По алфавиту:

Указатель категорий Государственный бюджет Государственные целевые фонды социального назначения: практика формирования, использования, назначение

Государственные целевые фонды социального назначения: практика формирования, использования, назначение

ВУЗ: БГЭУ
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Государственный бюджет
Количество страниц: 67
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2009
Последнее скачивание: не скачивался

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………...…3
1.    Теоретические основы системы пенсионного обеспечения и социального страхования……………………………………………………………………….5
1.1.    Сущность пенсионного обеспечения, механизм его реализации……...….5
1.2.    Социальное страхование, его место и роль в системе социальной  защиты населения………………………………………………………….................12
1.3.    Необходимость формирования целевых социальных фондов…………...17
2.    Анализ формирования и использования финансовых ресурсов ФСЗН..........21
2.1.    Состав и характеристика доходов ФСЗН………………..…………….......21
2.2.    Порядок и направления использования средств ФСЗН………..………...27
3.    Пути совершенствования практики формирования и использования средств ФСЗН…………………………………………………………………………….35
3.1.    Направления развития пенсионного обеспечения и социального страхования в РБ……….…………………………………………………...35
3.2.    Зарубежный опыт создания и использования целевых фондов социального назначения…………………………………………………....54
Заключение……………………………………………………………………..…...64
Список использованных источников……………………………………………...66
Приложения…………………………………………………………………………68

Описание.

Механизмы социальной защиты населения, действовавшие долгое время при централизованной административно-плановой экономике, не отвечают требованиям ведения хозяйства в условиях рынка. Если раньше каждому гражданину гарантировались работа, жилье, бесплатное образование и медицинское обслуживание, определенный уровень доходов за счет централизованного регулирования размеров зарплаты, пенсий, стипендий, пособий и соответственно цен на продукты питания, товары, услуги, то при переходе к рыночным отношениям люди лишаются многих ранее существовавших гарантий. Это вызывает необходимость глубокого реформирования системы социальной защиты населения. Дальнейшее развитие системы социальной защиты связано также с рядом факторов демографического, социального и экономического характера.
Структурная перестройка экономики стран, охватившие их экономические кризисы, привели к увеличению количества нестабильных рабочих мест, временных или с неполным рабочим временем. Среди безработных растет группа длительно не работающих.
Демобилизация значительного числа военнослужащих, появление лиц без определенного места жительства привели к росту количества людей, нуждающихся к социальной реабилитации и материальной помощи.
В Республике Беларусь набирает силу процесс старения населения, который воздействует на состав рабочей силы, структуру производства, потребления и особенно - на социальное обеспечение и здравоохранение, так как влечет за собой значительный рост расходов на пенсии, медицинское обслуживание, специальные службы по уходу за престарелыми и т.п. В этом же направлении действуют факторы, связанные с ухудшением здоровья людей, вызванным неблагоприятной экологической обстановкой и снижением жизненного уровня значительной части населения.
Социально-демографические изменения характеризуются также заметным увеличением числа неполных семей в результате роста количества разводов и внебрачных рождений. Специалисты прогнозируют сохранение этой тенденции, что предполагает совершенствование социального законодательства. [19]
В этой связи возникла необходимость совершенствования системы социальной защиты населения, отвечающей демографическим и социально-экономическим процессам, трансформации рынка труда в условиях ограниченности финансовых ресурсов, что и обуславливает актуальность данной работы.
Целью дипломной работы является изучение тенденций социального страхования в системе социальной защиты населения и разработка путей и направлений совершенствования социального страхования в Республике Беларусь.
Исходя из поставленной цели вытекают основные задачи дипломной работы, которые сведены к следующим:
ознакомление с теоретическими аспектами социального страхования;
изучение особенностей организации социальной защиты населения в Республике Беларусь;
ознакомление с международным опытом социального страхования;
изучение тенденций и направлений совершенствования социального страхования в Республике Беларусь.   
Предметом исследования дипломной работы явились методологические, практические вопросы совершенствования социального страхования в Республике Беларусь.
Объектом является социальное страхование в системе социальной защиты населения РБ.
Основными законодательными актами, используемыми в дипломной работе являются: О пенсионном обеспечении: закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 596-ХП [22], Об основах государственного социального страхования: закон Республики Беларусь от 31 января 1995 г. № 3563-XII [18]. Также в дипломной работе использовались данные, тактических и стратегических прогнозов экономического и социального развития, внеучетные источники информации.
По данной теме была использована научная литература таких авторов как В. И. Роик [24], О. Ананич [4-6], Л. Г. Колпина [14], В. В. Николаевский [17], И. Н. Алешкевич [1-3] и других авторов.
В процессе исследования данной дипломной работы были использованы как общенаучные, так и специальные методы исследования: анализ, синтез, сравнение, а также экономико-статистический и метод технико-экономических расчетов.
Основная часть дипломной работы содержит три главы. В первой главе дипломной работы рассматриваются теоретические основы системы пенсионного обеспечения и социального страхования. Во второй главе дипломной работы анализируется формирование и использование доходов ФСЗН. В третьей главе рассматривается международный опыт социального страхования, возможные пути, тенденции и направления совершенствования социального страхования в Республике Беларусь. В заключении излагаются теоретические выводы, вытекающие из результатов исследования. Список использованных источников включает в себя перечень использованных в дипломной работе законодательных актов Республики Беларусь, перечень научных статей, учебников, методических пособий по написанию дипломной работы.

Выдержка из работы.

1.1.    Сущность пенсионного обеспечения, механизм его реализации
Нормативно-правовая база пенсионного обеспечения в Республике Беларусь.
Основу пенсионного законодательства Республики Беларусь составляют следующие законы: «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» (1991 г.), «О пенсионном обеспечении» (1992 г.), «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового составов органов внутренних дел» (1992 г.), «Об основах службы в государственном аппарате» (1994 г.), «Об основах государственного социального страхования» (1995 г.), «О размерах обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь» (1996 г.), «О профессиональном пенсионном страховании» (2009 г.).
Граждане Республики Беларусь имеют право на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных Законом «О пенсионном обеспечении» от 17 апреля 1992 г. N 1596-XII.
Постоянно проживающие в Республике Беларусь граждане других государств и лица без гражданства имеют право на пенсию наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательством.
В тех случаях, когда соглашениями (договорами) о социальном обеспечении между Республикой Беларусь и другими государствами предусмотрены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе, соответственно применяются правила, установленные этими соглашениями (договорами).
Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, а также членов их семей регулируются Законом Республики Беларусь от 17 декабря 1992 года «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований».
Пенсионное обеспечение лиц, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и членов их семей производится с учетом условий и норм, предусмотренных Законом Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Пенсионное обеспечение государственных служащих осуществляется с учетом условий и норм, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 14 июня 2003 года «О государственной службе в Республике Беларусь».
Пенсионное обеспечение за работу с особыми условиями труда и в связи с занятостью отдельными видами профессиональной деятельности осуществляется с учетом условий и норм, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 5 января 2008 года «О профессиональном пенсионном страховании».
Виды пенсий:
Трудовые пенсии;
а) По возрасту:
Право на пенсию по возрасту имеют:
мужчины - по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет;
женщины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет (если иное не установлено законодательством).
Право на трудовую пенсию имеют лица, которые в период работы или занятия иными видами деятельности подлежали государственному социальному страхованию и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались обязательные страховые взносы, и их семьи при соблюдении других условий, предусмотренных Законом. При этом право на трудовую пенсию по возрасту предоставляется при условии уплаты обязательных страховых взносов не менее 5 лет.
Пенсии по возрасту назначаются в размере 55 процентов среднемесячного заработка, но не ниже минимального размера пенсии.
За каждый полный год стажа работы сверх 25 лет мужчинам и 20 лет женщинам, а также за каждый полный год стажа работы с особыми условиями труда (пункт «а» статьи 12 и статья 13 Закона) сверх 10 лет у мужчин и 7 лет 6 месяцев у женщин пенсия, в том числе минимальная, увеличивается на один процент заработка, но не менее чем на один процент минимального размера пенсии. Увеличение производится в пределах 20 процентов заработка (минимального размера пенсии).
Минимальный размер пенсии по возрасту устанавливается в размере 25 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь за два последних квартала.

Список литературы.

1.    Алешкевич, И. Н. Моделирование актуарной системы пенсионного и социального страхования в Республике Беларусь / И. Н. Алешкевич // Экон. и управ. – 2006. – №7. – С. 42-46.
2.    Алешкевич, И. Н. Фонд социальной защиты населения: модель финансового обеспечения / И. Н. Алешкевич // Экон. и управ. – 2006. – №1. – С. 63-66.
3.     Алешкевич, И. Н. Государственные целевые социальные фонды: динамика развития / И. Н. Алешкевич // Финансы, учет, аудит. – 2006. – № 8. – С. 21-23.
4.    Ананич, О. Реформирование пенсионной системы будет осуществляться взвешенно и постепенно / О. Ананич //Финансы, учет, аудит. – 2004. – № 7. – С. 12-13.
5.    Ананич, О. Социальное страхование в Беларуси и мировая практика / О. Ананич // Директор. – 2004. – № 5. – С. 34-37.
6.     Ананич, О. Проблемы социального страхования в Беларуси / О. Ананич // Директор. – 2004. – № 5. – С. 27-29.
7.    Батурчик М. Восприятие населением пенсионной системы Беларуси: результаты фокус-групп. 2007.
8.    Батурчик М., Чубрик А. Восприятие населением пенсионной системы Беларуси: результаты опроса населения. 2008.
9.    Громыко, Н. К. Тенденции социального реформирования в Республике Беларусь // Н. К. Громыко // Отдел кадров. – 2004. – № 8. - С. 84-97.
10.    Доходы Фонда в 2005 г. //www.ssf.gov.by
11.    Концепция реформы системы пенсионного, обеспечения в Республике Беларусь // НЭГ – 1997. – №20.- С. 18.
12.    Капыльская, Л. И. Выплаты по государственному социальному страхованию / Л. И. Капыльская// Отдел кадров. – 2006. – № 5. - С. 70-78.
13.     Каратуев, А. Г. Финансовый менеджмент. Учебно – справочное пособие. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001.
14.    Колпина, Л. Г. Финансы и кредит : учеб. пособие для вузов / Л. Г. Колпина, Г. И. Кравцова, В. Л. Тарасевич; под ред. Л. Г. Колпина– Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2005. – 336 с.
15.     Министерство статистики и анализа / www.minstat.gov.by.
16.    Мировые тенденции в социальном страховании //www.ssf.gov.by
17.     Николаевский, В. В. Социальная зашита населения: теория и практика / В. В. Николаевский // Социология. – 2004. – №3.- С. 21-42.
18.    Об основах государственного социального страхования: Закон Республики Беларусь от 31 января 1995 г. № 3563-ХП [Электрон. ресурс] - Режим доступа: http:// www.ssf.gov.by.
19.    Об основных положениях комплексной системы социального обеспечения [Электрон, ресурс]: Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств. Режим доступа: http://www. pravo.by
20.    О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке направления на оздоровление в санаторно-курортное лечение населения за счет средств республиканского бюджета и средств государственного социального страхования и выдачи путевок и курсовок [Электрон, ресурс]: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 28 марта 2005 г., № 332. Режим доступа: http://www. pravo.by
21.    О концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь и плане первоочередных мер го реализации ее основных положений: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 апреля 1997 г. № 349 // Нац экон. газ. -1997.-№20.-C 18.
22.    О пенсионном обеспечении: Закон Респ. Беларусь, 17 апр. 1992 г., № 1596-ХП (с изменениями и дополнениями) // Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. 1992. № 17, Ст. 275.
23.    Расходы Фонда в 2007-2008 г. //www.ssf.gov.by
24.    Роик, В. Д. Доктрины и концепции социального страхования / В. Д. Роик // Человек и труд. -2005. - № 6. – С.74.
25.    Спрака об итогах работы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь за 2008 год и задачах на 2009 год
26.    Теория финансов: Учебное пособие/ Н. Е.Заяц, [и др.]; под общ. ред. Н. Е. Заяц. – Мн.: Выш. шк., 2005.- 542с.
27.    Финансы: Учебник для ВУЗов/ Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. Б.М. Сабанти. – М.: Перспектива, Юрайт, 2000.
28.    Чубрик, Крук, Пелипась (ред.) Экономика Беларуси: исследования, прогнозы, мониторинг. 2008.
29.    Шуляк, П. Н. Белотелова Н.П. Финансы: Учеб. пособие.- М.: Издат. Дом Дашков И.К., 2000.
30.    Шуст, В. Социально значимые виды страхования: состояние и перспективы развития / В. Шуст//Финансы, учет, аудит. – 2004. – № 4. – С. 12-13.
31.    Финансы: Учебник / Под ред. проф. С.И. Лушина, проф. В.А. Слепова.- М.: Изд-во Рос. Экон. Академии, 2000.
32.    http://esa.un.org/unup/index.asp.

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru