По алфавиту:

Указатель категорий Государство и право Взгляды Пейна о государстве

Взгляды Пейна о государстве

Тип работы: Реферат
Предмет: Государство и право
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Цель работы – изучить и описать политические и правовые взгляды Томаса Пейна.

Сформулированные цели реализуются в решении следующих задач:

-изучение взглядов Пейна о праве.

-описание политических идей Пейна о государстве.

Выдержка из работы.

 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                        2 

ГЛАВА 1. Пейн о  праве                                                                                     4 

ГЛАВА 2. Взгляды Пейна о государстве                                                          8 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                   12 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                                13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 ВВЕДЕНИЕ.

     США как независимое государство  возникли в результате освободительной войны 1775—1783 гг. английских колонистов против метрополии.

     Активное  развитие борьбы против колониального  господства Англии, стремившейся не допустить самостоятельного экономического развития североамериканских колоний, относится к 60-м годам XVIII в. В те годы вопрос об отделении от метрополии еще не ставился. Колонисты ограничивались тогда требованиями уравнения политико-правового режима в колониях с режимом, существовавшим в Англии, в том числе представительства колонистов в английском парламенте и отмены несправедливого налогообложения.

     Эти требования теоретически обосновывались принципами английского общего права и конституционности, оформившейся с завершением английской революции. С 70-х годов требования колонистов радикализируются, и в обоснование их берется естественно-правовая доктрина, разработанная к тому времени в Западной Европе.

     В работе I Континентального конгресса (1774 г.) сохраняются еще оба идейных направления — в принятой конгрессом Декларации прав источниками права колонистов объявлялись "законы природы, британские конституционные установления и колониальные  хартии". Конгресс провозгласил, что колонисты обладают естественными правами на жизнь, свободу и собственность, всеми правами жителей метрополии и всеми правами, содержащимися в колониальных хартиях, что "права и свободы американских поселенцев не могут быть отняты у них или ограничены какой-либо властью без согласия самих колонистов".

     Решающее  воздействие на формирование политической и правовой

мысли в колониях оказала естественно-правовая теория в трактовках Гоббса, Мильтона, Локка, Вольтера, Монтескье, Руссо. Наиболее крупными представителями политической и правовой идеологии США этого времени были активные участники освободительного движения в колониях и Войны за независимость Томас Пейн, Томас Джефферсон и Александр Гамильтон. По направленности их политических и правовых взглядов они принадлежали

к различным  течениям.

     Пейн  и Джефферсон — наиболее видные представители демократических сил, внесших решающий вклад в победоносный исход Войны за независимость. Их идеи были особенно близки широким народным массам и легли в основу Декларации независимости 1776 г., сыгравшей важную роль в объединении колонистов в борьбе против английских колонизаторов. Гамильтон выражал интересы финансовой и торгово-промышленной буржуазии, плантаторов, настроенных достаточно умеренно. Поскольку плодами победы в Войне за независимость воспользовались прежде всего они, взгляды Гамильтона и оказали решающее влияние на Конституцию США 1787 г., в которой из идейного багажа Декларации независимости  остались практически только идеи народного суверенитета и свободы, упомянутые в преамбуле Конституции.

     Изложенное  обуславливает актуальность избранной  темы.

     Цель  работы – изучить  и описать политические и правовые взгляды Томаса Пейна.

     Сформулированные  цели реализуются в решении следующих  задач:

     -изучение  взглядов Пейна о праве.

     -описание политических идей Пейна о государстве. 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. Пейн о  праве.

     Томас Пейн (1737–1809) был уроженцем Англии и в Америку прибыл по совету и  рекомендации Франклина. В период американской войны за независимость он стал популярнейшим  публицистом.

     Позднее других ее представителей включившись в освободительное движение колоний (Пейн в 1774 г., т. е накануне начала Войны за независимость, переселился из Англии в Северную Америку), он первым среди них в 1775 г. в статье "Серьезная мысль" поставил вопрос об отделении

колоний от Англии и создании независимого государства. Он же в памфлете "Здравый смысл" (1776 г.) — наиболее известном его произведении — показал несовершенство государственного строя Англии и предложил название государства, которое должны образовать колонисты, — "Соединенные Штаты Америки". Идеи этого памфлета отразились в Декларации независимости, основным автором которой был Т. Джефферсон.* Его политико-философский очерк "Права человека" (1791) соперничает по числу переизданий и переводов на другие языки с поэмой Байрона "Чайлд Гарольд". Он активно участвовал в политической жизни революционной Франции, был избран депутатом Конвента. За критику якобинского террора был заключен в тюрьму, где стал соседом Дантона, но по счастливой случайности избежал гибели под ножом гильотины. Здесь он написал антицерковный памфлет "Век разума" (1794– 1795). После падения Робеспьера он был освобожден из тюрьмы и восстановлен в депутатских правах. По возвращении в Америку был подвергнут остракизму и гонениям за антирелигиозную критику и умер в забвении.

     В памфлете "Здравый смысл" (январь 1776 г.) Пейн от имени здравомыслящего  американского патриота изобретательно защищал идеи республиканского самоуправления штатов и смело нападал на явные  и 

     История политических и правовых учений. Учебник  для вузов / Под редакцией докт. юрид. наук, профессора О. Э. Лейста. М.: Издательство "Зерцало", 2006. — 568 с. —(Серия "Классический университетский учебник"). С. 306

     скрытые пороки наследственной монархии и полуреспубликанского парламента метрополии. Памфлет имел характерный подзаголовок – '"О происхождении и назначении правительственной власти с краткими замечаниями по поводу английской конституции". Одна из сквозных мыслей сводилась к тому, что вопрос о независимости Америки есть всего лишь вопрос целесообразности и экономической выгоды, а не вопрос для судебного разбирательства. Долгая традиция злоупотребления властью ставит под сомнение полномочия английского короля и парламента, и потому те, кто нещадно стеснен вследствие совместных усилий короля и парламента, имеют бесспорную "привилегию исследовать претензии того и другого и одновременно отвергнуть узурпацию со стороны короля или парламента". Дело Америки в значительной мере является делом всего человечества, утверждал Пейн и заявлял о своем сочувствии тем, кто борется с врагами естественных прав всего человечества.

     Аргументация  по проблемам права у Пейна  чаще всего философско-правовая, перемежающаяся иногда с апелляцией к здравому смыслу. Так, в обращении к гражданам Пенсильвании по поводу созыва конвента (1805), где должен был встать вопрос о создании в штате арбитража, он советовал пенсильванцам: «Принцип и нормы арбитража должны быть установлены конституционно. Здравый рассудок представителей народа, собравшихся на конвент, найдет, как сделать это без вмешательства юристов...»* Необходимо проводить различие между правом юристов и законодательным правом (правом, вводимом законодателями). Право юристов — это масса мнений и решений, многие из которых противоречат друг другу; их вынесли суды, и они составлены главным образом из судебных решений, взятых из английских юридических сборников.* 

     *История  политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. акад. РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2004. - 944 с. С. 483

     Как и многие другие представители естественно-правовой теории того времени, Пейн различал естественные и гражданские права человека. Первые присущи ему по природе, "по праву его существования". К ним Пейн относил право на счастье, свободу совести, свободу мысли. Этими правами человек обладал в естественном состоянии, которое, по Пейну, было историческим фактом (здесь он близок к Локку) и которое, по его мнению, сохранялось тогда еще у североамериканских индейцев.

     Как и Руссо, Пейн считал, что в естественном состоянии не существовало частной собственности на землю — земля была "общей собственностью человеческого рода". Частная собственность появляется с переходом к земледелию, а также в результате "недоплаты работникам". Вместе с ней возникает и деление людей на богатых и бедных. По природе все люди равны в своих правах, а деление на богатых и бедных есть следствие появления частной собственности.

В споре  о природе власти и прав человека с Э. Берком, либеральным защитником независимости американских колоний и в то же самое время консервативным критиком идей и практики французской революции, Пейн резонно фиксирует внимание на том, что критик смешивает право делегированное с правом присвоенным. Для Берка государство есть не что иное, как изобретение человеческой мудрости, а права человека – разумные требования, которые люди выдвигают при выборе между добром и злом. Пейн, в свою очередь, утверждал, что зарождение и существование власти строится исключительно на согласии управляемых. Все формы правления он делит на два вида: выборно-представительное и наследственное правление*. Первое известно под именем республики, второе – монархии и аристократии. Поскольку правительственная власть требует таланта и способностей и поскольку таланты и способности не могут переходить по наследству, то *История политических и правовых учений. Краткий учебный курс под общей редакцией академика РАН, доктора юридических наук, профессора В. С. Нерсесянца. Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА–ИНФРА•М) Москва • 2000

     очевидно, заключал Пейн, что наиболее невежественная страна лучше всего подходит не для  республиканского, а для монархического и аристократического правления.

     Права человека – это некие свойства социального бытия человека и  одновременно "принцип правительственной  власти". Наличие этих свойств  способствует быстрому прогрессу. Права  человека образуют принцип или необходимый  атрибут республиканского правления  и в этом своем качестве – атрибут светского правления у всех цивилизованных наций. Таким было еще одно принципиально важное положение Пейна, изложенное им в памфлете "Права человека" (1791).

     В трактате "Век разума" Пейн противопоставлял силу разума "библейским сказкам о чудесах и пророчествах". Система иерархических церковных учреждений (церковное государство) предстает в его изображении таким человеческим изобретением, которое предназначено для того, чтобы запугивать и порабощать человечество, монополизировать власть и доходы. Эти положения непримиримого, боевого деизма оказали влияние на Джефферсона и других представителей просветительского свободомыслия, а само название трактата стало синонимом целого столетия, известного также под именем века Просвещения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. Взгляды Пейна о государстве.

     Пейн  одним из первых стал проводить четкое различие между обществом и государством – по их происхождению, роли и назначению. "Общество создается нашими потребностями, а правительство – нашими пороками: первое способствует нашему счастью, положительно объединяя наши благие порывы, второе же – отрицательно, обуздывая наши пороки; одно поощряет сближение, другое поощряет рознь). Далее следовали сентенции, предвосхищающие некоторые суждения Годвина и Бакунина против государства. "Общество в любом состоянии есть благо, правительство же и самое лучшее есть лишь необходимое зло, а в худшем случае – зло нестерпимое... Ведь если бы веления совести были ясны, определенны и беспрекословно исполнялись, то человек не нуждался бы ни в каком ином законодателе...".

     Одним из первых в Северной Америке Пейн еще в 1775 г. выступил против рабовладения и потребовал освобождения рабов. Государство, по Пейну, возникает вслед за объединением людей в общество, ибо объединившиеся люди не способны сами сохранять справедливость в отношениях между собой. Целью государства является не умаление прирожденных прав человека, а их обеспечение. Уступая часть своих прав обществу, человек оставляет себе свободу мысли, совести и право делать для своего счастья все, что не вредит другому. Государство создается людьми по общественному договору — единственно возможному способу образования государства. Поэтому верховная власть в государстве должна принадлежать самому народу.* Из этой идеи народного суверенитета Пейн делает вывод о праве народа учреждать или уничтожать любую форму правления — о праве народа на восстание и революцию. Этими же идеями народного суверенитета История политических и правовых учений. Учебник  для вузов / Под редакцией докт. юрид. наук, профессора О. Э. Лейста. М.: Издательство "Зерцало", 2006. — 568 с. —(Серия "Классический университетский учебник"). С. 309

     и права на революцию Пейн обосновал допустимость и необходимость отделения колоний от Англии и образования собственного независимого государства.

     Анализируя  формы государства, Пейн различал "старые" (монархические) и "новые" (республиканские) формы. В основу этой классификации были положены принципы образования правления— наследование или выборность. Пейн резко критиковал государственный строй Англии и дореволюционной Франции. Правление, основанное на передаче власти по наследству, он называл "самым несправедливым и несовершенным из всех систем правления".

     Не  имея под собой никакой правовой основы, утверждал Пейн, такая власть неизбежно является тиранической, узурпирующей народный суверенитет. Абсолютные монархии "являются позором для человеческой природы".

     Республиканское правление, согласно идеям Пейна, должно быть основано на принципе народного представительства. Это "правление, учрежденное в интересах общества и осуществляемое в его интересах, как индивидуальных, так и коллективных". Поскольку в основе такого управления лежит народный суверенитет, постольку верховной властью должен обладать законодательный орган, избираемый на основе всеобщего избирательного права как реализации естественного равенства людей.*

     С этих позиций Пейн критиковал Конституцию  США 1787 г., в период принятия которой он находился в Европе. Так, в закреплении в Конституции системы "сдержек и противовесов" он справедливо усматривал влияние теории разделения властей Монтескье, с которой не был согласен. Недостаток Конституции Пейн видел и в создании двухпалатного законодательного органа, формируемого на основе цензового избирательного *История политических и правовых учений. Учебник  для вузов / Под редакцией докт. юрид. наук, профессора О. Э. Лейста. М.: Издательство "Зерцало", 2006. — 568 с. —(Серия "Классический университетский учебник"). С. 308.

     права, существовавшего в штатах.

     Слишком большим (шесть лет) был, по его мнению, срок полномочий сенаторов. Единоличному главе исполнительной власти (президенту), предусмотренному Конституцией, он предпочитал коллегиального.

     Возражал  Пейн и против наделения президента правом вето, против несменяемости судей, которые, как он полагал, должны переизбираться и быть ответственными перед народом.

     Пейн  утверждал, что каждое поколение  должно само определять, что соответствует его интересам, и поэтому иметь право изменять Конституцию .

     Пейн  предполагал, что под влиянием революций  в Америке и Франции мнения о существующих "системах правительственной власти" будут изменяться. С этим он связывал и возможность революции в масштабе Европы.

     В трактате «Век разума» (1793—1807, т. 1—3) Пейн призывал к революции в системе религиозного мировосприятия, противопоставляя силу разума библейским сказкам о чудесах и пророчествах?. Система иерархических церковных учреждений (церковное государство) предстает в его изображении таким человеческим изобретением, которое предназначено для того, чтобы запугивать и порабощать человечество, монополизировать власть и доходы. Эти положения непримиримого, боевого деизма оказали влияние на Т. Джефферсона и других представителей просветительского свободомыслия, а само название трактата стало синонимом целого столетия, известного также под именем века Просвещения.

...
Похожие работы:
© 2009-2018 Все права защищены — dipland.ru