По алфавиту:

Указатель категорий Военная подготовка Военно-социальная работа на уровне человека

Военно-социальная работа на уровне человека

Тип работы: Реферат
Предмет: Военная подготовка
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

В настоящее время приоритет в формировании и реализации социальной политики в отношении Вооруженных Сил принадлежит государству, не имеющему, однако, для этих целей достаточных средств. Это обстоятельство и объясняет неприемлемо низкий уровень развития социальной сферы в армии и на флоте.

Выдержка из работы.

ВОЕННО-СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОВНЕ ЧЕЛОВЕКА 

  

 Опубликовано  в журнале "Армия и общество". - 1998. - № 1. С.84-95. 

Липский И.А. 

  

Переход страны на новые  экономические основы, развитие рыночных отношений в обществе, с одной  стороны, и преобразование Вооруженных  Сил, осуществляемое в этих сложных  социально-экономических условиях, с другой, обусловливают значительный рост напряженно­сти в обществе и  армии. Резко обострились социальные проблемы военнослужащих, граждан, уволенных  с военной службы, и членов их семей. По прогнозам специалистов, это  положение будет значительно  ухудшаться в связи с дальнейшим сокращением армии и флота, что  будет способствовать нарастанию социальной напряженности в воинской среде, росту недовольства военнослужащих не только своим положением, но и  политикой правительств, его создавших  и не принимающих мер по ликвидации проблем. 

  

Складывающаяся ситуация требует разработки и реализации ряда радикальных мер по: изменению  социального статуса военнослужащих и членов их семей, закрепленного  в законодательном порядке; по приоритетному  развитию социальной работы с ними в закрытом воинском социуме; по поиску и использованию потенциала не только государственной и ведомственной социальной политики в отношении этой специфической группы населения, но и нетрадиционных (или непривычных в настоящее время) форм оказания социальной помощи членам семьи воен­нослужащего. Эти меры должны осуществляться на нескольких уровнях. 

  

Теоретико-методологический уровень предполагает глубокое изучение социальной ситуации в стране и перспектив ее развития во всех сферах общественной жизнедеятельности, в том числе  и в Вооруженных Силах; прогнозирование  возможных их изменений в социальном самочувствии и статусе основных социальных групп населения, среди  которых важное место принадлежит  военнослужащим и членам их семей; целеполагание в развитии социальной сферы жизни общества и Вооруженных Сил; определение соотношения социальных потребностей военнослужащих (в том числе уволенных в запас) и членов их семей с экономическими возможностями общества на том или ином этапе его развития; формирование имиджа военнослужащего как высокопрофессионального специалиста и соответствующего отношения к нему со стороны общества и др. 

  

Концептуально-политический уровень решения социальных проблем  предполагает выработку социальной политики в Вооруженных Силах, которая  может быть определена как специфическая  деятельность государственных органов, в частности, и всего общества в целом по удовлетворению жизненных  интересов военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и  членов их семей, по обеспечению стабильного  и прогрессивного развития этой части  населения в соответствии с демократическими и гуманистическими ценностями общества. Социальная политика в Вооруженных  Силах может рассматриваться  также и как совокупность приоритетов в развитии их социальной сферы, а также как совокупность правил, определенных принципов и подходов к решению социальных проблем данных категорий населения на конкретном этапе развития общества. 

В настоящее время  приоритет в формировании и реализации социальной политики в отношении  Вооруженных Сил принадлежит  государству, не имеющему, однако, для  этих целей достаточных средств. Это обстоятельство и объясняет  неприемлемо низкий уровень развития социальной сферы в армии и  на флоте. 

  

Общественно-гражданский  уровень предполагает участие в  формировании и реализации социальной политики в отношении Вооруженных  Сил (и других силовых структур) негосударственных, общественных объединений (партий, социальных движений и групп и т.п.) и коммерческих структур. В связи со своими уставными  целями или коммерческими интересами эти представители гражданского общества способны не только влиять на выработку приоритетов развития социальной сферы армии и флота, осуществляемую представителями государства, но и прилагать серьезные усилия по развитию и функционированию социальной инфраструктуры в воинской среде. Логично  предположить, что увеличение роли всех субъектов социальной политики в отношении армии будет способствовать более качественному решению  социальных проблем военнослужащих и членов их семей. 

В наиболее общем  виде некоторые из этих проблем обозначены в Концепции социальной защиты военнослужащих Российской Федерации на рубеже 2000 года, на базе которой разрабатывается  проект Государственной программы  по социальной защите военнослужащих и граждан, уволенных с военной  службы, в 1996-2000 гг. 

  

Нормативно-юридический  уровень решения этих проблем  предусматривает обеспечение социально-правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных  с военной службы, и членов их семей. При этом под социально-правовой защитой понимается система социальных гарантий (а также деятельность по их разработке, законодательному закреплению  и реализации), обеспечивающих минимально достаточные условия жизни. Эти  социальные гарантии составляют часть  общего законодательства страны в социальной сфере. 

  

Военно-практический уровень решения социальных проблем  военнослужащих и членов их семей  предполагает формирование системы  социальной работы в воинской среде. При этом военно-социальная работа выступает и в качестве механизма  реализации социальной политики в Вооруженных  Силах, и в качестве механизма  реализации социально-правовой защиты данной категории населения. Без  такого механизма социальные приоритеты остаются лишь пожеланиями и заявлениями, а указы и законы - всего лишь нормами, изложенными на бумаге.[1] 

 В этом и  заключается одна из причин  низкой эффективности деятельности  государственных структур по  реализации социального законодательства  в воинской среде.  

  

Вместе с тем, военно-социальная работа не только реализует систему  социальных гарантий, обеспечивающих минимально достаточные условия  жизни. Только такое понимание деформирует  ее сущность, приводит к ограничению  ее потенциала и обусловливает приоритет  лиц, находящихся в состоянии  социального кризиса, в качестве клиентов военно-социальной работы; в  то же время, подобный подход выводит  из числа ее клиентов всех остальных. 

  

Военно-социальная работа призвана удовлетворять социальные потребности представителей таких  специфических групп населения, к которым относятся военнослужащие (и, естественно, представители других силовых структур), лица, уволенные  с военной службы, и члены их семей. Их социальные потребности различны. Удовлетворение тех из них, которые  обеспечивают минимально достаточные  условия жизни, относится к социальной защите.  

  

Периодическое удовлетворение социальных потребностей лиц, находящихся  в состоянии социального кризиса, относится к их социальной поддержке. Реализация установленных государством гарантий удовлетворения социальных потребностей широкого круга лиц, имеющих на это  право, относится к социальному  обеспечению. Удовлетворение социальных потребностей лиц путем предоставления им социальных услуг широкого спектра  может быть охарактеризовано как  социальное обслуживание. 

  

Следовательно, военно-социальная работа является наиболее широким понятием, обозначающим комплекс различных видов  и сфер деятельности разнообразных субъектов по удовлетворению социальных потребностей ее клиентов, осуществляемых на концептуально-полити­ческом, нормативно-юридическом и практическом уровнях.  

  

На всех этих уровнях  она предусматривает: теоретическую  разработку и научное обоснование  проблем, т.е. формирование теории военно-социальной работы; обеспечение функционирования образовательных учреждений военно-социальной работы (подготовка военных социальных работников как специалистов конкретной профессиональной деятельности), т.е. разработку военно-социальной работы как научно-образовательного комплекса, реализацию целей и задач  практической социальной работы с военнослужащими  и членами их семей, т.е. военно-социальной работы как практики. 

  

Военно-социальная работа как практика - динамично развивающийся  комплекс (в перспективе - система) видов  профессиональной деятельности, сущность которых заключается в удовлетворении разнообразных потребностей военнослужащих, граждан, уволенных с военной  службы, и членов их семей, возникающих  в процессе их взаимодействия с социальной военной средой, конкретным воинским социумом.  

  

По своему характеру  военно-социальная работа является активно-преобразовательной деятельностью. 

  

Социальная военная  среда - это окружающие военнослужащего  условия его жизнедеятельности. Социальная военная макросреда включает все окружающие его общественные, материальные и духовные условия  существования, формирования и деятельности. Социальная военная микросреда представляет собой непосредственное социальное окружение конкретного военнослужащего (семья, соседи по месту проживания, воинский коллектив, референтная и другие микрогруппы и т.д.), оказывающее решающее влияние на его деятельность, поведение и общение, на развитие в целом. 

  

Воинский социум - социальное пространство жизнедеятельности  военнослужащих, членов их семей, гражданского населения военных гарнизонов, городков и воинских частей; их устойчивая социальная общность, объединенная местом и условиями  жизнедеятельности, обуслов­ленных спецификой воинского труда и быта. 

  

Клиентами военно-социальной работы являются, как правило, представители  трех специфических групп населения.  

Первая - военнослужащие (офицеры, прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы). Та часть военно-социальной работы, которая ориентирована на эту  группу клиентов, называется социальной работой с военнослужащими. Основными  ее характеристиками являются следующие  положения. Она проводится по месту  работы военнослужащих (и проживания военнослужащих срочной службы), т.е. в казарме, в штабе, на полигоне, на командном пункте и т.д. Для социальной работы с военнослужащими готовятся специалисты — психологи, социологи, организаторы культурно-досуговой деятельности и др. Социальная работа (отдельные ее виды и направления) является частью их функциональных обязанностей. Материальная база этого вида социальной работы определяется базой той военной организации, в рамках которых она реализуется. 

  

Вторую часть клиентов военно-социальной работы составляют семьи военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы; совокупность видов деятельности, направленных на удовлетворение их социальных потребностей, называется социальной работой с  членами семей военнослужащих. 

Эта часть клиентов является приоритетной для военно-социальной работы в связи с тем, что именно семья является одной из ячеек  гражданского общества; в ней формируются  поколения жителей государства; в ней с первых дней жизни ребенка  закладывается отношение к окру­жающему миру, другим людям, самому себе. Именно там формируется соответствующая  культурная среда. Приоритетность этой части клиентов военно-социальной работы определяется и значимостью семьи  для офицера и прапорщика, той  ролью, которую она играет для  них в условиях военной службы. Значимость семьи для военнослужащего  возрастает в условиях становления  профессиональной армии. 

  

Основными характеристиками работы с членами семей военнослужащих являются следующие. Она проводится по месту жительства военнослужащих: в военных городках гарнизонов, воинских частей, полигонов, баз (к сожалению, она практически не ведется в местах компактного проживания семей военнослужащих в крупных населенных пунктах). Ее организация фактически не определена какими-либо руководящими документами и не входит в функциональные обязанности тех или иных должностных лиц (за исключением инструктора по работе с семьями военно­служащих). Наиболее распространенной организацией, призванной вести социальную работу с семьями военнослужащих, является так называемый "женсовет". Материальная база и профессионально-кадровое обеспечение этой части работы практически отсутствует. Также не развита социальная работа с членами семей граждан, уволенных с военной службы, хотя они относятся к этой части клиентов. 

  

Третью часть клиентов военно-социальной работы составляют бывшие военнослужащие; совокупность видов деятельности, направленной на удовлетворение их социальных потребностей, называется социальной работой с  лицами, уволенными с военной службы. Эта работа проводится по месту жительства бывших военнослужащих (военные городки, места их компактного проживания в населенных пунктах); она возлагается  на гражданские структуры (со значительными  ограничениями) и не входит в круг обязанностей военных должностных  лиц. Она практически не располагает  собственной кадровой и материальной базой. Нормативная ее регуляция  отсутствует полностью. Эта часть  клиентов военно-социальной работы может  рассчитывать в основном только на гражданские социальные службы, которые  при этом не считают их своими клиентами. 

  

Исследования показали, что в настоящее время зародилась и усиливается тенденция расширения числа и состава клиентов военно-социальной работы. К ним все чаще причисляются сотрудники органов Внутренних дел, военнослужащие пограничных и внутренних войск, других войск и специальных служб Российской Федерации (а, следовательно, и члены их семей; граждане, уволенные в запас и отставку из этих ведомств). Кроме того, клиентом военно-социальной работы может являться и гражданский персонал воинских частей и соединений, штабов и управлений, полигонов и баз. Однако такими клиентами могут быть не только отдельные люди, но и различные социальные группы; например, объединения семей; ассоциации; фонды и пр. При этом следует иметь в виду специфику их групповых социальных потребностей. 

  

Данная тенденция  соответственно предполагает расширение понятия воинский социум за счет включения  в него частей и соединений внутренних и пограничных войск (отрядов, комендатур и застав и т.п.), мест дислокации формирований других специальных служб, а также места их компактного  проживания вместе с семьями после  увольнения в запас или отставку, в населенных пунктах. Эта особенность, безусловно, существенно определяет специфику направлений, сфер, содержания и возможностей военно-социальной работы. 

  

В связи с этим под термином "военно-социальная работа" понимается социальная работа с военнослужащими (представителями  различных силовых структур и  специальных служб), лицами, уволенными в запас или отставку, членами  их семей. 

  

Несмотря на различия точек зрения в научной литературе по различным вопросам социальной работы, под объектом военно-социальной работы, как правило, понимается конкретный человек, включенный в социальную военную среду. Ее предмет в этом случае - практическая деятельность соответствующих институтов и организаций, а также отдельных лиц по обеспечению взаимосвязи человека и среды его обитания. 

  

Целью военно-социальной работы является гармонизация взаимодействия человека и социальной военной среды, конкретного воинского социума. Принципиально важным является акцентирование внимания специалистов военно-социальной работы на том факте, что не только сам человек как таковой, не только сама по себе социальная военная среда  или конкретный воинский социум являются объектом и предметом этого вида социальной деятельности (на их изучение направлены усилия и других социальных наук). Именно взаимосвязь человека и социальной военной среды обусловливает  три основных задачи военно-социальной работы, а, следовательно, и потребности  в соответствующих специалистах. 

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru