По алфавиту:

Указатель категорий География Специализация Дальневосточного экономического района России

Специализация Дальневосточного экономического района России

Тип работы: Реферат
Предмет: География
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Дальний Восток относится к числу проблемных регионов, где экономические реформы и становление рыночной системы хозяйствования идут достаточно сложно. Противоречия между реализуемой общей моделью реформ и спецификой социохозяйственного комплекса здесь наиболее обострены. Поэтому проблемы и перспективы социально-экономического развития Дальневосточного экономического региона волнуют не только население данного региона, но и жителей всей России, а также целый ряд тихоокеанских государств, которые заинтересованы в сотрудничестве..

Выдержка из работы.

План. 

    1. Состав  экономического района.
    2. Специализация «лицо района».
    3. Общая характеристика хозяйства.
    4. Перспективы развития.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Состав  экономического района.

      Дальний  Восток  относится   к   числу   проблемных регионов,  где экономические реформы и становление  рыночной  системы  хозяйствования  идут достаточно сложно. Противоречия между реализуемой общей  моделью  реформ  и спецификой социохозяйственного комплекса  здесь наиболее  обострены.  Поэтому проблемы и перспективы  социально-экономического  развития  Дальневосточного экономического региона волнуют не только население  данного  региона, но и жителей всей России, а также целый  ряд  тихоокеанских  государств,  которые заинтересованы в сотрудничестве.

      Дальний Восток России занимает  площадь 6215,9 тыс. км2 и вытянут с севера на юг более чем на 4,5 тыс. км. Здесь сосредоточены самые разнообразные природные ландшафты - от тундры на севере до субтропической тайги на юге, самые разные типы хозяйства - от рисосеяния в Приморье до оленеводства на Чукотке.

      На территории региона располагаются Хабаровский край с Еврейской автономной областью, Приморский край, Республика Саха (Якутия), Амурская область, Сахалинская область, Магаданская область с Чукотским  автономным округом, Камчатская область с Корякским автономным округом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Специализация «лицо района».

    Специализация хозяйства Дальнего Востока – производство цветных металлов, добыча алмазов, рыбная, лесная и целлюлозно-бумажная промышленность, пушной промысел, судостроение и судоремонт.

    Металлургический комплекс (цветная и черная металлургия) представлена горно-рудной промышленностью - добычей олова, ртути, полиметаллических руд, вольфрама, золота и их переработкой. Освоены месторождения олова в Якутии и в Чукотском автономном округе. Работают оловянный комбинат (Хрустальный, Приморский край) и ГОК по добыче олова в Хабаровском крае, работают комбинаты вблизи Комсомольска-на-Амуре, Биробиджана, Дальнегорска (Приморский край). Осваиваются новые месторождения свинцово-цинковых руд. В Якутии построены ГОКы, а в последние годы и предприятия по обработке алмазов (Мирный). К старейшим отраслям х-ва относится золотодобыча (в бассейнах рек Зеи, Буреи, Селемджи, в горах Алданского нагорья, Сихотэ-Алиня).

    В Комсомольске-на-Амуре работают металлургические заводы (передельная металлургия), выплавляющие сталь. Создание Южно-Якутского ТПК предполагало освоение местных железорудных месторождений с целью дальнейшего развития черной металлургии района.

    Из  топливных ресурсов на Дальнем Востоке наибольшее значение имеет каменный и бурый уголь, а также нефть Сахалина. Каменный уголь Южно-Якутского месторождения (к которому подошла железная дорога от БАМ до Нерюнгри - так называемый Малый БАМ) - главная статья экспорта Якутии. Развивается добыча нефти и природного газа на Сахалине (используются для нужд самого Дальнего Востока). Большие запасы природного газа обнаружены в устье р. Вилюй в Якутии, они также пока используются только для местных нужд. Нефть добывается на северо-востоке Сахалина и оттуда по двум нефтепроводам поступает на НПЗ Комсомольска-на-Амуре и Хабаровска. Но размеры добычи нефти невелики и не удовлетворяют потребности района. Нефтегазоносный Сахалин связан с материком и газопроводом (Оха-Комсомольск-на-Амуре).

      Основные электроэнергетические мощности Дальнего Востока сосредоточены в южной части района, где они соединены в единую энергосистему. Энергоузлы северной территории действуют изолированно, обеспечивая местные потребности. Преобладают ГРЭС и ТЭЦ. Наиболее крупная - Зейская ГЭС (более 1 млн. кВт). Важное значение имеют: Билибинская АЭС (Чукотский автономный округ), ГЭС на притоках Амура, на Вилюе и Колыме, Нерюнгринская ГРЭС (на углях Якутии), ТЭС у Якутска (работающие на местном природном газе). На Камчатке действует Паужетская геотермальная электростанция (использующая внутреннюю энергию Земли).

    Лесная  промышленность сосредоточена в основном в южной части Дальнего Востока (вырубают ценные широколиственные породы деревьев). Основные лесозаготовительные базы сосредоточены на территории, примыкающей к Нижнему и Среднему Амуру и рекам Уссури, Зее, Бурее, а также расположены на Сахалине и в верховьях бассейна Лены. Больше всего древесины заготавливают Хабаровский и Приморский край. Древесина идет в переработку и на экспорт. Центры лесопиления - Благовещенск, Лесозаводск (Приморский край), Хабаровск, Комсомольск-на- Амуре и др. Переработка древесины осуществляется на спичечной фабрике в Благовещенске, производство фанеры сконцентрировано во Владивостоке, ЦБК (производство картона) работает в Амурске (Хабаровский край). Целлюлозно-бумажная промышленность развита на юге Сахалина (по выпуску бумаги - лидер во всей Вост. зоне России).

    Машиностроение района производило ранее суда, дизели, мостовые краны, станки, приборы и др. Развиты электротехника, производство энергетического оборудования, станкостроение. В настоящее время в районе наблюдается очень сложная экономическая ситуация, многие предприятия не работают. Крупные промышленные центры района: Хабаровск, Владивосток, Николаевск-на-Амуре, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре. С/х машиностроение представлено заводом в Биробиджане.

    Одной из очень важных отраслей промышленности района является рыбная промышленность. По производству продукции этой отрасли район занимает первое место среди ЭР РФ. Это ведущая отрасль в структуре промышленности. Только здесь осуществляется добыча ценных лососевых рыб, сайры, крабов. Главные центры рыбной промышленности находятся в Приморье, на Сахалине и на Камчатке. Это: Петропавловск - Камчатский, Невельск, Корсаков, Находка, Охотск и др. Производится добыча других даров моря - морских водорослей, гребешков. В небольших масштабах ведется промысел морского зверя (морские котики).

    Климатические условия большей части района сильно ограничивают возможность земледелия вследствие недостатка летнего тепла. С/х развито преимущественно на юге района (муссонный климат), где выращивают сою, рис, овощи, картофель. Животноводство не обеспечивает потребностей района. На юге района разводят КРС, а на севере в тундре, развито оленеводство. В тайге большое значение имеют охота и звероводство.

    Транспорт. Для Дальнего Востока большое значение имеют все виды транспорта. Ж/д транспорт важен для южной части региона и на острове Сахалин (который также связан с континентом морским паромом). Здесь, на Дальнем Востоке, у Комсомольска-на-Амуре заканчивается БАМ (ее восточный участок был построен ранее: от Комсомольска-на-Амуре до порта Ванино), которая дублирует проходящую южнее Транссибирскую магистраль (до Владивостока). Еще до завершения строительства БАМ была введена в действие линия - Малый БАМ (ст. Бам-Тында-Беркакит). Ее намериваются продолжить до Якутска.

    Автотранспорт обеспечивает перевозки на северо-востоке между портами Охотского и Берингова морей и промышленными центрами в глубине материка (в Якутии, Магаданской обл.). Но дорог очень мало, часто это сезонные дороги - зимники. Речной транспорт также важен, особенно на юге района (судоходен Амур и его притоки). Развитие Дальнего Севера связано с дальнейшим освоением Северного морского пути. У устьев крупных северных рек созданы порты, обслуживающие суда, проходящие по северным и восточным морям РФ. Авиатранспорт осуществляет пассажирские перевозки и доставку грузов, в т.ч. в труднодоступные районы и на острова.

    Внешнеэкономические связи России осуществляются через  морские порты: Владивосток, Находка (Приморский край), Ванино (Хабаровский край), Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский. Приморский край и Сахалинская область объявлены "зоной свободного предпринимательства". В настоящее время здесь существует три свободные экономические зоны (СЭЗ): “Находка”, “Большой Владивосток”, “Сахалин”. 
 
 
 
 

    3. Общая характеристика  хозяйства.

    По  ряду основных характеристик (экономико-географическому положению, природным ресурсам, условиям их освоения, специализации хозяйства) выделяют два подрайона: Север (Якутия-Саха и Магаданская область) и  Юг (Хабаровский и Приморский края, Амурская, Сахалинская и Камчатская области).

    Дальневосточный Юг гораздо более благоприятен для хозяйственного освоения, нежели Север. На территории, составляющей около 30% площади всего региона, проживает 80% его жителей. Север, напротив, отличается суровой природой  и малонаселенностью. Разработка ценных полезных ископаемых – главная специализация района, определяющая его место в хозяйстве России. Промышленные очаги, связанные в основном с добычей полезных ископаемых, значительно удалены друг от друга.

    Существуют  два наиболее важных фактора, которые определяют положение Дальнего Востока в системе российских регионов. Прежде всего – особое экономико-географическое  положение региона. Для него характерны отдаленность от основных, наиболее обжитых и развитых районов страны, а также окраинность и ограниченность контактов с единственным соседом - Восточной Сибирью.

    Второй  фактор - мощный ресурсный потенциал. Дальний Восток  относится к числу наиболее богатых регионов России. Это дает ему возможность занимать важное место в экономике страны по ряду сырьевых позиций. Так, регион производит (%): алмазов - 98, олова - 80, борного сырья - 90, золота - 50, вольфрама -14, рыбы и морепродуктов - более 40, соевых бобов - 80, древесины -13, целлюлозы - 7. Эти факторы при ориентации на внутренний рынок и обусловили роль Дальнего Востока в составе РФ. Здесь развиваются преимущественно добывающие отрасли промышленности - рыбная, лесная промышленность, добыча цветных металлов, на которые приходится более половины товарной продукции. Обрабатывающие же производства развиты крайне слабо. Вывозя сырье, регион теряет потенциальные доходы в виде добавленной стоимости. Его отдаленность обусловливает значительные транспортные надбавки, которые отражаются в стоимостных показателях большинства отраслей хозяйства. Вся экономика региона развивается как бы с повышенным коэффициентом трения. Наконец, экономика Дальнего Востока характеризуется   большой зависимостью от оборонных производств, от военных и военно-морских баз и гарнизонов. Особенно значительна доля военной промышленности в Хабаровском и Приморском краях. Неудивительна поэтому их крайне болезненная реакция на сокращение военных расходов. В территориальном отношении хозяйство Дальнего Востока состоит из недостаточно связанных между собой, различных по масштабу районов, очагов, узлов, разделенных слабоосвоенными или совсем "пустыми" пространствами. 
 
 
 

    4. Перспективы развития

           Перспективы развития Дальнего  Востока в условиях рынка связаны с освоением новых природных ресурсов и дальнейшим формированием Южно-Якутского территориально-производственного комплекса.

    В перспективе в районе БАМа возможно также создание еще одного нового комплекса, основу которого составит черная металлургия на базе коксующихся углей южной Якутии и железорудных месторождений этого же района.

    Получит дальнейшее развитие Зейско-Свободненский комплекс на основе энергетики, лесной и деревообрабатывающей промышленности, машиностроения, добычи олова и других полезных ископаемых. Здесь уже введена в эксплуатацию Зейская ГЭС, Ургальский ТПК будет создаваться на базе Бурейской ГЭС и разработки углей Ургальского месторождения. Энергетическая база нового комплекса усилится за счет строительства тепловой электростанции. Возникнут отрасли машиностроения — производство дорожных машин, будет создана мощная ремонтная база. На основе использования богатейших лесных ресурсов начнут развиваться лесная и лесохимическая промышленность.

    В районе г. Комсомольска-на-Амуре намечается создание мощного химического комплекса на базе западно-сибирской нефти, нефти сахалинского шельфа, якутского природного газа, южно-якутских углей, местных апатитов и фосфоритов Удско-Селемджинского района.

    На  северо-западе от Комсомольска-на-Амуре  находятся крупные месторождения олова — Буржальское и Комсомольское и уже работает комбинат, который в дальнейшем может быть расширен.

    Идет  реконструкция порта, введена паромная переправа на Сахалин через Татарский пролив Ванино — Холмск. Растет судоремонтная и рыбоперерабатывающая промышленность.

    В перспективе намечается ввести в  эксплуатацию около 40 млн. га сибирской и дальневосточной тайги. Планируется заготовку древесины  довести до 6 млн. куб. м. (особенно ели, пихты). Новое строительство в районе Дальнего Востока потребует развития мощной строительной базы. Предусмотрено сооружение ряда новых цементных заводов и других объектов строительной индустрии.

    В настоящее время продолжает развиваться  Южно-Якутский ТПК: построены мощный угольный разрез, обогатительная фабрика, Нерюнгринская ГРЭС. Южнo-Якутский ТПК формируется на базе сочетания высококачественных углей и железных руд.

    В бассейнах рек Олекмы и Чары разведаны магнетитовые кварциты, это дает возможность создать в перспективе крупную базу для черной металлургии на Дальнем Востоке.

    В зоне Южно-Якутского минерального комплекса выявлены значительные месторождения апатитов, большие залежи слюды, корунда, сланцев и других полезных ископаемых.

    Выход якутским углям на БАМ и к Транссибирской магистрали дает железная дорога БАМ — Тында и ее продолжение от Тынды на Беркакит.

    Высококачественные  коксующиеся угли Южно-Якутского бассейна в значительной своей части будут поступать в южные районы Дальнего Востока на металлургические заводы и на экспорт в Японию. Их вывоз в Японию пойдет через крупный порт — Восточный.

    Вместе  с тем освоение богатейших ресурсов  Дальнего  Востока  требует огромных капиталовложений. Необходимы поэтому приоритетная инвестиционная программа для региона и привлечение иностранных инвестиций, в первую очередь соседних государств — Японии, Китая, Южной Кореи. В настоящее время уже есть  решение о совместном с Японией освоении нефтяных ресурсов сахалинского шельфа.

    Первоочередной  экономической задачей Дальневосточного района являются укрепление энергетической базы, перевод тепловых электростанций на более эффективное газовое топливо, реконструкция их и наращивание мощностей. В недалекой перспективе эта проблема будет решена за счет строительства магистрального газопровода от Ковыктинского месторождения газа в Иркутской области на Дальний Восток и в соседние государства — Китай, Японию.

    Наиболее  перспективным направлением в экономическом развитии региона является развитие промышленности по добыче и  переработке природного сырья за счет конверсии оборонного комплекса, предприятиями которого перенасыщен регион. Стоят задачи дальнейшего развития рыночных отношений, создания рыночной инфраструктуры, переориентации экономики на потребности населения, развития   свободных экономических зон, решения экологических и демографических проблем и расширения транспортно-экономических связей с другими регионами и зарубежными странами. Приоритетной задачей в регионе должна стать задача всемерного развития малого бизнеса, совместных предприятий с совместными странами.

    В составе первоочередных мер по стабилизации социально-экономического положения в регионе предусматривается ликвидация дефицита энергоснабжения путем увеличения поставок энергоресурсов из Сибири и обеспечения устойчивого объема добычи местного угля. Дотационная поддержка предприятий топливно-энергетического комплекса должна сочетаться с политикой сдерживания тарифов на электроэнергию. Для снижения транспортных затрат, особенно при осуществлении экономических связей с центральными регионами, планируется расширить применение льготных тарифов на дальние расстояния и перевозки в порожних направлениях, рационализировать транспортные схемы обеспечения региона с учетом возможностей импорта из стран АТР.

Похожие работы:
© 2009-2020 Все права защищены — dipland.ru