По алфавиту:

Указатель категорий Военная подготовка Кадетское движение вчера и сегодня

Кадетское движение вчера и сегодня

Тип работы: Реферат
Предмет: Военная подготовка
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

О истории кадетства

Выдержка из работы.

Ленинградский Государственный  Областной  Университет

Факультет истории и социальных наук

 
 
 

VII ежегодный конкурс рефератов по истории учащихся Ленинградской области 

Реферат

 

на тему: «Кадетское движение вчера и                                    сегодня» 
 

Выполнила:                                   Научный руководитель:

Побережнюк Екатерина               Мыльников В.Ю.

ученица 11-К класса                      учитель истории

средней школы  №1                       средней школы №1

г. Приозерска                                 г. Приозерска

Ленинградской области                Ленинградской области

 
 
 
 
 
 

г. С-Петербург, Пушкин 2003 г. 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 

1 часть. Введение………………………………………………………………….стр.2 

2 часть. Глава  1. Как все начиналось …………………………………. стр.3

              А). Кадетское движение в 19 веке  …………………………... стр.4

              Б). На чужбине ………………………………………………    стр.7

              В) Возрождение кадетских корпусов  ……………………     стр. 10

              Г)  Кадеты вчера …  ………………………………………     стр. 12

         Глава 2. Кадеты сегодня……………………………………    стр. 15 

3 часть. Заключение  ……………………………………………  …       стр.17 

Список использованной литературы …………………………  …       стр.18 

Приложения ………………………………………………… …           стр. 19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1 Ч А С Т Ь 

       В В Е Д Е Н  И Е 
 
 

       Великий полководец Александр Васильевич Суворов  сказал: «…Истинную свою славу я  видел в служении моему Отечеству»

       Нас всех объединяет одно – боль, тревога  и ответственность за будущее  России, долг каждого гражданина перед  Отечеством – единственной, уникальной для человека Родиной, данной судьбой, завещанной предками.

       Чувство патриотизма для каждого россиянина подвергается в данное время серьезным  испытаниям. Изменилось Отечество.…  Изменились идеалы общества.… Пересматривается прошлое нашей Родины, тревожит и пугает неопределенностью будущее.

       В это сложное время возникла острая необходимость в патриотическом воспитании молодежи. В связи с  этим с середины 90-х годов начали создаваться кадетские корпуса, кадетские школы-интернаты, а в  августе 2001 года по постановлению главы Муниципального Образования Приозерский район, комитет образования издал приказ: « В средней школе № 1 впервые в истории Ленинградской области создать кадетский класс»

       Тем не менее, создание кадетского класса, это не изобретение чего-либо нового, а просто возвращение к истокам. Являясь ученицей кадетского класса, я поставила перед собой задачу рассмотреть, как развивалось кадетское движение в прошлом, найти его сходства и различия с современным кадетским движением.

       Тема моего реферата очень актуальна. Сегодня, как никогда, страна нуждается в образованных, честных и мужественных людях, последовательных в своих поступках, самостоятельно мыслящих, принципиальных борцах, одержимых своими идеями, а не в приспособленцах, податливых чужому мнению, эгоистичному расчету. Но где же почерпнуть столь высокие идеи и принципы, как не в прошлом? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       

    2 Ч А С Т Ь 

    ГЛАВА 1. Как все начиналось 

       Прежде, чем начать рассказ о современном  кадетском движении, давайте перенесемся в прошлое. Ведь именно тогда кадетами (от французского «младший воин») стали называть во Франции малолетних дворян, определяющихся на военную службу. Понятие это перекочевало в воинственную Пруссию, где король-воин Фридрих Великий сформировал первую в истории роту кадетов. Почти одновременно в России возникли подобные военные учебные заведения. Петр 1, «прорубив окно в Европу», и многое, позаимствовав оттуда, открыл в Москве Школу математических и навигационных наук для сыновей «дворянских, дьячих, подьячих, из домов боярских и других чинов» 1.

       После смерти царя-реформатора начатое  им дело по подготовке молодых людей  к службе заглохло. Учеба за границей также себя не оправдала, денег требовалось  много, ученики долго жили вдали  от дома, теряя связь со своей страной, да и ленивых и нерадивых среди них было предостаточно. Тогда задумались: а нельзя ли перенести зарубежный опыт на русскую почву?

       Русский посол в Пруссии граф П. И. Ягужинский изучил организацию Берлинского  кадетского корпуса и предложил Анне Иоанновне создать кадетские корпуса. В 1731 году императрица Анна Иоанновна поручила генерал-фельдмаршалу Миниху учредить «Корпус кадетов, состоящий из 200 человек шляхетских детей от 13 до 18 лет»1. Так в России в 18 веке появились первые кадетские корпуса – Сухопутный Шляхетный, Морской Шляхетный, Артиллерийский и Инженерный Шляхетный, Пажеский корпус для подготовки пажей к придворно-военной службе и их филиалы.

       Рыцарской Академией называли в 18 веке Сухопутный кадетский корпус – единственный в то время (для моряков был Морской кадетский корпус). Из стен этих двух кадетских корпусов вышло немало выдающихся полководцев и флотоводцев. И неудивительно, ведь корпуса в то время были единственными военными учебными заведениями. Руководителями их назначались особо доверенные люди – боевые генералы и адмиралы, показавшие себя с хорошей стороны в деле обучения войск. Российские монархи осуществляли лично постоянный контроль над деятельностью кадетских корпусов, и это понятно – кадетские корпуса готовили своих питомцев к офицерскому поприщу, а известно, каков офицерский корпус, таковы в стране и вооруженные силы. Поэтому руководителями кадетских корпусов выбирались лучшие генералы и адмиралы.  
 

       В 1778 году Императрица Екатерина  Великая  основала в Москве первый Московский кадетский корпус. А 15-го (26-го) сентября 1794 года Екатерина 2-ая издала именной указ: « Нашему генерал-поручику Михайле Голенищеву-Кутузову всемилостивейше повелеваем быть Главным Директором Кадетского корпуса под собственным нашим началом»2

       До 1805 года управление корпусами осуществлялось непосредственно через императорскую  канцелярию. Лишь во времена екатерининского  чиновника И. И. Бецкого появился Совет, который разрабатывал стратегию  развития первого корпуса, осуществлял  контроль над должностными чинами. В последующие времена директора кадетских корпусов опирались на очень приблизительные установки, заложенные в Уставе, что приводило к различному уровню управления кадетскими учреждениями. Весь жизненный уклад в корпусе определял генерал-директор, его знания, опыт, культура ложились в основу всей организации корпуса, отсутствовала единая организационная структура управления, единые требования к образовательному процессу, не были разработаны нормативно-правовые документы и т. д. (к сожалению, на этом этапе мы находимся и сегодня).

       На  рубеже 18-19 в.в. были сформулированы основные обязанности кадета. Вот некоторые  из них:

       - кадет есть будущий слуга Отечества  и защитник его от врагов  внешних и внутренних

       - каждому кадету надлежит быть благочестивым, правдивым во всем, беспрекословно подчиняться начальникам, быть храбрым и терпеливо переносить все тяготы, которые бывают подчас неизбежны

       - кадет обязан строго и точно  соблюдать военную дисциплину  и порядок, каждый кадет должен  иметь и вне корпуса бравый и молодецкий вид.3 
 

       А). Кадетское движение в 19 веке 

       Настал  девятнадцатый век. Непрерывные  захватнические войны, которые вел  Наполеон, привели к тому, что  и другие страны стали увеличивать  численность своих войск. В этих условиях и Россия не могла поступить иначе. Потому с высочайшего повеления Императора Александра 1 в 1813 году был создан 1-й Сибирский кадетский корпус. А в царствование Николая 1 с 1825 по 1855 год было открыто еще восемь корпусов: Оренбургский–Неплюевский, Нижегородский, Полоцкий,  
 

       Петровский-Полтавский, Орловский, Воронежский, 2-й Московский и Владимирский Киевский кадетские  корпуса.

       Все кадетские корпуса представляли собой интернаты, рассчитанные на 100 – 1000 воспитанников и разделенные  на роты учеников приблизительно одинакового возраста. Кадеты обучались всем основным предметам. Первые семь лет воспитанники изучали русский язык, несколько иностранных языков, математику, физику, а также Закон Божий. Специальные преподаватели учили их танцам и правилам поведения в светском обществе. Весь курс обучения длился девять лет. Два последних старших класса были посвящены исключительно военной подготовке и только после окончания этих старших классов кадеты производились в офицеры.

       Сеть  кадетских корпусов расширялась  и совершенствовалась. На какое-то время их сменили военные гимназии, но затем военным заведениям вновь вернули название кадетских корпусов. Однако, все эти изменения не коснулись главного: кадетов всегда воспитывали на любви к Богу, сыновней преданности России, бескорыстной любви к Отечеству, на душевном сознании семейного долга.

       При Александре 2 было создано еще девять кадетских корпусов по всему протяжению Российской Империи в различных  местностях и различных условиях жизни: 3-й Московский, Вольский, Ярославский, 2-й Оренбургский, Псковский, Тифлисский, Николаевский и Александровский, Симбирский кадетские корпуса.

       Особое  внимание во все времена уделялось  организации приема в кадетские  учебные заведения. Основой его  служил конкурсный отбор, тщательное медицинское освидетельствование, система комплектования по вакансиям. Объем знаний по разным учебным предметам, требуемый от поступающих в кадетские корпуса, определялся Главным Управлением военно-учебных заведений. Всего в корпусах к концу 19-го века содержалось около одиннадцати тысяч воспитанников: из них казеннокоштных – 74,2%, стипендиатов – 12,5%, своекоштных – 10,4% и экстернов – 2,9%.  В Пажеский корпус  принимались дети потомственных дворян, в Финляндском корпусе числились потомственные дворяне – 34%, сыновья личных дворян – 34%, духовного звания – 4% и других сословий – 28%, а в остальных кадетских корпусах – потомственных дворян – 66%, сыновей личных дворян – 24%, купцов – 3%, казаков – 5% и прочих сословий – 2%. К 1917 году изменяется принцип комплектования по сословному признаку, открывая возможность для поступления детям практически их всех социальных групп.4  
 
 

       Позднее, при Александре 3, в штат кадетских  корпусов был введен штат офицеров-воспитателей. Личный состав кадетского корпуса подразделялся  на роты и отделения. Число учащихся в классе составляло 35 человек. Постепенно корпуса стали превращаться в казармы, где главное место занимала строевая подготовка. С 1889 года и до конца 19-го века в учебный план входили такие предметы, как Закон Божий, русский и славянский языки, немецкий язык, математика, естественная история, физика, космография, география, история, законоведение, чистописание, рисование, строевое обучение, гимнастика, фехтование, танцы, ежедневное гимнастическое занятие в течение 15-ти минут, говоря современным языком – физзарядка.

       Кадетские корпуса в России были ни с чем  не сравнимым особым миром, из которого выходили крепкие духом, сплоченные между собой образованные и дисциплинированные будущие офицеры, воспитанные в  идеях непоколебимой преданности Царю и Родине. В течение всего срока обучения кадеты были на полном государственном обеспечении, носили военную форму, основным законом для них был воинский устав.

       Но  наибольшее значение и развитие кадетские  корпуса получили в начале прошлого столетия, когда в 1900-м  году, волею императора Николая 2, во главе Военно-учебных заведений Империи встал Великий Князь Константин Константинович, со званием их  Главного Начальника, а с 1910 года и до дня своей кончины в 1915 году – Главного Инспектора. Являясь одним из наиболее культурных людей России того времени, человеком большой гуманности, и обладая даром привлекать к себе сердца молодежи, которую он и любил, и понимал, Великий Князь открыл ей свое большое сердце и посвятил ей лучшие силы своей исключительно красивой души. Кадеты быстро оценили его идеи и его заботы о них, и ответили на них такой беспредельной любовью, таким доверием, что Великий Князь быстро заслужил звание Отца всех кадетов. Богу угодно было уберечь Великого Князя от всех трагических потрясений, которые выпали на долю нашей Родины в дни недоброй памяти революции и последовавшему за ней крушению российской государственности. Великий Князь скончался 2-го (15-го) июня 1915 года, в самом расцвете своих сил, но память о нем продолжала жить в среде кадетов, которые свято чтут Заветы Константина Константиновича и все, что связано с воспоминаниями о Великом Князе.

       Главным стремлением Великого Князя на посту  Главного Начальника военно-учебных  заведений было уничтожение в  корпусах казарменно-казенного духа и замена его заботливым, любовным и чисто отеческим воспитанием. Это привело к тому, что отношения между кадетами и офицерами-воспитателями в корне изменились, и состав этих последних был заменен новым типом воспитателя по призванию, заботливого и внимательного опекуна и руководителя. Этот новый дух,  
 

внесенный в воспитание военного юношества  незабвенным Великим Князем, привел к тому, что во время революции  и в течение гражданской войны  кадетская семья без колебаний  нашла для себя правильную дорогу и доблестно исполнила свой долг в рядах воинов Белых Армий.

       Революция 1917 года и захват власти большевиками нанесли ряд тяжелых ударов кадетским  корпусам, которые новая власть не без оснований рассматривала  как среду враждебную и чуждую новым порядкам. С самого начала было сделано все возможное, чтобы разрушить установившийся быт, уничтожить старые порядки и превратить корпуса в гимназии военного ведомства, а в дальнейшем, или их полностью уничтожить, или сделать из них военные школы для будущих красных командиров. Повсеместно кадеты ответили на эти меры сопротивлением. Во многих корпусах строевые роты часто вместе со вторыми ротами, соединяясь с военными училищами, приняли вооруженное участие в противодействии местным большевистским выступлениям для захвата власти. Не только кадеты строевых рот, но и младшие 12-ти и 13-ти-летние мальчики устремились туда, где организовывалась вооруженная борьба против Советской власти, и, скрывая свой слишком юный возраст, прибавляли себе годы, чтобы добиться приема в добровольческие части. На всех фронтах гражданской войны остались бесчисленные могилы кадет, отдавших свои юные жизни делу борьбы против насилия и надругательства над всем, что было для них дорого и свято.

       Революция и большевизм привели к тому, что  за период 1917-1918 гг. погибли почти все военные училища и 23 кадетских корпуса из числа 31, существовавших в России до марта 1918 года. Судьба многих из них была трагична и сопровождалась гибелью многих кадетов и юнкеров, как это было в Петрограде и Москве, в Ярославле, Симбирске, Нижнем Новгороде, Оренбурге, и во многих других местах, где военная молодежь принимала участие с оружием в руках в противодействии захвату власти местными большевиками. 

       Б). На чужбине. 

Узнать стоимость уникальной работы в Zaochnik.com

  • Самые низкие цены на рынке
  • 100% гарантия качества
  • Опыт работ более 10 лет
  • Официальный договор
  • Проверка на Антиплагиат
  • Соблюдения сроков
  • Соответсвие ГОСТу
  • Бесплатная доработка
  • Персональный менеджер
...
Похожие работы:
© 2009-2018 Все права защищены — dipland.ru

Замечания и предложения высылать на e-mail