По алфавиту:

Указатель категорий Государство и право Возникновение государственности у восточных славян

Возникновение государственности у восточных славян

Тип работы: Контрольная работа
Предмет: Государство и право
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2010
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении возникновения государства у восточных славян.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

1. предпосылки возникновения государства у восточных славян;

2. основные этапы складывания древнерусского государства;

3. особенности образования государства восточных славян.

Выдержка из работы.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«ЧИТИНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

(ЧитГУ)

Кафедра Теории государства  и права

 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по  дисциплине: История  отечественного государства и права

Тема: Возникновение государственности у

восточных славян. 
 
 
 
 
 
 
 

                                                             Выполнил: ст. гр. ЮРЗ – 09-3

                                                                                                       Кузельдеев В.С.

                                                                             Проверил: д.и.н. профессор 

                                                                                          Мошкина З. В. 
 

Чита 2010

Содержание: 

Введение…………………………………………………………………...…..…..3

1. Предпосылки возникновения государства у восточных славян…………… 4

2. Основные этапы складывания древнерусского государства………….…….8

   3. Особенности образования государства восточных славян……………...…13

Заключение………………………………………………………………………14

Список использованных источников…………………………………………..15

 

Введение 

     Славяне – крупнейшая в Европе группа народов, связанных родственным происхождением, общностью территории проживания, близостью  языка, культуры, традиций.

     Восточные славяне – русские, украинцы и  белорусы – преемники политического  и культурного наследия Древнерусского государства – Киевской Руси. Их история и в дальнейшем тесно  взаимосвязана: в противостоянии формирующегося Московского государства и Великого княжества Литовского, в образовании и развитии единого русского государства и огромной Российской империи.

     Глобальные  перемены, затронувшие в последнее  десятилетие все стороны жизни  народов России, Украины и Беларуси, потребовали от специалистов-историков более пристального внимания к проблемам восточного славянства. В их изучении на смену традиционным взглядам все активнее пробиваются новые точки зрения, вводятся свежие комплексы источников, меняются тематические приоритеты.

     Цели  и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении возникновения государства у восточных славян.

     Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

     1. предпосылки возникновения государства  у восточных славян;

     2. основные этапы складывания древнерусского государства;

     3. особенности образования государства  восточных славян.

     Объект  исследования – возникновение государства у восточных славян.

     Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением возникновения государства у восточных славян. 
 
 

     
  1. Предпосылки возникновения государства  у восточных славян

     Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса  как внутренних, так и внешних  факторов.

     Выделяют  следующие предпосылки возникновения государства у восточных славян.

     Духовные  предпосылки.

     Как и некоторые другие факторы, эволюция языческих представлений славян той эпохи способствовала становлению  власти князя. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров росли его престиж и одновременно происходило отчуждение от свободных общинников.

     Таким образом, в результате отдаления  князя от привычного для общинников круга дел и забот, зачастую выливавшегося в создание укрепленного межплеменного центра – резиденции князя и дружины военных успехов, а также в результате выполнения им сложных управленческих функций, он наделялся сверхъестественными силами и способностями. В князе начинали видеть залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все вышеперечисленное приводило к сакрализации, то есть обожествлению княжеской власти, а также создавало духовные предпосылки для перехода от общинных отношений к государственным.

     Внешнеполитические  предпосылки.

     К внешним предпосылкам следует отнести "давление", которое оказывали  на славянский мир его соседи, а  именно норманны и хазары.

     С одной стороны, их стремление взять  под контроль торговые пути, которые связывали Запад с Югом и Востоком, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, которые втягивались во внешнюю торговлю. Получая со своих соплеменников продукты сельского хозяйства и промыслов, в первую очередь, пушнину, а также меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников. Со временем она, объединившись с варяжскими воинами-торговцами, начнет осуществлять контроль за торговыми путями и самой торговлей, что приведет к консолидации ранее разрозненных племенных княжений, расположенных вдоль этих путей.

     С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. Византийская империя долгое время считалась подлинным эталоном государственно-политического устройства.

     Не  случайно, что долгое время великие  князья на Руси назывались по примеру мощного государственного образования Хазарского каганата - хаканами (каганами). Следует отметить и то, что существование в Низовьях Волги Хазарского каганата защищало восточных славян от набегов кочевников, которые в предшествующие эпохи (гунны в 4 -5 вв., авары в 7 в.) тормозили их развитие, мешали мирному труду и, в конце концов, появлению "зародыша" государственности.

     Социально-экономические  предпосылки.

     Развитие  земледелия. В первую очередь следует  отметить изменения, происходившие в хозяйстве восточных славян в 7 - 9 вв. Например, развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, а это создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного).

     На  Севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий  земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли.

     В районе распространения пашенного  земледелия началась эволюция родовой  общины, которая, благодаря тому, что  теперь отдельная большая семья  могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную). Как и раньше, такая община состояла в основном из родственников, но в отличие от родовой общины, пашенная земля, которая была разделена на наделы, и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных небольших семей, которые владели орудиями скотом и труда. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации. Социального же расслоения в самой общине не происходило, поскольку производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Археологические раскопки восточнославянских поселений того периода обнаружили почти одинаковые семейные жилища-полуземлянки с одним и тем же набором предметов и орудий труда.

     Помимо  этого, на обширной лесной территории восточнославянского мира сохранялась подсека, а из-за своей трудоемкости она требовала усилий всего родового коллектива. Так наметилась неравномерность в развитии отдельных племенных союзов.

     Социально-политические предпосылки.

     Межплеменные  столкновения, а также усложнение внутриплеменных отношений ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины, как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра при различного рода спорах.

     Кроме того, борьба между племенами приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений. В конце концов, власть князя, стремившегося превратить её в наследственную, всё менее зависела от воли вечевых собраний, укреплялась, а его интересы всё более отчуждались от интересов соплеменников.

     В советской исторической науке долгое время приоритет в формировании государства отдавался внутренним социально-экономическим процессам. Некоторые современные историки считают, что решающую роль сыграли внешние факторы. Однако стоит отметить, что только взаимодействие как внутренних, так и внешних при недостаточной социально-экономической зрелости восточнославянского общества могло привести к тому историческому прорыву, который произошел в славянском мире в 9-10 вв.

 

  1. Основные этапы складывания древнерусского государства
 

     На  первом этапе образования древнерусского государства (8 – середина 9 вв.) происходило  вызревание предпосылок, а также  складывание межплеменных союзов и их центров, упоминающихся у восточных авторов. К 9 в. восходило появление системы полюдья, то есть сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху ещё воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги и носила добровольный характер и.

     На  втором этапе (2-ая половина 9 – середина 10 в.) процесс складывания государства  ускорился, во многом благодаря активному  вмешательству внешних сил –  хазар и норманнов (варягов).

     Летописец отмечает (862 год), что славяне сумели изгнать варяг за море. Но вскоре между ними вспыхнула распря, "и пошел род на род и воевати почаша сами на ся". (Скорее всего в летописи нашло отражение соперничество племенных союзов Севера и их знати между которой шла "борьба престижей"). В этих условиях, не желая отдавать первенство кому-либо из своих, славяне и финно-угры со словами: "Земля наша велика и обилна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидете княжить и володеть нами" решили обратиться к соседям-варягам, называвшимися русью, и их князю - Рюрику, с братьями Синеусом и Трувором. Приглашение было принято, Рюрик сел в Новгороде ( по другим сведениям - в Старой Ладоге), Синеус - в Белоозере, Трувор - в Изборске. Через два года после смерти братьев Рюрик стал править единолично. В 882 году его преемник князь Олег хитростью захватил Киев, убив правивиших там Аскольда и Дира - норманнов, ушедших ранее от Рюрика. После этого он освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил своей власти. Так, согласно летописной легенде, произошло образование русского государства.

     Норманнская теория происхождения древнерусского государства. Эти летописные данные легли в основу т.н. "норманнской  теории", разработанной в 17 в. немецкими  учеными на русской службе.

     Летопись  дает понять, что в 9 в. наши предки жили в условиях безгосударственности, хотя прямо в Повести об этом не говорится. Речь идёт лишь о том, что южные  славянские племена платили дань хазарам, а северные - варягам, что  северные племена однажды прогнали варягов, но потом передумали и призвали к себе варяжских князей. Такое решение было вызвано тем, что славяне передрались между собой и решили для установления порядка обратиться к иноземным князьям. Тут-то и была произнесена знаменитая фраза: "Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да поидете княжит и володети нами". Варяжские князья пришли на Русь и в 862 г. сели на престолы: Рюрик - в Новгороде, Трувор - в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус - в Белоозере.

     Это событие и было принято считать моментом образования Русского государства.

     Такая трактовка вызывает, по крайней мере, два возражения. Во-первых, фактический  материал, приводимый в "Повести  временных лет", не дает оснований  для вывода о создании Русского государства  путем призвания варягов. Наоборот, как и другие источники, дошедшие до нас, она говорит о том, что государственность у восточных славян существовала еще до варягов. Во-вторых, современная наука не может согласиться со столь примитивным объяснением сложного процесса образования любого государства. Государство не может организовать один человек или несколько даже самых выдающихся мужей. Государство есть продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества. Тем не менее летописное упоминание в определенном смысле было взято на вооружение еще в 17 в. Так родилась пресловутая норманнская теория происхождения Древнерусского государства.

     Уже в то время норманизм встретил возражения со стороны передовых  русских ученых, среди которых  был и М.В. Ломоносов. С тех пор  все историки, занимающиеся Древней Русью, разделились на два лагеря - норманистов и антинорманистов.

     Современные отечественные ученые преимущественно  отвергают норманнскую теорию. К  ним присоединяются и крупнейшие зарубежные исследователи славянских стран. Однако определенная часть зарубежных авторов до сих пор проповедует данную теорию, хотя не в столь примитивной форме, как это делалось ранее.

     Главным опровержением норманнской теории является достаточно высокий уровень  социального и политического  развития восточного славянства в 9 в. Древнерусское государство было подготовлено многовековым развитием восточного славянства. По своему экономическому и политическому уровню славяне стояли выше варягов, поэтому позаимствовать государственный опыт у пришельцев они не могли.

     В летописном рассказе содержатся, конечно, элементы истины. Возможно, что славяне  пригласили нескольких князей с их дружинами в качестве военных  специалистов, как это делалось и  в более поздние времена на Руси, да и в Западной Европе. Достоверно известно, что русские княжества приглашали дружины не только варягов, но и своих степных соседей - печенегов, каракалпаков, торков. Однако не варяжские князья организовали Древнерусское государство, а уже существовавшее государство дало им соответствующие государственные посты. Впрочем, некоторые авторы, начиная с М.В. Ломоносова, сомневаются в варяжском происхождении Рюрика, Синеуса и Трувора, полагая, что они могли быть и представителями каких-либо славянских племен. Во всяком случае следов варяжской культуры в истории нашей Родины практически нет. Ученые, например, подсчитали, что на 10 тыс. кв. км территории Руси можно обнаружить лишь пять скандинавских географических наименований, в то время как в Англии, которую норманны завоевали, это число доходит до 150.

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru