По алфавиту:

Указатель категорий Военная подготовка Вопросы обеспечения правового регулирования деятельности пограничной службы федеральной службы безопасности и ее стратегического развития

Вопросы обеспечения правового регулирования деятельности пограничной службы федеральной службы безопасности и ее стратегического развития

Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Военная подготовка
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Суть правового государства состоит в том, что власть государственных органов ограничивается законом. Сказанное имеет самое непосредственное отношение и к формированию правовых основ пограничной деятельности, а также стратегического развития пограничной службы.

Выдержка из работы.

ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ  ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ  СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЕЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ 

В соответствии со статьей 1 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция) (Российская газета. 25 декабря 1993 г. N 237.) Россия является правовым государством. Правовое государство характеризуется, прежде всего, тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является верховенство права, что означает, в первую очередь, верховенство закона.

Другими словами, суть правового государства состоит  в том, что власть государственных  органов ограничивается законом. Сказанное имеет самое непосредственное отношение и к формированию правовых основ пограничной деятельности, а также стратегического развития пограничной службы.

Новые внешнеполитические и международно-правовые реалии, принимаемые  в соответствии с ними меры по совершенствованию государственного управления в области безопасности России значительно усложнили и сделали крайне динамичными процессы в пограничной сфере. 

Концепция формирования системы обеспечения интересов  Российской Федерации в пограничной сфере предусматривает в качестве одной из основных задач разработку и своевременное приведение нормативной правовой базы в сфере пограничной деятельности в соответствие с реальной обстановкой в мире и стране, а также потребностями защиты экономической безопасности России и развития ее международных связей. С этой непростой задачей может справиться только тщательно подготовленная, логически взаимоувязанная, отражающая все важнейшие аспекты и учитывающая все особенности объекта правового регулирования система нормативных правовых актов.

Следует отметить, что за последние годы законодательство о государственной границе Российской Федерации (далее - государственная  граница) и пограничной деятельности существенно обновилось. Приняты  и вступили в силу многие федеральные законы, направленные на регулирование правоотношений по защите государственной границы, выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений в пограничной сфере.

Активная законодательная  деятельность позволила существенно  расширить регулирование общественных отношений в пограничной сфере, отразить в законах новые направления развития страны, ликвидировать пробелы в действовавшем ранее законодательстве, расчистить его от устаревших норм и предписаний.

После принятия Конституции фактически заново сложились такие отрасли законодательства, как уголовное, уголовно-процессуальное, об административных правонарушениях и другие. С помощью закона обеспечивается неотъемлемое право личности - право на свободу передвижения. Усилено внимание к правовому регулированию хозяйственной деятельности на приграничной территории.

Однако стремительный  темп правотворчества породил ряд  острых проблем, ослабляющих эффективное  воздействие правового регулирования  на обеспечение интересов личности, общества и государства в пограничной сфере.

Прежде чем  входить в предметное обсуждение вопроса о том, в каком направлении  может осуществляться стратегическое развитие пограничной службы, необходимо четко представлять правовые рамки  такого развития. Иными словами, нужно  знать требования права на предмет того, как и в каком направлении должна развиваться пограничная служба, какие цели она обязана или может перед собой ставить, и какие задачи она призвана решать.

Для ответа на эти  вопросы требуется детальное  исследование большого количества актов федерального законодательства, а также общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации, которые, - согласно статье 15 (часть 4) Конституции, - являются составной частью правовой системы России.

В соответствии с частью первой статьи 4 Федерального закона от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ "О  федеральной службе безопасности" (далее - Закон о федеральной службе безопасности) (Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 15. Ст. 1269; 2003. N 27. Ст. 2700; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 10. Ст. 763.) правовую основу деятельности федеральной службы безопасности составляют Конституция, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Деятельность федеральной службы безопасности осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Конституция (статья 15, часть 1) определила, что ее нормы  имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории Российской Федерации. Именно данное обстоятельство диктует необходимость проведения исследования конституционных положений в целях выработки предложений по совершенствованию правовых основ пограничной деятельности и возможных путей формирования юридических оснований стратегического развития пограничной службы.

Россия имеет  самую протяженную в мире государственную  границу (протяженность сухопутного  участка составляет 14,5 тыс. километров, морского - 38,8 тыс. километров). Площадь  континентального шельфа - 4,2 млн. кв. километров, исключительной экономической зоны - 8,597 млн. кв. километров. Это, на наш взгляд, предопределило необходимость наличия в Конституции значительного количества норм, имеющих непосредственное отношение к осуществлению пограничной деятельности.

Разумеется, при исследовании конституционных основ пограничной деятельности в поле зрения должны попасть, прежде всего, нормы, где непосредственно упоминается государственная граница, производные от нее юридические термины и определения, а также исключительная экономическая зона и континентальный шельф.

Вместе с тем  нельзя упускать из внимания и другие нормы Конституции, непосредственно  не касающиеся государственной границы, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, но автоматически  действующие при осуществлении любых государственных функций, а потому имеющие непосредственное отношение и к пограничной деятельности.

В числе норм Конституции, имеющих непосредственное отношение к регулированию пограничной  деятельности, следует выделить целый  ряд положений, обладающих универсальным характером, поскольку они в одинаковой мере применимы ко всем отраслям российской правовой системы в целом и к "пограничному законодательству", в частности.

В преамбуле  Конституции говорится о государственном  единстве и суверенной государственности России (абзацы четвертый и седьмой). Применительно к пограничной деятельности из этих положений следует, что соответствующие государственные органы обязаны принимать все возможные меры по обеспечению суверенитета России, ее независимости, безопасности и целостности. Это требование в полной мере применимо и при формулировании законодательных актов, посвященных вопросам пограничной деятельности. Такое толкование непосредственно вытекает из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 31 июля 1995 г. N 10-П (пункт 4 мотивировочной части) (Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995. N 5.).

В свою очередь, на основании раздела IV Концепции  национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997г. N1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000г. N 24) (Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 2. Ст. 170.), одной из основных задач в области обеспечения национальной безопасности является обеспечение безопасности пограничного пространства России.

Отсюда следует, что любые решения, действия (или  бездействие), имеющие своим результатом  снижение безопасности пограничного пространства России, являются не соответствующими преамбуле Конституции.

Равнозначными с принципами государственного единства и суверенной государственности  России следует признать принципы защиты прав и свобод человека, а также  принципы добра и справедливости. Этот вывод следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в постановлении от 19 марта 2003 г. N 3-П (Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 14. Ст. 1302.) (абзац четвертый пункта 1.1 и абзац первый пункта 2.1 мотивировочной части).

Значительные  изменения должны коснуться вопросов режима государственной границы.

Необходимо подчеркнуть, что режим государственной границы  устанавливается именно в целях  обеспечения соблюдения статуса  государственной границы.

В режим государственной границы следует включать правила содержания государственной границы, ее пересечения, а также разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением первых двух видов правил. На первый взгляд, сопоставление этого положения с нормами части первой статьи 7 действующего Закона о границе приводит к выводу о сокращении количества правил, образующих в своей совокупности режим государственной границы. Однако в действительности это не так. Все дело в том, что анализ части первой статьи 7 действующего Закона о границе позволяет заключить, что данное положение является неточным. В частности, правила перемещения через государственную границу грузов, товаров и животных, правила пропуска через нее лиц и транспортных средств, а также ведения на государственной границе хозяйственной деятельности, связанной с ее пересечением, полностью охватываются содержанием правил пересечения государственной границе.

В законопроекте  целесообразно предусмотреть, что  конкретное содержание правил режима государственной границы определяется Правительством Российской Федерации по представлению ФСБ России с учетом требований федеральных законов и международных договоров Российской Федерации.

Предложенные  изменения в правовом регулировании  режима государственной границы призваны обеспечить большую оперативность и адекватность реагирования федеральных органов государственной власти на динамично меняющуюся обстановку на конкретных участках государственной границы. Тем самым должно достигаться оптимальное соотношение между публичным и частными интересами в деле защиты государственной границы.

Учитывая то обстоятельство, что контроль пересечения  государственной границы имеет  первостепенное значение в деле обеспечения  соблюдения статуса государственной  границы, в законопроекте этому вопросу должно быть уделено существенное внимание. Представляется целесообразным закрепить принцип выборочности пограничного контроля. При осуществлении пограничного контроля пограничные органы должны быть в законодательном порядке уполномочены ограничиваться проведением только тех мероприятий, которые достаточны для обеспечения соблюдения законодательства о статусе и защите государственной границы.

Подобный подход продиктован, в частности, необходимостью реализации поручений Президента и  Правительства Российской Федерации, решений Совета Безопасности Российской Федерации и Государственной пограничной комиссии об упрощении процедур пограничного контроля российских судов, ведущих промысел водных биологических ресурсов, связанный с пересечением государственной границы, а также - в более широком плане - признании приоритетным направлением совершенствования организации пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств и товаров создание максимально благоприятных условий для пересечения границы.

Статья 55 Конституции, так же как и ряд международно-правовых актов, определяет общие принципы установления возможных ограничений прав и  свобод, обязательные для законодателя. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г (Бюллетень международных договоров. 2001. N 3. С. 3-44.) допускает вмешательство государства в частную жизнь в интересах безопасности в демократическом обществе лишь тогда, когда это предусмотрено законом (статья 8). Раскрывая названные понятия, Европейский Суд по правам человека констатировал, что наблюдение за частной жизнью допустимо, только если существуют процедуры, гарантирующие соответствие мер наблюдения установленным законом условиям (Европейский суд по правам человека. Избранные решения. Т. 1. - М.: Норма, 2000. С. 168-186.).

С учетом изложенного  следует детально изложить в законодательстве о пограничной деятельности содержание пограничного контроля и его формы. По нашему мнению, к числу форм пограничного контроля необходимо отнести следующие: проверка документов и сведений, устный опрос, получение пояснений, наблюдение, досмотр транспортных средств и грузов, личный досмотр и осмотр помещений и территорий.

В ходе совершенствования  правовых основ пограничной деятельности необходимо адекватно учесть решения Совета Безопасности Российской Федерации и Государственной пограничной комиссии о необходимости сокращения количества государственных контрольных органов, действующих в пунктах пропуска через государственную границу, удаления из пунктов пропуска организаций, деятельность которых не связана с осуществлением контрольных функций и с обеспечением функционирования пунктов пропуска.

Представляется, что в пунктах пропуска через  государственную границу должен проводиться исключительно пограничный, а в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством, также таможенный контроль.

Ветеринарный, иммиграционный, санитарно-карантинный, фитосанитарный, транспортный и другие виды контроля, при необходимости их проведения, должны осуществляться в специально отведенных для этого местах вблизи пунктов пропуска, как правило, в пределах территорий железнодорожного, автомобильного вокзалов, станции, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытых для международных сообщений.

Вместе с тем  совершенствование правовых основ пограничной деятельности не может исчерпываться лишь принятием нового федерального закона о статусе и защите государственной границе.

Сегодня на государственных  границах государств-участников СНГ  сосредоточен практически весь спектр их государственных и межгосударственных интересов, который составляет основу национальной безопасности каждого из них и Содружества в целом. Принимая во внимание указанные обстоятельства, представляется целесообразным активизировать с использованием механизмов международного сотрудничества противодействие противоправной деятельности на государственных границах государств-участников СНГ, прежде всего: международному терроризму и экстремизму, незаконной миграции, организованной преступности и незаконному обороту наркотических средств. Опираясь на двусторонние и многосторонние договоренности в этой сфере, целесообразно активизировать взаимодействие по организации и проведению практических мероприятий (совместных пограничных операции и профилактических мер) по защите политических, военных, экономических и иных интересов стран на государственных границах государств-участников СНГ.

Приведенные выше тезисы вновь нашли свое подтверждение  в ходе работы Совета командующих  Пограничными войсками в июле 2004 г., решением которого были одобрены дополнительные меры по укреплению пограничной безопасности государств-участников СНГ. При этом в качестве таких мер Совет командующих Пограничными войсками предусмотрел, в частности, содействие гармонизации (унификации) нормативной базы государств-участников СНГ и инвентаризацию нормативной базы в пограничной сфере.

Необходимо активизировать работу по заключению с сопредельными  государствами международных договоров  об упрощенном порядке пересечения  государственной границы жителями приграничных территорий. Важно разработать конкретные меры по совершенствованию процедур пограничного, таможенного и иных видов контроля в отношении организаций и граждан, постоянно зарегистрированных на приграничной территории.

Узнать стоимость уникальной работы в Zaochnik.com

  • Самые низкие цены на рынке
  • 100% гарантия качества
  • Опыт работ более 10 лет
  • Официальный договор
  • Проверка на Антиплагиат
  • Соблюдения сроков
  • Соответсвие ГОСТу
  • Бесплатная доработка
  • Персональный менеджер
...
Похожие работы:
© 2009-2018 Все права защищены — dipland.ru

Замечания и предложения высылать на e-mail