По алфавиту:

Указатель категорий Государство и право Взаимодействие элементов в политической системе общества

Взаимодействие элементов в политической системе общества

Тип работы: Реферат
Предмет: Государство и право
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение вопроса о взаимосвязи политической системы и государства, месте государства в политической системе общества и его роли в ней, их взаимовлияния. Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо дать общую характеристику самих понятий “государство” и “политическая система”, определить их содержание, а затем выявить соотношение и роль государства в политической системе общества.

Выдержка из работы.

Содержание.

 Введение…………………………………………………………………………...2

1.Общая характеристика политической системы……………………………….4

1.1 Понятие  политической системы общества, понятие и признаки………………………………………….…………………………….….4

1.2 Понятие,  характеристика основных  элементов политической системы  общества……………………………………………………………………….....10

2. Понятия “государства”, политики, политической деятельности и политических партий………………………………………………………........14

2.1 Государство  как политическая организация  общества………………..….14

2.2 Политика и политическая деятельность государства……………………..14

2.3Политические партии………………………………………………….…......16

3.Взаимодействие  элементов в политической системе  общества…………....21

3.1 Место и роль государства в политической системе общества…………...21

3.2 Связь политических партий в современной РФ…………………………...24

Заключение……………………………………………………………………….27

Список  литературы……………………………………………………………....30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

    Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым. Однако понять роль и место государства в истории общества можно только рассматривая его в контексте других - более широких и емких явлений, одним из которых является, например, политическая система. Государство выделилось из общества на определенной ступени его зрелости. Общество – мать государства, соответственно государство – продукт общественного развития. Государство проявляет заботу об обществе либо напротив, паразитирует или сокрушает общественный механизм. По мере того, как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство, оно также становится более совершенным, более цивилизованным1.Выявление закономерностей соотношения гражданского общества и государства позволяет правильно проанализировать весь путь, пройденный человечеством, понять современные проблемы  государственности, увидеть перспективы политических и собственно государственных форм, в которых развиваются живые сообщества различных стран. В настоящее время видится актуальным познание законов взаимовлияния политической системы и государства для того, чтобы в критические моменты развития общества и государства знать способы и механизмы возможного предотвращения революционных взрывов и социальных катастроф, резкой смены действующих государственно-политических режимов, нейтрализации негативных тенденций в развитии общества.

    Данная  тема видится интересной не только в рамках курса “Теории государства  и права”. Изучением взаимодействия государства и политической системы  занимаются представители многих наук - философии, социологии, политологии, правоведения, экономических наук, психологии. С развитием общества идет развитие и политической системы и государства, как составной ее части.

    Целью  настоящей курсовой работы является рассмотрение вопроса о взаимосвязи  политической системы и государства, месте государства в политической системе общества и его роли в ней, их взаимовлияния. Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо дать общую характеристику самих понятий “государство” и “политическая система”, определить их содержание, а затем выявить соотношение и роль государства в политической системе общества.  Задачами, которые определяются целью работы, являются:

  • рассмотрение  признаков, сущности, основ и закономерностей развития государства;
  • раскрытие понятия политической системы общества и его характеристика;
  • определение места и роли государства в политической системе общества;
  • рассмотрение особенностей  государства как составного элемента политической системы.

    Предметом  исследования являются  соотношение  государство – общество в теории российского государства и права. Объектом исследования в курсовой работе являются  теоретические положения правоведов- теоретиков, касающиеся  роли и места государства в политической системе общества.  
 
 
 

1.Общая  характеристика политической  системы.

1.1 Политическая система общества, понятие и признаки. 

   В научной и учебной литературе существуют различные определения  политической системы1. Более удобным,  на наш взгляд, является определение, данное К.С. Гаджиевым: '' Политическая система – это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства2. Основным ее назначением является обеспечение целостности, единство действий людей в политике.

Компонентами  политической системы являются:

  • совокупность политических объединений (государство, политические партии, общественно-политические организации и движения);
  • политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы;
  • политические нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны;
  • политическое сознание, отражающее идеологические и психологические характеристики системы;
  • политическая деятельность3.

    Политическая  система представляет собой диалектическое единство четырех сторон: институциональной, регулятивной, функциональной и идеологической. В связи с этим целесообразно отметить, что политические нормы и возникающие на их основе отношения называются политическими институтами. Процесс воплощения идей в нормы, правила, принципы существования политических организаций называется институциализацией, так происходит формирование элементов политической организации общества. В политическую систему входят не все учреждения, а только такие, которые берут на себя выполнение ее специфических функций в обществе. Особенность государства состоит в том, что оно представляет собой совокупность органов, осуществляющих властные управленческие функции общества. Организационные отношения в сфере политики наделены некоторыми чертами:

  • общая цель для всех участников организации;
  • иерархичность структуры отношений внутри организации;
  • дифференцированность норм для руководителей и руководимых.

    Разнообразные виды действий людей, направленных на обеспечение функционирования, преобразование и защиту системы осуществления политической власти в обществе составляет суть политической деятельности.

Политическая  деятельность неоднородна, в ее структуре  можно выделить несколько состояний  – политическая активность и пассивность. При этом критерием активной деятельности служит стремление и возможность, воздействуя на политическую власть или непосредственно используя ее реализовывать свои интересы. Политическая пассивность – это вид политической деятельности, в рамках которой субъект не реализует своих собственных интересов, и находится под влиянием другой социальной группы. Под политическим сознанием имеется в виду многообразие проявлений духовности, отражающих деятельность механизмов политической власти и направляющих поведение людей в сфере политических отношений. В политическом сознании выделяются два уровня: концептуальный и обыденный.

    В характеристику политической системы  входит политическая культура. Это  система ценностей, политических идей, символов, убеждений, принятых членами  политической общности используемых для регуляции деятельности и отношений1. Поскольку в сфере политических отношений люди имеют дело с выбором порядка действий, ценности играют огромную роль в становлении характера, направленности политических действий и процессов. В значительной степени они определяют тип политических систем, приоритетных государственных механизмов. Отражением их эволюции служит смена господствующих в политической системе ценностей. Центральным элементом политической системы является государство. Государство выполняет такую политическую функцию, как авторитарное распределение ценностей, в качестве которых могут выступать материальные блага, социальные преимущества, культурные достижения и др. Следующей функции политической системы является интеграция общества, обеспечение взаимосвязи единство действий различных компонентов его структуры. Очередной функцией политической системы является упорядочивание политических процессов. Как вид деятельности она направлена на реализацию целей обновления и стабилизации.

В литературе выделяют и другие функции политической системы2. Неспособность реализации политической системой своих важнейших функций вызывают ее кризис.

    В зависимости от факторов и господствующего  политического режима, формируются  различные типологии политических систем:

  • командную – ориентированную на использование принудительных, силовых методов управления;
  • соревновательную – основанную на противостоянии, противоборстве различных политических и социальных сил;
  • социопримерительная – нацеленная на поддержание социального консенсуса и преодоление конфликтов3.

    Очередной проблемой, требующей рассмотрения является характеристика основных субъектов  политической системы. Одним из них  является политическая партия. Она  осуществляет функцию представительства  интересов различных социальных групп; Интегрирует социальную группу, входящую в сферу политических отношений; в снятие ее внутренних противоречий. Партии имеют свою программу, систему целей, более или менее разветвленную организационную, накладывают на своих членов определенные обязанности и формируют нормы поведения. Другим субъектом политической системы выступает движение. В них отсутствует жесткая централизованная организация, нет фиксированного членства. Программу и доктрину заменяет цель или система политических целей. Доминирующая тенденция в современных условиях предпочтение движениям перед партиями. Очередным субъектом политической системы выступают группы давления. Для них характерны строгая конспирация, сокрытие целей, жесткая иерархичность построения, строгая дозировка о структуре и деятельности организации. Политическая система состоит из противоположных сторон, находящихся в отношениях противоречия. Разрушение таких противоречий и составляет внутренний источник ее саморазвития.

    Важное  значение для процесса развития имеют внутренние противоречия объективного плана. Разрушение такого рода противоречий означает обретение качественно новой, более высокой формы движения. Примером может служить деятельность демократического государства по преодолению одного из основных противоречий между государством и гражданином. Противоречия субъективного плана, вызванные несовпадением идейно-политических, психологических и правовых установок господствующей в обществе моралью, законностью и правопорядком, разрешается или путем искоренения негативных проявлений, или путем достижения консенсуса. Среди всех многообразных оснований классификации политических закономерностей, наиболее общее значение имеют такие критерии, как институционность, глубина и универсальность их исторического действия, классовая сущность1.Совокупность приемов, методов, способов, средств осуществления политической власти называется политическим режимом2.

Выделяют  следующие их типы:

  • демократические – когда обеспечивается право на участие народа в решении государственных дел, уважаются и охраняются права человека;
  • авторитарные – когда функции управления обществом сосредоточиваются в одном лице или узком социальном слое;
  • тоталитарные – когда отрицаются или значительно ограничиваются права и свободы личности, жестко контролируются авторитарным государством все стороны жизни общества.

Политическая  система правового государства  базируется на:

  • во-первых, изменении истолкования источника права, когда им становится не государство, а личность;
  • во-вторых, изменении представления о соотношении между государством и законом. Согласно концепции правового государства не любая возведенная в закон воля есть право, а только такая, которая не противоречит и не нарушает права человека, но укрепляет и защищает их;
  • в-третьих, утверждение в обществе и его политической системе такого политического качества, как уважение к закону, исходя из рассмотрения его как основного, доминирующего фактора3.

    Закономерности  развития политической системы представляют собой объективные, устойчивые, повторяющиеся связи, характеризующие сущностное единство и динамизм политических явлений на различных этапах бытия. Политическая система состоит из противоположных сторон, находящихся в отношениях противоречия. Решение, преодоление таких противоречий и составляет внутренний источник ее саморазвития. Разрешение внутренних противоречий не означает их ликвидацию путем уничтожения одной из противоборствующих сторон, а обретение этой стороной новых качеств, новых форм движения. В качестве примера может выступить деятельность демократического государства по преодолению одного из основных противоречий классового общества – между государством и гражданином. По мере своего развития государство под воздействием демократических институтов гражданского общества создает комплекс политических и правовых институтов и режимов регулирования, обеспечивающих свободу и развитие личности. Это получает отражение в конституциях и других правовых актах. Идет постоянная борьба по изменению соотношения между потребностями граждан в самоуправлении и противодействием этому бюрократического аппарата государства в сторону возрастания степени участия народных масс в управлении государственными делами. Внутренние противоречия политической системы, а именно политический конфликт, политический кризис, социально-политический кризис для демократической политической системы вполне допустимы и конституционны. Именно поиск выходов из этих противоречий и объясняет закономерности развития самой политической системы общества. Противоречия субъективного плана, вызванные несовпадением идейно-политических, психологических и правовых установок отдельных личностей, организаций с господствующей в общество моралью, законностью, правопорядком, разрешаются путем уничтожения, искоренения негативных проявлений, или путем достижения согласия между заинтересованными сторонами. Появление и разрешение противоречий в политической сфере жизни общества – реальный процесс, соотносящийся с внутренним и внешним порядком. Это процесс, обусловливающий закономерность развития политической системы.

    Таким образом, в свете исторического  опыта становится все более ясным, что демократическая политическая система - это организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольный обществу власти. Она работает на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способна содействовать реализации общих интересов.

1.2 Понятие,  характеристика основных  элементов  политической системы  общества.

    В зависимости  от степени   участия   в политической   жизни  органы  и организации – элементы политической системы  в научной литературе  подразделяются  на следующие   группы: 

    Собственно-политические. К их числу относятся государство, все политические партии, отдельные  общественные организации. В чем  их особенность?  Каковы их признаки?

      Характерным признаком этих организаций является их прямая связь с политикой, их активное воздействие на политику. Непосредственной  целью их создания и функционирования выступает политическая цель. Она заключается в формировании и осуществлении внутренней  и внешней политики на разных этапах развития общества, в политическом и идеологическом воздействии (воспитании) на различные слои и классы, существующие в обществе, в проведении политических интересов господствующих кругов и отчасти всего общества в жизнь. Несобственно-политические объединения.

К ним  относятся такие организации, которые  возникают и развиваются не в  силу непосредственно политических, а в силу экономических и других причин. Это – профсоюзные, кооперативные  и иные организации. Прямой целью  их создания и функционирования, в отличие от собственно-политических объединений, никогда не выступает политическая цель. Свою деятельность данные институты осуществляют не в политической, а в производственной, социально-бытовой, культурной и других сферах жизни. Они не ставят перед собой непосредственных задач активного воздействия в политических целях на государственную власть. Политическая деятельность этих организаций не составляет основу их функционирования. Она не имеет для них решающего значения. Это не означает, разумеется, принижения роли и значения несобственно-политических объединений в политической  системе общества, ибо речь идет лишь об отсутствии доминирующего политического аспекта в их деятельности, а не в отрицании его как такового вообще.

    Следующую группу составляют организации, имеющие в своем содержании лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют не основе личных склонностей и интересов того или иного слоя людей к занятию определенной деятельностью. К их числу следует отнести объединения типа нумизматов, филателистов, авто- и мотолюбителей, туристов и др. Решающая роль среди всех вышеназванных объединений – составных частей политической системы общества -  всегда играло и продолжает играть государство. Будучи оснащенным специальным аппаратом принуждения и подавления с соответствующими «вещественными придатками»1 в виде тюрем и иных принудительных учреждений, государство выступает как главная сила в руках любого господствующего класса или слоя, как важнейшее средство осуществления его политической власти. В структуре политической системы общества государство является объективно необходимым ее составным элементом на протяжении всей истории развития общества, а, следовательно, и его самого. В то же  время, как все остальные звенья – политические партии и различные общественные организации, имеющие политический характер, могут появляться на определенных этапах развития политической системы общества и,  выполнив возложенные на них задачи, исчезать. В различных сферах жизни общества и экономики государство выступает как собственно-политическая организация, как сугубо политический институт. Однако, относя государство к числу собственно-политических объединений, не следует абсолютизировать его политический характер и рассматривать его как «чисто» политический институт. Дело в том, что в многогранной деятельности государства, равно как и его различных органов, имеются не только «чисто» политические, но и неполитические аспекты. Например,  «чисто» организационные, финансовые, организационно-технические (связанные с разработкой и установлением всякого рода «технических» стандартов,  норм) и другие 2. Они хотя и ассоциируются с политической деятельностью государства, но сами по себе не являются таковыми. Аналогичная картина наблюдается и с отдельными государственными органами – парламентом, правительством, различными министерствами и ведомствами, конституционным судом (в тех странах, где он есть) и другими судебными институтами. Будучи неотъемлемыми  составными частями  политического, по своей сути и характеру государственного механизма, они в тоже время выполняют отнюдь не только политические  функции и в силу  этого являются отнюдь   не только политическими  органами и организациями. Они выступают как  институты, выполняющие и неполитические – экономические, финансовые и иные функции, играющие в структуре   политической системы  общества разностороннюю роль. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Узнать стоимость уникальной работы в Zaochnik.com

  • Самые низкие цены на рынке
  • 100% гарантия качества
  • Опыт работ более 10 лет
  • Официальный договор
  • Проверка на Антиплагиат
  • Соблюдения сроков
  • Соответсвие ГОСТу
  • Бесплатная доработка
  • Персональный менеджер
...
Похожие работы:
© 2009-2018 Все права защищены — dipland.ru

Замечания и предложения высылать на e-mail