По алфавиту:

Указатель категорий Государство и право Толкование норм права

Толкование норм права

Тип работы: Контрольная работа
Предмет: Государство и право
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Контрольная работа

Выдержка из работы.

ПЛАН

ТЕМА: ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 1. ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА

  1. 1. ПОНЯТИЕ И НЕОБХОДИМОСТЬ ТОЛКОВАНИЯ ПРАВА

  1. 2. ВИДЫ ТОЛКОВАНИЯ ПРАВА ПО СУБЪЕКТАМ

1. 3. СПОСОБЫ  ТОЛКОВАНИЯ ПРАВА 

1. 4. ТОЛКОВАНИЕ  ПРАВА ПО ОБЪЕМУ  

  1. Виды токования  права;
  2. 1. 5. АКТЫ ТОЛКОВАНИЯ ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
 

а) субъекты толкования,

б) функции  толкования, 

3. Пробелы  в праве и способы их преодоления.

а) понятие  пробела в праве,

б) применение права по аналогии,

в) юридический  процесс,

г) особенности юридического процесса.

 1. ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ .

2. СТРУКТУРА  ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

  ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

. 4.ФУНКЦИИ  ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

5. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ  ЛИТЕРАТУРА 

Бердяев II.А. Царство духа и царство Кесаря. М., 1995. С. 5,7.

2 Явич Л.С. К 180-летию Карла Маркса: О творческом наследии // Правоведение. 1998. № 4. С. 95.

3 Коркунов Н.М. История философии права. СПб., 1908. С. 245. • 

ВВЕДЕНИЕ

Изучение  предмета «Теория Государства и  права» является одной из сложнейших политико-юридических дисциплин, изучающий достижения государственно-правовой практики предшествующего поколения. Сложность состоит в том, что в различное время исчисляемое тысячелетиями развития и становления «Государства» обусловлено возникновением «Права» на определенном этапе человеческого развития. Появление права тесно связано с общественными потребностями, с периода первобытно-общинного строя и до современного, с их жизненной деятельностью, руководствовавшиеся в своей жизни обычаями и традициями. В тот далекий период зарождались и религиозные нормы, большую роль в их жизни играли мифы, ритуалы, обряды. Установление стабильности и единого порядка отношений новой общности людей — народа, населяющие определенную территорию, влечет за собой значимое определение в судьбе появившегося «права» становление важного института социальной жизни - как Государство. Из этого следует, что права зародилось гораздо позднее после такого явления как Государство. Становление государства характеризуется существенными признаками образований общества различного рода общин, кланов, со своими традиционными особенностями, что в последствии плавно формирует гражданское общество и правовое государство.

Научная дисциплина теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития, назначения и функционирования государства и права. Так же на уровне научности охватывается взаимосвязь действий общества и государства, роль и место государства и права в политической системе социума. Теоретически пути развития и становления государства исторически замечены в более ранних этапах образования человеческого общества. Эскалатор развития человечества формирует правовое сознание человека намного позже, когда внутренняя общинная жизнь различает некоторые явления закономерностей в потребности человека заключающиеся в понятиях как экономика, культура, мораль, социально-духовная жизнь общества и другие общественные феномены. Вроде на первый взгляд, требуется разделение понятий государства и права на самостоятельные отрасли знания, и изучать их как отдельные предметы. Исходя из исторически сложенного развития государства и права, жизнедеятельности человека, тесной не изолированной связи человека и государства, её практическим и научно-понятийным единством следует изучать теории государства и права в единстве, в одной научной дисциплине. Но оставаясь целостной наукой, она подразделяется на две относительные структурные части: теория государства — государствоведение, и теория права — правоведение.

Теория государства и права – базовая общеполитический-юридическая наука, формулирующая свои выводы и рекомендации для отраслевых дисциплин. Но до сих пор нет полной ясности в вопросе о ее предмете, структуре, месте в правовом познании. В последние годы в связи с развитием науки эти трудности и сомнения только усилились. Предпринимаются попытки искусственного расчленения единой дисциплины на две самостоятельные – теорию государства и теорию права, что, на наш взгляд, нецелесообразно в силу их органической взаимосвязи и взаимообусловленности.

В то же время  авторы стоят на позиции, согласно которой  проблемы государства должны рассматриваться  лишь в той мере, в какой это  необходимо для более углубленного понимания сущности и предназначения права, механизмов его действия, реализации.

Следует отметить, что из всех юридических наук общая  теория государства и права наиболее тесно связана с мировоззрением юристов и в этом смысле более  других испытала на себе мощное воздействие  партийно-политических догм и стереотипов. Потребуется время, чтобы полностью избавиться от этого влияния. Предлагаемый Курс выполняет в какой-то мере и эту функцию.

Вместе с  тем «отечественная правовая наука  нуждается не только в очищении, но и в нахождении конструктивных теоретических начал. Причем так, чтобы, решительно и навсегда порывая со своим тоталитарным, догматическим прошлым, воспринять и развить на гуманистической основе те позитивные разработки, которые ранее предпринимались в советском правоведении»2.

Принципиальный  вопрос, касающийся преподавания общей теории государства и права, – отношение к марксистскому учению, которое подвергается сегодня суровой критике, нередко огульной и бездоказательной. Эта критика, исходящая главным образом от бывших его горячих поклонников и пропагандистов, вызвана тем глубоким идейно-политическим и экономическим кризисом, который охватил в последнее десятилетие страны «социалистической системы», и в первую очередь СССР.

Крах «реального социализма», возведенного по большевистским моделям и большевистскими методами, вызвал смятение и разброд в рядах его сторонников. Некоторые из них «переродились», мгновенно «прозрели», другие – заняли выжидательную позицию. Произошел резкий переход от безудержного восхваления марксистской теории как единственно верной и непогрешимой до абсолютного ее отрицания как несостоятельной и бесперспективной. Ясно, что это крайности, в которые не следует впадать, ибо подобный вульгарно-прагматический подход способен дискредитировать любую идею.

Общеизвестно, что западные ученые (философы, политологи, юристы), никогда не разделявшие теории марксизма и критиковавшие многие его выводы и аргументы, тем не менее с должным почтением и корректностью относятся к этой теории как к одной из научных гипотез и одному из наиболее распространенных на планете мировосприятие. Они использовали и используют марксистские взгляды в своих исследованиях. «Так надлежит поступать и нам. Немало марксистских постулатов оказались на деле утопическими, ошибочными, значительная часть их устарела, некоторые превратились в догму. Но есть в марксизме суждения и выводы, сохраняющие свое значение и для наших дней. Поэтому отвергать их с «порога» так же глупо, как и слепо исповедовать».

В частности, учение о базисе и надстройке, на котором многие десятилетия основывалось все наше обществоведение, излишне прямолинейно и схематично, оно не в состоянии полностью объяснить всю сложность исторического процесса и последовательную смену его этапов. Многие социальные явления трудно отнести только к базису или только к надстройке, так что само это деление весьма условно. Но в совокупности с другими объяснениями общественного развития оно может быть использовано.

В этой связи  представляет интерес мнение, высказанное  известным ученым-обществоведом  членом-корреспондентом РАН Г.Х. Шахназаровым. Он считает, что не подтвердилась концепция, принимавшая за ключевой и, в сущности, единственный источник развития революци-

ния. К внутренней форме, т.е. способу организации, внутренней связи элементов содержания, относится процедурно-процессуальное оформление практики, которое определяет круг ее субъектов и участников, объемы их процессуальных прав и обязанностей, условия вступления в правовой процесс и выбытия из него, порядок оперирования средствами и методами, сроки и время совершения действий и др.

Структура юридической практики – это не только состав определенных элементов содержания и формы. Взаимообусловленность развития всех компонентов практики обеспечивается генетическими и функциональными, внутренними и внешними, прямыми и обратными, правовыми и неправовыми связями и отношениями, с помощью которых совершается перенос энергии, информации, свойств, осуществляется взаимный обмен результатами различных видов деятельности, контроль, помощь в реализации разнообразных полномочий и функций.

3. ВИДЫ  ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (ПРАКТИКИ)

Для правовой системы общества характерно одновременное  функционирование разнообразных типов, видов и подвидов практики. В зависимости от характера, способов преобразования общественных отношений нужно различать правотворческую, правоприменительную (пра-вореализационную), распорядительную, интерпретационную и другие типы практики.

В процессе правотворческой  практики формируются нормативно-правовые способы (нормы, принципы и т.п.) воздействия на общественную жизнь. Правоприменительная практика представляет собой единство властной деятельности компетентных органов, направленной на вынесение индивидуально-конкретных предписаний, и выработанного в ходе такой деятельности правового опыта. Распорядительная практика складывается из распорядительной деятельности управомо-ченных на то субъектов и накопленного в процессе этой деятельности юридического опыта. Суть интерпретационной практики выражается в формулируемых правовых разъяснениях и правоположениях.

В функциональном аспекте можно выделить правоконкретизирую-щую, контрольную, правосистематизирующую и иные типы практики. Особенность этих типов заключается в том, что изменения общественных отношений возможны здесь с помощью правотворческих, право-применительных, распорядительных и праворазъяснительных средств и способов.

Любой вид  юридической практики можно подразделить на определенные виды и подвиды. Так, в правоприменительной практике (тип) различают следующие виды и подвиды: а) оперативно-исполнительный; б) юрисдикция (виды), юрисдикция в свою очередь подразделяется на превентивную, карательную и др. (подвиды).

По субъектам  юридическая практика разграничивается, как правило, на законодательную, судебную, следственную, нотариальную и др. По этому же критерию возможна и более детальная классификация. Так, к судебной относится практика Верховного Суда РФ, областных, городских, районных судов. А приняв за основание классификации объекты практики и категории разрешаемых дел, можно говорить о судебной практике, например по гражданским и уголовным делам.

  4. ФУНКЦИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Функции юридической  практики – это относительно обособленные направления гомогенного (однородного) ее воздействия на объективную и субъективную реальность, в которых проявляются и конкретизируются ее природа, творчески преобразующая роль и социально-правовое назначение в жизни общества.

Функции –  это целенаправленное влияние юридической  практики на общественную жизнь. Поэтому они непосредственно связаны с задачами (целями) практики.

В функциях выражается сущность юридической практики, особенности  ее отдельных сторон и свойств. Вместе с тем изменение функций влияет на структуру практики, определенные элементы ее содержания и формы. Именно в функциях особенно четко проявляется организационно-конструктивный и динамичный характер юридической практики, ее способность связывать воедино разнообразные элементы правовой системы общества, формировать нормативную базу данной системы, объяснять и конкретизировать правовые предписания, обеспечивать их реализацию.

Правоведами выделяются различные функции юридической  практики. Одни авторы (С.С. Алексеев) считают, что таких функций три:

правонаправляющая (ориентирующая), правоконкретизирующая и сигнально-информационная. Другие ученые (В.И. Леушин) рассматривают функции формирования права, совершенствования правоприменительной деятельности, воспитательную и конкретизирующую право. Особенно большое внимание в литературе уделяется законотворческой функции судебной или иных разновидностей практики.

Анализ выделяемых в литературе функций показывает, что принятые подходы не всегда достаточно полно и всесторонне раскрывают творчески преобразующий характер юридической практики, не охватывают многие ее созидательные аспекты и направления, оставляя в

тени важные принципы классификации. Не обращается внимание, скажем, на тот факт, что  в каждой из рассмотренных функций  можно выделить ряд подфункций. Если функция – это наиболее общее, ведущее направление, в котором прежде всего выражается сущность, природа и роль практики в правовой системе общества, то подфункция обозначает в рамках данного направления некоторые особые, специфические стороны влияния юридической практики на социальную действительность. Например, в законотворческой функции практики можно вычленить установление, изменение и прекращение права.

Одним из существенных критериев классификации функций  является сфера общественной жизни, которая подвергается практическому воздействию. По этому основанию можно выделить экономическую, социальную, воспитательную, экологическую, демографическую и другие функции. Общесоциальные функции предметно раскрывают управленческую природу юридической практики в обществе.

Сущность  и правовое назначение практики наиболее ярко проявляются в ее специфических функциях, где за основу классификации приняты способы действий, характер деятельности и осуществляемых юридических преобразований либо полученный результат. К такого рода функциям относятся в первую очередь те, которые определяют конкретный тип практики – законотворческой, правоприменительной, праворазъяснительной и др.

Это, однако, не означает, что та или иная функция  присуща только одноименной разновидности  практики. Так, законотворческая функция  характерна также для правоприменительной и других типов и видов практики. Судебная практика, например, сигнализирует законотворческим органам о неполноте законодательства, его противоречиях и неэффективности, становясь, таким образом, необходимой основой для создания норм права и даже нормативных актов. «Опыт, полученный от различных действий, создает закон», – говорили древние.

По способам воздействия на реальную действительность можно вы-делить регистрационно-удостоверителъную (закрепительную), регуля-тивно-ориентационную и правоохранительную функции практики.

Регистрационно-удостоверительная  функция предполагает юридическое  закрепление существующих и вновь  появляющихся общественных отношений, конкретных социальных ситуаций, удостоверение  прав и законных интересов, договоров и сделок, имеющих правовое значение и т.д. Регулятивно-ориентационная функция выражается в осуществлении централизованного и автономного, нормативного и индивидуального упорядочения общественных отношений.

Содержание  правоохранительной функции нагляднее всего можно раскрыть через ее под функции: правообеспечительную, превентивную, правовосстановительную, компенсационную, карательную. Право-обеспечительная подфункция – одно из важных, но не единственных направлений правовой охраны. В данном случае с помощью конкретного типа юридической практики создаются определенные условия, предпосылки, средства и способы, обеспечивающие нормальное функционирование общественных отношений, достижение поставленных целей.

Похожие работы:
© 2009-2020 Все права защищены — dipland.ru