По алфавиту:

Указатель категорий Государство и право Контрольная работа по "Истории отечественного государства и права"

Контрольная работа по "Истории отечественного государства и права"

Тип работы: Контрольная работа
Предмет: Государство и право
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2009
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Всем конституциям советского типа был присущ в значительной мере фиктивный характер. Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни. Это относилось к утверждаемым в них принципам принадлежности власти трудящимся, полновластия Советов, федеративного устройства России, возможностям использования гражданами закрепленных в конституциях прав и свобод.

Общие черты всех конституций РСФСР не исключают существенных особенностей в содержании каждой из них, юридической специфики отражения государственно-правовых институтов.

Выдержка из работы.

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования 

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ 
 
 

ФАКУЛЬТЕТПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

  ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ 

(ЮРИДИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ) 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по  дисциплине «История отечественного государства и права» 
 
 
 
 
 

                                                 Выполнила:

                                                 Студентка 3 курса

                                                 заочной формы обучения

                                                 Абрамова Е.С. 
 
 

Преподаватель:

к.и.н., доц.

Забугина  В.С. 
 

Дата  представления работы

«     » ____________ 200 _ г. 
 
 

ВОРОНЕЖ

2009

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

 

Введение

     Исторические судьбы народов и государств складываются под воздействием ряда объективных и субъективных факторов, определяющих специфику и особый тип их цивилизационного и государственного развития.

     На  протяжении более чем тысячелетней истории нашего Отечества решающее влияние на него оказывали самые разнообразные факторы. В их числе следует в первую очередь называть следующее: географическое положение государства, природно-климатическая среда и геополитический фактор. Огромное влияние на отечественную историю оказали так же различные религиозные вероучения, где особая роль принадлежит христианству, принятому Русью в его греко-православном варианте. Крайне важная особенность исторического развития России состоит в том, что наше Отечество – крупнейшая евразийская держава, относится одновременно и к европейской, и к азиатской культурно-историческим традициям.

     История нашего государства – это калейдоскоп  героических, трагических, радостных и печальных событий. За сотни лет Российское государство испытало периоды подъема и упадка. Оно неоднократно подвергалось нападениям вражеских полчищ, но всегда находило силы побеждать врагов, преодолевать трудности, восстанавливать хозяйство и добиваться новых успехов. Наперекор врагам, стихиям и испытаниям наша страна и ее народы не только не ушли в прошлое и не стали достоянием одной лишь истории, но продолжали развиваться, внося свой взгляд в мировую экономику и культуру.

     В данной контрольной работе буду рассматриваться  также вопросы, касающиеся Первая Конституция  РСФСР.

     В истории Российской Федерации насчитывается 5 Конституций—соответственно 1918 г., 1925 г., 1937 г., 1978 г. и 1993 г.

     Сроки их действия составляли последовательно 7, 12, свыше 40 и 15 лет, что показывает в целом относительную стабильность конституций.

     Принятие  каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории развития государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и развитие прежних.

     Первые  четыре Конституции РСФСР были по своему типу советскими социалистическими  конституциями. Несмотря на существенные особенности, присущие каждой из них, они развивались в соответствии с принципом преемственности, отражающей сохранение социалистических ценностей, утверждение советской власти, носили классовый характер, выступая как воплощение диктатуры рабочего класса, затем его руководящей роли.

     Всем  конституциям советского типа был присущ в значительной мере фиктивный характер. Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни. Это относилось к утверждаемым в них принципам принадлежности власти трудящимся, полновластия Советов, федеративного устройства России, возможностям использования гражданами закрепленных в конституциях прав и свобод.

     Общие черты всех конституций РСФСР  не исключают существенных особенностей в содержании каждой из них, юридической  специфики отражения государственно-правовых институтов.

     Конституция РСФСР 1918г. — первая Конституция, принятая вскоре после октябрьского переворота, роспуска Учредительного Собрания, которая своим появлением ознаменовала становление основ советского права. 

 

1. Древнерусское  государство

1.1. Образование Древнерусского государства

     В IX в. на территории восточных славян складывается единое крупное Древнерусское государство с центром в г. Киеве. Образованию этого государства способствовало развитие ремёсел, техники и обработки земли, торговых отношений, укрепившее связи между существовавшими государственными образованиями отдельных славянских племён.

     Усилению  объединительной тенденции способствовали и внешняя торговля (известный водный торговый путь “из варяг в греки”), сложные политические отношения с Византией, а также необходимость борьбы против половцев  - кочевников, хазар и других племён нападавших на других славян. Всё это требовало создания объединенных вооруженных сил, лучшей организацией внешней торговли.

     Важным  фактором, слимулировавшим объединение, была определенная этническая общность славян, сходство языческих верований.

     Однако главным было то обстоятельство, что Киевский князь, имевший много земель, рабов, зависимых крестьян, а по тому и сильную дружину мог бы защитить власть имущих в условиях острой классовой борьбы, увеличивавшихся классовых противоречий. В Киевском княжестве процесс преобразования родовых органов в органы государственной власти произошел раньше нежели в других славянских землях. Киевский князь, собирал дань (полюдие) с обширных земель, многочисленную челядь, различных дворцовых слуг, дружину, наместников и волостелей. Созданные в Киеве специальные органы власти могли играть роль центрального управления, оказывать определённое содействие местным князьям. Складывание крупного Древнерусского государства началось ещё в первой половине IX в. Во второй половине IX в. под властью Киева объединились два крупнейших славянских государства - Киевское и Новгородское (Славия). Несколько позднее Киевскому князю (великому,  как он стал себя титуловать) подчинились все основные восточно-славянские земли. Древнерусское Киевское государство, образовавшись в IX в., просуществовало до середины XII в. Оно занимало огромную территорию с разнообразным по экономическим, этническим и культурным признакам населением: к концу X в. его земли простирались от устья Дуная до устья Волги и от предгорий Кавказа до Финского залива.

     Древняя Русь была одним из самых сильных  государств Европы, имела дипломатические, торговые и иные международные отношения со многими западноевропейскими государствами, победоносно воевала с Византией, неоднократно вынуждая её заключать договоры, по которым русским купцам на льготных условиях разрешалось торговать в Константинополе. Русские торговые корабли плавали по Черному и Каспийскому морям. Новгород связанный с Ганзейским союзом городов, уже в то время был крупнейшим торговым центром Европы.

     Объединение восточных славян в единое государство  обеспечило дальнейшее развитие их экономики, культуры, усилило военную мощь и помогло укреплению международных связей. Древняя Русь имела большое значение в развитии трёх братских народов (русского, украинского, белорусского), так как была первой ступенью в истории государственности их общего предка - древнерусской народности.

     Древнерусское государство способствовало дальнейшему  развитию феодального землевладения, усилению власти феодалов-землевладельцев, угнетению феодально-зависимого населения.

     Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда ещё во многом  определялись данью с подчиненных племён, возможностью её вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. Именно с этих позиций следует рассматривать внутреннюю и внешнюю политику киевских великих князей.

     Древнерусское государство - совокупность Киевского и местных феодальных княжеств, князья которых находились в вассальной зависимости от великого князя. По мере укрепления своей власти киевские великие князья постарались заменить местных князей своими ставленниками - сыновьями, племянниками, наместниками.

     Великий князь являлся старшим по отношению  к местным князям. Он владел самым  большим и сильным княжеством. На раннем этапе существования Древнерусского государства его функции заключались главным образом в организации вооружённых сил, командовании ими, в сборе дани, налаживании внешней торговли. Затем деятельность князя усложнилась - всё большее значение приобретала деятельность в области управления: назначение местной администрации, княжеских агентов, законодательная и судебная деятельность, руководство внешними сношениями. Доходы князя составлялись из феодальных повинностей с его собственных земель, дани (подати), судебных пошлин, уголовных штрафов (вир и продаж), других поборов.

     Великий князь обязан был в своей деятельности опираться на совет крупных феодалов - бояр, духовенство. Совет не имел четко определённой компетенции. Вместе с князьями бояре решали важнейшие вопросы управления, внешней политики, судили, принимали законы.

1.2. Общественный строй Киевской Руси. Правовое положение отдельных категорий населения

     Для феодального общества характерно деление  населения на сословия.

     Сословие  — это замкнутая социальная группа, имеющая определенные законом права и обязанности. В Киевской Руси процесс формирования сословий только начался.

     Все население Киевской Руси условно  можно разделить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди.

     Верхушку  свободных людей составляли князь  и его дружина (княжие мужи). Из них  князь выбирал воевод и других должностных лиц. Сначала правовой статус «княжих мужей» отличался от земской верхушки — родовитой, знатной, местного происхождения. Но в XI веке эти две группы соединяются в одну — боярство. Бояре принимали участие в работе боярских советов, вече, администрации, где занимали высшие должности.

     Боярство  не было однородным и делилось на разные группы, принадлежность к которым давала право быть привилегированной частью общества, и все преступления, направленные против бояр, наказывались более строго. Так, согласно Русской Правде, жизнь бояр охранялась двойной вирой (вира — высший уголовный штраф). По церковному уставу Ярослава, честь жен великих бояр защищалась штрафом в 5 гривен золота, меньших бояр — в 3 гривны золота, городских людей — в 3 гривны золота, а простых людей — в 60 резан (ст. 30). Бояре при отсутствии сыновей были вправе передавать наследство дочерям, тогда как дочери простых людей наследовать не могли. Бояре также были освобождены от уплаты налогов.

     Боярство  не было закрытой кастой. За определенные заслуги в бояре мог попасть смерд и даже иностранец — варяг, половец и др.

     В Киевской земле боярство не отделялось от купцов, от городской элиты. Со временем в городах создается патрициат, который был более связан с городом, чем с личностью князя. Интересно, что большая часть городских патрициев была из евреев.

     Украинские  города, особенно Киев, переживали острый процесс борьбы городского населения как с княжеской властью, так и с городским патрициатом. Так, ростовщичество Святополка и лихоимство городского патрициата привели в 1113 году к восстанию в Киеве. После смерти Святополка киевляне ограбили двор тысяцкого Путяты и дворы евреев-патрициев.

     К свободному населению относилось также  духовенство, которое представляло собой отдельную группу населения и делилось на черное и белое. В то время ведущую роль в государстве играло черное духовенство — монашествующее. В монастырях жили и работали лучшие ученые (Нестор, Илларион, Никон), врачи (Агапит), художники (Алимпий), которые вели летописи, переписывали книги, организовывали различные школы. Первое место среди монастырей Киевской Руси принадлежало Киево-Печерскому. Он стал примером для других монастырей и имел огромное моральное влияние на князей и все общество.

     К белому духовенству принадлежали церковники: священники, диаконы, дьяки, панамари, причетники. Количество белого духовенства было очень большим. По некоторым источникам, в Киеве в начале XI века было более 400 церквей.

     Влияние христианства на Руси было достаточно сильным, и это еще раз дает основание полагать, что его корни здесь проникали значительно глубже времен Владимира.

     Об  интересе к духовным вопросам в Киевской Руси свидетельствует «Поучение  детям» Владимира Мономаха. Он советует регулярно посещать церковь, молиться днем, ночью, в дороге повторять молитвы.

     Среднюю группу свободных людей давали города. Жители городов юридически были свободны, даже равноправны с боярами, но фактически они зависели от феодальной верхушки.

     Низшую  группу свободного населения представляли крестьяне — смерды. Они владели землей и скотом. Смерды составляли подавляющую часть населения Киевской Руси, платили установленные налоги и отбывали воинскую повинность с личным оружием и лошадьми. Смерд мог передавать по наследству свое имущество сыновьям. Русская Правда охраняла, личность и хозяйство смерда, как свободного, но наказание за преступление против смерда было меньшим, чем за преступление против бояр. В XII-XIII веках по всей Руси увеличивается боярское землевладение и в связи с этим уменьшается число независимых смердов. Растет количество смердов, которые работают на боярской земле, оставаясь при этом свободными.

     В Киевской Руси существовала довольно многочисленная группа полусвободных людей — закупов. Так называли смердов, которые по разным причинам временно утрачивали хозяйственную самостоятельность, но при определенных условиях имели возможность обрести ее снова. Такой смерд брал в долг «купу», в которую могли входить деньги, зерно, скот, и до того времени, пока он не возвратит эту «купу», оставался закупом. Закуп мог иметь собственное хозяйство, двор, имущество, а мог жить на земле того, кто давал ему «купу», и работать на этой земле. Закуп отвечал сам за свои поступки, за преступление против него виновный отвечал, как за преступление против свободного. За несправедливое наказание, возложенное кредитором на закупа, последний мог жаловаться в суд, и тогда кредитор нес ответственность. Попытка продажи закупа в холопы освобождала его от долга, а кредитор платил за это высокий штраф. В случае воровства, осуществленного закупом или его побега от кредитора без уплаты долга, он превращался в холопа.

Похожие работы:
© 2009-2020 Все права защищены — dipland.ru