По алфавиту:

Указатель категорий Государственный бюджет Государственный бюджет как основное звено финансовой системы

Государственный бюджет как основное звено финансовой системы

ВУЗ: БГЭУ
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственный бюджет
Количество страниц: 41
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2009
Cкачиваний: 6
Последнее скачивание: 2011-03-15

Содержание.

Введение. 3
1. Теоретические основы государственного бюджета. 5
1.1 Сущность и структура государственного бюджета страны.. 5
1.2 Роль государственного бюджета в финансовой системе страны.. 7
1.3 Сбалансированность бюджета и теоретические подходы к методам и обязательности его обеспечения. 10
2. Государственный бюджет в финансовой системе стран с рыночной и трансформационной экономикой. 16
2.1 Государственный бюджет в финансовой системе стран с развитой рыночной экономикой (Франция)16
2.2 Государственных бюджет в финансовой системе стран с трансформационной экономикой (Российская Федерация)19
3. Государственный бюджет в финансовой системе Республики Беларусь. 21
3.1 Анализ структуры, тенденций и динамики изменений доходной и расходной частей государственного бюджета Республики Беларусь. 21
3.2 Выявление принципов, закономерностей и особенностей формирования государственного бюджета Республики Беларусь. 26
3.3 Проблемы дефицитности бюджета Республики Беларусь и способов его финансирования на современном этапе. 33
Заключение. 37
Список использованных источников. 39
Приложение. 40

Описание.

Объектом исследования является государственный бюджет.
Предметом исследования является управление государственным бюджетом в современных условиях хозяйствования.
Целью работы является исследование проблем сбалансированности государственного бюджета Республики Беларусь.
В соответствии с поставленной целью в работе были сформулированы и решены следующие задачи:
1. определены теоретические основы роли государственного бюджета в регулировании экономики;
2. изучена роль государственного бюджета в финансовой системе стран с рыночной и трансформационной экономикой;
3. выявлены особенности функционирования государственного бюджета в финансовой системе Республики Беларусь;
Теоретической и методологической основой исследования являются труды зарубежных и отечественных экономистов; инструктивные и справочные материалы, нормативные документы; законодательные акты Республики Беларусь. В работе также использованы данные научных экономических журналов и газет, информация сети Интернет.

Выдержка из работы.

Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом [5, c. 71].
Бюджет- сложная экономическая категория. Как экономическая категория, государственный бюджет представляет собой систему экономических отношений, складывающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда страны, предназначенного для удовлетворения общественных потребностей. Иными словами ¾государственный бюджет¾это денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами в связи с созданием централизованных финансов, а также с распределением и перераспределением национального дохода, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий и учреждений, управления государством, укрепления обороноспособности страны и др.[8, c. 43].
Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением называются бюджетными. Специфика этих отношений, как составной части финансовых отношений, выражается в том, что они, во первых, возникают в фазе распределения общественного производства, и, во вторых, направлены на формирование, распределение и использование централизованных финансовых ресурсов.
Бюджетным отношениямприсущ объективный характер. Это обусловлено тем, что в руках государства постоянно должна концентрироваться часть национального дохода, необходимая для обеспечения расширенного воспроизводства в масштабах общества, удовлетворения экономических и социально-культурных потребностей граждан, покрытия общественных издержек управления, повышения обороноспособности страны. Бюджетные отношения органически связаны с функционированием государства, но вместе с тем эти отношения являются элементом базиса, а не надстройки. Бюджетные отношения ¾ это часть экономической структуры общества; их функционирование предопределяется тем, что для осуществления государством его функций объективно необходима материально-финансовая база. В процессе воспроизводства бюджетные отношения получают соответствующую им материально-вещественную форму: они овеществляются в бюджетном фонде страны, включающем государственный бюджет и местные бюджеты.
Выступая центральным звеном в общей системе государственного регулирования экономики, бюджет как категория отражает интересы конкретных классов и слоев населения, поскольку на нем лежит печать социальной и экономической политики. В этом смысле бюджетные отношения представляют собой определенную философию и идеологию общественного развития[17, c. 45].
Являясь частью финансовых отношений, государственный бюджет как категория характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но в тоже время имеет свои особенности, отличающие его от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу таких особенностей следует отнести то, что[8, c. 13]:
1) бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием для общественных потребностей;
2) посредством бюджета осуществляется перераспределение национального дохода (национального богатства) между важнейшими сферами общественного производства (промышленностью, сельским хозяйством, транспортом, строительством и т.д.), внутри отраслей народного хозяйства, между сферами общественной деятельности (производственной и непроизводственной сферой экономики), между регионами страны и территориями;
3) область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что предопределено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями финансовой системы.
1.2 Роль государственного бюджета в финансовой системе страны
Взгляд на бюджет как экономическую категорию получил свое признание не сразу. Только в последние годы преобладающей стала точка зрения, согласно которой с позиций экономической сущности государственный бюджет может рассматриваться как самостоятельная экономическая категория, а с позиций законодательного установления финансовой базы государства ¾как его финансовый план.
В огромном многообразии финансовых связей можно выделить обособленные сферы, отличающиеся отдельными общими чертами. Так, особую область стоимостного распределения валового общественного продукта образуют финансовые отношения, складывающиеся у государства с хозяйствующими субъектами и населением. Этим отношениям присуще то общее, что возникают они в распределительном процессе, непременным участником которого является государство, и связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общественных потребностей. Данная совокупность финансовых отношений составляет экономическое содержание понятия, носящего название «государственный бюджет».
Государственный бюджеткак совокупность экономических отношений имеет объективный характер. Его существование в качестве самостоятельной сферы распределения объективно предопределено самим общественным производством, развитие которого нуждается в соответствующих централизованных ресурсах. Централизация денежных средств необходима для организации бесперебойного кругооборота в масштабах всего национального хозяйства, для обеспечения функционирования экономики в целом. Существование специфической бюджетной сферы стоимостного распределения обусловлено также природой и функциями государства. Государство нуждается в централизованных средствах для финансирования приоритетных отраслей, для проведения социально-культурных мероприятий в масштабах всего общества, решения задач оборонного характера, покрытия общих издержек государственного управления. Таким образом, существование государственного бюджета отнюдьнерезультат субъективного желания (воли) людей, а объективная необходимость, обусловленная потребностями расширенного воспроизводства, природой и функциями государства[8, c. 20].

Список литературы.

  1. Закон Республики Беларусь «О внешнем государственном долге Республики Беларусь» от 22 июня 1998 года.
  2. Закон Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год».
  3. Закон Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год».
  4. Закон Республики Беларусь от 4 июня 1993 г. N 2347-XII «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах».
  5. Государственные финансы: учеб. пособие / под ред. Г.К. Мультана. – Минск: БГЭУ, 2005.
  6. Нешитой А.С. Финансы учебник / И.С. Нешитой. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Дашков и К, 2005.
  7. Сабанти Б.М. Теория финансов: учеб. пособие / Б.М. Сабанти. – М.: Менеджер, 1998.
  8. Сорокина Т.В. Государственный бюджет: учеб. пособие / Т.В. Сорокина. – Минск: БГЭУ, 2006.
  9. Селезнев А. Государственный бюджет // Экономист. - 2004. - N 3. - С.31-40.
  10. Селезнев А. Совокупный государственный долг, его регулирование // Экономист. - 2008. - N 8. - С.13-26.
  11. Хейфец Б. О формировании единой системы управления государственным долгом и зарубежными активами // Экономист. - 2001. - N 9. - С.73-77.
  12. Финансы / под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика. – 2005.
  13. Финансы: учебник / под ред. В.В. Ковалёва. – 2-е изд., перер. И доп. М.: Велби. – 2003.
  14. Финансы: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Е Маркиной. – М.: Финансы и статистика. – 2004.
  15. Финансы: учебник / под ред. С.И. Лушина, В.А. Слепцова. – 2-е изд., перер. и доп. М.: Экономист. – 2005.
  16. Фисенко М.К. Финансовая система Беларуси: учеб. пособие / М.К. Фисенко. – Минск: Современная школа, - 2008. – 184 с.
  17. Сущность финансовой системы. Признаки финансов / Режим доступа: http://finleader.ru/155.html. Дата доступа: 31.08.2009 года.
Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru