По алфавиту:

Указатель категорий Государство и право Раннефеодальная монархия государства франков

Раннефеодальная монархия государства франков

Тип работы: Реферат
Предмет: Государство и право
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Завоевание ускорило обогащение знати и расслоение населения, подорвало значение родового деления по территориальному признаку. Для удержания в повиновении завоеванные народы, для управления огромными массами населения появилась настоятельная необходимость в сильной центральной власти, которой не было при родовом строе. Образованное государство стало эффективнее решать стоявшие перед обществом проблемы.

Выдержка из работы.

Министерство  Внутренних Дел Российской Федерации 

Белгородский  юридический институт 
 

Кафедра: государственно-правовых дисциплин 
 

Дисциплина: История  государства и права зарубежных стран. 
 

РЕФЕРАТ 

по теме : «Раннефеодальная монархия государства франков» 
 

Подготовил: 

Студент 332 группы 

факультета «Юриспруденция» 

Блатной И.А. 
 

Белгород - 2008 г.План занятия

Вступительная часть

1. Основные черты  развития государства и права  в эпоху средневековья.

2. Формирование  и развитие феодального общества  в эпоху средневековья

3. Салическая  правда.

Заключительная  часть (подведение итогов) 
 
 

Литература: 
 

Основная 

История государства  и права зарубежных стран: курс лекций / Н.И. Ильинский. – М., 2003. 

* История государства  и права зарубежных стран: Учебник  для вузов: В 2 т. – 3-е изд., перераб. и доп. – Том 1: Древний мир и Средние века / Отв. ред. д.ю.н., проф. Н.А. Крашенинникова и д.ю.н., проф. О.А. Жидкова. – М.: Норма, 2005.  

3. История государства  и права России и зарубежных  стран: Учебник / Под общ. Ред.  д.ю.н., проф., акад., засл. деятель науки Российской Федерации В. П. Сальников. – М.: ЦОКР МВД России, 2006.  

4.Косарев А.И.  История государства и права  зарубежных стран: Учебник для  вузов. – М.: Издательство НОРМА  (Издательская группа НОРМА –  ИНФРА М), 2002. 

5. Омельченко  О.А. Всеобщая история государства  и права. Учебник в 2 т. Изд. 4-е, доп. Т. 1. – м.: Изд-во Эксмо, 2005. – 592 с. – (Российское юридическое  образование).  

Абдурахманова И.В. История государства и права  зарубежных стран для студентов  вузов / И.В. Абдурахманова, Н.Е. Орлова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. 

Всеобщая история  государства и права. Учебник / Под. Ред проф. К.И. Батыра. Издание четвертое, переработанное и дополненное. –  М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2001. 

Желудкова А.В., Буланова А.Г. История государства и права зарубежных стран (конспект лекций). – М.: «Приор-издат», 2003. 

Тейнс Л. Наследие Каролингов. – М., 1993. 

Шатилова С.А. История государства и права  зарубежных стран: Учеб. пособие. –  М.: ИНФРА – М, 2004. 

Введение 
 

В конце V в. н.э. в результате завоевания германскими  племенами франков территории Галлии (бывшей провинции Римской империи) на большей части нынешней территории Франции образуется ранняя монархия – государство франков. Ранняя монархия франков – закономерный этап развития государственности Франции1. Франки вошли в соприкосновение с Римской империей в III в., расселяясь из северных прирейнских областей. Во второй половине IV в. они поселились в Галлии, постепенно распространяя свои владения и выходя из-под власти Рима. После падения Западной Римской империи франки захватили остатки римских владений в Галлии. На завоеванных землях франки селились в основном целыми общинами-родами2.  

Завоевание ускорило обогащение знати и расслоение населения, подорвало значение родового деления по территориальному признаку. Для удержания в повиновении завоеванные народы, для управления огромными массами населения появилась настоятельная необходимость в сильной центральной власти, которой не было при родовом строе. Образованное государство стало эффективнее решать стоявшие перед обществом проблемы.  

Вопрос №1. Основные черты развития государства и  права в эпоху средневековья. 
 

История Европы начинается в V в., когда западная Римская  империя рухнула под натиском племен германских «варваров». Падение Западной Римской империи означало окончательное крушение античных политико-правовых порядков и гибель цивилизации, представлявшей собой высшее достижение древнего мира3. На смену приходят Средние века, когда западноевропейское общество надолго было отброшено назад и вынуждено было проделать новый виток развития от примитивных просто государств к крупным и конгломеративным "варварским" королевствам, а в конечном счете — к централизованным национальным государствам. Сам термин "средние века" западноевропейского происхождения, он восходит к итальянским гуманистам XV—XVI вв., видевшим в средневековье длительную, но промежуточную эпоху между двумя великими европейскими культурами — античной и новой, начавшейся с Возрождения. Поэтому данный термин лишь со значительной долей условности может быть применен к государствам как Востока, так даже и Восточной Европы. 

Историю Средневековья, которая охватывает в Западной Европе более тысячи лет, принято делить на периоды в зависимости от тех  ее аспектов, которые составляют предмет рассмотрения (хозяйственная жизнь и степень развития феодальных отношений, культура, религия и т. д.). В мировой литературе нет единого подхода и к самому понятию "феодализм", который нередко отождествляется с политической раздробленностью, с феодальной иерархией, с определенными ступенями церковной организации и т. д. В отечественной литературе последних лет доминировала марксистская трактовка феодализма как особой общественно-экономической формации. Соответственно и периодизация средневековья связывалась прежде всего с уровнем развития феодального способа производства (становление феодализма — раннее средневековье, расцвет феодализма — развитое средневековье, упадок феодализма — позднее средневековье). 

Так, в Европе в период ранних (варварских) государств, когда формирующийся класс земельных собственников-феодалов сплачивался вокруг королевской власти, пользовавшейся также поддержкой христианской церкви и крестьян-общинников, первые, как правило, крупные государственные образования приобретали форму раннефеодальных монархий. 

Развитие феодальных поземельных отношений, базировавшихся на натуральном хозяйстве и на эксплуатации феодально-зависимого крестьянства, порождало и новые виды связей между земельными собственниками разного ранга, которые приобретали характер феодальной иерархии. В условиях крайней степени политической децентрализации, фактически феодальной раздробленности, единственным способом организации и поддержания государственной власти стали особые договорные отношения, построенные на принципе сюзеренитета-вассалитета. Средневековое государство, превратившееся в Западной Европе в IX—XIII вв. в великое множество государств-поместий и отличавшееся крайней степенью экономической и политической децентрализации, приняло форму сеньориальной монархии. 

Экономический подъем в XIII—XV вв., связанный с ростом городов и развитием торгового  оборота, с накоплением капитала, породил сословную консолидацию западноевропейского общества. В  новых условиях стало возможным  постепенное территориальное объединение государств на национальной основе, усиление королевской власти, искавшей поддержки у представителей сословий. Для этого периода характерно становление сословно-представительных монархий. 

Наконец, в позднем  средневековье (XVI—XVII вв.), когда полным ходом идет разложение феодализма и формируются основные элементы капиталистической системы, только сильная королевская власть способна укрепить и поддержать пошатнувшееся общественное здание. Она смогла еще какое-то время обеспечивать экономическое развитие и умерять нарастающие общественные антагонизмы. Но при этом королевская власть все более возвышается над обществом, делает ставку на бюрократический централизм, на военно-полицейскую силу, на устранение политической оппозиции. Таким образом, на своей последней стадии средневековое государство выступает в форме абсолютной монархии. Падение абсолютизма означало уже конец всего старого режима и начало Новой истории, давшей миру образцы представительной и демократической государственности. 

Особенность западноевропейской модели средневекового государства  определяется не только эволюцией монархического строя и последовательной сменой его форм. Для нее также характерной  является смена политической (государственной) власти, которая переходит от короля в руки отдельных светских и духовных магнатов, а также в поместья крупных земельных собственников. Сама политическая власть, дающая возможность управлять вассалами, крепостными и лично свободными крестьянами, горожанами, становится неотъемлемым атрибутом земельной собственности. 

В таких условиях связи государства с другими  элементами (институтами) политической системы становятся особенно сложными. В истории западноевропейского  средневековья сельская (крестьянская) община не порождала каких-либо особых проблем для государства. Она являлась простым объединением крестьян, ведущих индивидуальное хозяйство, и обладала минимальными административными и судебными функциями. В политическом плане она полностью находилась под властью короля, сеньора или церкви. Иначе строились отношения государства с теми средневековыми общественными институтами и объединениями, которые в Западной Европе обладали реальной политической властью, прежде всего с церковью и городами. Особенно сложными и неоднозначными на разных ступенях средневековья были взаимоотношения государственной (королевской) власти и христианской церкви. Они нередко порождали острые конфликты, а в ряде случаев приводили и к прямому противоборству4. 

Эпоха Средневековья  была эпохой значительного, иногда доминирующего участия в государственной организации церкви – христианской в Европе. Церковь была не только соучастницей многоразличной – от законодательной до судебной – государственной деятельности. Она привносила в политические идеалы государств и в право религиозные идеалы государств и в право религиозные идеалы и принципы, которые по-новому включались в общую правовую культуру. Внутрицерковные и межцерковные события оказывали порой решающее влияние на историю государств, на развитие их политического уклада5. 

В раннем средневековье "варварские" короли, принимая христианство и получая тем самым поддержку  церкви, подносили ей большие дары, прежде всего в виде обширных земельных  владений. Так церковь постепенно превратилась в крупного земельного собственника, имеющего по сравнению с самими королями и светскими магнатами несомненное преимущество.  

Прогрессирующая во всей Западной Европе феодальная раздробленность, ослаблявшая королевскую власть, превращавшая ее из публичной в частную, сеньориальную, способствовала росту политических амбиций и притязаний римских пап на мировое господство. Эти амбиции привели к разделу христианской церкви на восточную (греко-католическую) и западную (римско-католическую).  

Возрастающий  авторитет римско-католической церкви опирался не только на земельные богатства, на Священное писание и религиозные чувства верующих. Он имел под собой и созданную к этому времени мощную и централизованную церковную организацию.  

Иную роль в  формировании политического и правового  сознания в Западной Европе сыграли средневековые города, некоторые из которых вели свое начало от римских времен. Но наиболее бурный рост городов относится к концу XI—XII в., когда начинается быстрое развитие ремесла и торговли, зарождаются капиталистические отношения. Естественно, города во всех сферах своей жизни испытали влияние феодальных порядков.  

Так, городские  общины основывались и развивались  долгое время на землях, составлявших феодальную собственность королей  и других светских сеньоров, монастырей и т. п. Первоначально городское население испытало на себе те или иные формы личной зависимости от сеньора, но даже и в более позднюю эпоху, уже после приобретения личной свободы, оно в ус­ловиях господства феодальной власти не могло преодолеть сословную неполноценность. Даже сама основа городской жизни — производство и торговля не были свободны от всевозможных феодальных пут (цеховой строй, торговые монополии и т. д.). 

История средневековых  городов — это борьба городского населения как за личную свободу  и иные вольности и привилегии, так и за политическое самоуправление, а в ряде случаев и за полную независимость. Эта борьба особенно характерна для XI—XIII вв., т. е. того периода, когда еще не получил силу процесс политической централизации и повсеместного усиления королевской власти. Политическая автономия городов в феодальном мире достигалась разными средствами: от вооруженной борьбы до простой покупки права самоуправления. Политико-право­вой статус городов в разных странах в зависимости от конкретных исторических условий, от силы королевской власти отличался многообразием форм и видов. Наибольшую степень политической автономии в средневековом государстве имели городские общины, приобретавшие статус коммуны, т. е. полного самоуправления.  

Несмотря на характерную, особенно для определенных периодов западноевропейского средневековья, рассредоточенность политической власти, главным институтом в политической системе все в большей степени становилось государство. Его политическое значение и вес определялись тем, что королевская власть, даже в эпоху глубокой феодальной раздробленности, являлась единственным общепризнанным представителем страны и народа в целом. Закрепляя феодальные формы поземельной собственности, сословные привилегии феодалов, средневековое государство, как любое другое государство, осуществляло общесоциальные функции (поддержание мира, традиционного правового порядка и т. д.). В средние века в странах Западной Европы сложилась и приобрела общесоциальную ценность национальная государственность, которая при всех ее различиях в разных странах стала стержнем единой европейской культуры и цивилизации. 

Средние века —  это эпоха, когда в рамках складывающихся национальных государств постепенно формируются  основы будущих национальных правовых систем. Этот длительный процесс завершается в большинстве стран уже в следующую историческую эпоху — в Новое время. Но именно в средние века определяются контуры и будущих крупных мировых правовых систем (семей права) — континентальной и англосаксонской, складываются их специфические и несхожие правовые институты. 

Исходный "строительный материал" средневековое право  черпало в правовых обычаях, которые  долгое время оставались важнейшим  источником права. За несколько веков  в странах Западной Европы происходит сравнительно плавный и безболезненный переход от варварских (племенных) правовых обычаев к правовым обычаям феодальным, имеющим уже не персональный, а территориальный принцип действия. Расцвет феодализма в Европе в XI— XII вв. означал и повсеместное преобладание обычного права. К этому времени в западноевропейском обществе были утрачены многие элементы правовой культуры и даже письменности, получившие когда-то широкое развитие в античном мире, а поэтому и сама устная форма, в которой длительное время выражались обычаи, была практически единственно возможной. 

Правовые обычаи достаточно органично интегрировались  в феодальные отношения, закрепляли все их основные виды. Прежде всего, обычай (часто обычай-договор) регулировал  личностные и поземельные связи  между самими феодалами-сеньорами и вассалами (ленное право). В равной мере правовые обычаи охватывали отношения между феодалами (собственниками земли) и крестьянами, ее держателями. Эта часть правовых обычаев (манориальное право) в наибольшей степени отражала зависимое положение крестьян, привязанных к земле и вынужденных работать на собственника манора. 

Со временем правовые обычаи записывались и включались в хартии и в другие жалованные грамоты, в которых сеньоры определяли привилегии и обязанности вассалов, горожан и крестьян.  

Особую роль в становлении общеевропейской правовой культуры сыграло городское право. В основном это было писаное право. Его положения фиксировались городскими статутами, королевскими или иными сеньориальными хартиями, пожалованными городу. Городское право, несмотря на закрепление в нем некоторых чисто феодальных институтов, по своему основному содержанию не являлось феодальным правом, оно скорее предвосхищало будущее буржуазное право, разрабатывало именно его принципы. Города широко использовали различные сборники международного торгового права и морских обычаев, составленные в городах Италии, Испании и т. д., и тем самым внесли заметный вклад в формирование единых правовых традиций в странах Западной Европы. 

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru