолом. Она распространялась на все  сферы государственной жизни, в  т.ч. на судебную сферу. В процессах  обжалования судебных решений монарх был высшей и последней инстанцией.

     Таким образом, власть монарха не знает  ограничений и может распространяться на различные сферы государственной  деятельности: законодательную, исполнительную и судебную, объединять в лице монарха  все ветви государственной власти.

     Вместе  с тем, хотя при решении вопросов монарх формально юридически независим, практически всегда он испытывает влияние  различных международных, политических и национальных сил, во многих государствах возможность такого влияния закреплена юридически. Свои решения ему приходится сообразовывать прежде всего с экономическими возможностями, но зачастую принятие решения определяется случайными, субъективными факторами, даже личными пристрастиями.4

           Монархическая власть отличается порядком своей легитимации (утверждения, принятия): эта власть, как правило, передается по наследству. В разных странах устанавливается различный порядок наследования власти. Существует две системы наследования престола - персональная и семейная. При персональной системе трон наследует конкретное лицо, заранее определенное законом. Персональная система имеет несколько разновидностей:

1) салическую, при  которой наследниками могут быть  только мужчины;

2) кастильскую,  когда в числе наследников  могут быть и женщины, и мужчины,  но последние имеют преимущество;

3) шведскую, при  которой мужчины и женщины  наследуют трон на равных условиях  по праву первородства.

Суть семейной системы наследования заключается  в том, что монарха выбирает сама царствующая семья (часто вместе с высшими духовными лицами) или  царствующий монарх, но только из лиц, принадлежащих к данной династии. Общее же в том, что народ не имеет никакого отношения к переходу власти от одного лица к другому, не участвует в этом раз и навсегда установленном порядке.

     Монарх  имеет бессрочную и пожизненную  власть. Это отнюдь не означает, что  только естественная смерть монарха  может прервать его полномочия. Бессрочность монархического правления означает лишь то, что срок правления не устанавливался заранее. Впрочем, в истории были примеры, когда неугодные монархи  оказывались свергнутыми, убитыми, замененными другими лицами.

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru