По алфавиту:

Указатель категорий Административное право Административное право

Административное право

Тип работы: Реферат
Предмет: Административное право
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

1. Введение
2. Административно-правовые отношения: понятие и виды
3. Виды административно-правовых отношений.
4. Вертикальные горизонтальные правоотношения в административном праве.
5. Субъекты административно-правовых отношений
6. Заключение
7. Список используемой литературы

Выдержка из работы.

 
 
 

Заочное отделение 

Реферат 

ПО  ДИСЦИПЛИНЕ: Административное право 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: Понятие и виды административно-правовых отношений. 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

  1. Введение          3
  2. Административно-правовые отношения: понятие и виды  4
  3. Виды административно-правовых отношений.    7
  4. Вертикальные горизонтальные правоотношения в административном праве.           10
  5. Субъекты административно-правовых отношений    15
  6. Заключение          19
  7. Список используемой литературы      20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Административное право - это самостоятельная отрасль правовой системы России. Отрасли права отличаются друг от друга по предмету и методу правового регулирования.

     Административно-правовые отношения представляют собой разновидность  правовых отношений, разнообразных  по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все основные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон правоотношения, определяемая нормой и т.п.

     Целью данной работой является подробно рассмотреть вопросы об административно-правовых отношениях, отличительные черты от других правовых отношений. 
 
 
 

     Административно-правовые отношения: понятие и виды  

     Понятие административно-правового отношения  вытекает из понятий «государственное управление», «предмет административного права», «административно-правовая норма». Административно-правовому отношению свойственны черты, общие для правоотношений других отраслей права. В общем, виде его можно определить как общественное отношение, урегулированное административно-правовой нормой.

     Административно-правовые отношения напрямую связаны с  практической реализацией задач, функций  и полномочий исполнительной власти в процессе государственно-управленческой деятельности. Эта их особенность  накладывает определенный отпечаток на поведение любых участников такого рода правовых отношений; их обязанности и права непременно связаны с практической реализацией исполнительной власти в центре и на местах. Интересы другого рода, небезразличные для государства и общества, обеспечиваются, если у них имеется четко выраженная специфика, в рамках иных правоотношений. Поэтому, определяющая черта административно-правовых отношений состоит в том, что они складываются преимущественно в особой сфере государственной и общественной жизни - в сфере государственного управления.

      Административно-правовые отношения – это общественные отношения, регулируемые нормами административного права, которые складываются в сфере государственного управления.

      Особенности административно-правовых отношений:

      - в качестве одной из сторон  данных отношений всегда выступает  соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо, поделенное управленческими полномочиями;

      - одна из сторон административно-правовых  отношений принимает решение (издает предписание) и может применить принуждение в отношении другой, поскольку наделена соответствующими государственно-властными полномочиями;

      - многие органы исполнительной  власти и их должностные лица  обладают правом издания нормативных актов, действуя по поручению государства;

      - административно-правовые отношения  могут возникать по инициативе  любой из сторон, но согласие  или желание второй стороны не является обязательным;

      - споры, возникающие между участниками  административно-правовых отношений, разрешаются в большинстве случаев в административном несудебном порядке - путем непосредственно юридически властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа исполнительной власти;

      - в случае нарушения одной из  сторон нормативных требований она несет ответственность перед государством в лице его органов.

     Сторонами административно-правовых отношений, обладающими взаимными правами и обязанностями, являются, как правило:

     - органы исполнительной власти,

     - органы местного самоуправления,

     - государственные и муниципальные служащие,

     - коммерческие и некоммерческие организации,

     - общественные и религиозные объединения, граждане.

     В отличие от гражданско-правового  отношения в административно-правовом отношении одной из сторон является субъект, обладающий определенными государственно-властным и публично-властными полномочиями.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Виды  административно-правовых отношений 

      В зависимости от особенностей участников отношений существуют следующие виды административно-правовых отношений:

- между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (вышестоящие и нижестоящие органы);

- между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (два министерства, администрации двух областей);

- между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями;

- между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их 
организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (финансовый контроль, административный надзор);

- между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;

- между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, учреждениями (коммерческие структуры);

- между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

- между субъектами исполнительной власти и гражданами.

            В зависимости от государственного устройства различают отношения, возникающие:

- между центральными органами федеральной исполнительной власти и 
исполнительными органами субъектов Федерации (между Правительством РФ и правительствами республик);

- между органами исполнительной власти субъектов Федерации, находящимися на одном уровне (между правительствами двух республик);

- между органами исполнительной власти субъектов Федерации, стоящими 
на разных уровнях (например, между администрацией Красноярского 
края и входящего в его состав Эвенкийского автономного округа).

      В зависимости от конкретных целей  возникновения общественных отношений выделяют:

- внутренние - отношения, связанные с формированием управленческих 
структур, определением основ взаимодействия между ними и их под 
разделениями, с распределением прав и обязанностей, прав и ответственности между работниками аппарата органа управления. Стороны в 
этих отношениях - соподчиненные исполнительные органы, их структурные подразделения, должностные лица;

- внешние - отношения, связанные с непосредственным воздействием на 
объекты, не входящие в систему исполнительной власти (например, на 
граждан, общественные объединения, коммерческие структуры).

      По  характеру юридических фактов административно-правовые отношения делятся на отношения:

- порожденные правомерными действиями;

- порожденные неправомерными действиями.

      По  содержанию различают следующие виды административно-правовых отношений:

- материальные - общественные отношения в сфере управления, которые регулируются материальными нормами административного права;

- процессуальные - отношения, складывающиеся в сфере управления в 
связи с разрешением индивидуально-конкретных дел, которые регулируются административно-процессуальными нормами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вертикальные  горизонтальные правоотношения в административном праве. 

     Наиболее  значительный интерес представляет классификация административно-правовых отношений по юридическому характеру  взаимодействия их участников. В соответствии с этим выделяют вертикальные и горизонтальные правоотношения. 

     Вертикальные  административно-правовые отношения  могут возникнуть между вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти, например:

     -  между федеральным министерством и его территориальным органом,

     - между главным государственным  инспектором РФ и подчиненным ему аппаратом или нижестоящим государственным инспектором.

      Общие черты вертикальных административно-правовых отношений – это осуществление  в их рамках прямого управляющего воздействия и приоритет юридически выраженной воли одной стороны.

      Вертикальными признаются правоотношения, которые  выражаю суть административно-правового  регулирования и типичных для  государственно-управленческой деятельности субординационных связей между субъектом и объектом управления. Часто они возникают между соподчиненными сторонами. Властной стороной выступает соответствующий субъект исполнительной власти (исполнительный орган, орган государственного управления).

     Но  есть и другой вид административно-правовых отношений — горизонтальные, которые характерны для сторон административного договора, например, отношения между Министерством Юстиции РФ и иным федеральным органам исполнительной власти, но вопросу разработки нормативного правового акта, в котором заинтересован данный орган. К таким горизонтальным правоотношениям, исключающим принцип «власть — подчинение», могут быть отнесены правоотношения, вытекающие из договоров между главами администрации субъектов РФ о взаимных действиях по развитию социальной структуры регионов, обмену культурными достижениями, эксплуатации водохозяйственных объектов и т.п.

      Горизонтальными административно-правовыми отношениями  признаются те, в рамках которых  стороны фактически и юридически равноправны. В них отсутствует юридически-властные веления одной стороны, обязательные для другой. Такие отношения в сфере государственного управления встречаются довольно редко, по сравнению с вертикальными. Разновидностями таких отношений могут служить действия нескольких органов по подготовке и изданию совместного решения, соглашения (административные договоры) между ними по организационным вопросам.

        Эти отношения, не являясь типичными для сферы государственного управления, выражаются не столь отчетливо, как вертикальные. К их числу относятся:

      - отношения, предшествующие непосредственно управленческому воздействию. Они служат предпосылкой вертикальных отношений, служат для создания условий, необходимых для принятия одностороннего юридически властного решения. Это – связи, возникающие между находящимися на одинаковом правовом уровне исполнительными органами;

      - отношения, возникающие после осуществления непосредственно управленческого воздействия с целью создания условий для эффективной реакции принятого в одностороннем порядке юридически властного решения.

     Таким образом, следует рассматривать два вида административно-правовых отношений: вертикальные и горизонтальные.

     Но  общей их характерной особенностью является то, что одной из сторон такого правоотношения всегда является орган (должностное лицо), обладающий полномочиями публично-властного характера.

     Административно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются:

     - при реализации гражданами и их организациями предоставленных им конституционных прав и обязанностей в сфере государственного управления;

     - при реализации субъектами публичной администрации (органа 
ми исполнительной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами этих органов) 
установленных законодательством РФ функций и полномочий в 
сфере государственного управления;

      - при возникновении административно-правовых споров граждан, их организаций с органами, осуществляющими функции государственного управления, и их должностными лицами, в том числе споров, связанных с нарушением прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;

      - при нарушении физическими и юридическими лицами установленных законом или иным нормативным правовым актом правил и 
требований, влекущих применение мер административного принуждения, в том числе мер административной ответственности.

     Каждая  сторона административно-правовых отношений обладает административной правоспособностью.

     Административная  правоспособность возникает с момента  рождения человека, а в отношении организации — с момента ее учреждения и не может быть передана другому лицу, невозможен и отказ от нее.

     В отличие от административной правоспособности, административная дееспособность означает способность лица своими собственными действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него обязанности в сфере государственного управления, т.е. своими самостоятельными действиями реализовывать свою административную правоспособность.

Похожие работы:
© 2009-2020 Все права защищены — dipland.ru