По алфавиту:

Указатель категорий География Загрязнение воздуха

Загрязнение воздуха

Тип работы: Реферат
Предмет: География
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

загрязнение воздуха по Краснодарскому краю, источники и типы загрязнения.

Выдержка из работы.

                                СОДЕРЖАНИЕ:

 
 

Введение……………………………………………….… .… ….2

1 Загрязнение  атмосферы       

1.1 Источники загрязнения атмосферы………………… ... ......3 

1.2 Химическое загрязнение атмосферы……………….  …..…7   

1.3 Аэрозольное загрязнение атмосферы………….……. ...…..9   

1.4 Фотохимический  туман …………………..………… …..12 

1.5 Тепловое загрязнение………………………….…………...13

1.6 Шумовое загрязнение………………………………….…...14

1.7 Электромагнитное  загрязнение……..……………....……..15

1.8 Загрязнение  атмосферы выбросами транспорта...……..…15

 2 Озоновый слой Земли…………………………...………..….17  

3 Защита атмосферы

3.1 Средства защиты атмосферы………………….………...…21

3.2 Мероприятия по борьбе с выбросами автотранспорта… ..23

3.3 Способы очистки газовых выбросов в атмосферу…..……25  

3.4 Охрана атмосферного воздуха……………………….…… .26

4 Обстановка в Краснодарском крае…….……………......... …29

Заключение………………………………………….…..……….31

Список  литературы……………………………..……………....33     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 Введение

       Атмосферный воздух является самой важной жизнеобеспечивающей природной средой и представляет собой смесь газов и аэрозолей приземного слоя атмосферы, сложившуюся в ходе эволюции Земли, деятельности человека и находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. Результаты экологических исследований, как в России, так и за рубежом, однозначно свидетельствуют о том, что загрязнение приземной атмосферы – самый мощный, постоянно действующий фактор воздействия на человека, пищевую цепь и окружающую среду.

    В последние годы получены данные о  существенной роли для сохранения озонового слоя атмосферы, поглощающего губительное для живых организмов ультрафиолетовое излучение Солнца и формирующего на высотах около 40 км тепловой барьер, предохраняющий охлаждение земной поверхности. Охрана атмосферного воздуха и озонового слоя является наиболее приоритетной проблемой экологии и ей уделяется пристальное внимание во всех развитых странах. Основные агенты воздействия атмосферы на гидросферу – атмосферные осадки в виде дождя и снега, в меньшей степени смога, тумана. Поверхностные и подземные воды суши имеют главным образом атмосферное питание и вследствие этого их химический состав зависит в основном от состояния атмосферы.

    Отрицательное влияние загрязненной атмосферы  на почвенно-растительный покров связано  как с выпадением кислотных атмосферных  осадков, вымывающих кальций, гумус  и микроэлементы из почв, так и  с нарушением процессов фотосинтеза, приводящих к замедлению роста и  гибели растений. Высокая чувствительность деревьев (особенно березы, дуба) к загрязнению  воздуха выявлена давно. Совместное действие обоих факторов приводит к заметному уменьшению плодородия почв и исчезновению лесов. Кислотные атмосферные осадки рассматриваются сейчас как мощный фактор не только выветривания горных пород и ухудшения качества несущих грунтов, но и химического разрушения техногенных объектов, включая памятники культуры и наземные линии связи. Во многих экономически развитых странах в настоящее время реализуются программы по решению проблемы кислотных дощде. Выяснилось, что кислотные дожди оказывают многоплановое воздействие на окружающую среду и являются результатом самоочищения (промывания) атмосферы. Основные кислотные агенты – разбавленные серная и азотная кислоты, образующиеся при реакциях окисления оксидов серы и азота с участием пероксида водорода.[2] 

         Цель данной работы понять, как  влияет промышленность и транспорт  на атмосферу , а так же рассмотреть вопрос о её состоянии в России. Для этого необходимо решить следующие задачи:

Определить состояние  промышленности и транспорта в настоящее  время.

Проанализировать  обстановку в России.

Рассмотреть средства по защите атмосферы и их эффективность. 

                           1 Загрязнение атмосферы

      1. Источники загрязнения атмосферы
 

    К природным источникам загрязнения относятся: извержения вулканов, пыльные бури, лесные пожары, пыль космического происхождения, частицы морской соли, продукты растительного, животного и микробиологического происхождения. Уровень такого загрязнения рассматривается в качестве фонового, который мало изменяется со временем.

    Главный природный процесс загрязнения  приземной атмосферы – вулканическая  и флюидная активность Земли . Крупные извержения вулканов приводят к глобальному и долговременному загрязнению атмосферы, о чем свидетельствуют летописи и современные наблюдательные данные (извержение вулкана Пинатубо на Филиппинах в 1991 году). Это обусловлено тем, что в высокие слои атмосферы мгновенно выбрасываются огромные количества газов, которые на большой высоте подхватываются движущимися с высокой скоростью воздушными потоками и быстро разносятся по всему земному шару. Продолжительность загрязненного состояния атмосферы после крупных вулканических извержений достигает нескольких лет.

    Антропогенные источники загрязнения обусловлены хозяйственной деятельностью человека. К ним следует отнести:

    1. Сжигание горючих ископаемых, которое  сопровождается выбросом 5 млрд. т. углекислого газа в год. В результате этого за 100 лет (1860 – 1960 гг.) содержание СО2 увеличилось на 18 %  (с 0,027 до 0,032%). За последние три десятилетия темпы этих выбросов значительно возросли. При таких темпах к 2000 г. количество углекислого газа в атмосфере составит не менее 0,05%.

    2. Работа тепловых электростанций, когда при сжигании высокосернистых  углей в результате выделения  сернистого газа и мазута образуются  кислотные дожди.

    3. Выхлопы современных турбореактивных  самолетов с оксидами азота  и газообразными фторуглеводородами из аэрозолей, которые могут привести к повреждению озонового слоя атмосферы (озоносферы).

    4. Производственная деятельность.

    5. Загрязнение взвешенными частицами  (при измельчении, фасовке и  загрузке, от котельных, электростанций, шахтных стволов, карьеров при  сжигании мусора).

    6. Выбросы предприятиями различных  газов.

    7. Сжигание топлива в факельных  печах, в результате чего образуется  самый массовый загрязнитель  – монооксид углерода.

      8. Сжигание топлива в котлах и двигателях транспортных средств, сопровождающееся образованием оксидов азота, которые вызывают смог.

      9. Вентиляционные выбросы (шахтные стволы).

    10. Вентиляционные выбросы с чрезмерной  концентрацией озона из помещений  с установками высоких энергий  (ускорители, ультрафиолетовые источники  и атомные реакторы) при ПДК  в рабочих помещениях 0,1 мг/м3. В больших количествах озон является высокотоксичным газом.

    При процессах сгорания топлива наиболее интенсивное загрязнение приземного слоя атмосферы происходит в мегаполисах  и крупных городах, промышленных центрах ввиду широкого распространения  в них автотранспортных средств, ТЭЦ, котельных и других энергетических установок, работающих на угле, мазуте, дизельном топливе, природном газе и бензине. Вклад автотранспорта в общее загрязнение атмосферного воздуха достигает здесь 40-50 %. Мощным и чрезвычайно опасным фактором загрязнения атмосферы являются катастрофы на АЭС (Чернобыльская авария) и испытания ядерного оружия в  атмосфере. Это связано как с  быстрым разносом радионуклидов  на большие расстояния, так и с  долговременным характером загрязнения  территории.

       Наиболее остро стоит вопрос  с выбросами вредных веществ транспортом. Большая часть автомобильного транспорта на Кубани использует этилированный бензин. В развитых странах это запрещено законом. Обеспеченность неэтилированным бензином по краю в целом составляет 40,6%. На 100% им обеспечены только Туапсинский и Сочинский районы, в других регионах снабжение им значительно хуже. Улучшить экологическую обстановку может и перевод части автотранспорта на газовое топливо. Однако процесс этот идет крайне медленно из-за слабого развития сети газовых заправок и сервиса по обслуживанию газобаллонных установок.

Неблагоприятное воздействие на окружающую среду  оказывает и авиационный транспорт. Двигатели отечественных самолетов  не отвечают экологическим требованиям (исключение составляет двигатель Д-36 самолета Як-42).

       Территория края входит в зону  действия международных конвенций  о трансграничном загрязнении  атмосферного воздуха на большие  расстояния оксидами азота и  серы, а также защите озонового  слоя Земли. Требования этой  конвенции по снижению на 30% выбросов  сернистого ангидрида выполнено  (в основном за счет сокращения  использования мазута в качестве  топлива для ТЭЦ и котельных.)[5]

                                       Заключение

 

    Оценка  и прогноз химического состояния  приземной атмосферы, связанного с  природными процессами ее загрязнения, существенно отличается от оценки и  прогноза качества этой природной среды, обусловленного антропогенными процессами. Вулканической и флюидной активностью Земли, другими природными феноменами нельзя управлять. Речь может идти только о минимизации последствий негативного воздействия, которое возможно лишь в случае глубокого понимания особенностей функционирования природных систем разного иерархического уровня, и, прежде всего, Земли как планеты. Необходим учет взаимодействия многочисленных факторов, изменчивых во времени и пространстве, К главным факторам относятся не только внутренняя активность Земли, но и ее связи с Солнцем, космосом. Поэтому мышление «простыми образами» при оценке и прогнозе состояния приземной атмосферы недопустимо и опасно.

    Антропогенные процессы загрязнения воздушного бассейна в большинстве случаев поддаются  управлению.

    Экологическая практика в России и за рубежом  показала, что ее неудачи связаны  с неполным учетом негативных воздействий, неумением выбрать и оценить  главные факторы и последствия, низкой эффективностью использования  результатов натурных и теоретических  экологических исследований при  принятии решений, недостаточной разработанностью методов количественной оценки последствий  загрязнения приземной атмосферы  и других жизнеобеспечивающих природных  сред.

    Во  всех развитых странах приняты законы об охране атмосферного воздуха. Они  периодически пересматриваются с учетом новых требований к качеству воздуха  и поступления новых данных о  токсичности и поведении загрязняющих веществ в воздушном бассейне. В США сейчас обсуждается уже  четвертый вариант закона о чистом воздухе. Борьба идет между сторонниками охраны окружающей среды и компаниями, экономически не заинтересованными  в повышении качества воздуха. Г1равительством  Российской Федерации разработан проект закона об охране атмосферного воздуха, который в настоящее время  обсуждается. Улучшение качества воздуха  на территории России имеет важное социально-экономическое значение.

    Это обусловлено многими причинами, и, прежде всего, неблагополучным состоянием воздушного бассейна мегаполисов, крупных  городов и промышленных центров, в которых проживает основная часть квалифицированного и трудоспособного  населения.

    Легко сформулировать формулу качества жизни  в столь затяжной экологический кризис: гигиенически чистый воздух, чистая вода, качественная сельскохозяйственная продукция, рекреационная обеспеченность потребностей населения. Сложнее это качество жизни реализовать при наличии экономического кризиса, ограниченных финансовых ресурсов. В такой постановке вопроса необходимы исследования и практические мероприятия, составляющие основу «экологизации» общественного производства.

    Экологическая стратегия, прежде всего, предполагает разумную экологически обоснованную технологическую  и техническую политику. Эту политику можно сформулировать коротко: производить  больше с меньшими затратами, т.е. сберегать  ресурсы, использовать их с наибольшим эффектом, совершенствовать и быстро менять технологии, внедрять и расширять  рециклинг. Иными словами, должна быть обеспечена стратегия превентивных экологических мер, заключающаяся во внедрении самых совершенных технологий при структурной перестройке хозяйства, обеспечивающих энерго- и ресурсосбережение, открывающая возможности совершенствования и быстрой смены технологий, внедрение рециклинга и минимизацию отходов. Концентрация усилий при этом должна быть направлена на развитие производства потребительских товаров и увеличение доли потребления. В целом хозяйство России должно максимально сократить энерго- и ресурсоемкость валового национального продукта и потребление энергии и ресурсов в расчете на одного жителя. Сама рыночная система и конкуренция должны способствовать реализации этой стратегии.

                                     Список литературы:

 

1.  Агаджанян Н.А, Торшин В.И. Экология человека .//М.: КРУК, 1994г

-256с.

2.  Акимова Т. А., Хаскин В. В. Экология// М., 1998г – 312 с

3. Данилов-Данильян В.И. Экологическая безопасность. Общие принципы и российский аспект.// М.: Изд-во МНЭПУ, 2001г - 332 с

4. Данилов-Данильян В.И. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать?// М.: МНЭПУ, 1997 г.-113с

5.  Никитин А.Т., Степанов С.А. Социально-экологические проблемы регионов России. Учебное пособие.// М.: Изд-во МНЭПУ, 2001г.- 441 с 
6. Миронов Л.В. Разрушение озонного слоя земли хлорфторуглеводородами. // М: Экономика, 1998г. – 180 с

7. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: Учебное и справочное пособие.-2-еизд. // М.: Финансы и статистика, 2000г. -95-96с.

8.Ревич Б.А. Загрязнение окружающей среды и здоровье населения. Введение в экологическую эпидемиологию. Учебное пособие.// М.: Изд-во МНЭПУ, 2001г.-264с.  
 
 
 

.

Похожие работы:
© 2009-2020 Все права защищены — dipland.ru