По алфавиту:

Указатель категорий Государство и право Антимонопольное регулирование экономики

Антимонопольное регулирование экономики

Тип работы: Контрольная работа
Предмет: Государство и право
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2010
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Целью антимонопольной политики является предупреждение и сокращение монопольных цен, дефицитности производства, перераспределение монополистического богатства и диффузия децентрализации совокупной концентрации экономических ресурсов в обществе.

Поэтому изучение данной темы является весьма актуальным, учитывая огромную значимость регулирования монополий на рынке.

Выдержка из работы.

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

Дисциплина: «Государственное регулирование экономики» 

На  тему:

« Антимонопольное регулирование экономики » 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:                                                         Блохина А.И.

Студентка:                                                           4  курса, день

Специальность:                                                   ГМУ

№ зачетной книжки:                                           07мгд11361

Преподаватель:                                                   Грачев А.Б. 
 
 

Брянск 

2010  
 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1.Причины  и условия возникновения монополий и монополистического капитализма……………………………………………………………………...4

2.Государственная  антимонопольная политика и практика  антимонопольного регулирования   в России …….…….……………………………….…..…..…..10

Задача………………………………………………………………………….....17

Заключение………………………………………………………………………18

Список литературы……………………………………………………………...19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Проблема  монополии и конкуренции является одной из наиболее актуальных для  экономики в настоящее время.

     Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой  или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

     Монополизм  представляет собой серьезную проблему рыночной экономики, предприятия – монополисты обладают существенными рыночными преимуществами перед другими предприятиями, извлекая из своего положения дополнительный доход за счет других экономических агентов. Многие страны мира с целью поддержания конкуренции в различных отраслях народного хозяйства приняли антимонопольное законодательство.

     Антимонопольное законодательство – законодательство, направленное против накопления фирмами  опасной для общества монопольной  власти.

     Целью антимонопольной политики является предупреждение и сокращение монопольных цен, дефицитности производства, перераспределение монополистического богатства и диффузия децентрализации совокупной концентрации экономических ресурсов в обществе.

     Поэтому изучение данной темы является весьма актуальным, учитывая огромную значимость регулирования монополий на рынке. 
 

     1. Причины и условия  возникновения монополий  и монополистического  капитализма

     Предпринимательская деятельность на товарном рынке имеет  две тенденции, характеризуется  двумя способами достижения успеха, получения наибольшей прибыли.

     Первая  тенденция проявляется в том, что предприниматели вступают в  конкуренцию за рынок сбыта, заказы потребителей и поэтому стремятся  улучшать качество продукции, расширять  ассортимент, снижать издержки. Это  становится движущей силой совершенствования производства, технического прогресса.

     Вторая  тенденция заключается в стремлении предпринимателей, поставщиков договориться между собой о взаимовыгодном разделе рынка, условиях продажи, уровне цен, подорвать позиции конкурентов, дискредитировать их и таким способом получить преимущество. Первую тенденцию государство должно поддерживать, второй — противодействовать, проводя антимонопольную политику в интересах расширения масштабов конкурентной среды. Ограничивается монополистическая деятельность, как хозяйствующих субъектов, так и органов управления, должностных лиц.

     Монополистической считается деятельность хозяйствующего субъекта, органа управления, направленная на недопущение, ограничение или  устранение конкуренции и причиняющая ущерб потребителю. Она позволяет хозяйствующему субъекту занять доминирующее положение на рынке и оказывать решающее влияние на обращение товара или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

     Занимающий  доминирующее положение хозяйствующий субъект получает возможность установления монопольной цены с целью компенсации необоснованных затрат, получения дополнительной прибыли за счет снижения качества товара. Монопольно низкая цена товара устанавливается на рынке покупателем в целях получения дополнительной прибыли и компенсации, необоснованных  за счет продавца, а также продавцом — на уровне, приносящем убытки от продажи товара, в результате чего может быть ограничена конкуренция посредством вытеснения конкурента с рынка.

     Международная консалтинговая компания, изучавшая состояние российских рынков, пришла к выводу, что в стране есть все для обеспечения ежегодного прироста ВВП не менее 8%, но этому препятствуют неравные условия конкуренции (монополизм, налоговые льготы, государственные субсидии и др.).

     Различают временную, естественную и государственную  монополии.

       Временная монополия возникает  в результате использования изобретений,  внедрения патентов и характеризуется  отсутствием конкуренции.

     Естественными монополиями являются организации (коммерческие и некоммерческие), производящие (реализующие) товары (услуги), удовлетворение спроса, на которые на рынке эффективно при отсутствии конкуренции из-за технологических особенностей производства, и товары, имеющие устойчивый спрос при значительном изменении цены, обусловленный невозможностью полной замены их другими товарами. Создание конкурентной среды на рынке независимо от уровня спроса в условиях естественной монополии невозможно или экономически неэффективно при достигнутом уровне развития науки и техники.

     Государственная монополия создается на основе законодательства, определяющего ее субъекты, формы, границы. Экономика СССР характеризовалась  государственной монополией на факторы  и результаты производства. В переходный период государство проводит политику демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках. Демонополизация является длительным процессом создания условий для конкуренции и носит многоплановый характер, включая снижение чрезмерной концентрации производства товаров, устранение барьеров для свободного их перемещения, для входа на рынок новых конкурирующих структур, в том числе иностранных.

     Доминирующим  признается положение, если у хозяйствующего субъекта доля на рынке составляет:

     • 65% и более, если он не докажет, что, несмотря на превышение, его положение не является доминирующим;

     • Менее 65%, если это установлено антимонопольным  органом исходя из критериев: стабильность доли, доступ на рынок конкурентов  и др.

     Не  может положение быть признано доминирующим, если доля на рынке определенного товара не превышает 35%.

       Границы товарного рынка определяются  экономическими, технологическими  административными барьерами, ограничивающими  возможности участия покупателей  в приобретении данного товара  на рассматриваемой территории. Они определяют территорию, на которой покупатели имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемый товар и не имеют такой возможности за пределами этой территории.

     Территория  рынка определяется по принципу признания  покупателем равной доступности  товаров. Если покупатели считают товар, продаваемый в одном регионе, заменителем товара, продаваемого в другом регионе, тогда эти регионы можно рассматривать как один и тот же  рынок данного товара.

     При определении  границ рынка учитывается  ряд факторов.

     • Возможность перемещения спроса между территориями, предположительно входящими в единый  рынок (доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу; Незначительность транспортных расходов на перемещение покупателя к продавцу).

     • Возможность перемещения товара между территориями, предположительно входящими в единый  рынок (незначительность дополнительных издержек на транспортировку товара от продавца к покупателю, сохранность уровня качества и потребительских свойств товара в процессе его транспортировки.

     • Отсутствие на данной территории административных ограничений на ввоз или вывоз  товаров.

     • Уровень цен на соответствующие  товары внутри границ рынка.

     Границы республиканского и местных рынков определяются по сфере обращения  товара в пределах республики в составе РФ, автономной области, автономного округа, края, области.

     Количественной  характеристикой товарных ресурсов рынка является объем реализации (поставки) товара в географических границах рынка в стоимостных  и (или) натуральных показателях.

     Общий объем реализации (поставки) товара  определяется как сумма реализации (поставки) товара на данном рынке всеми  продавцами.

     Vm =V1 + V2 + …+ Vn,

     Где V I - объем реализации (поставки) i – м продавцом товара; 

     n – количество продавцов, действующих в географических границах рынка. 

     При определении объема производства для  расчета доли хозяйствующего субъекта на рынке учитывается производство за вычетом продукции, изготовленной  из давальческого сырья.

     Доля  хозяйствующего субъекта — продавца на рассматриваемом товарном рынке (Di) определяется как отношение реализованной им на рынке продукции к общему объему реализации (по ставки) товара:

     Di  = V /Vm

     В зависимости от различного уровня концентрации товарных рынков дифференцируются действия антимонопольных органов по отношению к различным рынкам и действующим на них хозяйствующим субъектам.

       К их числу могут относиться:

     • разработка отраслевых программ демонополизации, контроль за их реализацией;

     • контроль за рыночным поведением хозяйствующих  субъектов, включенных в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%;

     • действия по предупреждению и пресечению монополистической деятельности хозяйствующих  субъектов, занимающих доминирующее положение  на товарных рынках;

     • действия по снижению барьеров входа на товарные рынки, включая сокращение тарифных и нетарифных препятствий для  торговли и инвестиций;

     • увеличение числа хозяйствующих  субъектов, действующих на данном товарном рынке, путем разделения их или содействия новым хозяйствующим субъектам, желающим вступить на данный товарный рынок;

     • запреты на слияния хозяйствующих  субъектов и создание объединений  юридических лиц;

     • пресечение недобросовестной конкуренции;

     • ограничение рыночного потенциала хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.

     Недобросовестной  конкуренцией признаются следующие  виды поведения:

     • распространение ложных, неточных или  искаженных сведений, способных причинить  убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

     • введение потребителей в заблуждение  относительно характера, способа и  места изготовления, качества и потребительских  свойств товара;

     • некорректное сравнение хозяйствующим  субъектом в процессе его рекламной  деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

     • самовольное использование знака  фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта;

     • получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

     Наиболее  действенным фактором развития конкуренции  является увеличение на рынке числа  поставщиков. Эта задача решается применением комплекса мер при соблюдении соответствующих условий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         2. Государственная  антимонопольная  политика и практика  антимонопольного  регулирования   в Росси

         Антимонопольная политика базируется на Законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и других нормативных актах. Законы не преследуют монопольное положение фирмы на рынке, они лишь запрещают такое ее поведение, которое наносит вред другим участникам рынка, полностью или частично. Судебная власть не может принять решение о ликвидации монополиста только на основании его доли на рынке: нужны доказательства злоупотребления им своим монопольным положением.

...
Похожие работы:
© 2009-2018 Все права защищены — dipland.ru