По алфавиту:

Указатель категорий Государство и право Виды монархии в современном мире

Виды монархии в современном мире

Тип работы: Реферат
Предмет: Государство и право
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что монархическая форма правления на протяжении многих веков сопровождала нашу страну, число монархий в мире довольно велико, и периодически возникают споры, имеет ли монархия право на существование, является ли она прогрессивной формой правления или ограничивает развитие демократии.

Выдержка из работы.

Содержание

Введение  3

  1. Понятие монархической формы правления и ее характерные признаки     5
  2. Виды монархий в современном мире                                                              10
    1. Абсолютная монархия                                                                            10
    2. Конституционная монархия                                                                   12
  3. Престолонаследие                                                                                             15
    1. Понятие престолонаследия и его виды                                                 15
    2. Порядок престолонаследия                                                                    17

Заключение                                                                                                                22

Глоссарий                                                                                                                   24

Список  используемых источников                                                                        26

Приложение  А «Виды монархий в современном мире»                                        28

Приложение  Б «Характеристики монархий»                                                          29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Актуальность  выбранной темы заключается в том, что монархическая форма правления на протяжении многих веков сопровождала нашу страну, число монархий в мире довольно велико, и  периодически возникают споры, имеет ли монархия право на существование, является ли она прогрессивной формой правления или ограничивает развитие демократии.

      Общая тенденция развития свидетельствует  о переходе от монархии к республике как более демократической форме  правления, но, например, положении в монархии Великобритании мало чем отличается от ситуации в соседней республике – Франции. 

      Специфика заключается в том, что монарх – глава государства, на деле ему  не всегда принадлежит верховная  власть, не всегда он реально правит страной. Верховная власть в монархии зачастую осуществляется системой высших органов, поэтому при изучении монархии не ограничиваются констатацией факта монархии, а различают определенные ее виды: абсолютную и конституционную.  Первая из них характеризуется юридически, а часто и фактически неограниченной властью монарха, а конституционная монархия – власть главы государства ограничена, хотя и в разной степени.

     Объектом  данной работы является общественные отношения, возникающие в связи с функционированием монархической формы правления.

     Предметом выступает источники литературы, которые будут подвергнуты изучению в процессе проведения исследовательской работы.

     Цель  данной работы рассмотреть организацию монархической формы правления и ее разновидностей.

     Исходя  из поставленной цели, задачами является:

     -раскрытие  понятия монархической формы правления и ее характерных признаков;

     -изучение  видов монархий в современном  мире;

     -раскрытие  понятия престолонаследие;

     -освещение  порядка престолонаследия.

     В ходе исследования были использованы следующие методы: императивный, диспозитивный, императивно – диспозитивный и ряд общенаучных методов, таких как исторический, метод сравнения, анализа, логический, статистический.

     Изученность. В основном использовалась учебная и монографическая литература, составленная ведущими специалистами в данной области, а именно труды таких авторов как: А.В. Малько, Л.И. Спиридонов, В.Е. Чиркин, В.В. Гущин,  В.И. Червонюк, В.В. Лазарв, В.А. Козбаненко.

     Практическая  значимость заключается в том, что представленный материал можно использовать при написании рефератов, контрольных и курсовых работ, а также при подготовке к семинарским и практическим занятиям, так и преподавателям высших гуманитарных учебных заведений относительно юридических дисциплин. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие монархической формы  правления и ее признаки
 

     Монархия  – это форма пожизненного и единоличного правления, при которой верховная государственная власть передается по наследству.

     Существуют  юридические признаки монархии позволяющие  отличить ее от другой классической формы  правления – республики, которые будут рассмотрены ниже.

     Монарх  персонифицирует государство, выступает  во внешней и внутренней политике как глава государства, представитель  народа, лицо, которое сплачивает граждан, объединяет их в государство. Это  означало только юридическую персонификацию государства, а не фактическое положение дел.

     Монарх  осуществлял единоличное правление. Конечно, это не означает, что монарх сам решает все дела в государстве. Управление делами государства ведут  многочисленные советники, министры, чиновники, служащие,  объединенные в различные органы государства. Монарх приходится принимать решения по самым важным, принципиальным государственным вопросам. Он обладает всей полнотой власти. Власть народа верховна и суверенна (независима).  Это означает, что даже при распределении полномочий, сфер управления между различными государственными органами монарх может взять к своему рассмотрению любой вопрос, если он сочтет его достойным своего внимания. Он – высшая власть в государстве.

     Как правило, его власть объявлялась  священной, наделялась религиозным ореолом. Она распространялась на все сферы государственной жизни, в том числе на судебную сферу. В процессах обжалования судебных решений монарх является высшей и последней инстанцией.

     Таким образом, власть монарха  не знает  ограничений и может распространяться на различные сферы государственной деятельности: законодательную, исполнительную и судебную, объединять в лице монарха все ветви государственной  власти.

     Вместе  с тем, хотя при решении вопросов монарх является формально юридически независимым, практически он всегда испытывает влияние различных международных, политических и национальных сил, во многих государствах возможность такого влияния закрепляется юридически. Свои решения ему приходится сообразовывать, прежде всего, с экономическими возможностями, но зачастую принятие решения определяется случайными, субъективными факторами и даже личными пристрастиями.

     Монархическая власть отличается порядком своей легитимации  (утверждения, принятия): эта власть, как правило, передается по наследству. В различных странах устанавливается различный порядок наследования власти (например, наследование, только по мужской линии, наследование власти по старшинству наследников и т.д.) Общим же является тот факт, что народ не имеет никакого отношения к переходу власти от одного лица к другому, не участвует в этом раз и навсегда установленном порядке. [2, с.317]

     Монарх  имеет бессрочную и пожизненную  власть. Это отнюдь не означает, что  только единственная смерть монарха  может прервать его полномочия. Напротив, пожизненное занятие престола нередко приводило к тому, что время властвования и даже сама власть монарха укорачивалась внеправовыми  и противогосударственными способами. Бессрочность монархического правления означает  лишь то,  что срок правления не устанавливался заранее. Впрочем, история изобилует примерами, когда неугодные монархи оказывались свергнутыми, убитыми, замененными другими лицами. 1

     Монарх  читается свободным от ответственности. Но «безответственный монарх»- это отнюдь не человек, не заботящийся о державе и пустившим все на самотек. Таких в истории встречается немного. Монарх, как правило, не несет конкретной политической и юридической ответственности  за результаты своего правления, а за ошибки и злоупотребления в государственном управлении отвечают его советники, другие чиновники. Впрочем, история знает примеры и таких ситуаций, как правило, революционных, когда монарха народ привлекал к ответственности. 2

     Монархическая форма правления - весьма древняя  форма правления.  Она впервые  зародилась в раннеклассовых обществах, государственную власть в которых захватывали военачальники, представители разросшихся семейных или общин, предводители дружин, главы династий, руководители храмов, организаторы тех или иных социальных классовых движений.

     Свои  истоки монархическая форма правления  имела в той достаточно простой, социально не слишком расчлененной организации общества, которая появлялась на рубеже IV-III тыс. до н.э. в итоге «неолитической революции».

     В этих обществах ранних земледельческих  культур организация власти, осуществляемая на жестко централизованной основе, сверху в низ, была наиболее эффективной, понятной, соответствовала строжайшей регламентации сельскохозяйственного производства, духовному миру, землевладельцев - общинников. Как правило, монарх признавался посредником между предками  и народом, выступал в этой религиозной роли носителем священных традиций опыта, благоденствия. Он – непременный участник религиозных ритуалов и обрядов.  Он- обязательный посредник между народом и верховным божеством, его представитель в духовной жизни. Его правление осуществляется божественными предначертаниями, решения подкрепляются религиозными санкциями. Таким образом, первичные формы монархии во многих регионах земного шара окрашены в теократические тона, являются, по сути, специфической формой теократического правления (Африка, Америка, Европа).[9,с. 210]

     Исследование  теократии как религиозно -  политической системы, показало, что первичные  раннеклассовые государства в силу сращивания светских и религиозных начал в монархической форме правления, в силу религиозно -  политической регламентации были по сути теократическими. Монархия обеспечивала эффективно немногочисленные общесоциальные и классовые функции государственного управления: учет труда, распределение его результатов, создание страховых запасов(фондов), организацию совместных работ (ирригационные, культовые сооружения), ведение воин и защита от нападения, создание информационных служб, религиозно – культовые   отправления, взимание налогов, дани и другое. 3

     Монарх  назначал чиновников по управлению регионами  или функциональными службами, те в свою очередь назначали более  мелких руководителей работ. Такая  вертикальная иерархия власти позволяла  строить весьма эффективную систему  управления, при которой землевладельцы – общинники, ремесленники, купцы и другие члены этих раннеклассовых обществ могли решать свои споры на том или ином уровне управления или последовательно передавать их на более высокие уровни, если были неудовлетворенны первоначальными решениями. [7, с.116]

     Сам же монарх в нормальном режиме правления  решал вопросы, связанные с организацией и осуществлением государственной  власти. Среди его советников на ранних этапах этой формы правления  было много предсказателей, пророков, культовых служителей. Знает монархическая форма правления и многочисленный аппарат чиновников, обеспечивающий монарха необходимой информацией, предложениями, советами, а так же и принудительной силой для исполнения решений монарха.

     В последствии монархические формы правления были реализованы в разных обществах и в разные времена и дали целый спектр самых разнообразных организаций власти, а сами монархи вошли в историю государственности под разными наименованиями: короли, князья, шахи, эмиры, раджи, императоры, султаны, цари,  фараоны, государи, инки и т.д.

     Монархия  не осталась неизменной, поскольку  испытывала на себе влияние различных  факторов, и в первую очередь зрелости гражданского общества и тип культуры, которые определяли ее конкретно-исторические формы. В зависимости от степени концентрации верховной власти в руках главы государства, режима взаимодействия различных органов высшей государственной власти и того, кому принадлежит право на формирование правительства и перед кем оно ответственно, монархии подразделяют на два основных вида: абсолютную и конституционную.

     Таким образом, можно сделать следующие выводы, что монархия - форма государственного правления, при которой глава государства - монарх и получает власть в порядке престолонаследия.

     Монархическая форма правления обладает рядом существенных признаков:

- пожизненным  и единоличным пользованием властью  в качестве главы государства-  императора, царя, короля шаха;

-концентрацией  в руках монарха всей полноты  законодательной, исполнительной  и судебной власти, которая по своей природе суверенна и верховна;

-осуществлением  монархом правления с помощью  министров, чиновников, советников, ответственных перед ним;

-передачей  верховной власти по наследству;

-осуществлением  монархом власти по собственному  праву, а не в порядке делегации или поручительства от народа;

-юридической  безответственностью главы государства,  согласно которой монарх не  несет конкретной политической  и юридической ответственности  за результаты своего правления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Виды  монархий в современном мире
 
    1. Абсолютная  монархия
 

     Абсолютная  монархия возникла в рабовладельческом  обществе и достигла своего расцвета в средневековье, в XVI-XVIIIвв. На Востоке абсолютная монархия приобрела форму восточных деспотий и теократических монархий, где глава государства – одновременно держатель и светской и духовной власти . В странах Западной Европы монархия имела четыре конкретно-исторические формы существования: раннефеодальную, сеньориальную, сословно-представительную и абсолютную.4

     Обобщая опыт функционирования различных форм абсолютной монархии, можно выделить ее юридические признаки, в соответствии с приложением А :

- монополия  на власть со стороны монарха;

-концентрация  в его руках всех ветвей  государственной власти  (режим  слияния властей);

-отсутствие  каких - либо представительных учреждений  ограничивающих его власть ;

-внутреннюю  и внешнюю политику монарх  осуществляет с помощью назначаемых  им министров, которые ответственны  перед главой государства (юридическая  инвеститура принадлежит монарху) ;

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru