По алфавиту:

Указатель категорий Государство и право Понятие правового регулирования

Понятие правового регулирования

Тип работы: Реферат
Предмет: Государство и право
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Введение
Глава1. Правовое регулирование. Основные структурные элементы механизма правового регулирования
Глава2. Законность, как необходимое условие гармоничного функционирования человеческого общества. Основные требования законности
Глава3. Формирование правового порядка. Структура правопорядка
Глава4. Гарантии законности и правопорядка
Глава 5. Целесообразност
Заключение

Выдержка из работы.

ОГЛАВЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..……………………..3

Глава1. Правовое регулирование. Основные структурные  элементы механизма правового  регулирования…………………………………...….6

Глава2. Законность, как необходимое условие  гармоничного  функционирования человеческого  общества. основные требования законности..……………………………………………………………………9

Глава3. Формирование правового порядка. Структура  правопорядка...14

Глава4. Гарантии законности и правопорядка……………………………18

Глава5. Целесообразность…………………………………………………..20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………25

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...………………………28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Правовое  регулирование представляет собой  сложный и многообразный процесс, осуществляемый с помощью определенных средств юридического воздействия  на общественные отношения.

     Юридическая наука различает понятия правового  воздействия и правового регулирования. В этом есть определенный смысл право  уже своим существованием оказывает  значительное влияние на поведение  людей. Как культурная и информационная ценность, право определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений. Средства правового воздействия на общественные отношения, специально предназначенные для их непосредственного регулирования строго определены. Эти средства образуют целый, системный юридический механизм, обеспечивающий урегулированность всей совокупности общественных отношений, которые являются предметом правового регулирования. Механизм правового регулирования - это система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства.

     Законность - фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан. Даже самый совершенный закон жив только тогда, когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей. Вот эта-то сторона права, связанная с жизнью закона, его действенностью, и характеризуется понятием "законность". В недалеком прошлом отечественная наука анализировала законность преимущественно в аспекте требования всеобщего уважения к закону и обязательного его исполнения всеми субъектами. Это по своей сути правильное понимание, однако оно однобоко отражает содержание и сущность данного явления. В этом случае требование законности распространяется только на граждан и их организации, органы, непосредственно реализующие свои права и обязанности. Деятельность же органов, обеспечивающих правовое регулирование (правотворческих и правоприменительных), находится вне ее содержания.

     Обеспечение законности сводилось главным образом  к работе контрольно-надзорных и правоохранительных органов - выявлению нарушителей правовых предписаний и их последующему наказанию. Результатом этого и стал обвинительный уклон в их деятельности. Даже суд рассматривался как правоохранительный орган, а не орган правосудия, гарантирующий защиту прав и свобод граждан и их объединений.

     Такое понятие законности, удовлетворяющее  потребности тоталитарного режима, совершенно не обеспечивает нормального  функционирования общества в условиях демократии и тем более не способствует формированию и укреплению правового государства и общества.

     Представленной  работой рассматривается тема: "Законность правопорядок и целесообразность".

Тема  будет рассматриваться с позиций  следующих вопросов: 
- Правовое регулирование. Основные структурные элементы механизма правового  регулирования;

- Законность, как необходимое условие гармоничного  функционирования человеческого  общества. основные требования законности;

- Формирование  правового порядка. Структура  правопорядка;

- Гарантии  законности и правопорядка;

- Целесообразность.

Исследование  данных аспектов темы я и определяю  как задачу и цели своей работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Правовое регулирование. Основные структурные  элементы механизма правового  регулирования. 

     Правовое  регулирование представляет собой сложный  и  многообразный процесс, осуществляемый с помощью определенных средств юридического воздействия на общественные отношения.

     Юридическая наука различает понятия правового  воздействия и правового регулирования. В этом есть определенный  смысл,  право  уже своим существованием оказывает значительное влияние на  поведение людей. Как культурная и информационная  ценность,  право  определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Именно  в  этом  смысле правовое воздействие шире, чем правовое  регулирование  общественных отношений.

     Тем не менее следует отмечать строго определены средства правового воздействия  на общественные отношения, специально предназначенные для их непосредственного регулирования. Эти средства образуют целый, системный юридический механизм, обеспечивающий урегулированность все совокупности общественных  отношений,  которые являются предметом правового регулирования.

     Механизм  правового  регулирования  -  это  система   правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность  общественных отношений в соответствии с целями  и  задачами  правового государства.

     Основные  структурные элементы механизма  правового  регулирования.

1. Нормы  права устанавливают общие  и  юридически  обязательные правила поведения тех участников общественных отношений,  которые находятся в сфере правового регулирования. Они излагаются в  различных по своей юридической силе  нормативно-правовых  актов,  не теряя при этом своей общеобязательности. Основополагающее  регулирующее воздействие нормы права на общественные отношения  состоит в том, что она определяет круг субъектов, на которых  распространяется ее действие; формулирует обстоятельства, при которых  данные субъекты руководствуются ее предписаниями; раскрывает  содержание самого правила поведения; устанавливает меры юридической ответственности за нарушение указанных правил. Нормы  права  -  это изначальный элемент механизма правового регулирования, определяющий его основу, те направления правового поведения, которые программируются в реальных общественных отношениях.

     В юридической науке и практике правовые нормы совершенно справедливо  считаются нормативно основой механизма  правого регулирования, так как  в них сконструирована та модель общественного  отношения, которая соответствуют потребностям и  интересам  граждан правового государства.

     Воплощение  предписаний правовых норм в поведении  людей  осуществляется через другие элементы механизма  правового  регулирования общественных отношений. 

2. Правоотношение - это  важнейший  и   необходимый    элемент реальной жизни права.  В нем общие, обезличенные права   и  обязанности, закрепленные  в нормах права, превращаются  в  конкретные взаимосвязанные  права и обязанности индивидуальных субъектов (лиц или организаций), в соответствии с которыми те должны сообразовывать свое поведение.

     Правоотношения  устанавливает персональную  меру  возможного  и должного поведения  участников общественных отношений. При  попадании в сферу конкретного  правового  влияния  возможна  реализация свободы действия в предусмотренных пределах. Перевод общих прав и обязанностей, содержащихся в правовой норме, в правоотношение дает механизм правового регулирования "возможность" завершить свою регулятивную функцию, то есть реально воплотить права и  обязанности субъектов правоотношений в фактические общественные отношения. 

3. Акты  реализации юридических прав  и обязанностей - это  фактическое  поведение субъектов правоотношений  о  осуществлению  их прав  и обязанностей. Посредством этих актов достигаются цели правового регулирования, удовлетворяются конкретные законные интересы управомоченных и обязанных лиц. Как отмечалось  ранее,  основными формами реализации права и обязанностей являются использование предоставленных нормами права возможностей, исполнение обязывающего правового предписания, соблюдение правовых запретов.  При невозможности самостоятельной реализации субъектами права принадлежащих им юридических прав и обязанностей,  государство  в  лице своих компетентных органов осуществляет правоприменительную  деятельность, призванную обеспечит их полную реализацию.

     Генеральной целью правового регулирования  является  установление такого порядка  в общественной жизни, который  бы  максимально соответствовал предписаниям  правовых  норм,  заложенным  в  иных принципах социальной справедливости. 

                         
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Законность, как необходимое условие  гармоничного  функционирования человеческого  общества. основные требования законности. 

     Законность – основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы.  Охватывая  своим действием наиболее важные сферы человеческого  общежития,  законность вносит в него соответствующую гармонию,  обеспечивает  справедливым дифференциацию интересов людей.

     Как устойчивое явление общественной жизни,  законность  возникает и формируется  в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство  граждан перед законом. Такие  условия в значительной мере создаются рыночными экономическими  отношениями, при которых свобода частой собственности ставится равной возможностью для всех. Обеспечить  равенство в сфере производства материальных благ, поставить производителей  в одинаково выгодные условия - главная задача закона  правового  государства.

     Имущественное же неравенство создается не юридическими законами, а естественными возможностями  каждого человека. Поэтому до тех  пор, пока в обществе  существуют  неравное  положение  людей  в  сфере производства материальных и духовных ценностей,  нельзя  говорить об их равенстве перед законом, а следовательно, и о законности.

     Законность, как необходимое условие гармоничного  функционирования человеческого общества, становится реальной силой  в  более  позднее время, когда общественное отношение приобретает новое  качество, то есть когда из отношений зависимости, подавление и  угнетения они постепенно превращаются  относительно  независимых  и свободных  производительных  материальных  благ.  Этим  создается необходимая база для действия справедливых, правовых, законов,  в одинаковой мере защищающих интересы всех членов  общества,  участвующих в его воспроизводстве.

     В  обществе,  функционирующем  в  режиме  прочной  законности, реально  существуют четкое  разделение  и  гармоничное  взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной власти.

     Что такое законность? Законность есть строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права.

     Законность  характеризуется  следующими  основными  признаками:

Во-первых, важнейшей чертой законности является  её  всеобщность. Требование соблюдать  юридические нормы относится  ко всем, кто находится в пределах действия права. Никто не может уклоняться  от выполнения установлений, исходящих от государства, точно так  же, как и государство не может уклониться от обеспечения и защиты законных прав личности. Приоритетным субъектом правового  регулирования является граждане государства. Государство  обязано  создавать наиболее благоприятный режим для удовлетворения разнообразных интересов своих граждан.

     Всеобщность, как необходимая черта  законности,  в  одинаковой мере относится и  к государству, и к его  гражданам.  Государство ответственно перед  гражданином, а гражданин перед государством. Если в законах государства выражаются действительные интересы его граждан, то правовые предписания реализуются без принудительных мер государственного воздействия. Понятно, что государство не может учесть всю гамму индивидуальных интересов, да и не должно. Однако посредством законодательной деятельности оно может и  должно предоставлять своим гражданам возможность самостоятельно распоряжаться собственными благами и свободной деятельности.    Обеспечение всеобщности соблюдение правовых предписаний -  задачи государства и его органов.  Обладая  необходимыми  организационными, материальными и принудительными средствами, оно призвано надёжно охранять законные права и интересы граждан. Сами граждане внегосударственно-правовых структур не могут установить  режим законности в общественной жизни.

Во-вторых, законность неразрывно связано с  правом, юридическими нормами. Однако оценить состояние режима законности  в  стране можно только на основании  того, в какой мере  законы  государства отражают объективные потребности общественного развития. Если издаваемые государством правовые нормы закрепляют и охраняют  интересы только отдельных лиц и  определённых  социальных  групп,  не учитывая общих и индивидуальных интересов всего населения страны, - законность отсутствует. Если правовые нормы лишь формально  отражают интересы различных слоёв населения, но не гарантируют  их, - то и здесь не может идти речи о законности.

     Таким образом, режим законности в правовом государстве  предполагает наличие  двух взаимосвязанных факторов: - совершенного, чётко отработанного законодательства, отвечающего потребностями - полный и безусловной реализацией предписаний законов и  подзаконных правовых актов государственными органами, должностными лицами, гражданами и различными объединениями.

     Каковы  же основные требования законности?

1. Верховенство  закона по отношению ко  всем  другим  правовым актам. В правовом  государстве закон обладает  высшей  юридической силой. Он выступает  главным, основополагающим  регулятором   общественных отношений. Те отношения, которые в силу объективных  условий должны находиться в сфере  правового  воздействия,  регулируются, как правило, законом. Подзаконные акты действуют  лишь  в том случаи, когда какие-либо отношения законодательно не урегулированы. При этом он должны издаваться в строгом соответствии с законом и на основе закона.

2. Единство  понимания и применения законов  на всей  территории их действия. Законы представляют абсолютно  одинаковые  требования ко всем  субъектам, находящемся в  сфере  временного  и пространственного действия. Законы федеративного государства имеют одинаковую силу на территории все государственных образования,  входящих в состав федерации. Единое понимание сущности  и конкретного содержания  законов обеспечивает  законность  правоприменительной деятельности компетентных органов и должностных лиц. Она соответствует действительному смыслу законов и проводит в жизнь заложенные в нём регулятивные функции.

3. Равная  возможность всех граждан пользоваться  защитой  закона и их равная обязанность следовать их предписаниям (равенство всех перед законом и судом).  Прочий  эффективный  режим  законности  в обществе возможен только в условиях равенства  всех  людей  перед законом и судом. С одной стороны, субъекты права должны  в полном объёме выполнять возложенные на них обязанности, подчиняться требованиям закона. С другой стороны, государство должно  создавать все необходимые условия для осуществления их законных прав и интересов. Права и свободы других лиц. В условиях правовой  государственности это требование имеет принципиальное значение, поскольку свобода одного человека не может быть реализована в ущерб свободе другого. Закон не допускает ущемление прав одних за счёт  прав  других граждан государства.

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru